Туризм в Дагестане: перспективы и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:38, реферат

Описание

Уникальные природа и местоположение Дагестана дают республике большие возможности для развития многих видов туризма и рекреационной деятельности. В рамках данной статьи автор ставит своей целью анализ перспектив развития лечебно-оздоровительного туризма в Дагестане.

Работа состоит из  1 файл

Чернышева Н.doc

— 464.50 Кб (Скачать документ)

     Участники пленарного заседания, дискуссионной  сессии, заслушав доклады выступающих, отметили, что туристическая отрасль - одна из наиболее динамично развивающихся  отраслей мировой экономики. 

     Уделили они внимание и проблемам развития въездного туризма. Важнейшим фактором, сдерживающим развитие въездного туризма  в республике, являются проблемы обеспечения  безопасности туристов и недостаточной  конкурентоспособности основных составляющих турпродукта (транспорт, средства размещения и сфера обслуживания) в части несоответствия уровня цен и качества обслуживания. 

     На  конференции отметили и то, что  Дагестан обладает богатым туристско-рекреационным  потенциалом. На территории региона  находятся уникальные природные, бальнеологические ресурсы, объекты культурно-исторического наследия. Однако наличия только особенных туристских ресурсов недостаточно для успешного развития туристской отрасли в регионе. 

     Говоря  о приоритетных задачах государственной  политики в сфере туризма на ближайшую перспективу, участники пленарного заседания отметили, что на первое место выходят задачи в области правового регулирования туризма и государственной поддержки въездного, внутреннего и социального туризма. А также совершенствование законодательства, регулирующего туристскую деятельность. 
 
 

113. Туризм в  субъектах Российской Федерации:  региональные особенности и перспективы  развития  

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отмечал, что  именно в туризме заложена одна из «точек роста» для многих российских регионов32. 

Развитие сферы  туризма в субъектах Федерации  во многом определяется государственной  политикой. Так, согласно Концепции  долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года33, существенный вклад в региональное развитие после 2012 года будут вносить перспективные центры опережающего экономического роста, к которым относятся туристско-рекреационные кластеры на территориях с уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, а также богатым историко-культурным наследием. 

Особое внимание в Концепции уделено развитию приморских и горных регионов России, обладающих высоким природно-рекреационным  потенциалом34. В некоторых из них  признано необходимым сконцентрировать усилия на приоритетном развитии туристической отрасли, рекреационных услуг с высоким уровнем менеджмента и сервиса в связи с проведением XXII Олимпийских зимних игр в г. Сочи. Планируется, что растущий спрос на туристические услуги даст импульс развитию современного гостиничного бизнеса и связанного с ним производства товаров и услуг. 

В настоящее  время в отдельных российских регионах туризм развивается достаточно успешно. Он позволяет обеспечить высокие  и устойчивые темпы экономического роста, способствует росту занятости и повышению уровня жизни населения, а также увеличивает поступления в бюджеты всех уровней. Кроме того, в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями экономики.  

Реализацию государственной  политики в сфере туризма в  субъектах Российской Федерации  осуществляют региональные органы управления туризмом.  

Основные цели, задачи, принципы и направления государственной  политики России в сфере туризма, на которые следует ориентироваться субъектам Федерации в своей работе, определены в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года», в «Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 года» и в других нормативных правовых актах. 

В стране реализуется  федеральная целевая программа  «Юг России», охватывающая все субъекты Южного федерального округа. Первый этап программы завершился в 2007 году. За это время введено   

в эксплуатацию порядка 15 объектов туристической инфраструктуры35. В настоящее время действует  федеральная целевая программа  «Юг России» на 2008-2012 годы. Предусмотрено  строительство новых комплексов в Домбае (Карачаево-Черкесская Республика), Приэльбрусье (Кабардино-Балкарская Республика), Калмыкии, а также строительство горнолыжного комплекса в Северной Осетии. Реализация этих проектов позволит дополнительно создать в соответствующих регионах около 15 тыс. новых рабочих мест, а объём туристического потока может вырасти на 1,5 млн. человек.  

