Гуго Гроций о государстве и праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 15:29, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение политических и правовых взглядов Гуго Гроция. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть историческую обстановку и биографию Гуго Гроция как факторы влияния на его политико-правовую теорию;
Исследовать основную работу Гуго Гроция – трактат «О праве войны и мира»;
Изучить учение Гуго Гроция о естественном законе;
Проанализировать взгляды и идеи Гуго Гроция о государстве и праве;
Исследовать учение Гуго Гроция о праве войны и мира как основу международной политики.

Содержание

Введение 3
Глава I. Роль концепции Гуго Гроция в истории мировых политических и правовых учений 6
Глава II. Учение Гуго Гроция о государстве и праве 14
Заключение 32
Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Гуго Гроций о праве и государстве.(курсовая).doc

— 208.00 Кб (Скачать документ)

     В своем трактате Гуго Гроций обуславливает  интерес к правовым нормам, регулирующим отношения частных лиц, тем, что  он видит в них начала, которые  могут быть положены также в основу регулирования взаимоотношений государств. В трактате говорится о том, что права, касающиеся международных отношений, создаются по взаимному соглашению государств для достижения пользы. Гроций говорит о том, что, так как каждое государство преследует свою личную, особенную пользу, то право народов возникло по обоюдному интересу государств: «Но подобно тому, как законы любого государства преследуют его особую пользу, так точно известные права могли возникнуть в силу взаимного соглашения как между всеми государствами, так и между большинством из них… Подобного рода права возникли в интересах не каждого общества в отдельности, а в интересах обширной совокупности всех таких сообществ»66. Источниками права народов являются сама природа, божественные законы и нравы людей: «Никто не излагал в целом и последовательном порядке того права,…, которое имеет источником саму природу или установлено законами божескими или же введено нравами или молчаливыми соглашениями»67. Соблюдение права народов так же необходимо, как и соблюдение внутригосударственных норм. Гроций говорит о том, что во время войны любой закон прекращает свое действие и настаивает на том, чтобы во время ведения войны ее участники не забывали об определенных рамках права и нравственности: «Невозможно не согласиться с измышлением некоторых, будто во время войны прекращаются все права, но даже не следует ни начинать войну, ни продолжать начатую войну иначе, как соблюдая границы права и добросовестности»68.

     Гроций  дает определение войне: «…война есть состояние борьбы силою»69. Он выделяет три вида войн – частную, публичную и смешанную: публичная война ведется органами гражданской власти, частная – лицом, который не имеет такой власти, смешанная является и публичной, и частной одновременно.

     Гроций  не внушает читателю мысли о недозволенности  войны, так как война как таковая  не запрещена ни естественным правом, ни божьей волей, ни правом народов. 

     Гуго  Гроций считал, что частная война  дозволена, так как она не противоречит нормам естественного права: «Естественному праву не противоречит отражение кем-либо причиняемого насилия»70. Так же Гроций делит войны на справедливые и несправедливые Справедливой является та война, которая начинается в ответ на правонарушение, когда нет возможности прибегнуть к помощи суда: «Справедливой причиной начала войны может быть ни что иное как правонарушение…И, очевидно, сколько существует судебных исков, столько же – источников войны, ибо, где нет возможности прибегнуть к суду, там возникает война»71. Гроций приводит в пример военные действия в качестве самообороны и защиты частной собственности, так как подобные военные действия не противоречат естественному праву, потому что забота о своих интересах не противоречит природе общество до тех пор, пока не нарушается чужое право: «Большинство автором выдвигает три справедливых причины войны: самозащиту, возвращение имущества, наказание…Словом, первая причина войны есть еще не нанесенная, но угрожающая людям, их телу и их имуществу обида»72.

     Публичная война бывает двух видов – торжественная и неторжественная. Торжественная война является справедливой или законной. Гроций говорит об определенных требованиях для ведения справедливой публичной войны: «Для того, чтобы война имела по праву народов торжественный характер, необходимы двоякого рода условия: во-первых, необходимо, чтобы с обеих сторон война велась волею тех, кто в государстве облечен верховной властью, а затем – чтобы соблюдались известные обряды»73. Другими словами, Гроций требует, чтобы война была юридически оформлена и войну вели только представители власти государства.

