Туризм в Дагестане: перспективы и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:38, реферат

Описание

Уникальные природа и местоположение Дагестана дают республике большие возможности для развития многих видов туризма и рекреационной деятельности. В рамках данной статьи автор ставит своей целью анализ перспектив развития лечебно-оздоровительного туризма в Дагестане.

Работа состоит из  1 файл

Чернышева Н.doc

— 464.50 Кб (Скачать документ)

На сегодняшний  день наблюдается острая потребность в капитальном строительстве и реконструкции более 230 объектов образования, не завершено строительство более 60 объектов, во многих населенных пунктах дети обучаются в приспособленных под классы помещениях, а в школах отсутствуют элементарные санитарно-гигиенические условия – водопровод и канализация. 

В республике остается низким показатель по обеспеченности населения больничными койками (68,9 койки на 10 тыс. населения при  нормативе - 134,7 койки на 10 тыс. населения). 

Состояние материальной базы большинства республиканских  учреждений культуры нуждается в  неотложных мерах по качественному  улучшению всех составляющих (здания, оборудование, технические средства).  

Обеспеченность  спортивными сооружениями, инвентарем и оборудованием из расчета на одного жителя республики значительно отстает от среднероссийских показателей. Имеющаяся материально-техническая база нуждается в реконструкции и капитальном ремонте с учетом санитарно-гигиенических требований к сооружениям, предназначенным для организации учебно-тренировочного процесса. 

В большинстве  районов и городах республики не развивается должным образом  сеть нестационарных учреждений социального  обслуживания населения, не создается  необходимая материально-техническая  база, призванная решать вопросы предоставления адресной государственной поддержки и помощи инвалидам, ветеранам, семьям с детьми, одиноким престарелым и нуждающимся гражданам, детям, оставшимся без попечения родителей. Действующие социально-реабилитационные учреждения для детей, страдающих отклонениями в здоровье, не обеспечивает потребностей в реабилитационных услугах. 

В республике ниже среднероссийского уровня обеспеченность жильем в расчете на одного жителя (15,6 кв.м). Ключевая проблема в решении  жилищных вопросов, как и в целом по России, - отсутствие действенных экономических механизмов, в том числе ипотечных и накопительных систем привлечения денежных средств физических и юридических лиц для улучшения жилищных условий.  

Техническое состояние  основных фондов жилищно-коммунального хозяйства характеризуется высоким (более 70%) уровнем износа. Растет количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов, планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше. Из-за высокого износа основных фондов ухудшается качество питьевой воды, растет дефицит мощности водопроводных и канализационных сооружений, возросли до 30-50% потери энергоресурсов и воды. Ежегодно увеличивается на 2-3% площадь ветхого и аварийного муниципального и государственного жилищного фонда, который сегодня составляет 730,2 тыс. кв. м (24% существующего фонда).  

Многие населенные пункты практически лишены газоснабжения: из 1605 населенных пунктов республики частично или полностью газифицированы 388. Более 40% населения республики лишены возможности пользоваться газом. Вместе с тем существующие газопроводы и газораспределительные пункты загружены недостаточно – это связано с отставанием строительства газоразводящей сети. Недостаточное бюджетное финансирование строительства газопроводов-отводов, межпоселковых и распределительных газовых сетей привело к замедлению процессов газификации в республике.  

Необходимо провести реконструкцию электросетей и трансформаторных подстанций для использования населением высокогорных районов электроэнергии в целях отопления и приготовления пищи. 

Основными проблемами развития курортно-туристского и  рекреационного комплекса являются: несоответствие материальной базы учреждений отрасли современным требованиям; недостаточный уровень сервиса, комфортности и качества курортных и туристских услуг; недостаточная привлекательность курортов республики для частных инвесторов в связи с неразвитостью инфраструктуры (водообеспечение и водоотведение, энергоснабжение, транспортная инфраструктура, дороги и др.); малопривлекательный имидж республики в средствах массовой информации; недостаточное продвижение санаторно-курортного и туристского продукта на рынке услуг. 

Острой экологической  проблемой остается загрязнение  Каспийского моря. Очистные сооружения канализации (ОСК) гг. Махачкалы и Каспийска требуют расширения и реконструкции, ОСК гг. Дербента и Буйнакска разрушены и не функционируют, а гг. Избербаш и Дагестанские Огни вообще их не имеют. Требуется также строительство очистных сооружений в гг. Хасавюрт, Кизляр, Буйнакск. 

В целом 30% жилого фонда городов республики не имеет  инженерных сетей канализации. Более 78% бытовых сточных вод сбрасывается в природную среду без очистки. Неудовлетворительное состояние водопроводных и канализационных сетей и очистных сооружений негативно влияет на качество воды, которая на 85% не соответствует требованиям санитарно-гигиенических норм и ГОСТа. В некоторых районах республики качество питьевой воды достигло опасного для здоровья населения уровня и является источником эпидемий. 

Серьезной экологической  проблемой являются деградация земель и процессы опустынивания, особенно в районе Кизлярских пастбищ и  Черных Земель. Уже сегодня площадь  деградированных земель в этой зоне составила 664 тыс. га. 

Решение перечисленных  проблем в экономической и  социальной сферах требуют комплексного программного подхода. 

2.2. Перспективные  направления социально-экономического  развития Республики Дагестан 

Основными направлениями  социально-экономического развития Республики Дагестан являются снижение общего уровня безработицы с 22,5 % в 2003 г. до 14,0 % в 2010 г., снижение уровня бедности с 52,7 % в 2003 г. до 21,0 % в 2010 году, рост ВРП в 2,6 раза, реальных доходов граждан в 2,3 раза. [13] 

Достижение данной цели определяет необходимость комплексного решения ряда взаимоувязанных основных задач: 

1. Совершенствование  нормативной правовой базы республики, направленной на решение задач  Программы. 

