Белорусско-китайские отношения в политической сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:17, курсовая работа

Описание

Цель работы: анализ белорусско-китайских отношений в политической сфере.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
определить историческую основу белорусско-китайских отношений;
указать основные принципы внешней политики Республики Беларусь и Китайской Народной Республики, выявить их общность и схожесть;
сформулировать основные вопросы международного характера, регулируемые двусторонними белорусско-китайскими соглашениями;
охарактеризовать основные направления взаимодействия между Китаем и Беларусью в рамках Организации Объединенных Наций.

Содержание

Введение ………………………………………………………………... 3 – 5
1. Основы политического сотрудничества Республики Беларусь и Китайской Народной Республики ……………………………………..
6 – 11
2. Вопросы международного регулирования в белорусско-китайских отношениях ………………………………………………...
12
2.1. Тайваньский вопрос ………………………………………………. 12 – 14
2.2. Проблема терроризма и наркотиков ……………………………... 15 – 17
2.3. Защита прав человека ……………………………………………... 17 – 19
3. Отношения Беларуси и Китая в рамках ООН …………………… 20 – 23
Заключение ……………………………………………………………... 24 – 26
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)
 

     2.3. Защита прав человека

 

       В общей шкале ценностей права  человека занимают центральное место. Их приоритет, значимость и назначение очевидны.

       Согласно  Конституции и политике, проводимой правительством, Республика Беларусь осуждает нарушение прав человека в  любых формах и проявлениях, а  также выступает за международное  сотрудничество в правозащитной области, основанное на принципах взаимного уважения.

       Права и свободы граждан закреплены в статьях второго раздела  Конституции Республики Беларусь «Личность, общество, государство» [7, с. 53 – 62].

       Конституция КНР 1982 года закрепляет права и обязанности китайских граждан в главе II «Основные права и обязанности граждан». [25].

       И Беларусь, и Китай заинтересованы в развитии прав человека, так как это свидетельствует о демократизации, а Беларусь и Китай, как известно, страны демократические, что и закреплено в их Конституциях.

       Многие  статьи в обеих Конституциях закрепляют одни и те же права и обязанности: все равны перед законом, неприкосновенность жилища, право на жизнь, свобода слова, мысли, печать, вероисповедания, защита государством брака, семьи, материнства, право избирать и быть избранным.

       Китай и Беларусь неуклонно соблюдают  цели и принципы Устава ООН, направленные на содействие осуществлению прав и  основных свобод человека. В последние  годы они неизменно поддерживают и активно участвуют в международной деятельности по защите прав человека и прилагают новые усилия в интересах здорового развития международной деятельности в области прав человека. 

       В соответствии с целями и принципами Устава ООН Китай и Беларусь  налаживает широкое международное сотрудничество и обмен в области прав человека. Китайское и Белорусское правительство активно сотрудничает с ООН, серьезно и ответственно подходит к исследованиям и изучению по тематике, предлагаемой Центром ООН по правам человека и его специальными докладчиками, своевременно отвечает на их запросы, излагает факты, свои взгляды и мнения.

       Китай и Беларусь готовы вместе с международным  сообществом прилагать неустанные усилия для того, чтобы, вступив в XXI век, жить в мирном и стабильном мире, где развивается экономика, и имеются все возможности для того, чтобы пользоваться правами человека.

       Китай неуклонно выступает за то, чтобы  на основе равноправия и взаимного  уважения вести диалог и обмен  по вопросу защиты прав человека, укреплять  взаимопонимание, расширять консенсус и сокращать разногласия [10, с. 42].

       Помимо  международных конвенций по правам человека в рамках ООН, в договорно-правовой базе между РБ и КНР есть пункты, относящиеся к защите прав человека. Так пункт 7 Совместной декларации о дальнейшем развитии и углублении сотрудничества между Китайской Народной Республикой и Республикой Беларусь 1995 года гласит: «стороны будут продолжать сотрудничество в сфере правовой помощи по гражданским и криминальным делам и обеспечивать права граждан одного из их на территории другого в соответствии с двусторонним соглашением…» [1, с. 167]. Также по итогам официального визита в РБ премьера Государственного Совета КНР Ли Пэна было зафиксировано, что «стороны провели обмен по вопросам прав человека и достигли по этим вопросам понимания» [1, с. 171].

