Туризм в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 13:04, курсовая работа

Описание

Туристическая деятельность является частью как экономической, так и социальной сферы. Развитие туристической отрасли способно оказать экономическое влияние на страну, в котором она развивается, на окружающую инфраструктуру, а также на потребительский рынок и другие сферы предпринимательской деятельности. Наличие достаточно развитой туристической индустрии позволяет решить проблему занятости населения, так как туризм является одной из самых трудозатратных отраслей, не поддающихся в большинстве случаев механизации и автоматизации.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Исторические и теоретические аспекты туризма
1.1 История развития туризма 6
1.2 Экономическая сущность и содержание туризма 12
1.3 Формы, виды и разновидности туризма 16
Глава 2. Анализ туризма в современной экономике 20
Глава 3. Рынок туристических услуг и методы его совершенствования
3.1 Поведение туристического рынка в условиях кризиса 22
3.2 Факторы, вызывающие потребность в туризме и влияющие
на его развитие 26
3.3 Рекомендации по улучшению ситуации на туристическом рынке
Беларуси 32
Заключение 35
Список используемых источников 38

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ 2.docx

— 67.22 Кб (Скачать документ)

Определение туризма как вида экономической  деятельности — важный теоретический  и методологический вопрос, позволяющий  понять сущность туризма; определить его  место в национальной экономике; разработать систему управления и планирования; создать концепцию развития.

Сущность  туризма как вида экономической  деятельности наиболее полно отражается в его средствах, формах, видах.

Средства  туризма представляют собой способы:

♦ организации туристской деятельности: маршрут, путешествие, экскурсия, туристский продукт, туристская услуга и др.;

♦ перемещения, транспортного обслуживания;

♦ туристского обслуживания: размещение, питание, программа обслуживания.

Формы туризма  — это типы организации туристской деятельности человека или группы людей. Таковыми могут быть индивидуальный и групповой туризм.

Виды  туризма — классификация туризма  по тем или иным основаниям: формам путешествия; регионам отдыха; целям; способам организации; средствам передвижения; видам деятельности и др.

Главной действующей фигурой или основной единицей туризма является турист —  любое лицо, путешествующее между  двумя или более странами или  двумя или более местностями  в пределах страны своего обычного места жительства.

С целью  статистического учета различают  международного и внутреннего туриста.

Результатом экономической  деятельности в туризме являются реальные товары выступающие в виде туристского продукта и туристкой услуги.

Товар — продукт труда, предназначенный для удовлетворения какой-либо потребности человека и который производится для обмена или продажи.

Туристский продукт, как  и любой другой народнохозяйственный товар, обладает двумя свойствами:

  1. потребительной стоимостью, так как удовлетворяет конкретную                 человеческую потребность, является полезным;
  2. стоимостью — воплощением в туристском продукте труда, затраченного на его производство.

С точки зрения потребительной стоимости туристские товары качественно разнородны и поэтому количественно несоизмеримы. С позиций стоимости товары представляют собой воплощение труда товаропроизводителей, определяемого общественно необходимыми затратами труда, корректируемыми рыночными условиями хозяйствования.

Туристский  продукт — это комплекс отдельных туристских услуг, которые (взятые вместе) делают возможным пребывание или поездку и поэтому только взятые вместе могут удовлетворять потребностям клиента, т.е. приносить пользу (выгоду).

В 1990 г. совет Европы принял специальную директиву, согласно которой туристский продукт ("турпакет") должен содержать не менее двух компонентов, для того чтобы окончательный выбор мог сделать сам потребитель.

Включенные в турпакет услуги являются составляющими элементами туристского продукта, оплаченные же отдельно — собственно туристскими услугами.

Статистическим отделом секретариата ООН в сотрудничестве с ВТО  разработан перечень связанных с туризмом услуг, который охватывает порядка 90 их разновидностей, распределенных по следующим группам:

  • гостиничные и ресторанные услуги;
  • услуги в области транспорта, складского хозяйства и связи;
  • спортивное и вспомогательное транспортное обслуживание;
  • услуги туристских агентов, туроператоров, экскурсоводов;
  • услуги по аренде, прокату машин и оборудования;
  • услуги в области сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства, рыболовства;
  • коммунальные, социальные и персональные услуги;
  • государственное управление и другие услуги обществу в целом;
  • услуги социального страхования;
  • услуги в области рекреации, культуры, спорта и др.

