Туризм в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 13:04, курсовая работа

Описание

Туристическая деятельность является частью как экономической, так и социальной сферы. Развитие туристической отрасли способно оказать экономическое влияние на страну, в котором она развивается, на окружающую инфраструктуру, а также на потребительский рынок и другие сферы предпринимательской деятельности. Наличие достаточно развитой туристической индустрии позволяет решить проблему занятости населения, так как туризм является одной из самых трудозатратных отраслей, не поддающихся в большинстве случаев механизации и автоматизации.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Исторические и теоретические аспекты туризма
1.1 История развития туризма 6
1.2 Экономическая сущность и содержание туризма 12
1.3 Формы, виды и разновидности туризма 16
Глава 2. Анализ туризма в современной экономике 20
Глава 3. Рынок туристических услуг и методы его совершенствования
3.1 Поведение туристического рынка в условиях кризиса 22
3.2 Факторы, вызывающие потребность в туризме и влияющие
на его развитие 26
3.3 Рекомендации по улучшению ситуации на туристическом рынке
Беларуси 32
Заключение 35
Список используемых источников 38

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ 2.docx

— 67.22 Кб (Скачать документ)

- Экологические факторы оказывают на туризм самое непосредственное воздействие, так как окружающая среда является основой и потенциалом туристской деятельности.

Непропорциональное  развитие туризма может подрывать  саму основу его существования: туризм потребляет природные ресурсы; в  центрах массового туризма этот процесс приобретает разрушительный характер (изменение естественных условий, ухудшение жизненных условий  людей, животного и растительного  мира и т.д.). Разрушение природной  среды влечет за собой спад туристского  предложения (проблема монокультуры туризма). 
Сдерживающим фактором развития туризма являются зоны радиоактивного, химического и других видов загрязнений. Так, в Беларуси после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. сложилась принципиально новая экологическая ситуация, при которой значительную часть туристско-рекреационных ресурсов республики в обозримом будущем вряд ли можно будет использовать для туризма и отдыха населения.

2. Внутренние факторы, воздействующие на туризм, — это ключевые явления и тенденции, проявляющиеся непосредственно в его сфере. К ним в первую очередь относятся материально-технические факторы, связанные с развитием средств размещения, транспорта, предприятий питания, бытового обслуживания, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д.

 Кроме  того, необходимо выделить следующие  факторы, напрямую связанные со  спросом и предложением туристских  услуг:

- рост информированности потребителей и изменение их предпочтений, что влечет за собой переход от стандартизированного массового туризма к дифференцированному с более гибкими и разнообразными формами обслуживания;

-. возрастание  роли координации деятельности  в сфере туризма и процессов  монополизации (партнерские отношения  крупных фирм со средним и  малым бизнесом; создание туристских  союзов на основе вертикальной  интеграции; концентрация и глобализация  туристского бизнеса и т.д.);

-. обеспечение сферы туризма кадрами (увеличение численности работников; повышение значения их профессиональной подготовки; улучшение организации труда и т.д.);

-. содействие развитию частного туристского бизнеса (создание условий, при которых обеспечивается эффективная реализация туристских услуг на основе профессионального маркетинга, что, в свою очередь, вызывает необходимость повышения квалификации персонала);

-. повышение значимости средств массовой информации в рекламе и продвижении туристских услуг. 
Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает сезонность, выступающая как важнейшая специфическая проблема. 
 

 

3.3 Рекомендации  по улучшению ситуации на туристическом  рынке Беларуси

 

Нам хотелось бы представить вашему вниманию наши идеи о том, как улучшить положение Республики Беларусь на мировом  рынке туристических услуг. Ведь в нашей стране есть огромное количество уникальных исторических памятников, о которых мало кто знает за рубежом, но при правильном их позиционировании с помощью этих памятников можно  существенно поднять положение  на туристическом рынке.

Основные предложения по развитию регионального туризма со стороны  государства ориентированы, прежде всего, на:

1. Развитие социальных программ  в туризме в малых исторических  городах, развитие учебных туров  (специализированный туризм), культурно-массовых  программ (событийный туризм);

2. Стимулирование развития инфраструктуры  туризма и туристских услуг  в малых исторических городах;

3. Поддержку материально-технической  базы туризма в малых исторических  городах;

4. Реставрацию и ремонт культурно-исторических  памятников в малых исторических  городах;

5. Развитие туристской бизнес-среды (сотрудничество с научными организациями, стимулирование туристского бизнеса в малых городах и районах) в малых исторических городах;

6. Организацию информационной поддержки  туристских объектов регионального значения в малых исторических городах;

7. Развитие объединений и ассоциаций  предпринимателей в туризме и  его инфраструктуре в малых  исторических городах.

