Арабо-израильский конфликт: Истоки и способы урегулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:02, курсовая работа

Описание

Государство Израиль появилось на политической карте мира в мае 1948 г., однако подготовительная работа по созданию еврейской государственности велась задолго до этого. На протяжении долгих столетий для евреев, рассеянных по разным странам мира, было свойственно стремление к возврату в «землю обетованную», где когда-то было их государство. Это движение носило религиозно-политический характер. Тогда же в Палестине появились первые сионистские политические партии, которые послужили основой для формирования будущей многопартийной системы Израиля.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..………………….…..3
Глава 1. Причины возникновения Арабо-израильского конфликта.
1.1. Истоки Палестинского вопроса, хронология событий……………………………..……...…....5
1.2. Значение для современной международной политики…..……………………..……….……..8
Глава 2. Способы урегулирования.
2.1. Влияние международного сообщества на урегулирование Палестинского вопроса.......10
2.2. Мирные переговоры Израиля и Палестинской автономии………………...…..…………….19
Заключение….…………………………………………………………………………………………….22
Источники…………………………………………..…………………………….………………………..23

Работа состоит из  1 файл

Палестина разваливает ООН.docx

— 71.01 Кб (Скачать документ)

    Самым крупным компонентом ВТС США  и Израиля является военная помощь. Израиль является самым главным  получателем американской военной  помощи как в виде грантов, так  и в виде поставок военной техники  на льготных условиях. США предоставляют  помощь Израилю в различных формах: военные поставки оружия и техники, программы оказания финансовой военной  помощи, а также создание фондов по поддержке исследований и разработок.

    С 1976 года Израиль является самым крупным  получателем ежегодной американской помощи. Кроме того, по некоторым  оценкам, Израиль ежегодно получает примерно 1 млрд долл. в виде благотворительных  взносов, примерно такую же сумму  через кратко- и долгосрочные ссуды, а также 1 млрд. долл. от выпуска облигаций. Кроме того, США финансируют отдельные проекты. Например, США предоставили Израилю 625 млн долл. для создания противоракеты «Хец», 1,3 млрд долл. на создание самолета «Лави», 200 млн долл. на создание танка «Меркава» и другие военные проекты.

    В 2001 году после подписания меморандума  о взаимопонимании, объемы американской военной помощи были увеличены до 2,4 млрд долл. В августе 2007 года после подписания  следующего Меморандума о взаимопонимании администрация Дж. Буша объявила об увеличении американской военной помощи Израилю на 6 млрд долл. в течение следующего десятилетия. Подписанное соглашение предполагает ежегодное увеличение финансовой военной помощи на 150 млн долл. Таким образом, в 2009 году финансовая военная помощь составила 2,55 млрд долл. и к 2011 году достигла 3 млрд долл. Согласно десятилетнему плану, предложенному США, военная финансовая помощь Израилю с 2012 по 2018 годы будет ежегодно составлять 3,09 млрд долл.

    С 2000 по 2009 годы США лицензировали, оплатили или поставили Израилю более 670 млн единиц оружия и оборудования, военного или двойного назначения стоимостью около 19 млрд долл. в рамках трех основных программ: программы «военных поставок зарубежным странам», программы «прямых  коммерческих поставок» и программы  «передачи зарубежным государствам неиспользуемой военной техники и имущества.

    Программа «военных поставок зарубежным странам» предполагает продажу американского  военного оборудования, предоставление услуг и организацию учений напрямую через правительство США и  правительство другой страны. Цель этой программы – продвижение  национальной безопасности США и  достижение внешнеполитических задач  через продажу оружия, что укрепляет  двусторонние отношения в сфере  обороны и улучшает функциональную совместимость военных сил США  и армий союзников. Сделки в рамках данной программы также делают вклад  в улучшение торгового баланса  страны, поддержание высококвалифицированной  рабочей силы в оборонно-промышленном комплексе, расширение производственных линий, что соответственно ведет  к уменьшению стоимости производимого  оружия. По данным Управления военного сотрудничества министерства обороны  США, с 1950 по 2009 годы по данной программе  было продано вооружений и военного оборудования примерно на 28 млрд долл. На данный момент в список стран, подходящих для участия в данной программе, входят 160 стран. Согласно разделу 36(b) «Закона о контроле над экспортом вооружений», для инициирования сделки необходимо предоставить в Конгресс письменное уведомление о намерении продать военную технику или предоставить военные услуги. Эта информация после проверки Конгрессом публикуется в Федеральном регистре. По данной программе, например, проходит сделка по продаже Израилю многофункциональных истребителей пятого поколения F-35.