     К несправедливым войнам Гроций относит, прежде всего, захватнические войны. Он считает неправомерными нападения  одних стран на другие из эгоистических  побуждений, ради овладения богатствами, в целях покорения или обращения народа в рабство: «Поэтому менее всего заслуживает одобрения мнение тех, кто признает достаточной причиной войны, если сосед, не встречая препятствия ни в каком соглашении, возведет на своей границе крепость или иное сооружение, могущее причинить какой-либо ущерб другому соседу»74; «Никто не является рабом по природе»75.

     Следующим вопросом, который рассматривал Гуго Гроций, были допустимые способы ведения  справедливой войны и что дозволено по отношению к противнику. Естественное право и право народов являются критериями дозволенности поступков, и они часто позволяют применение достаточно жестоких мер: «…Если я иначе не в состоянии сохранить жизнь, то мне дозволено отвращать применением любой силы посягательство на нее… я могу посягать даже на чужое достояние, если иначе мне угрожает несомненная опасность…»76. Гроций настоятельно советует избегать убийств в войне, когда для этого есть малейшая возможность. Он предлагает относиться более снисходительно к тем участникам войны, которые оказались в ней случайно или их принудили к вступлению в войну. Наказывая врагов, следует различать тех, кто начала войну, и тех, кто им подчинился, а невиновным людям нужно создать такие условия, в которых их жизнь не будет в опасности. Во время военных действий дети, женщины и старики должны находиться под защитой. Победитель войны не должен трогать служителей Бога, ученых, мирных земледельцев и торговцев и др. Также нельзя убивать пленных, и следует относиться к ним более гуманно, так как убийство пленного – позорное дело.77

     В своем трактате Г. Гроций так же касается вопроса о международных договорах. Он говорит о том, что договоры и обещания святы, и их нарушение  заслуживает порицания.

     Гроций  говорит о трех способах предотвращения войны: посредством переговоров, при помощи третейского судьи и жребием. Он говорит о том, что обращаться за помощью к третейскому судье должны христианские государства: «Особенно обязаны вступать на этот путь христианские государи и государства для предотвращения войн»78. Обычно разрешение спора жребием ведет к поединку, но Гроций утверждает, что лучше допустить схватку между двумя лицами, чем военные действия между целыми народами: «Со жребием граничит поединок, избегнуть которого, по-видимому, не всегда возможно… Ибо хотя это для самих противников и не столь похвально, тем не менее поединок должен быть допущен государствами как наименьшее зло»79.

     Таким образом, мы рассмотрели виды и функции  права, которые лежат в основе учения Гуго Гроция. Так как позитивное право нуждается в осуществлении, то его носителем становится государство.

     Гуго  Гроций придерживается договорной теории происхождения государства. Эта теория предполагает наличие некого естественного догосударственного состояния, в котором не было частной собственности, и строилось оно на взаимной симпатии. Однако с течение времени жизнь усложнялась, происходило развитие в искусстве и ремеслах, что привело к тому, что разница между людьми стала очевидна. Гуго Гроций пишет: «из различия способностей проистекли соревнования и даже убийство»80. Он объясняет появление государств общительной природой человека, при этом ссылается на то, что в основе стремления к общению лежит инстинкт самосохранения. По концепции Г. Гроция, люди объединились в государство, убедившись, что невозможно противостоять насилию отдельными разобщенными семьями. Также Гроций подчеркивает, что объединение людей в государство произошло «добровольно», а не «по божественному повелению»81.

     Согласно  своей теории происхождения, Г. Гроций дает определение государству: «Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы»82.

     Основная  цель и функция государства –  обеспечение общественного спокойствия, поэтому оно имеет некое верховное  право распоряжаться людьми и  их имуществом «для осуществления государственных целей»83. Также к функциям государства относятся законотворчество, непосредственное управление и правосудие. Государство обладает такими признаками, как: «обладание собственными законами, судами и должностными лицами»84. Государство занимается только публичными или «общими делами», а в частные оно вмешивается только тогда, когда это необходимо для поддержания общественного спокойствия.

