Белорусско-китайские отношения в политической сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:17, курсовая работа

Описание

Цель работы: анализ белорусско-китайских отношений в политической сфере.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
определить историческую основу белорусско-китайских отношений;
указать основные принципы внешней политики Республики Беларусь и Китайской Народной Республики, выявить их общность и схожесть;
сформулировать основные вопросы международного характера, регулируемые двусторонними белорусско-китайскими соглашениями;
охарактеризовать основные направления взаимодействия между Китаем и Беларусью в рамках Организации Объединенных Наций.

Содержание

Введение ………………………………………………………………... 3 – 5
1. Основы политического сотрудничества Республики Беларусь и Китайской Народной Республики ……………………………………..
6 – 11
2. Вопросы международного регулирования в белорусско-китайских отношениях ………………………………………………...
12
2.1. Тайваньский вопрос ………………………………………………. 12 – 14
2.2. Проблема терроризма и наркотиков ……………………………... 15 – 17
2.3. Защита прав человека ……………………………………………... 17 – 19
3. Отношения Беларуси и Китая в рамках ООН …………………… 20 – 23
Заключение ……………………………………………………………... 24 – 26
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

Белорусский Государственный Университет

Гуманитарный  факультет 

Кафедра общенаучных дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 
 

БЕЛОРУССКО-КИТАЙСКИЕ  ОТНОШЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Касперович Анастасии  Викторовны

                                          студентки 3 курса отделения

                                          международных отношений 

                                          Научный руководитель:

                                          Старший преподаватель

                                          Лашкевич С.А. 
 
 
 
 
 
 

Минск, 2010

 
Введение ………………………………………………………………... 3 – 5
1.    Основы политического сотрудничества Республики Беларусь и Китайской Народной Республики ……………………………………..  
6 – 11
2. Вопросы международного регулирования в белорусско-китайских отношениях ………………………………………………...  
12
2.1. Тайваньский  вопрос ………………………………………………. 12 – 14
2.2. Проблема  терроризма и наркотиков ……………………………... 15 – 17
2.3. Защита  прав человека ……………………………………………... 17 – 19
3.    Отношения Беларуси и Китая  в рамках ООН …………………… 20 – 23
Заключение  ……………………………………………………………... 24 – 26
Список  использованных источников  

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Геополитическое положение Беларуси обусловило ее многовекторный характера в международных отношениях. Одним их приоритетных направлений внешней политики Республики Беларусь являются отношения со странами Азии, Африки и Латинской Америки.

      Что касается Азии, то бесспорным лидером  в связях с Беларусью является Китайская Народная республика. Китай придает большое значение сотрудничеству с развивающимися странами, поддерживает справедливую борьбу за защиту суверенитета и независимости других стран.

      Актуальность. Наличие официальных белорусско-китайских отношений на данный момент насчитывают 18 лет. Являясь одним из приоритетных направлений, они вызывают интерес у специалистов-международников любой направленности, будь то право, экономика или политика. Официальные белорусско-китайские отношения возникли сразу же после провозглашения независимости Республики Беларусь, что играет немаловажную роль для Беларуси, как для молодого государства, поэтому их изучение актуально.

      Анализ  прошлого и нынешнего состояния  двусторонних белорусско-китайских  отношений позволит выделить основные принципы построения и развития взаимоотношений, позволит определить будущую направленность этих отношений, поможет спроектировать модель наиболее благоприятных белорусско-китайских отношений. Изучение белорусско-китайских отношений покажет их уровень и значимость для обеих сторон, выявит, в чем и где именно проявляется взаимность и приоритетность белорусско-китайских отношений.

      Анализ  взаимоотношений Беларуси и Китая  поможет выделить вопросы межгосударственного (двустороннего) и международного (многостороннего) характера, по которым Республика Беларусь и Китайская Народная Республика близки или схожи в своих позициях.

      Учитывая  многовекторную внешнюю политику Республики Беларусь, изучение отношений с Китаем позволит выработать общую стратегию развития международных отношений с другими странами в данном регионе.

      Цель  работы: анализ белорусско-китайских  отношений в политической сфере.

      Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

  1. определить историческую основу белорусско-китайских отношений;
  2. указать основные принципы внешней политики Республики Беларусь и Китайской Народной Республики, выявить их общность и схожесть;
  3. сформулировать основные вопросы международного характера, регулируемые двусторонними белорусско-китайскими соглашениями;
  4. охарактеризовать основные направления взаимодействия между Китаем и Беларусью в рамках Организации Объединенных Наций.

      Хронологические рамки изучаемого мной предмета заключены во временной период с 1992 по 2005 года. Первая временная точка – это дата установления дипломатических отношений между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой. Второй датой я выбрала 2005 год, т. к. именно в этот год была подписана белорусско-китайская декларация, провозглашающая новый, более высокий, этап в белорусско-китайских отношениях, который и отметили сами подписывающие стороны.

      Для написания данной работы мною была использована следующая литература.

      «Становление  и развитие дружественных белорусско-китайских отношений» Мацель В.М. [1] дает широкое представление о становлении и развитии белорусско-китайских отношений в различных сферах. «Китайская Народная республика на пути в XXI век» Кришталович Л.Е., Мацель В.М. [4] достаточно подробно описывает положения внешней и внутренней политики КНР. «Гісторыя знешняй палітыкі Беларусі» Снапкоўскі У.Е. [2] была использована мной для изучения принципов и направлений внешней политики РБ. Более подробно узнать о проблемах терроризма, наркотиков, защиты прав человека, о тайваньском вопросе помогло изучение материалов Пресс-Канцелярии Госсовета КНР «Борьба с наркотиками в Китае» [6], «Китай: прогресс в области прав человека» [10], «Принцип одного Китая и Тайваньский вопрос» [12]. Мной были использованы тексты обеих Конституций [7] для сравнения основных прав и обязанностей граждан. Мной были использованы материалы научных трудов международных конференций из сборников «Беларусь-Китай: история, традиции, опыт, перспективы» [21] и «Белорусско-китайский сборник научных трудов»[16]. Из данных сборников мной были взяты и изучены отдельные статьи, касающиеся предмета моей работы.