    Речь  идет о закупке Израилем 20  истребителей этого типа для ВВС страны. Договор о покупке данных истребителей был подписан в августе 2010 года в Нью-Йорке министром обороны Израиля Эхудом Бараком. Сумма сделки составила 2,75 млрд долл. Следует отметить, что договоренность об этой закупке была достигнута не сразу и ее целесообразность до сих пор ставится под сомнение не только в Израиле, но и в других странах, которые принимают участие в данном проекте.

    Дело  в том, что в силу различных  причин, сроки разработки и создания данного истребителя были сильно увеличены, из-за чего в несколько  раз выросла его стоимость (для  Израиля  стоимость выросла с 80 млн долл. за самолет до 200 млн долл.), более того его инновационность и эффективность активно ставится под вопрос различными специалистами. Анализ, проведенный Иефаем Шапиро в журнале Strategic Assessment, доказывает, что, несмотря на все преимущества нового истребителя, он не является панацеей от всех проблем Израиля и те же задачи не менее эффективно могут решаться и при помощи существующих самолетов, если усовершенствовать их в той или иной степени. И, хотя, сначала участие Израиля в этом проекте не предполагалось, а в начале 2000-х годов на запрос об участии в проекте Израиль получил отказ (причиной отказа отчасти было то, что Израиль не собирался вкладывать в этот проект инвестиции, а также то, что американцы изначально не хотели допускать Израиль к разработке, боясь утечки информации и большого количества изменений, которые израильтяне потребуют внести в ту модель, которую они решат закупать), на более поздних стадиях (в 2003 году) он все же был привлечен к участию в проекте, сначала в статусе наблюдателя, а позднее в статусе полноправного партера, поскольку Израиль согласился инвестировать в проект, хотя и довольно символическую сумму – 50 млн долл. (для сравнения Великобритания вложила 2,7 млрд долл.). США обязались поставить Израилю истребители в числе первых стран, а также авторизовали значительную кастомизацию (изготовление массовой продукции под конкретный заказ путем комплектации дополнительными элементами и принадлежностями) самолетов, в результате чего сроки исполнения проекта были сдвинуты с 2010 года на 2014. Как сообщает газета Jerusalem Post, ВВС США начнут получать первые истребители F-35 в 2018 году, а это значит, что Израиль получит истребители значительно позже 2015 и 2017 годов, как предполагалось прежде. И, если поставки истребителей откладываются, соответственно растет и цена.

    Причина заключается в том, что покупка  Израилем истребителей F-35 будет произведена не за счет израильских налогоплательщиков, а будет полностью покрыта американской военной помощью. Принимая во внимание тот факт, что проект столкнулся с серьезными техническими и финансовыми трудностями, участие в нем Израиля крайне важно. Поскольку цена одного истребителя напрямую зависит от количества заказанных самолетов, а некоторые страны уже аннулировали заказы о поставке истребителей или заявили об уменьшении их количества, США крайне заинтересованы в том, чтобы Израиль приобрел как можно больше истребителей F-35, потому что приобретение Израилем истребителей может убедить другие страны в необходимости закупить эти самолеты, что, в свою очередь,  активизирует реализацию проекта. Как сообщает портал Lenta.ru, «США поставили условие, что если в перспективе министерство обороны Израиля увеличит заказ на F-35, то ему будет позволено установить на самолеты большее число собственных систем и вооружений».