О значении туризма  для социально-экономического, культурного, экологического развития регионов России свидетельствует активно формирующееся  законодательство субъектов Российской Федерации о туристской деятельности. В более половине субъектов Российской Федерации существуют специальные законы, регулирующие общественные отношения в сфере туризма (законы «О туризме»,  «О туристской деятельности в субъекте Российской Федерации»,  «О поддержке развития туризма», «О развитии внутреннего и въездного туризма» и т.д.). 

Наряду с законами в субъектах Российской Федерации  действуют концепции развития туризма (санаторно-курортного, туристского  комплекса) на среднесрочную перспективу, утверждено множество региональных целевых программы развития туризма. Так, по данным субъектов Российской Федерации36, в настоящее время в регионах реализуется и находится в стадии разработки 65 региональных программ развития туризма, в том числе в 5 регионах приняты концепции развития туризма37.  

Среди наиболее эффективно работающих – программы  республик Татарстан и Башкирии, программы по развитию туризма Нижегородской  и Тюменской областей (с особым направлением по созданию туристического центра в Тобольске).  

Финансирование региональных программ развития туризма предусматривается за счёт средств субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников и составляет по некоторым оценкам38 около 37 млрд. рублей, из них из внебюджетных источников около 32 млрд. рублей, что составляет почти 85% от общей суммы.  

Экономический кризис отрицательно сказывается на реализации региональных целевых программ развития туризма. Во многих регионах финансирование программ сократилось (в среднем на 15%).  

Давая оценку развития индустрии туризма в российских регионах, эксперты39 выделяют четыре кластера, с точки зрения туристической привлекательности40. 

В первый кластер - кластер регионов средней туристической  привлекательности - вошли 33 региона41. Это регионы, в которых гостиничный  сектор доминирует над специализированным42. Показатель туристической нагрузки и доля иностранных туристов находятся на среднем уровне. В этот кластер вошли такие регионы, как Корякский, Ненецкий, Чукотский, Эвенкийский автономные округа, в которых доля коллективных средств размещения гостиничного типа составляет 100%. Иностранные туристы посещают их скорее со служебными, чем с туристическими целями. Наибольшей туристической привлекательностью среди регионов первого кластера в настоящее время обладает Владимирская область, входящая в туристическую зону «Золотое кольцо»: доля иностранных граждан среди туристов, посетивших её, составляет 12%. В то же время гостиничное обслуживание в регионе, по-видимому, целесообразно расширять: доля гостиничного сектора составляет 58% при среднем значении для кластера 73%.  

Второй кластер  содержит 42 региона43. Данный кластер  характеризуется тем, что уровень  доли гостиничного сектора ниже среднего по стране. Однако регионы этого  кластера имеют потенциал для  развития лечебно-оздоровительного, спортивного и аналогичных видов туризма. Туристическая нагрузка на население (определяемая как численность лиц, обслуженных коллективными средствами размещения за год, на 100 тыс. населения региона) ниже среднероссийского уровня. Посещаемость регионов иностранными туристами находится на среднем уровне. В этом кластере по показателю туристической нагрузки выделяются Ярославская, Тверская и Ленинградская области – их показатели выше среднего по России.  

Регионы третьего кластера отличает существенная привлекательность для иностранных туристов и высокая туристическая нагрузка на население. В составе третьего кластера 8 регионов44. Для всех регионов этого кластера характерна высокая туристическая нагрузка: от 19 туристов на 100 тыс. населения в Сахалинской и Калининградской областях до 42 — в Санкт-Петербурге. Лидером по доле иностранных граждан среди лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, является Санкт-Петербург, для которого этот показатель составляет 43%. Самое низкое значение в кластере наблюдается для Новгородской области — 12%, что существенно больше среднероссийского значения, составляющего 5%. Таким образом, регионы третьего кластера можно охарактеризовать как регионы активно развивающегося въездного туризма. 

