Языковые барьеры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:23, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является рассмотреть проблему языковых (коммуникационных)барьеров и выявить причины их возникновения.
.

Содержание

1.Ведение-----------------------------------------------------------------------------------------------2
2. Коммуникационные барьеры – основные аспекты-----------------------------------------3
2.1 Понятие коммуникационных барьеров и основные причины их возникновения---3
2.2 Классификация коммуникационных барьеров---------------------------------------------3
3. Методы и средства преодоления коммуникационных барьеров-------------------------8
4. Организация обслуживания иностранных туристов---------------------------------------11
4.1 Особенности размещения иностранных туристов----------------------------------------12
4.2 Особенности организации питания иностранных туристов----------------------------14
5. Примеры преодоления языковых барьеров--------------------------------------------------17
6.Заключение------------------------------------------------------------------------------------------22
7.Литература-------------------------------------------------------------------------------------------24

Работа состоит из  1 файл

Языковые барьеры.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

                

                                              Оглавление 

 

1.Ведение-----------------------------------------------------------------------------------------------2

2. Коммуникационные барьеры – основные аспекты-----------------------------------------3

2.1 Понятие коммуникационных барьеров и основные причины их возникновения---3

2.2 Классификация коммуникационных барьеров---------------------------------------------3

3. Методы и средства преодоления коммуникационных барьеров-------------------------8

4. Организация обслуживания иностранных туристов---------------------------------------11

4.1 Особенности размещения иностранных туристов----------------------------------------12

4.2 Особенности организации питания иностранных туристов----------------------------14

5. Примеры преодоления языковых барьеров--------------------------------------------------17

6.Заключение------------------------------------------------------------------------------------------22

7.Литература-------------------------------------------------------------------------------------------24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              1.Введение

Язык - важнейшее средство человеческого общения. Без языка человеческое общение (коммуникации) невозможно. Без языка не может быть и мышления, т.е.понимания человеком действительности и себя в ней.[7}.

Коммуникации являются важнейшей  составляющей в деятельности обслуживания иностранных туристов, поскольку коммуникации - это обмен информацией между людьми. Без обмена информацией они не могут понимать друг друга, формулировать задачи и решать их.[6].

При обмене информацией  могут возникать специфические  коммуникативные барьеры. Даже при знании туристом языка использование его в стране пребывания иногда затруднено, поскольку в языке существуют различные диалекты, акценты, сленги, сопроводительная жестикуляция. Они существуют как на уровне межличностных, так и на уровне организационных коммуникаций. Возникновение барьера понимания обычно связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. На мой взгляд,задача гостиниц состоит в том ,чтобы иностранные туристы чувствовали бы себя как дома и не ощущали страха перед нашей страной и языковым барьером.

Целью контрольной работы является рассмотреть проблему языковых (коммуникационных)барьеров и выявить причины их возникновения.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Коммуникационные барьеры – основные аспекты

2.1 Понятие коммуникационных барьеров и основные причины их возникновения

Коммуникации - взаимодействия, двусторонние усилия, без которых невозможна совместная деятельность, это первое условие существования всякой организации. [6]

Осуществление коммуникаций – это  связующий процесс, необходимый  для любого действия, – планирования, организации, мотивации, контроля, принятия решений.

В процессе коммуникации могут возникнуть различного рода препятствия или  барьеры.

Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адаптивной информации между партнерами по общению. [16]

При диалоге людей различной  национальности, например, может возникнуть языковый барьер.

В беседе помехой могут быть и  отвлечения, и неправильная интерпретация  полученной информации реципиентом, и  семантические проблемы (придание различных  значений одним и тем же словам). Все помехи и барьеры искажают передаваемый сигнал, поэтому коммуникатору важно убедиться в том, правильно ли понята реципиентом информация. Для этого в систему коммуникации включается канал обратной связи. В разговоре в качестве канала обратной связи может быть, например, краткий пересказ реципиентом услышанного. С помощью обратной связи коммуникатор может оценить, насколько эффективно осуществляется коммуникация.