       Также проблема защиты прав человека нашло  отражение и в недавней Совместной декларация Китайской Народной Республики и Республики Беларусь 2005 года: «Стороны отмечают, что все государства имеют право защищать права человека с учетом собственных реалий и традиций в рамках международного права… Стороны заявляют, что защита прав человека в международном сообществе должна быть основана на принципах  безусловного обеспечения равноправия и невмешательства во внутренние дела других государств… Стороны готовы поддерживать активный диалог и сотрудничество в этой области» [24].

       Таким образом, развитие защиты прав человека нашло свое отражение в белорусско-китайских  отношениях. Приверженность общемировым  тенденциям определила совместную направленность Беларуси и Китая в этой сфере. А наличие пунктов о защите прав человека в двусторонних белорусско-китайских договорах говорит о важности данного аспекта в развитии межгосударственных отношений вообще. Обеспечение прав каждому человеку, независимо от государственных, национальных, расовых и других различий, - исходный принцип построения гражданского общества суверенного государства.

 

     3. ОТНОШЕНИЯ БЕЛАРУСИ И КИТАЯ В РАМКАХ ООН

 

      Сотрудничество  Беларуси и Китая в рамках Организации  Объединенных Наций началось еще в конце 1940-ых годов. Здесь немаловажную роль сыграло в развитии дальнейших отношений то, что делегация Белорусской ССР поддержало правительство КНР, а не гоминдановское правительство, которое являлось одним из основателей ООН.

      С приходом в ООН делегации КНР  началась конфронтация между Китаем и СССР. Так как БССР входила  в состав СССР, то возможности для  налаживания и развития китайско-белорусских  отношений не было до середины 1980-ых годов, пока отношения между Китаем и СССР не наладились [21, с. 89].

      После развала Советского Союза начался  новый этап белорусско-китайских  отношений в рамках сотрудничества в ООН.

      В январе 1993 года между Беларусью и  Китаем был подписан протокол о консультациях  в рамках ООН и других международных организаций. С этого момента началась взаимная поддержка. Так в 1993 году

Китай проголосовал за Беларусь при назначении в непостоянные члены Совета Безопасности. Беларусь, в свою очередь, проголосовала за Китай при назначении в судьи Международного Суда.

      В этом же 1993 году между Китаем и Беларусью  было подписано совместного заявление, в котором говорилось о том, что они «імкнуцца развіваць адносіны супрацоўніцтва ў адпаведнсці са Статутам ААН і на падставе прынцыпаў цэласнасці, узаемнага ненападзення, неўмяшання ва ўнутранныя справы адзін аднаго, роўнасці і ўзаемнай выгады, мірнага суіснавання» [1, с. 163]. Таким образом, Китай и Беларусь заявили о своем стремлении налаживать и развивать взаимоотношения на основе международно-принятых принципов, на принципах, которые созвучны направлениям их внешней политики.

      Так ООН стало связующим звеном в отношениях Китая и Беларуси, сферой, где эти страны могли поддерживать друг друга, продвигать свою политику построения международных отношений.

      В последующие годы взаимная поддержка продолжалась. Так в 1996 и 1997 годах Беларусь – член Комиссии по правам человека – поддержала позицию Китая по вопросу прав человека в КНР [1, с. 93]. Ответным жестом Китая была поддержка Беларуси в ООН по вопросу снижения взносов РБ, а также в вопросе об оказании помощи Беларуси в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.

      Участие в ООН соответствует проводимой политике, как Китая, так и Беларуси, которые ратуют за мир во всем мире, равноправие всех стран, равное социально-экономическое развитие, за мирное сосуществование, уважение суверенитета и целостности стран, за невмешательство в дела другого государства. Как видим, положения Устава ООН включают и не противоречат основным принципам внешней политики Китая, «панча шила», и Беларуси.

      Именно  участие всех стран в ООН, а  также соблюдение его Устава принесет мирное сосуществование и развитие всему миру, каждому государству. И в настоящее время замены ООН нет. Как говориться в работе А.А. Свешникова: «Сегодня ООН является наиболее представительной, наиболее влиятельной, обладающей комплексными возможностями глобальной организацией. Реальная ситуация свидетельствует, что в защите мира, в борьбе за совместное развитие роль ООН не может быть подменена каким-либо другим государством, группой государств или международной организацией» [18, с. 134].