    Другим  важным проектом, осуществляемым в  рамках программы государственных  «военных поставок зарубежным странам», является  американская помощь Израилю в создании системы противоракетной обороны (ПРО) «Железный купол». В ноябре 2010 года администрация президента США Барака Обамы сделала заявление о предоставлении Израилю военной помощи в размере 502 млн долл. для разработки данной системы ПРО. Тактическая система «Железный купол» создана для обнаружения, перехвата и уничтожения ракет ближнего радиуса действия, запущенных с территории Газы и южной границы Ливана. Эта мобильная система противоракетной обороны способна эффективно определять приближение ракет на дальностях от 4 до 70 километров при любых погодных условиях. Разработка системы проводилась компанией «Rafael Advanced Defense Systems». Следует отметить, что стоимость разработки и размещения данной системы довольно высока, поэтому для Израиля было важно участие в этом проекте США как полноправного партнера.

    Как уже было сказано ранее, военная  помощь также оказывается в рамках программа «прямых коммерческих поставок». Данная программа отличается от программы государственных «военных поставок зарубежным странам» тем, что  по условиям данной программы сделка совершается не между двумя правительствами, а между американскими корпорациями и правительством другого государства. По условиям данной программы американские компании получают от министерства обороны  лицензию на экспорт оружия, которая  позволят им напрямую договариваться о поставках оборудования с зарубежными  покупателями. Таким образом, иностранный  клиент получает возможность быть более  вовлеченным в процесс переговоров  об условиях контракта и может  значительно повлиять на цену, а  также легче договориться об удовлетворении нестандартных требований. По данным Управления военного сотрудничества министерства обороны США, с 1971 по 2008 год США  поставили Израилю по данной программе  вооружений на сумму 10 млрд долл.

    Программа «передачи зарубежным странам неиспользуемой военной техники и имущества» предполагает безвозмездную передачу или продажу по заниженной цене устаревших и избыточных вооружений. «В 1990-1994 годах восемьдесят процентов поставок избыточных вооружений были безвозмездными, в 1995 году эта доля упала до пятидесяти процентов. В 1990 году десять стран купили или получили безвозмездно вооружения у министерства обороны США, а в 1995 году их количество выросло до шестидесяти. В тот же период министерство обороны предложило экспортировать вооружения и военную технику, оцененную в 8,5 млрд долл. безвозмездно или по чрезвычайно низкой цене. Хотя реальное количество трансфертов было обнародовано лишь в 1993 году, согласно данным министерства обороны, в 1993-1995 годах оно поставило военной техники на сумму 1,9 млрд долл.». Следует отметить, что до 2001 года оружие в основном передавалось Израилю бесплатно. Так, например, в 1999 году Израиль получил от США 20 реактивных двигателей для истребителей, 10 тыс. 105мм снарядов, 2 батальонных командных пункта для зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Hawk», «Ястреб».

    Важно отметить, что средства военной помощи Израиль обязан тратить по большей  части на приобретение американской военной техники, запчастей, боеприпасов  и снаряжения. Лишь небольшую часть  средств американцы разрешают реализовать  в Израиле – примерно 25%, причём на строго оговорённые проекты, включая  капитальное строительство. Наиболее известна постройка в Израиле  двух авиабаз (Увда и Рамон) и ряда других объектов после заключения мирного  договора с Египтом в 1979 году. С  конца 80-х гг., после скандала, связанного с Рами Дотаном (тогда – начальник  технического управления ВВС в звании генерал-майор (тат-алуф), уличённый  в получении взяток от американских корпораций) Израиль не получал средств  на строительство (был резко ужесточён  контроль над расходованием средств)). Лишь в 2000 году США возобновили финансирование подобных проектов. Из этих денег оплачивается строительство двух пехотных учебных  военных баз взамен находящихся  в Иудее и Самарии и нескольких баз-складов ("ЯМАХ-им") для резервистских  бронетанковых дивизий (контракт подписан 02.02.2000). На это выделено 205.03 млн долл. в 2000 году. Всего в 2000 году Израиль  получил право потратить 470 млн  долларов у себя и ещё 5 млн - в  Европе.

    Кроме военной помощи, c 1972 года Израиль  также получает экономическую помощь в виде гарантий на займы, которые  Израиль использовал для строительства  жилья и абсорбции новых иммигрантов  из Советского Союза и Эфиопии, а  также для финансирования экономики  после рецессии 2000-2003 годов.