     Гроций  развивал учение о государственном  суверенитете85, которое давало объяснение обширным полномочиям правителей и их независимости от народа в решении вопросов жизни государства. Гроций разрабатывал теорию в основном относительно монархий, а не республик.

     Основа  функционирования государства по Гуго Гроцию – верховная власть. Ее действия не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены кем-либо, кроме ее носителя или его преемника: «Верховной же властью называется такая власть, действия которой не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по ее усмотрению. Говоря «чужая» власть, я исключаю того, кому принадлежит верховная власть и кому предоставлено изменять свою волю, равно как и его приемника»86. Гроций выделяет такие функции власти: «Государства в целом касается издание и отмена законов в области как религиозной, так и светской. Заведование отдельными частностями относится непосредственно к публичной, либо к частной области постольку, поскольку это связано с публичными интересами. Дела частные составляют споры между отдельными гражданами, разрешение которых органами государственной власти производится в интересах общественного спокойствия»87.

     Общим носителем единой и неделимой  власти является государство в целом. Также есть носитель в собственном  смысле: в зависимости от государства, его «законов и нравов», этим носителем может быть либо один человек, либо группа людей88. Таким образом, Г. Гроций говорит о том, что у государственного суверенитета два носителя – государство в целом и собственно лицо или несколько лиц: «Носитель может быть или в общем, или же в собственном смысле; подобно тому как общий носитель зрения есть тело, собственный же – есть глаз…»89.

     Следующий вопрос, который Гроций рассматривает  в своем трактате, - способы обладания  верховной властью. В зависимости от способа обладания верховной властью Гроций выделяет несколько видов государства: один, в котором обладание властью происходит на правах полной собственности, второй, в котором власть принадлежит лицу на правах узуфрукта90, и третий – на праве временного пользования91.

     Верховная власть на правах полной собственности может быть приобретена посредством войны. Гроций называет такие государства «вотчинными» и говорит о том, что в подобных государствах воля народа не играет для носителей верховной власти никакой роли, и они вправе распоряжаться чем бы то ни было по своему усмотрению, вплоть до того, что они могут отчуждать управление государством кому угодно92.

     Верховная власть на правах узуфрукта принадлежит  лицам, ставшим правителями в  результате народного избрания, а  также законные приемники этих лиц93. Гроций считает волеизъявление народа первым и основным источником возникновения многих монархий. Такие главы верховной власти в отличие от глав вотчинных государств не имеют права отчуждать свои полномочия по управлению страной без согласия народа. Таким монархиям присущ ряд особенностей, например, установление регентства, когда государь не может управлять страной вследствие несовершеннолетия или болезни: «Ибо в государствах, не имеющих вотчинного характера, регентство принадлежит тем, кому оно поручено основным государственным законом или, при отсутствии последнего, согласием народа»94. В вотчинных государствах регенты назначаются по усмотрению ближайших родственников государя. Следующая особенность таких монархий заключается в том, что после смерти избранного народом монарха или прекращения династии в тех монархиях, где присутствует институт престолонаследия, верховная власть возвращается народу95. Таким образом, можно сделать вывод о том, что несмотря на то, что народ передает свою власть правителю или группе правителей, он все равно занимает важную позицию в управлении государством, потому что его мнение обязательно учитывается.

     Гуго  Гроций считал, что частные и должностные  лица не должны восставать против носителя верховной власти, однако в некоторых  случаях он считал подобные действия правомерными. Сопротивление власти может быть оправдано, когда жизни людей угрожает явная опасность вследствие насилия властвующих лиц: «…не подлежит сомнению, что не следует повиноваться приказам власти, противным естественному праву и божественным заповедям»96.

     Подводя итог, следует отметить то, что Гуго Гроций был одним из первых мыслителей, кто подробно рассматривает проблему международных отношений, а также прав человека. Историческое значение труда Гроция заключается в том, что он исследовал правовую основу войны и мира. Многие положения трактата не потеряли своего значения и в современной международной политике.

 

     Заключение

     На  становление взглядов Гуго Гроция повлияли идеи и концепции многих античных и средневековых мыслителей, на протяжении всего трактата он постоянно обращается к их трудам. Также на формирование концепции сильное влияние оказала внутригосударственная и политическая обстановка того времени.

Информация о работе Гуго Гроций о государстве и праве