Арабо-израильский конфликт: Истоки и способы урегулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:02, курсовая работа

Описание

Государство Израиль появилось на политической карте мира в мае 1948 г., однако подготовительная работа по созданию еврейской государственности велась задолго до этого. На протяжении долгих столетий для евреев, рассеянных по разным странам мира, было свойственно стремление к возврату в «землю обетованную», где когда-то было их государство. Это движение носило религиозно-политический характер. Тогда же в Палестине появились первые сионистские политические партии, которые послужили основой для формирования будущей многопартийной системы Израиля.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..………………….…..3
Глава 1. Причины возникновения Арабо-израильского конфликта.
1.1. Истоки Палестинского вопроса, хронология событий……………………………..……...…....5
1.2. Значение для современной международной политики…..……………………..……….……..8
Глава 2. Способы урегулирования.
2.1. Влияние международного сообщества на урегулирование Палестинского вопроса.......10
2.2. Мирные переговоры Израиля и Палестинской автономии………………...…..…………….19
Заключение….…………………………………………………………………………………………….22
Источники…………………………………………..…………………………….………………………..23

Работа состоит из  1 файл

Палестина разваливает ООН.docx

— 71.01 Кб (Скачать документ)

    По  сообщению газеты «Ha'aretz» со ссылкой  на журнал «Defense News», в 2011 году США разместят в Израиле дополнительное оружие стоимостью 400 млн долл., и, таким образом, к 2012 году стоимость американского оружия, находящегося на хранении в Израиле, составит 1,2 млрд долл. Различное вооружение, включая «умные бомбы» (с лазерной системой наведения), будет доступно, в случае необходимости, для Израиля. По информации из источников двух стран по новому законодательству, которое, однако, еще предстоит зафиксировать в обновленном двустороннем договоре, Израиль получит большую свободу в выборе оружия, поступающего на хранение на его территории.

    Израильская компания «Rafael Advanced Defense Systems» и американская компания «Raytheon» совместно разрабатывают систему ПРО под названием «Праща Давида» предназначенную для перехвата ракет большой дальности, летящих на малой высоте, которыми располагает «Хизбалла» в Ливане. Соглашение о совместном выполнении проекта было подписано в 2008 году. По этому соглашению предполагается совместное покрытие затрат на реализацию проекта.

    Также США и Израиль с 1988 года работают над созданием системы ПРО  «Хец» («Стрела», «Arrow»). Страны делят расходы на разработку пополам. В октябре 2007 года США и Израиль договорились о создании комитета для оценки предложенной Израилем системы «Хец-3» - высокоточной системы для перехвата более совершенных ракет с ядерными боеголовками. Вестой-летом 2008 года было принято решение начать производство системы, и США согласились разделить с Израилем затраты на ее производство, несмотря на то, что компания Lockheed Martin пыталась вынудить Израиль приобрести противоракетный комплекс THAAD (Theater High Altitude Area Defense). В 2009 году существовали опасения, что разработка системы «Хец-3» будет приостановлена и эта система будет заменена ракетами-перехватчиками SM-3, которые запускаются с боевой корабельной интегрированной многофункциональной системы «Иджис» (AEGIS) компании Raytheon. Дело в том, что SM-3 значительно дороже «Хец-3»: 10-12 млн долл. против 1,5-2 млн долл. «Хец-3», которая разрабатывается совместно компаниями Israel Aircraft Industries (IAI) и Boeing. Ожидается, что первые испытания пройдут в 2011 году и, возможно, система будет установлена к 2014 году. В июле 2010 года США и Израиль продлили двустороннее соглашение по сотрудничеству в разработке и производстве системы «Хец-3».

