Арабо-израильский конфликт: Истоки и способы урегулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:02, курсовая работа

Описание

Государство Израиль появилось на политической карте мира в мае 1948 г., однако подготовительная работа по созданию еврейской государственности велась задолго до этого. На протяжении долгих столетий для евреев, рассеянных по разным странам мира, было свойственно стремление к возврату в «землю обетованную», где когда-то было их государство. Это движение носило религиозно-политический характер. Тогда же в Палестине появились первые сионистские политические партии, которые послужили основой для формирования будущей многопартийной системы Израиля.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..………………….…..3
Глава 1. Причины возникновения Арабо-израильского конфликта.
1.1. Истоки Палестинского вопроса, хронология событий……………………………..……...…....5
1.2. Значение для современной международной политики…..……………………..……….……..8
Глава 2. Способы урегулирования.
2.1. Влияние международного сообщества на урегулирование Палестинского вопроса.......10
2.2. Мирные переговоры Израиля и Палестинской автономии………………...…..…………….19
Заключение….…………………………………………………………………………………………….22
Источники…………………………………………..…………………………….………………………..23

Работа состоит из  1 файл

Палестина разваливает ООН.docx

— 71.01 Кб (Скачать документ)

    Война «судного дня» 1973 г., как назвали  ее в Израиле, обошлась ему в стоимость  годичного валового продукта и потерями – 10 тыс. убитыми и ранеными, что обусловило послевоенное критическое состояние экономики, дополнившееся кризисом доверия к правительству. Уже на выборах в декабре 1973 г. такие известнейшие лидеры, как Г. Меир (премьер-министр), М. Даян, Абба Эбан и др., оказались за бортом политической жизни. А на следующих, в 1977 г., крупнейшая «Партия труда» впервые за 30 лет была отстранена от власти. Политические реалии складывались так, что Израилю нужно было искать пути для начала мирного диалога хотя бы с одним из арабских участников конфликта. 

    В 1974 году Генеральная Ассамблея вновь  подтвердила неотъемлемые права  палестинского народа на самоопределение, национальную независимость и суверенитет, а также право на возвращение. В следующем году Генеральная  Ассамблея учредила Комитет по осуществлению  неотъемлемых прав палестинского народа. Генеральная Ассамблея предоставила Организации освобождения Палестины  статус наблюдателя в Ассамблее  и в других международных конференциях, проводимых под эгидой Организации  Объединенных Наций.

 

    

    1977 – 1990 годы. 

    Одним из партнеров по переговорам, которые проводились под эгидой США, стал египетский президент А. Садат. В ноябре 1977 г. он совершил визит в Иерусалим и дал согласие на подготовку договора с Израилем. Мирное соглашение между Израилем и Египтом было достигнуто на встрече лидеров трех стран (Бегин, Садат, Картер) в Кэмп-Дэвиде (США, сентябрь 1978 г.), а сам договор был подписан в Вашингтоне в марте 1979 г. В соответствии с Кэмп-Дэ-видским соглашением Израиль завершил к апрелю 1988 г. вывод своих войск с Синайского полуострова, и признанные между двумя странами границы пришли на смену линиям прекращения огня.

    Однако  положение в этом регионе продолжало ухудшаться. Самым непримиримым противником Израиля была и еще остается Организация освобождения Палестины (ООП), которая к началу 80-х гг. имела высокий международный рейтинг и стала самой влиятельной и популярной организацией среди арабского населения оккупированных территорий.

    Основная  организационная и военная структура  ООП с конца 1970 г. находилась в  Ливане. В июне 1982 года Израиль вторгся  в Ливан, заявив, что его целью  является уничтожение ООП. Но война, которую израильское правительство  планировало закончить быстро, за недели, растянулась на три года. Хотя цель вторжения была достигнута и вооруженные отряды ООП покинули Ливан, тем не менее, эта война  имела серьезные последствия  для израильского общества. Она еще  более обострила все экономические  проблемы страны, а кроме того, война  расколола израильское население  на два противоположных лагеря – сторонников и противников вооруженного вторжения в Ливан. Волна протеста против войны прокатилась по всему Израилю с 1982 по 1984 г. Попытки заключить сепаратное соглашение при посредничестве США, как ранее с Египтом, также не имели успеха. Эти обстоятельства вынудили Бегена уйти в отставку в августе 1983т. и уступить место И. Шамиру.

    В сентябре 1983 года представительная Международная  конференция по вопросу о Палестине, приняла среди прочего Женевскую  декларацию, содержащую следующие принципы: необходимость противодействовать и отвергать такую политику и  практику Израиля на оккупированных территориях, которая направлена на создание поселений, а также изменение  статуса Иерусалима; право всех государств региона на существование в безопасных и международно-признанных границах, при обеспечении справедливости и безопасности для всех людей, а  также осуществление законных и  неотъемлемых прав палестинского народа. 