2. Создание благоприятной  инвестиционного среды и предпринимательского климата, необходимых условий для развития агропромышленного комплекса, промышленности, малого предпринимательства, преодоления административных барьеров, укрепления инвестиционной инфраструктуры фондового и страхового рынков, защиты прав инвесторов, кредиторов, собственников, снижения доли теневого сектора экономики, эффективного применения инструментов государственной поддержки. 

3. Обеспечение  роста ВРП на 12-14 % в год, прирост  налоговых поступлений в бюджеты  всех уровней. 

4. Повышение  качества жизни населения, решение ключевых социальных проблем, реализация жилищной политики, снижение социальной напряженности. 

Таким целям  например посвящена Программа экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010, утвержденная в 2004 году правительство республики.[14] 

Сроки реализации Программы – 2004-2010 годы, в том  числе первого и второго этапов – до 2008 года, третьего этапа - до 2010 года (приложение 5).  

На первом и  втором этапах предусматривается достижение целей и решение задач, обеспечивающих успех Программы в целом:  

- проведение  необходимых институциональных  преобразований и совершенствование  нормативной правовой базы для  обеспечения свободы и доступности  экономической инициативы, создания  среды для равной добросовестной конкуренции предприятий всех форм собственности;  

- формирование  инвестиционного потенциала республики  для обеспечения устойчивого  экономического роста;  

- отработка новых  механизмов финансирования инвестиционных  проектов и мероприятий посредством  сочетания собственных и заемных средств инвесторов и поддержки за счет федерального и республиканского бюджетов. 

На указанных  этапах предстоит осуществить разработку новых и пересмотр существующих законодательных актов, нормативных  и методических документов, обеспечить информационно-аналитическое сопровождение для контроля регулирования социально-экономического развития республики, организовать управление реализацией Программы. 

Наряду с этим предусматривается осуществление  программных мероприятий по развитию инвестиционной инфраструктуры в республике, реализация группы первоочередных инвестиционных проектов, отличающихся высокой коммерческой и бюджетной эффективностью. Это позволит создать необходимые предпосылки для динамичного наращивания инвестиционно-финансового потенциала республики - основы последующего финансирования инвестиционных проектов, намечаемых к реализации в рамках Программы на следующем этапе. 

На третьем  этапе реализации Программы за счет предпосылок, созданных на первом и  втором этапах, роста инвестиционного потенциала и привлекательности республики для инвесторов продолжится реализация второй очереди инвестиционных проектов с более продолжительным сроком окупаемости, финансирование проектов социальной направленности. 

Реализация высокодоходных проектов в качестве первоочередных позволит существенно нарастить региональный инвестиционный потенциал. Предусматривается увеличение в общем объеме доли средств частных инвесторов. Бюджетные средства на третьем этапе будут привлекаться главным образом для финансирования инвестиционных проектов экологической и социальной направленности (приложение 6). 

Система программных  мероприятий направлена на преодоление  сложившихся диспропорций в экономике  республики, создание высокотехнологичного, конкурентоспособного производства, расширение ассортимента и увеличение потребления товаров и услуг населением, повышение качества продукции, развитие социальной инфраструктуры, удовлетворение государственных и муниципальных потребностей в товарах и услугах (приложение 7). 

Мероприятия в  Программе сгруппированы с учетом их функциональной однородности и взаимосвязанности. Программа состоит из четырех  разделов. Первый – «Законодательное и организационное обеспечение  мероприятий Программы», второй –  «Развитие базовых отраслей экономики», третий – «Развитие социальной сферы и платных услуг», четвертый – «Развитие муниципальных образований». 

Первый раздел включает в себя совершенствование  имеющейся законодательной базы, принятие новых законов и нормативных  правовых актов, способствующих созданию благоприятной инвестиционной и деловой среды для развития экономики и социальной сферы республики. 
 

Второй раздел предусматривает мероприятия, направленные на дальнейшее развитие основных отраслей и сфер народного хозяйства республики: агропромышленного комплекса, промышленности и энергетики, транспортного комплекса, малого предпринимательства.  

Третий раздел предусматривает мероприятия, направленные на развитие телекоммуникаций и связи, коммунального хозяйства, строительство  и реконструкцию объектов рекреационного комплекса, образования, здравоохранения, культуры и спорта, жилищного строительства, охрану экологии и биоресурсов. 

Четвертый раздел посвящен вопросам развития муниципальных  образований. 

Первостепенной  задачей в социально-экономическом развитии Дагестана является совершенствования нормативной правовой базы республики. 

Институциональные и законодательные преобразования должны быть направлены на: 

- организация  открытых и стабильных правил  экономической деятельности, которые  бы стимулировали предпринимательскую инициативу; 

- выравнивание  условий конкуренции и действенную  антимонопольную политику; 

- дебюрократизацию  экономики: определение и систематизация  регулирующих функций властей,  уменьшение влияния административных  методов на предпринимательскую деятельность; 

- повышение эффективности  управления имуществом государства; 

- развитие финансовой  инфраструктуры, формирование инвестопроводящей  системы республики. 

Пример ранее  принятых мероприятий по совершенствованию  нормативно-правовой базы приведен в приложении 8. 

Главной задачей  в области инвестиционной политики является создание максимально благоприятных  условий, способствующих активному  притоку инвестиционных капиталов  в экономику. 

Решение данной задачи можно осуществлять за счет: 

- минимизации  вмешательства органов власти  в хозяйственную деятельность  инвесторов в законодательно  очерченных рамках; 

Информация о работе Туризм в Дагестане: перспективы и проблемы