    Нарушая американский закон о реэкспорте вооружений, Израиль ставит под угрозу коммерческие интересы США, компрометирует разведывательные службы, нарушает региональную расстановку сил, деформирует дипломатические  отношения между двумя странами и укрепляет недоверие США  к экспорту Израилем вооружений и  военной техники. И, несмотря на все  это, оказывается, что США относятся  к реэкспорту своих технологий относительно спокойно, судя по тому, что до 2006 года США ни разу не проводили полный аудит расходования средств, поступивших  через программу оказания финансовой военной помощи зарубежным государствам, и ни одно агентство не занималось проверкой того, как Израиль выполняет  свои обязательства не передавать другим странам американские технологии.

    Тот факт, что США не предпринимают  жестких мер по пресечению таких  нарушений, еще раз подтверждает утверждение о том, что американская помощь Израилю, прежде всего, имеет  ряд масштабных преимуществ для  самих США, поскольку деньги, получаемые США в результате ВТС с Израилем, расходуются преимущественно на территории США. Кроме того, сегодня  американские спецслужбы, пережившие тяжелые времена, более чем когда-либо нуждаются в сотрудничестве с  иностранными разведками, в том числе  и с израильской. Иными словами, сохранение стратегического и оборонного союза между Израилем и США  полностью удовлетворяет интересам  обоих государств.  

 

Глава 2. Способы  урегулирования.

2.2. Мирные переговоры Израиля и Палестинской автономии

 

    По  своему характеру государство Израиль  является национальным еврейским государством. Оно изначально создавалось как  национальный очаг и убежище евреев всего мира и продолжает существовать в качестве такового до сих пор. Согласно закону о возвращении, любой еврей  вместе со своей семьей, т.е. с супругой, детьми, внуками, имеет право въехать  в Израиль на постоянное место  жительства. Принятый вслед за ним  закон о гражданстве предусматривает  автоматическое получение израильского гражданства всеми, кто въехал в  страну на основании закона о возвращении. Эти законы способствовали быстрому росту численности еврейского населения  в стране за счет репатриации. В первые четыре месяца существования Израиля  в это государство прибыло 50 тыс. евреев, а к концу 1951 г. – 687 тыс. новых иммигрантов. Преимущественно это были беженцы-евреи из арабских стран. Новая большая волна иммиграции началась в конце 80-х гг., достигнув примерно 50 тыс. человек в год. Она явилась следствием событий, происходивших в это время в СССР и странах Восточной Европы (по некоторым статистическим данным, выходцев из СССР в Израиле около 20-25 % населения).

    Принимать и обустраивать сотни тысяч репатриантов позволили Израилю созданная  здесь развитая промышленность, интенсивное  сельское хозяйство, а также немалая  поддержка США и еврейских  общин. Начиная с конца 40-х гг. Израиль прилагал усилия к укреплению политического, экономического и военно-технического союза со странами Запада. С 1962 г. США  становятся основным поставщиком финансово-экономической  и военной помощи еврейскому государству.

    В основу переговоров легли резолюции  Совета Безопасности 242 (1967) и 338 (1973) (формула  «земля в обмен на мир»). Ряд последующих  переговоров позволил достигнуть взаимного  признания между правительством государства Израиль и Организацией освобождения Палестины как представителем палестинского народа, а также  подписания обеими сторонами в Вашингтоне 13 сентября 1993 года Декларации принципов  о временных мерах по самоуправлению. Кроме этого, осуществление последующих  соглашений привело к ряду таких  позитивных изменений, как частичный  вывод израильских сил, выборы в  палестинский Совет и учреждение института президентского правления  Палестинской автономии, частичное  освобождение заключенных и создание действенных административных органов  в районах  палестинского самоуправления.  

    Серьезные препоны на этом пути были созданы  не кем иным, как новым премьер-министром  страны, победившим на первых прямых выборах. Председатель блока правых партий Ликуд  Биньямин Нетаниягу 29 марта 1996 г. победил  на первых всенародных выборах главы  правительства лидера партии труда (Авода) Шимона Переса и на словах отказался  от политики погибшего своего предшественника  Ицхака Рабина. Свое кредо Нетаниягу  изложил в «трех нет». Нет –  созданию палестинского государства. Нет – разделу Иерусалима. Нет  – уходу Израиля с Голанских  высот. Но, несмотря на такую категоричность перед избирателями, объективные  реалии и нужды страны заставили  и нового премьера продолжить диалог с Ясиром Арафатом и в той или  иной степени обещать выполнять  подписанные в 1993 г. в Вашингтоне Декларации о принципах палестинского  самоуправления и признании ООП.  