      Источником  договорно-правовой базы было приложение к книге «Становление и развитие дружественных белорусско-китайских  отношений» Мецель В.М. [1], состоящее из договоров и соглашений между Беларусью и Китаем.

      Также мной были использованы Интернет-ресурсы. А именно: официальный сайт Министерства иностранных дел КНР www.fmprc.gov.cn [24] и сайт консалтинговой группы «Окно в Китай» chinalawinfo.ru [25].

    На  мой взгляд, к сожалению, проблема белорусско-китайских отношений  недостаточно широко освещена. Это объясняется сравнительно небольшим временем наличия этих отношений. Также отмечу, что сведения на иностранном языке предоставлены только на китайском языке.

 

 

     1. ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

       Говоря  о белорусско-китайских отношениях нельзя не упомянуть и о советско-китайских, так как именно они стали исторической основой для развития политических, экономических и культурных отношений  между Республикой Беларусь и КНР.

       Советско-китайские  отношения зародились в 1949 году сразу  после образования КНР. Известно, что установление взаимоотношений  в те годы было основано на «общности  теоретических марксистско-ленинских  взглядов на будущее коммунистическое мироустройство и на четкое определение образа врага в лице мирового империализма» [21, с. 43]. Это проявлялось в материальной и моральной поддержке молодому Китаю. По словам Шарапо А.В., белорусские специалисты и техника оказали большую помощь Китаю тогда [21, c. 43].

       Однако  Советский Союз распался, и возникла потребность в выстраивании новых отношений, уже не с одной страной, а со многими. Для этого требовался поиск новых точек соприкосновения в различных сферах между Китаем и государствами постсоветского пространства.

       В.М. Мацель считает, что моментом налаживания дипломатических отношений Беларуси и Китая является 13 – 14 октября 1991 года, когда в Минск прибыли два дипломата из Китая – 1-ый секретарь Чжу Чжаошунь и 2-й секретарь Ши Цзе. [16, с. 144]. На этой встрече стороны обменялись мнениями на счет путей возможного развития двустороннего сотрудничества.  Налаживание взаимоотношений было связано с  провозглашением государственного суверенитета Республики Беларусь. Также на встрече белорусская сторона была проинформирована о принципах внешней политики Китая – панча шила, о которых я расскажу ниже.

       После 25 декабря 1991 года, когда Беларусь стала  суверенным государством, Китай был  среди первых, кто признал независимость  Республики Беларусь. Уже 20 января 1992 года Республика Беларусь и Китайская Народная Республика подписали соглашение об установлении дипломатических отношений.

       В соответствии с первой статьей: «Стороны согласились развивать отношения  дружбы и сотрудничества между двумя  государствами на основе принципов  взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, а также мирного сосуществования». [1, с. 161]. Основой для дипломатических отношений будут являться положения Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года, а в консульских отношениях – положения Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года.

       В 1992 году в Республике Беларусь было открыто Посольство Китайской Народной Республики. А с 1993 года в Китае начало функционировать Консульство Республики Беларусь. Это, в свою очередь,  говорит о приоритетности развития данного вектора отношений и для Китая, и для Беларуси.

       Также в соглашении выражалась взаимная поддержка  позиций договаривающихся сторон. По третьей статье Беларусь поддерживает территориальную целостность КНР и непризнание «одного Китая и одного Тайваня» [1, с. 161]. Статья четыре содержит ответное заверение в поддержке со стороны Китая: «…поддерживает усилия Республики Беларусь, направленные на защиту национальной независимости, суверенитета, мирное урегулирование путем переговоров вопросов, связанных с этническими территориями, развитие экономики» [1, с. 163].

       Позднее, 11 января 1993 года, между Республикой Беларусь и КНР была подписана консульская конвенция.

       Таким образом, дипломатические отношения  между двумя государствами были установлены, однако следует обозначить принципы, на которых строятся эти  отношения.

       С первого же дня своего образования  Китайская Народная Республика торжественно провозгласила: «Настоящее правительство является единственным законным правительством, представляющим народ Китайской Народной Республики. Настоящее правительство устанавливает дипломатические отношения с любым иностранным государством, если то готово уважать принципы равенства, взаимной выгоды и взаимного уважения территории» [11, с. 97]. В этом высказывании и содержаться основные принципы внешней политики КНР.

       В декабре 1953 года премьер Чжоу Эньлай впервые выдвинул пять принципов, которые впоследствии стали основой установления дипломатических отношения между Китаем и другими государствами. Эти пять принципов включают: взаимное уважение суверенитета и территории, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимное благоприятствование, мирное сосуществование. Эти принципы впервые были официально записаны в соглашении Китая и Индии и носят также название «панча шила». Китай считает, что эти пять принципов должны применяться и в широких международных отношениях [3, с. 81].

       Взаимное  уважение суверенитета и территориальной  целостности, ненападение, невмешательство  во внутренние дела и есть основа нормальных неконфликтных международных отношений. Суверенитет представляет собой  право государства самостоятельно, без вмешательства другой страны, решать свои внутренние и внешние дела. Иначе говоря, суверенитет – символ независимости государства. «Территориальная целостность является материальной основой существования суверенного государства» [3, с. 83].

Информация о работе Белорусско-китайские отношения в политической сфере