Рассмотрим самые значительные проблемы, мешающие развитию туризма и предложим методы решения на основе наших знаний и мирового опыта решения подобных проблем:

1. Исчезновение памятников культуры. Решение проблемы - разработка единой  специальной программы по сохранению  памятников истории вне зависимости  от значительности памятника  (как показывает опыт, бывают случаи, когда на первый взгляд, малозначительный  памятник оказывается ключом  к более древней истории)

2. Слабое развитие туристической  инфраструктуры. В первую очередь,  вложения, возможно, частичные вложения  заинтересованных фирм с гарантией  со стороны государства о возвращении  средств в виде прибыли, полученной от туризма фирмам-вкладчикам.

3. Маленький поток иностранных туристов. Решением станет снижение стоимости визы в страну для иностранцев и решение ряда указанных проблем: стимулирование фирм, занимающихся этим сегментом туристического рынка, создание справочников историческим городам на иностранных языках, реклама на зарубежном рынке туристического продукта в малых исторических городах страны.

6. Информационная неосвещенность турпродукта. Проблему решит создание специализированной рекламы, печать брошюр и буклетов для иностранных гостей и для туристов, создание специализированных сайтов по малым историческим городам.

7. Качество сервиса. Качество  сервиса на наш взгляд, должно  стимулироваться прежде всего в каждом отдельно взятом учреждении. Необходимо устраивать проверки качества обслуживания, то есть необходимо наладить государственный контроль качества так, чтобы это носило еще и педагогический характер.

8. Дороговизна турпродукта в  малых исторических городах. Только  государственное комплексное вмешательство,  исключение ряда проблем, составляющих  высокую стоимость, в том числе,  возможность покупки льготных  билетов на поезда для туристического  путешествия, способно разрешить эту проблему.

Таким образом, если все эти проблемы будут решаться, то наша страна сможет не просто заработать большое количество денег на туристических услугах, но и показать всему миру разнообразие наших историко-культурных богатств.

  

Заключение

В данной курсовой работе  мы проанализировали общее состояние туристической индустрии в рамках национальной экономики Республики Беларусь. На наш взгляд, несмотря на имеющийся туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого историко-культурного и природного наследия, республика занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке. Современное состояние туризма в республике можно рассматривать как кризисное, характеризующееся резким падением объемов предоставления туристских услуг и ухудшением состояния материальной базы отрасли, сформированной еще в советский период.

Развитие туризма в Республике Беларусь должно основываться на тех  его видах и формах, которые  позволяют наши ресурсы. Иначе говоря, прежде всего максимально и комплексно использовать имеющиеся уникальные природные комплексы и памятники архитектуры, истории, самобытные достояния культуры, включая традиционные фестивали, народные праздники и обряды.

Если мы хотим, чтобы национальный туризм развивался устойчиво, нам необходимо иметь соответствующую стратегию, которая предполагает следующие перманентные операции:

– оценку существующего туристского рынка, определение наиболее перспективных  его сегментов и прогноз туристско-рекреационных  потоков; 
– разработку предложений по организационной и функциональной структуре главных (первоочередных) туристских зон и объектов, их реконструкции, улучшению социальной инфраструктуры и доступа к ним; 
– определение источников инвестирования и круга лиц (организаций), заинтересованных и содействующих развитию туристской деятельности в регионе и республике.

Однако существуют и исходные проблемы, без разрешения которых данная стратегия  обречена. Они обусловлены отсутствием  у нас многих базисных компонентов  эффективной системы туризма, а  именно:

– индустрии  туризма как самостоятельной  отрасли народного хозяйства; 
– единой методики анализа рынка и полноценной статистической отчетности о потоках туристов в республике и по регионам, что затрудняет их оценку и прогнозирование; 
– должного по международным стандартам комфорта проживания у нас иностранных туристов при несопоставимо больших ценах за него; 
– государственных и частных инвестиций в сферу туризма и как следствие этого дальнейшей заинтересованности отечественных и зарубежных инвесторов; 
– единой системы научного и рекламно-информационного обеспечения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках. 
И это все при росте конкуренции на туристских рынках сопредельных стран СНГ, Балтии и Европы.