Условно можно выделить следующие  причины возникновения барьеров в коммуникациях:

-  сложность содержания сообщения (связанные с речью, словами, жестами, телодвижениями);

-  непривычность и сложность формы сообщения;

-  проблемы со средствами передачи сообщения;

-  плохая обратная связь;

-  запаздывание информации и другие.  

2.2 Классификация коммуникационных барьеров

Преграды существуют как на уровне межличностных, так и на уровне организационных коммуникаций.

Межличностные барьеры.

К ним относят:

-  барьеры восприятия;

-  семантические барьеры;

-  невербальные преграды;

-  плохая обратная связь;

-  неумение слушать.

-  сложные (смешанные) межличностные барьеры:

- барьер «авторитет»

- барьер «избегание»

- барьер «непонимание»

-  барьер «логическое непонимание»

Восприятие может быть определено в самом общем виде как процесс получения и обработки информации. Этот процесс заключается в том, что информация, полученная из внешней среды, проходит обработку, приводится в определенный порядок и систематизируется [8]. Восприятие каждым человеком действительности различно и всегда носит субъективный характер. Люди интерпретируют одну и ту же информацию по-разному в зависимости от накопленного опыта. Расхождение между основами суждений может стать причиной избирательного восприятия информации в зависимости от круга интересов, потребностей, эмоционального состояния и внешнего окружения людей. Человек, используя зрительные, звуковые, осязательные каналы получения информации, воспринимает не всю поступающую к нему информацию, а только ту, которая имеет для него специальное значение. Из этого следует, что во многих случаях люди воспринимают лишь часть сообщения, полученного ими, в силу избирательности, идеи, закодированные отправителем, могут оказаться искаженными и не полностью понятыми. Информация, вступающая в противоречие с нашим опытом или ранее усвоенными понятиями, зачастую либо полностью отторгается, либо искажается в соответствии с этими опытом или понятиями.

Семантические барьеры. Целью коммуникаций является обеспечение понимания информации, служащей предметом общения, то есть сообщения. Вступая в контакт и используя символы, мы пытаемся обмениваться информацией и добиваться ее понимания. К используемым нами символам относятся слова, жесты и интонации. Отправитель кодирует сообщение с помощью вербальных и невербальных символов.

Невербальные преграды. Хотя вербальные символы (слова) – основное средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, часто используются невербальные символы – жесты, улыбки, выражение глаз, поза и т. д. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем, как мы произносим слова, то есть интонация, модуляция голоса, плавность речи, паузы и т. д. К невербальным преградам можно отнести также культурные различия в поведении людей (например, кивание головой у японцев означает «нет», а во многих других странах – согласие).

Во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Нужно добиваться, чтобы используемые для передачи невербальные символы соответствовали сообщаемой идее.

Плохая обратная связь. Некоторые сообщения не требуют обратной связи, однако для повышения эффективности обмена информацией он должен быть двусторонне направленным. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить, действительно ли сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, который был изначально. Преградой на пути эффективных коммуникаций может быть как плохо налаженная обратная связь, так и отсутствие ее.

Неумение слушать. Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая сообщения. Необходимо уметь слушать. Многим кажется, что слушать – означает лишь вести себя спокойно и дать другому человеку говорить, однако это всего фрагмент процесса внимательного сосредоточенного слушания. Важно уметь слышать конкретные излагаемые вопросы. Мало воспринимать факты – нужно прислушиваться к чувствам. Выслушивание фактов и чувств это выслушивание сообщения полностью, благодаря чему расширяются возможности понять ситуацию.

Сложные (смешанные) межличностные  барьеры. В процессе делового общения возможно возникновение, по крайней мере, трех сложных коммуникативных барьеров-барьера «авторитет», барьера «избегание», барьера «непонимание».

Барьер «авторитет»

Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии  другим. Таким образом, доверие и  недоверие как бы персонифицируются  и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые люди слабо прислушиваются к советам молодых.