             Важность, значение и роль ООН подчеркивается во многих двусторонних белорусско-китайских  соглашениях: Совместном белорусско-китайском заявлении 1993 года пункт 10, Совместной декларации о дальнейшем развитии и углублении сотрудничества между КНР и РБ 1995 года пункт 1 и 12, Совместном Китайско-Белорусском заявлении от укреплении всестороннего сотрудничества в XXI веке 2000 года пункт 6, Совместной Декларации КНР и РБ 2001 года пункт 7 и 8, Совместном информационном Коммюнике КНР и РБ 2001 пункт 3, Совместной декларации Китайской Народной Республики и Республики Беларусь 2005 года пункт 11 и 12 и др. [1, с. 161 – 181].

       Одним из острых международных вопросов, обсуждаемых в рамках ООН, является международный терроризм и преступность. Принципиальна позиция Беларуси и Китая в том, что именно ООН должна стать консолидирующим и координирующим центром по выработке стратегии и тактики действий международного сообщества в деле борьбы с международным терроризмом.

             Помимо двусторонних белорусско-китайских соглашений по этому вопросу, Беларусь и Китай активно присоединяются к многосторонним соглашениям ООН по борьбе с терроризмом.

       Так Республика Беларусь и Китайская  Народная Республика присоединились к  Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 года, Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 года, Международной конвенции о борьбе с захватом заложников 1979 года, и к другим, входящим в «шестнадцать универсальных соглашений».

       Беларусь  вошла в число стран-лидеров  борьбы с одной из самых острых проблем современности — торговлей  людьми. Предложение Беларуси о формировании под эгидой ООН глобального движения «Партнерство против рабства и торговли людьми в XXI веке» вызвало заинтересованную реакцию со стороны стран-членов Организации, ряда учреждений системы ООН и находит свою практическую реализацию [13, с. 17].

       Торговля  людьми – это только один из аспектов защиты прав человека, в обсуждении которой активно участвуют Беларусь и Китай. Белорусское и китайское правительство высоко ценят роль международных конвенций по правам человека, поэтому они присоединяются к соглашениям по защите прав человека, подписанным в рамках ООН. В частности, Беларусь и Китай присоединились к Конвенции об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции по правам детей, Международной конвенции по ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о гражданских и политических правах и др.

       Инициатива  Президента Республики Беларусь о необходимости активизации деятельности мирового сообщества по борьбе с торговлей людьми нашли отражение в Итоговом документе юбилейного Саммита ООН, резолюциях Генассамблеи и получили широкую международную поддержку [13, с. 21].

       Присоединение и соблюдение соглашений, активность в обсуждениях говорит о значимости данного вопроса для обоих государств и о их стремлении к мировому равноправию, что созвучно их принципам внешней и внутренней политики.

       Большое внимание Беларусь и Китай уделяют  роли и месту ООН в системе  международных отношений. Они не отрицают значимость ООН в современном мире, однако выступают за определенные реформы в Совете Безопасности ООН. Эти реформы должны повысить эффективность и дееспособность ООН, ее роль как гаранта соблюдения всех принципов и норм Устава ООН, гаранта обеспечения мира, безопасности и защиты прав человека. Основой для этой реформы послужит максимально широкое согласие стран-членов ООН по всем вопросам. Китайская и белорусская стороны заинтересованы в эффективности миротворческих структур ООН, указывают на приоритетность политико-дипломатических методов решения возникающих конфликтов, тем самым, подтверждая свою приверженность нормам международного права и принципам проводимой внешней политики [1, с. 88].

       Белорусские и китайские представители в ООН неоднократно заявляли о том, что изменение структуры ООН и Совета Безопасности ООН должно отражать изменения в самой ООН и международной ситуации. В частности, согласно официальной позиции Китая, реформирование Совета Безопасности ООН затрагивает важнейшие интересы каждого государства, поэтому необходимо терпеливо и всесторонне проводить обсуждение и консультации по данной проблематике. Согласно подходам руководства Беларуси, республика выступает за прагматичный комплексный подход к реформе ООН, который позволил бы на основе реальных возможностей добиться укрепления потенциала этой организации в миротворческой, гуманитарной, информационной сферах [13, с. 24].

Информация о работе Белорусско-китайские отношения в политической сфере