В заключение вкратце перечислим мероприятия, точнее, важнейшие направления мероприятий, проведение которых необходимо для  успешной реализации стратегических планов устойчивого развития туризма на региональном 
– реконструкция гостиничного хозяйства и выбор альтернативных форм размещения туристов (частных отелей–пансионов, использование нерентабельных рекреационных учреждений, аренда жилья и т.п.); 
– расширение (модернизация) сферы турист-ских услуг; 
– стандартизация и сертификация туристского продукта и туристских услуг; 
– реорганизация системы учета и контроля рынка, определение наиболее перспективной и доходной категории туристов и приоритетных для развития видов туризма; 
– организация рекламной кампании по популяризации туризма и его объектов в регионе и вне (отечественный и международный рынок), возможности проведения региональных и участия в национальных туристских ярмарках и выставках; 
– определение сельскохозяйственных и фермерских хозяйств (особенно конеферм, звероферм и экспериментальных хозяйств), на базе которых возможно развитие агротуризма (сельского туризма); 
– подготовка региональных кадров для туристской отрасли; 
– разработка проектной и научно-исследовательской документации по развитию, реставрации, реконструкции, модернизации объектов и территорий туризма, реабилитация ранее популярных, но утерянных туристских маршрутов и разработка новых. 
 

Список использованных источников

1. Балабанов И.Т. Валютные операции. - М.: Финансы и Статистика, 1993.

2. Новиков В. Инновации в туризме [Электронный ресурс] // Бизнес-класс: [сайт]. - URL: http://www.classs.ru/library/node/3422 (23.12.2011)

3. Свиридов Д. Общие принципы маркетингового анализа рынка туристских услуг [Электронный ресурс] // Энциклопедия маркетинга: [сайт]. - URL: http://www.marketing.spb.ru/read/article/a53.htm (23.12.2011)

 4. Туризм в Республике Беларусь: отчет Национального статистического комитета Республики Беларусь,

янв. 2012 г.: пресс-релиз Национального статистического комитета Республики Беларусь. — Минск, 2012.

5. В Беларусь едут отдохнуть от кризиса? [Электронный ресурс] // AgroTour.biz: справочник агротуризма в Беларуси. — Режим доступа: <http://agrotour.biz/agronews/99-v-belarus-edut-otdokhnut-ot-krizisa.html>. — Дата доступа: 23.04.2012.

6. Мартынович А. Турфирмы: теряем треть клиентов [Электронный ресурс] // Еврорадио. — Режим доступа:

<http://euroradio.fm/ru/report/turfirmy-teryaem-tret-klientov>. — Дата доступа: 09.01.2012.

7. Более 90 туробъектов ввели в строй в Беларуси в 2011 году [Электронный ресурс] // Новости Беларуси:

Белорусское телеграфное агентство. — Режим  доступа: <http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Bolee-90 >. — Дата доступа: 28.02.2012.

8. Оздоровительный и рекреационный туризм в Беларуси привлекает внимание зарубежных гостей — Белстат

[Электронный  ресурс] // Новости Беларуси : Белорусское телеграфное агентство. — Режим доступа: <http://www.belta.by/ru/all_news/society/Ozdorovitelnyj-i-rekreatsionnyj-turizm-v-Belarusi-privlekaet-vnimanie-zarubezhnyx-gostej---Belstat_i_592014.html>. — Дата доступа: 16.03.2012

9. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. - М.: Прогресс, 1992.

10. Герчиков И. Маркетинг и международное коммерческое дело. - М.: Внешторгиздат, 1990

11. Указ Президента Республики Беларусь от 2.06.2006г. №371«О некоторых мерах государствекнной поддержки развития туризма в Республике Беларусь»

12. Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на             2011-2015 годы, утверждена Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь 24.03.2011 № 373.

13.     Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник. 
М.: Аспект Пресс, 2002. – 470 с.

14. Шаповал Г.Ф. История туризма Беларуси / Г.Ф. Шаповал. – Минск: РИВШ2006, - 166с.

15. http://www.belarustourism.by 
16. http://www.tio.by 
17. З.М.Горбылева. Экономика туризма. Учебно-практическое пособие. – Минск 2007 – 167с.

 
 
       
 
 

 


Информация о работе Туризм в Республике Беларусь