    После выборов в палестинский законодательный  Совет в 2006 году, «четверка» пришла к выводу о том, что будущая  помощь Палестинской автономии будет  пересмотрена донорами в свете обязательства  нового правительства по отказу от насилия, признания Израиля, и принятия предыдущих соглашений.

    Новая, хотя и неофициальная, работа по мирному  урегулированию началась в декабре 2003 года, когда представители Израиля  и палестинского гражданского общества под руководством двух бывших министров  Израиля и Палестинской администрации, Йосси Бейлина и Ясира Абеда  Раббо, выступили с так называемой «Женевской инициативой», подробным  проектом мирного соглашения, затрагивающим  вопросы окончательного статуса. Несмотря на отсутствие официального статуса, данный проект урегулирования получил значительную общественную поддержку как в  Израиле, так и в Палестине. После  встречи создателей инициативы, состоявшейся 5 декабря в Нью-Йорке, Генеральный секретарь Кофи Аннан заявил, что «дорожная карта» остается «ключевым механизмом» для движения вперед и что импульс, необходимый для решения ближневосточного конфликта, должен исходить от людей, совместно работающих во имя перемен.

    В 2004 году имела место дальнейшая эскалация  насилия, принявшего различные формы. В результате отдельных ракетных обстрелов города Газа в марте  и апреле Силы обороны Израиля  ликвидировали двух высокопоставленных лидеров исламистского движения ХАМАС – Шейха Ахмада Ясина и Абдул-Азиза Рантиси. В мае палестинские боевики подорвали автомобиль израильской армии в секторе Газа, убив шестерых солдат; Израиль приступил к осуществлению крупной операции вдоль границы Газы с Египтом для блокирования предполагаемых каналов перехода границы и контрабанды оружия – в ходе операции были разрушены десятки палестинских домов, 40 палестинцев были убиты. В июле и августе смертниками были убиты более 20 израильтян в Нетании и Беершебе. В сентябре, после того как в результате применения ракет «Кассам» были убиты двое израильских детей в городе Сдерот, расположенном в пустыне Негев, израильская армия вновь оккупировала север сектора Газа в ходе семнадцатидневной военной операции, унесшей жизни более 100 палестинцев.

    В ноябре 2004 года палестинский лидер  Ясир Арафат, болезнь которого прогрессировала  на протяжении 11 предыдущих месяцев, в  течение которых он безвыездно находился  в своей резиденции в городе Рамалла, был переправлен в больницу во Франции, где 11 ноября он скончался  в возрасте 75 лет. После официальных  похоронных церемоний в Египте тело было доставлено самолетом на Западный берег, где палестинский лидер был  похоронен в президентском комплексе  в Рамалле в обстановке безутешного  горя и траура.

    Начало 2005 года было отмечено дипломатическими контактами. В феврале премьер-министр  Ариель Шарон, в то время глава  «правительства единства» Израиля, встретился в Шарм-эль-Шейхе, Египет, с Махмудом Аббасом, всенародно избранным  Палестинским национальным советом  в январе в качестве преемника  Ясира Арафата на посту главы  Палестинской администрации. Оба лидера вновь заявили о прекращении  насилия, и Израиль объявил план освобождения 900 палестинских заключенных, а также сделал заявление о  выводе своих войск из палестинских городов. Казалось, результаты конференции  предвещали «окончание» интифады; однако не прошло и нескольких дней, как  запланированный вывод израильских  войск был «заморожен» вследствие взрыва, устроенного смертником в  ночном клубе в Тель-Авиве, в результате чего погибли пять человек.