В настоящее время появился ряд новых нетрадиционных услуг, которые становятся элементами турпакета (страховой полис, юридическая карта, клубные карточки и др.).

В процессе эволюции туризма  в структуре составляющих турпакета  произошли существенные изменения. Туристские предприятия в условиях острой конкурентной борьбы вынуждены сокращать до минимума набор услуг турпакета ради снижения цены. Однако его состав определяется и состоянием потребительского спроса. Туристские предприятия учитывают психологию потенциальных потребителей, стремящихся к полной свободе в выборе услуг.

В структуре туристских услуг различают основные и дополнительные. Основными являются услуги, включенные в туристский продукт и описанные потребителем. Дополнительные услуги не входят в стоимость турпакета, они приобретаются туристом за дополнительную плату. Существенных различий между ними с точки зрения потребительских свойств нет, при определенных обстоятельствах основные услуги могут переходить в разряд дополнительных и наоборот.

Кроме рассмотренного туристского  продукта и туристских услуг существует множество других товаров: сувениры, предметы искусства, туристский инвентарь, продукты питания и др. Однако они не являются предметом специального изучения для экономики туризма и будут упомянуты в контексте туристских расходов.

 

    1.  Формы, виды и разновидности туризма

 

Формы туризма  по наиболее характерным признакам  делятся на отдельные разновидности. К этим признакам относятся: главная  цель путешествия, характер организации  путешествия, интенсивность туристского  потока, продолжительность тура (путешествия), возрастной признак, используемый транспорт, форма сотрудничества.[1]

В зависимости  от главной цели путешествия выделяют следующие разновидности туризма:

Экономическая эффективность функционирования туризма  во многом определяется классификацией его форм.

Под классификацией форм туризма понимается их группировка  по однородным признакам, которые зависят  от конкретных практических целей.

Каждая  форма туризма характеризуется  своеобразием потребностей туристов и  предполагает соответствующий набор  услуг, удовлетворяющих эти потребности.

В производственно-обслуживающем  процессе туризма выделяют:

- форму  туризма;

- вид  туризма;

- разновидности  туризма.

Под формой туризма понимается, то пересекает ли турист государственную границу  своей страны, т.е. в основе деления  туризма на формы лежит страновый признак.

По этому  признаку выделяют две формы туризма:

- внутренний,

- международный.

Внутренний  туризм - это отечественный туризм внутри своей страны, путешествия  в пределах Республики Беларусь лиц, постоянно проживающих в РБ. [10]

Международный туризм - это туризм в другую страну, т.е. иностранный туризм. В свою очередь  он разделяется на выездной и въездной

- выездной туризм - это путешествия лиц, постоянно проживающих в Республики Беларусь , в другую страну.

- въездной туризм - это путешествия в пределах Республики Беларусь лиц, не проживающих постоянно в Республики Беларусь .

Вид туризма  связан со спецификой отражения финансовых результатов в бюджете страны или ее региона. По данному признаку в формах туризма выделяют два  вида туризма: активный и пассивный.

Приезд  иностранных туристов в страну или  отечественных туристов в данный регион страны является активным туризмом. Активный туризм служит фактором ввоза  денег (валюты) в данную страну или  региона.

Путешествие граждан одной страны в другие государства или выезд туристов из данного региона страны является пассивным туризмом. Пассивный туризм является фактором вывоза денег (валю Формы туризма по наиболее характерным признакам делятся на отдельные разновидности. К этим признакам относятся: главная цель путешествия, характер организации путешествия, интенсивность туристского потока, продолжительность тура (путешествия), возрастной признак, используемый транспорт, форма сотрудничества.