    Уже в июне 1985 г. правительство приняло  решение о полном выводе войск  из Ливана. Однако развитие обстановки на других оккупированных территориях  поставило израильских политиков  перед необходимостью пересмотреть свою традиционную политику в отношении  арабского палестинского населения. Начиная с 1987 г. арабы Западного  берега Иордана и сектора Газа проводят непрекращающуюся кампанию протеста против израильского присутствия в  этих районах, они требуют полного  ухода Израиля с этих территорий, прекращения политики создания еврейских  поселений и образования независимого палестинского государства.

    В декабре 1987 года на оккупированной Израилем палестинской территории вспыхнуло  массовое восстание («интифада»). Методы, используемые израильскими силами в  ходе восстания, привели к значительным жертвам и большому числу раненых  среди гражданского палестинского  населения.  

 

Глава 1. Причины возникновения Арабо-израильского конфликта.

1.2. Значение  для современной международной  политики

 

    31 октября 2011 года Палестину приняли  в ЮНЕСКО абсолютным большинством  голосов – 107 стран "за", 14 "против", 52 воздержались. Таким  образом, ЮНЕСКО стало первым  агентством ООН, признавшим палестинскую  независимость в обход стандартных  процедур, принятых для признания  новых государств. Нетрудно понять, что эти действия роняют авторитет Совета безопасности и входящих в него стран. Но именно к этому стремятся палестинцы – добиться международного признания де-факто, на случай, если юридическая процедура провалится. На очереди – обращение в 16 агентств и дочерних структур ООН, среди которых Всемирная организация здравоохранения и Всемирная организация интеллектуальной собственности, причем целью палестинцев является именно полное членство, а не статус наблюдателей. Как заявил посол ПА в ООН Ибрагим Хариши, в этом направлении ведется "пошаговая работа". Шаг за шагом, палестинская администрация приучает международное сообщество к мысли, что она представляет полноценное государство. Таким образом, Аббас и его сторонники продолжают продвигать идею палестинской государственности в одностороннем порядке, не дожидаясь возобновления диалога с Израилем.

    Но  удивительно не то, что палестинцы предпринимают такие шаги, а то, что большинство стран готовы пойти им навстречу. Мало того, что  речь идет о "государстве-призраке", как называют его журналисты, - само понятие Палестины сегодня под  вопросом. Неизвестно, включен ли в  нее сектор Газа, находящийся под  властью ХАМАСа, который ряд стран-членов ООН относит к террористическим организациям, или же Палестиной следует  считать только территории, подконтрольные Аббасу. Но этот спорный момент не остановил  членов ЮНЕСКО, проголосовавших за принятие Палестины. Такая победа палестинской дипломатии, несомненно, повышает рейтинг  Махмуда Аббаса и возглавляемого ФАТХа, что особенно ценно для  руководства движения в преддверии выборов в автономии.

    Немедленно  после принятия в ЮНЕСКО палестинские лидеры объявили, что будут судиться с Израилем "за кражу арабских и исламских древностей и нападения  на исламские и христианские святыни". Таким образом, вступление в организацию, выполняющую сугубо культурные функции, позволяет палестинцам открыть  еще один фронт борьбы с "оккупантами".

    Очевидно, Абу Мазен либо окончательно отказался  от диалога, либо, скорее всего, уверен, что Израиль будет терпеливо  ждать их возвращения за стол переговоров, невзирая на односторонние выходки. Правда, Израиль в ответ обещает  расширить строительство в поселениях и даже прекратить перевод в ПА налогов, а лидер партии НДИ Авигдор  Либерман предлагает и вовсе прервать контакты с палестинской администрацией. Но Аббас, вероятно, считает, что всегда сможет с помощью международного сообщества надавить на Израиль, когда  он захочет с ним договариваться. Но нашему правительству пора определить для себя, где проходит "красная  черта", после которой партнер  перестает считаться таковым  и диалог невозможен.

    Между тем, Израиль, США и Канада прекратили финансирование ЮНЕСКО, что, несомненно, болезненно скажется на положении агентства. Вашингтон руководствуется законом, принятым в 90-е годы и запрещающим  финансировать структуры ООН, которые  в одностороннем порядке признают Палестину в качестве государства. Характерно, что в Конгрессе и  Белом доме существует редкий консенсус  по поводу соблюдения этого закона. Американские взносы составляют 22% от бюджета ЮНЕСКО; вместе с долей  Канады и Израиля организация  лишается почти трети своих денег  и будет вынуждена свернуть многие программы. Вашингтон уже заморозил  взнос в размере 60 миллионов долларов, который должен был выплатить  до конца ноября.

    Многие  эксперты предполагают, что столь  суровый шаг в отношении ЮНЕСКО – своего рода предупреждение другим организациям, которые тоже захотят  признать Палестину своим полноправным членом. Решение агентства вызвало  также раздражение Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна; он отметил, что из-за стремления Палестины  стать членом различных международных  организаций пострадают миллионы людей  во всем мире. Не исключено, что раздражением вызвано и недавно принятое решение четырех стран-членов Совбеза - Великобритании, Германии, Франции и Колумбии – не поддерживать Палестину на голосовании о признании независимости.