    В августе, несмотря на некоторое противостояние в самом Израиле, премьер-министр  Шарон провел хорошо организованную и своевременную эвакуацию всех гражданских населенных пунктов  в секторе Газа и четырех населенных пунктов, расположенных в северной части Западного берега; в сентябре последний израильский солдат покинул  сектор Газа, и населенные пункты Израиля, размещенные на данной территории, были переданы палестинцам. Это ознаменовало первый вывод вооруженных сил  Израиля из оккупированной палестинской территории с 4 июня 1967 года, несмотря на то, что Израиль сохранил контроль над границами сектора Газа, его  воздушным пространством и территориальными водами. В обращении к Генеральной  Ассамблее премьер-министр Шарон  заявил, что палестинцы «имеют право  на свободу и на национальное и  суверенное существование в собственном  государстве», при этом он подтвердил требование Израиля в отношении  «единого и неделимого» Иерусалима.

    В январе 2006 года произошло два события, которые оказали существенное влияние  на динамику развития палестино-израильского конфликта. У премьер-министра Израиля  Ариеля Шарона случился тяжелый инсульт, а в результате выборов в новый  Палестинский законодательный совет  большинство мест получило движение ХАМАС, которое не признает Израиля, не принимает предыдущие соглашения и не отрицает насилие. Президент  Аббас призвал лидера ХАМАС Исмаила  Хание сформировать новое правительство  Палестины; практически в то же время  премьер-министром Израиля был  избран Эхуд Ольмерт.

    В то время как оказывалась помощь, направленная на облегчение страданий  жителей палестинской территории, а  палестинские лидеры вели переговоры, направленные на примирение группировок ФАТХ и ХАМАС, по Израилю продолжали наноситься из сектора Газа ракетные удары с применением ракет «Кассам», а Израиль продолжал проводить «целенаправленные убийства» предполагаемых палестинских боевиков. В результате одного особо трагического события в июне 2006 года на побережье сектора Газа было убито семь членов одной палестинской семьи. В ответ на это ХАМАС объявило недействительным свое предложение о перемирии, и его боевики пересекли границы территории Израиля, убив двоих израильских солдат и взяв в плен капрала, который впоследствии продолжал оставаться в плену. В свою очередь Израиль начал новую наземную операцию в секторе Газа, предприняв атаку на ракетные объекты Палестины, при этом в результате одного налета было убито 23 палестинца. В июне в ходе воздушной атаки со стороны Израиля была разрушена единственная в секторе Газа электростанция, в результате чего большинство жителей сектора Газа до конца года могли только 6–8 часов в день пользоваться электричеством и два или три часа в день – водой.

    Во  второй половине 2006 года жители сектора  Газа жили в обстановке, похожей  на военную, когда Израиль почти  ежедневно производил обстрелы с  земли, воздуха и воды, а Палестина  непрерывно наносила ракетные удары  по Израилю. В период между 25 июня и 12 октября 2006 года насилие унесло 261 жизнь жителей сектора Газа, из них 60 детей; самодельными ракетами, выпущенными  с территории сектора Газа, было убито два израильтянина и 15 получили ранения. К сентябрю 2006 года президент  Аббас со стороны ФАТХ и премьер-министр  Хание со стороны ХАМАС пришли к соглашению о создании правительства  Палестинского единства. Однако в  секторе Газа начались ожесточенные сражения между вооруженными палестинскими  группировками, в которых погибло  множество участников, в результате чего переговоры о единстве были сорваны.

    В апреле 2007 прошла встреча президента Аббаса и премьер-министра Ольмерта в Иерусалиме, целью которой стало обсуждение текущих гуманитарных вопросов и вопросов безопасности, а также усилия по созданию атмосферы доверия между сторонами, однако встреча не принесла конкретных результатов.

 

Заключение

 

    В заключение можно подвести итог данного  исследования, и сделать вывод о том, что говорить о будущем развитии Палестино-израильских отношений сегодня невозможно.

Информация о работе Арабо-израильский конфликт: Истоки и способы урегулирования