В зависимости  от главной цели путешествия выделяют следующие разновидности туризма:

  • Активный
      • Веломаршруты
      • Водные маршруты
      • Конный туризм
      • Пешие маршруты (Самый распространенный и самый доступный вид туризма)
      • Экстремальный отдых
  • Зелёный. Ознакомление с Белорусской природой.
  • Транзитный. Первое место в белорусской дорожной иерархии занимает трасса с европейским номером Е30 (Национальное обозначение — трасса М1.), Второе место занимает трасса с европейским номером Е95( Национальное обозначение — трасса М8. Протяженность — 456км.) Развитая сеть мотелей и бистро, условия для познавательного автотуризма вдоль основных транспортных магистралей создают все условия для развития транзитного туризма.
  • Религиозный
  • Деловой. Бизнес-туризм сегодня является одной из ведущих, высокорентабельных и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Именно деловой туризм дает возможность познакомиться с новыми технологиями, встретиться с инвесторами, партнерами, поставщиками и потребителями товаров или услуг. Деловые поездки обеспечивают свежие идеи для развития бизнеса. И Беларусь — новая точка на карте делового гостеприимства.
  • Военно-исторический. Поездки в  города, где проходили знаменитые сражения разных времен, тур по местам боевой славы.
  • Лечебно-оздоровительный. в Беларуси существует множество предложений по организации отдыха и оздоровления в санаториях и здравницах, которые расположены в сосновых борах, на берегах рек и озер.
  • Охота и рыбалка. Традиции охоты развивались на белорусской земле на протяжении веков. Сохранившиеся со средних веков леса и пущи помнят звуки охоты магнатов и королей. Сегодня для охоты в Беларуси не существует социальных запретов: выйти с ружьем или собаками на кабана, косулю, оленя, волка и лисицу, водоплавающую дичь (всего более 20 видов охотничьих животных и около 30 видов птиц) может любой дееспособный совершеннолетний человек, имеющий соответствующее удостоверение на право охоты, выданное государственным органом.
  • Культурно-познавательный. Посещение Интересных памятников культуры, архитектуры, музеи.
  • Агроэкотуризм. Агроэкотуризм - относительно новый для Беларуси вид отдыха, но в нем наша страна уже преуспела. Сегодня гостей принимают более чем в 180 усадьбах, расположенньгх в самых живописных уголках. В одних вам предложат отдельный домик с камином, бильярд и баню, а в других - небольшую комнату, в общем, с хозяевами доме и таз с колодезной водой для умывания. В зависимости от этого варьируется и цена отдыха, но кое-что все же остается неизменным-вкусная, экологически чистая пища, свежий воздух и искреннее радушие хозяев.

Самым востребованным  для иностранных граждан является активный вид туризма.

 

 

 

Глава 2. Анализ туризма в современной экономике.

 

Современное состояние сферы туризма в  Республике Беларусь свидетельствует  о том, что она еще не занимает такого положения в экономике  страны, как в развитых странах. Несмотря на имеющийся туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого культурного и  природного наследия, республика занимает весьма скромное место на мировом  туристском рынке и существенно  отстает от соседних государств. Из 15 тысяч объектов культурного и  природного наследия в туристских целях  используется менее 5 процентов. Сохраняется  тенденция к преобладанию выездного  туризма над въездным.

Одним из важнейших шагов, сделанных в  направлении укрепления и расширения туристической сферы на территории РБ,  является программа, разработанная Министерством спорта и туризма. Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы   разработана в целях создания необходимой инфраструктуры в туристских зонах, эффективного и рационального использования природных ресурсов и историко-культурного наследия Республики Беларусь, развития внутреннего и въездного туризма.

Доходы  от туристических услуг в Беларуси планируется, что к 2015 году по сравнению с 2010 годом увеличатся:

туристические прибытия (служебные, туристические  и частные поездки) более чем  в 1,6 раза;

количество  организованных туристов, посетивших Республику Беларусь, более чем в 1,6 раза;

экспорт туристических услуг (по методологии  Белстата) в 3,5 раза;

выручка от оказания туристических услуг  субъектами туристической деятельности в 2 раза.

Проект  этого документа рассмотрен на заседании  Президиума Совета Министров, которое состоялось 24 марта 2011 и прошло под председательством премьер-министра М.Мясникович.

Финансирование  программы будет осуществляться за счет внебюджетных средств и инвестиций в туристическую.

Ресурсное обеспечение Государственной программы  согласно будет осуществляться за счет средств республиканского (17750,293 млн.руб.) и местных бюджетов (32 944,2 млн.руб.), внебюджетных источников с ежегодным уточнением объемов финансирования при формировании проектов соответствующих бюджетов Республики Беларусь на очередной финансовый год, а также в пределах средств, предусматриваемых республиканским бюджетом на соответствующий финансовый год на содержание республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и в пределах средств, предусматриваемых местными бюджетами.

Информация о работе Туризм в Республике Беларусь