Четвёртый кластер  отличает самая высокая туристическая нагрузка на население и доминирующее развитие специализированных средств размещения. Четвёртый кластер образуют 4 региона45. Доля иностранных туристов в этих регионах находится на среднем уровне. Краснодарский край, безусловно, занял лидирующие позиции по показателю туристической нагрузки на население: 52 туриста, размещённых в коллективных средствах размещения, на 100 тыс. населения края; высока доля специализированных средств размещения, составляющая 67%. Регионы этого кластера специализируются преимущественно на внутреннем туризме. 

В дальнейшем планировании развития туристического комплекса  субъектов Российской Федерации  учёт региональных особенностей целесообразно  проводить с использованием статистического  анализа совокупности экономических, климатогеографических, экологических и других характеристик регионов, а также информации о деятельности предприятий и организаций туристического комплекса. 

Перспективы развития туризма в субъектах Федерации  определены в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, разработанной Федеральным агентством по туризму в 2008 году.  

Поддержка развития туристской инфраструктуры осуществляется, прежде всего, в рамках целевых программ, как федеральных, так и региональных. В настоящее время признано необходимым проанализировать действующие федеральные программы и внести в них профильный туристический блок46.  

Экспертами признаётся, что в дальнейшем необходимо большее  внимание уделять развитию туристской инфраструктуры в историко-культурных центрах России, малых и средних исторических городах, это потребовало формирования специального раздела по развитию туристской инфраструктуры в проекте федеральной целевой программы «Развитие историко-культурных зон в России».  

Вопросы создания туристской инфраструктуры должны быть тесно взаимоувязаны с потребностями в развитии исторических городов. В городах, перспективных для привлечения туристов, целесообразно формирование культурно-туристских зон, включающих не только памятники архитектуры, истории и культуры, но и объекты, предоставляющие туристам полный комплекс услуг проживания, питания, развлечений, информационного обслуживания. Особенностью таких зон является их использование, как туристами, так и местными жителями, что особенно важно для социально-экономического развития малых исторических городов в целом.  

Одним из перспективных  направлений расширения культурно-познавательного  туризма является комплексное развитие пространства между Москвой и  Санкт-Петербургом. Мощный транзитный туристский поток, проходящий между двумя столицами России, пока мало затрагивает Тверскую и Новгородскую области. Формирование единого туристического пространства, объединяющего все виды ресурсов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей станет существенным дополнением знаменитого туристического маршрута «Золотое кольцо России», интегрируемого за счёт автомобильных и водных путей47. 

Для дальнейшего  развития туризма в российских регионах важным является развитие сельского туризма, способствующего сокращению безработицы в деревнях, развитию малого предпринимательства, созданию современной инфраструктуры, дорог, транспортного сообщения, повышения престижности повышения проживания в сельской местности.  

Значительную экономическую и социальную выгоду принесёт развитие современных туристских комплексов в регионах Дальнего Востока и Забайкалья. В настоящее время туристы из этих регионов массово выезжают на отдых в КНР, где курорты характеризуются высоким уровнем качества сервиса. С целью снижения объёма выездного туризма в пользу внутреннего необходимо создание, модернизация и реконструкция туристской инфраструктуры на Дальнем Востоке и в Забайкалье, обладающих высоким туристским потенциалом.  

Создание условий  для развития круизного туризма возможно путём разработки комплекса мер, включающих реконструкцию и строительство морских вокзалов, портовых причалов, пристаней, а также закупку пассажирских судов.  

Повышенному интересу иностранных туристов к новым  территориям может соответствовать создание туристского предложения в арктических и труднодоступных районах России (Земля Франца Иосифа, Командорские острова, остров Русский). Это требует подготовки специальных предложений по государственной поддержке с целью привлечения туристов на северные островные территории.  

Информация о работе Туризм в Дагестане: перспективы и проблемы