Отнесение человека к авторитетным зависит от следующих факторов[15]:

-  социального положения ;

-  статуса;

-  привлекательного внешнего вида (аккуратная ли прическа, расчесан ли, выглажен ли, выбрит ли, застегнут ли на все пуговицы и др.);

-  доброжелательного отношения к адресату воздействия (улыбка, приветливость, простота в обращении и др.);

-  компетентности;

-  искренности, причем если слушающий доверяет говорящему, то он очень хорошо воспринимает и запоминает выводы и практически не обращает внимания на ход рассуждений. Если же доверия меньше, то к выводам он относится прохладнее, зато очень внимателен к аргументам и ходу рассуждений.

При возникновении данного барьера  соединяются такие межличностные барьеры как барьер восприятия, неумение слушать (нежелание слушать) и невербальные преграды.

Барьер «избегание»  Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора). Иногда избегают не только источников информации, но и определенных ситуаций (например, стремление закрыть глаза при просмотре «страшных мест» из фильмов ужасов).

Установлено, что чаще всего барьер обусловлен той или иной степенью невнимания. Поэтому, только управляя вниманием собеседника, аудиторией, можно преодолеть этот барьер. Главное  при этом разрешить две взаимосвязанные проблемы:

1.  привлечь внимание;

2.  удержать внимание.

На наше внимание больше всего влияют следующие факторы: актуальность и  важность информации, ее новизна, нестандартность  подачи, неожиданность, интенсивность  передачи информации, звучность голоса и его модуляция. Поэтому для привлечения и удержания внимания необходимо использовать несколько приемов, учитывающие данные факторы.

При возникновении данного барьера  соединяются такие межличностные  барьеры как барьер восприятия и  неумение слушать (нежелание слушать).

Барьер «непонимание»

Зачастую источник информации заслуживает  доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем).

Обычно выделяют четыре барьера  непонимания:

фонетический (фонема — звук)

семантический (семантика — смысловое значение слов)

стилистический (стилистика — стиль  изложения, соответствие формы и  содержания)

логический.

Фонетический барьер непонимания возникает в следующих случаях:

·  когда говорят на иностранном языке;

·  используют большое число иностранных слов или специальную терминологию;

·  когда говорят быстро, невнятно и с акцентом.

Преодолеть фонетический барьер вполне возможно, и для этого важны:

-   внятная, разборчивая и достаточно громкая речь;

-   учет аудитории и индивидуальных особенностей людей (чем хуже знает человек предмет обсуждения, тем медленнее надо говорить, тем подробнее нужно разъяснять, люди разных национальностей говорят с различной скоростью: на севере и в средней полосе — медленнее, на юге — быстрее; маленькие дети и старики плохо воспринимают быструю речь и др.);

-   наличие обратной связи с собеседником, с аудиторией.

Семантический барьер непонимания возникает, когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». Это возможно по следующим причинам.

-  любое слово имеет обычно не одно, а несколько значений;

-  «смысловые» поля у разных людей разные;

-  зачастую используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы, примеры (например, смысл слов «перо», «капуста» и др. на воровском жаргоне существенно отличается от истинного значения).

Возникновение барьера можно объяснить  так: мы обычно исходим из того, что  «все понимают, как я», а между  тем правильнее было бы сказать обратное — «все понимают по-своему».

Для преодоления семантического барьера необходимо:

-  говорить максимально просто;

-  заранее договариваться об одинаковом понимании каких-то ключевых слов, понятий, терминов, если надо разъяснить их в начале разговора.

Стилистический барьер непонимания возникает, когда человек обязан понять и, следовательно, отразить в каком-то ответе или действии только то словесное обращение, которое подчинено установленной грамматической структуре. В противном случае, когда происходит несоответствие между формой и содержанием, возникает стилистический барьер.

Другими словами, если стиль изложения  слишком тяжелый, излишне легковесный, в общем, не соответствует содержанию, то слушающий его не понимает или  отказывается, не хочет понимать.

Чтобы преодолеть данный стилистический необходимо правильно структурировать передаваемую информацию.

При возникновении данного барьера  соединяются такие межличностные  барьеры как барьер восприятия, неумение слушать (нежелание слушать), семантический  барьер и невербальные преграды.[6].

Информация о работе Языковые барьеры