    Но  подействует ли это предупреждение на те страны мира, которые уже сегодня  готовы принять Палестину на равных в свои ряды? Тот факт, что организация, выполняющая культурные и гуманитарные задачи, вдруг вынесла решение  по сугубо политическому вопросу, говорит  о многом. Некоторые обозреватели называют этот шаг настоящим бунтом против доминирования американцев  и их союзников в структурах ООН. Не исключено, что какое-нибудь арабское государство или Россия возьмется  компенсировать денежные потери ЮНЕСКО, причем тоже не из гуманитарных, а из чисто политических соображений - в  пику Соединенным Штатам. Таким образом, палестинские лидеры искусно играют на амбициях и противоречиях участников международного сообщества.

    Но  не будет ли такая игра иметь драматические  последствия для стран мира? Уже  сейчас СМИ говорят, что голосование  в ЮНЕСКО "раскололо Европу": за принятие Палестины проголосовали  Франция, Норвегия, Люксембург, Испания  и Греция, против - Германия и Чехия, Великобритания воздержалась. Если же триумфальное шествие Палестины  по дочерним организациям ООН продолжится, а США будут отказывать им в  финансировании, если при этом американскому  примеру последуют другие страны - это может привести к краху  всей международной системы. Пострадают от этого не только культурные или  социальные организации, но и те, от которых напрямую зависит безопасность мира, например МАГАТЭ.

    Эксперты  отмечают, что участие США во многих международных структурах является основой их существования. А американские политики не исключают сегодня и  полного выхода из ООН. В этом случае дальнейшее функционирование "мирового правительства" просто потеряет смысл.

    Думают  ли об это палестинские руководители? Вряд ли. Но даже если они предвидят  такую перспективу, то она их вовсе  не пугает. Можно только догадываться, как высоко взлетит в глазах палестинской улицы, да и всего арабского мира, рейтинг деятелей, которые сумели развалить ООН.

    В сущности, Организация Объединенных наций уже давно нуждается, если не в роспуске, то, по крайней мере, в пересмотре принципов своей  деятельности. За последнее десятилетие  она не сумела предотвратить ни одного вооруженного конфликта, а ее санкции  практически не работают. С другой стороны, в ней зреют глобальные противоречия между многочисленными  арабскими странами, с одной стороны, и США и Израилем – с другой, а Китай и Россия умело используют эту борьбу в своих интересах. Наконец, в полномочиях и правах различных структур царит полная неразбериха. Неудивительно, что те из них, кто должен заниматься вопросами  культуры, на деле принимают политические решения, как это произошло в  ЮНЕСКО. Успех палестинского обращения  наглядно продемонстрировал все  недостатки нынешней системы функционирования международной политики, и доказал, что она требует глобальных перемен.

    С другой стороны, палестинская дипломатическая  осада расшатывает ООН в не самый подходящий момент. В эпоху  арабских революций, экономического кризиса  и иранской ядерной угрозы мир  нуждается в этом, пусть не самом  эффективном, но все же авторитетном органе, где можно обсуждать острые и наболевшие вопросы. Развал ООН, потеря общей платформы для поиска консенсуса, может привести к самым разрушительным последствиям для всего человечества. 

 

Глава 2. Способы  урегулирования.

2.1. Влияние международного сообщества на урегулирование Палестинского вопроса.

 

    30 октября 1991 года в Мадриде была  созвана Мирная конференция по  Ближнему Востоку. Ее целью  было достижение справедливого,  прочного и всеобъемлющего мирного  урегулирования через прямые  переговоры по двум каналам:  между Израилем и арабскими  государствами, а также между  Израилем и палестинцами. Начиная с 1992 г., во время премьерства Шамира, на Мадридской конференции по Ближнему Востоку впервые прозвучало официальное обращение Израиля к арабским лидерам, содержащее согласие израильских властей решать проблемы арабских жителей оккупированных территорий путем мирных переговоров со всеми заинтересованными сторонами. Тем более, что обстрел государства иракскими ракетами в ходе войны в заливе еще раз продемонстрировал уязвимость Израиля в арабском окружении.

    С этого момента руководство Израиля, Египта и Иордании и в немалой  степени администрация США проделали  большую работу по проведению двусторонних переговоров между ООП и Израилем. В 1993 г. в Вашингтоне был подписан огромной важности документ о взаимном признании Израиля и ООП. Последующие  переговоры позволили палестинцам  добиться от Израиля права на автономное самоуправление в Газе и Иерихоне. Неофициально уже в течение нескольких лет ведутся переговоры по устранению всех спорных вопросов между Сирией и Израилем. В настоящее время  можно надеяться, что процесс  мирных переговоров для разрешения арабо-израильских противоречий приобрел необратимый характер. И даже убийство евреем-фанатиком премьера И. Рабина и постоянные террористические акции  израильтян или некоторых палестинских экстремистских организаций не способны пока остановить дальнейшее продвижение  этого процесса.

Информация о работе Арабо-израильский конфликт: Истоки и способы урегулирования