    Необходимо  обратить внимание на то, что не только военная помощь Израилю предоставляется  на особых условиях, но и экономическая: например, в отличие от других стран, ежегодно Израиль получает средства из Фондов Экономической Помощи только один раз – в начале финансового  года, то есть платеж не разбивается  на 4 части по кварталам, как это  делается в случае с другими странами. Это вынуждает США платить  более высокие проценты на эти  средства. Еще одним примером «особого положения» Израиля является то, что  Израиль может договариваться о  большинстве военных сделок напрямую с американскими компаниями, в  то время как остальные страны должны взаимодействовать исключительно  через министерство обороны США. Израиль имеет право приобретать  оборудование военного назначения стоимостью менее 100 тыс. долл., остальные – только более этой суммы. Нельзя не отметить тот факт, что США часто финансируют  израильские проекты по созданию новых видов вооружения. Например, США инвестировали миллиарды  долларов в создание танков «Меркава»  и самолетов «Лави». Кроме того, вся американская помощь поступает  напрямую правительству Израиля, а  не выделяется на отдельные проекты. Израиль не отчитывается о том, как  были потрачены средства. И, наконец, как уже было отмечено ранее, хотя Израиль имеет право тратить  всего лишь 25% американской помощи на территории Израиля, все-таки это является беспрецедентной мерой. Ни одна другая страна, кроме Израиля не обладает подобным правом. Для Израиля такая  возможность играет большую роль, потому что за счет этого Израиля  удается достигнуть экономии от масштаба и производить высокотехнологичное  оборудование. В общей сложности, ежегодная военная финансовая помощь составляет 18,2% всего военного бюджета  Израиля.

    Деньги, поступающие в виде экономической  помощи, идут на погашение израильского долга по военным кредитам, взятым у США до 1985 года. В 1987 году Конгресс принял поправку к законопроекту  об ассигнованиях на военную помощь иностранным государствам, по которому страны могли рефинансировать свои существующие военные долги, учетная  ставка по которым превышает 10%. На момент, когда была принята это поправка, израильский долг составлял около 10 млрд дол., (5 млрд дол. уже было оплачено), из которых 6 млрд дол. составляли военные  займы, а учетная ставка по ним  была больше 10%. В 1988-1989 годах Израиль рефинансировал 5,5 млрд долл.  путем заимствования этих средств у американских коммерческих учреждений под учетную ставку ниже 10%, расплачиваясь, таким образом, с американским правительством. В итоге к декабрю 2001 года израильский долг американскому правительству составил около 2 млрд долл. (экономические и военные кредиты). По данным министерства финансов США на 2010 год долг Израиля перед США составил 625 млн долл.

    По  данным доклада «Помощь США иностранным  государствам», с 1949 по 1996 объем военной  и экономической помощи Израилю  составил 29 млрд долл. и 23 млрд долл. соответственно. В 1997 и 1998 годах общий объём помощи составлял 3 млрд долл. ежегодно, из них  военная помощь составила 1.8 млрд дол., а экономическая - 1.2 млрд дол.. Однако стоит отметить, что с 1999 года начался  постепенный процесс свёртывания  экономической помощи с параллельным увеличением военной помощи. Так, к 2008 году Израиль получил 2.4 млрд долларов военной помощи, а экономическая  помощь в этом году была окончательно прекращена.

    С 1990 года США размещают на территории Израиля стратегические запасы оружия на случай экстренной необходимости. По договоренности Израиль также может  получить доступ к этому оружию в  случае возникновения такой необходимости, но только с разрешения Вашингтона. Впервые американское оружие было размещено  на территории Израиля в 1990 году, тогда  его стоимость  не превышала 100 млн долл. Во время войны в Персидской Заливе стоимостной эквивалент размещенного оружия достигал 300 млн долл., а позднее он вырос  до 400 млн долл. Последний раз Израиль прибегал к использованию оружия с американских военных складов в 2006 году во время Второй ливанской войны. После этой войны в 2007 году количество американского оружия на израильских складах было удвоено. Размещая склады оружия в Израиле, США тем самым демонстрируют свою неизменную приверженность еврейскому государству. Кроме того, считается, что такое увеличение запасов оружия сдерживает иранскую угрозу, а это значит,  что Израиль может пойти на определенные риски ради установления мира.

Информация о работе Арабо-израильский конфликт: Истоки и способы урегулирования