Транспортный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:42, реферат

Описание

Транспорт - одна из важнейших составных частей материальной базы экономики любой страны. С древних времен транспорт являлся двигателем прогресса. Человек использовал любые подручные средства для перевозки людей и грузов. С изобретением колеса, а несколько позже и различных типов двигателей человек стал соответственно развивать и средства передвижения: повозки, кареты, пароходы, паровозы, самолеты.

Работа состоит из  1 файл

Тема 1.docx

— 92.72 Кб (Скачать документ)

Тема 1.  Роль транспорта в развитие международного туризма.

   Транспорт - одна из важнейших составных частей материальной базы экономики любой страны. С древних времен транспорт являлся двигателем прогресса. Человек использовал любые подручные средства для перевозки людей и грузов. С изобретением колеса, а несколько позже и различных типов двигателей человек стал соответственно развивать и средства передвижения: повозки, кареты, пароходы, паровозы, самолеты. Это позволяло совершать поездки на большие расстояния и с различными целями.

   Развитию транспорта как составной части инфраструктуры постоянно уделяют большое внимание правительства практически всех государств.

Классификация путешествий

   Транспортные путешествия рассматриваются как самостоятельный вид туризма. Транспортные путешествия - это путешествия организованных групп туристов при наличии путевок (ваучеров) по разработанным маршрутам с использованием различных транспортных средств. Они классифицируются по ряду основных признаков:

  • способу передвижения на маршруте (железнодорожный, морской, автобусный, речной, авиационный, прочие виды, комбинированный);
  • виду используемого транспорта (поезда, самолеты, автобусы, теплоходы, паромы, яхты, лодки, байдарки, плоты, подводные лодки и другие плавсредства, мотоциклы, велосипеды, воздушные шары, дельтапланы);
  • построению трассы маршрута (линейная, кольцевая, радиальная, комбинированная);
  • продолжительности путешествия (кратковременные, многодневные);
  • сезонности (круглогодичные, сезонные, разовые).

   Наибольшей популярностью пользуются автобусные, авиационные и железнодорожные путешествия. Наиболее мобильный вид транспорта - автобус и легковой автомобиль - используются как на самостоятельном маршруте, так и в виде трансфертного транспорта по доставке туристов из аэропорта (вокзала) в гостиницу и обратно.

При планировании своего путешествия  турист учитывает такие факторы:

  • скорость доставки до цели поездки;
  • комфорт путешествия;
  • стоимость;
  • возможность перевозки багажа и его вес;
  • возможность остановки в пути следования;
  • условия питания;
  • уровень шума, вибраций;
  • условия для сна и отдыха;
  • возможность широкого обзора во время поездки;
  • наличие неблагоприятных экологических факторов;
  • безопасность.

По приоритетам эти  требования распределяются в такой  последовательности :

  • безопасность путешествия;
  • стоимость и наличие различных льгот;
  • комфортабельность;
  • скорость доставки;
  • прочие факторы.

   Чем больше набор положительных факторов, тем выше стоимость транспортного путешествия, однако ни одно транспортное средство не удовлетворяет всему набору требований.

Туризм - один из главных  факторов мобильности населения, в  связи с чем необходимо иметь  сведения о средствах транспорта, используемых в туристических целях.

Основные туристские перевозчики

   Авиатранспорт - основная доля в общей структуре транспортных услуг принадлежит авиационному транспорту.

   Преимущества: расширенная география путешествий, сокращение сроков путешествия в пользу их частоты (рост краткосрочных туров на дальние расстояния) самый быстрый и удобный вид транспорта при переездах на дальние расстояния привлекательный для туристов сервис.

Автотранспорт

   Преимущества: транспорт всеобщего применения (трансферы, экскурсии, внутримаршрутные перевозки автобусами, аренда малолитражных автомобилей туристами для личного пользования на отдыхе), экономический вид транспорта, доступный широким слоям населения, сезонность при организации туров не играет такой большой роли, как в других поездках.

Железнодорожный транспорт - главный конкурент автобусов  в групповых перевозках.

Преимущества: более низкие тарифы, разветвленная система скидок, проездных билетов и т. п., позволяющих  путешествовать по значительно низким ценам

Водный транспорт (речной, морской).

   Преимущества: высокий уровень комфорта, большой объем единовременной загрузки, возможности реализации различных видов и целей туризма (познавательный, бизнес-туризм, учебный, шоп-туризм), полноценный отдых, полный комплекс жизнеобеспечения.

Недостатки: невысокая скорость передвижения транспортных средств, высокие  тарифы, ограничение мобильности, подверженность некоторых людей «морской болезни».

   Индустрия туризма в значительной части ориентирована на принципы территориального формирования турпродукта. Поэтому среди многих экономических особенностей функционирования транспорта для территориальных систем в работе выделены три следующие: взаимозаменяемость не только по видам транспорта, но и по направлениям; удешевление себестоимости пассажирских перевозок по отношению к себестоимости турпродукта, когда многие турресурсы находятся часто в слабо освоенных в транспортном отношении районах; ограниченность экономических выгод, когда по мере удаления от транспортных магистралей эти выгоды резко уменьшаются. Транспортная сеть позволяет связать функционирующие на определенной территории объекты экономики, население и рекреационные зоны. Туристский транспорт, внедренный в транспортную сеть, определяет доступность использования туристских зон. Таким образом, транспорт способствует развитию регионов, содействует повышению престижа страны. С другой стороны, в крупных городах и на дорогах транспортные средства создают экологическую нагрузку на природу и человека.

   Построение управления транспортной деятельностью опирается как на системный, так и на ситуационный подходы. Системный подход позволяет структурировать транспортную систему и рассматривать управление ею в рамках функционирования открытой системы, на вход которой поступают информационные потоки технологического характера, трудовые ресурсы, энергетические потоки, инвестиции.

   Вследствие непрерывного роста доли туристов в пассажиропотоке в значительной мере от транспорта будет зависеть развитие туризма.

   Транспортные компании представляют как отдельные виды услуг индивидуальным туристам, так и комплекс услуг в виде инклюзив-туров на основе собственной гостиничной базы. Особо выделяются в этом отношении авиационные компании.

   Все большее распространение получает создание авиакомпаниями дочерних чартерных и туроператорских фирм, специализирующихся на подготовке и продаже инклюзив-туров, составным элементом которых является перевозка на самолетах своей авиационной компании. Сейчас практически все западноевропейские авиакомпании имеют дочерние чартерные или туроператорские фирмы. Эти фирмы уже не довольствуются гостиничной базой своей авиакомпании, а организуют обслуживание туристов на основе деловых отношений с гостиничными и другими предприятиями на обычных условиях туроператора. Активная политика авиакомпаний в значительной мере связана и с перспективой значительного наращивания объемов авиаперевозок.

   Для оптимального управления туристской транспортной системой необходимо знать, прежде всего, абсолютную потребность туристов в перевозках, которая соответствует уровню изменения производительных сил в обществе, улучшению качества жизни населения и организации туризма.

Проблема описания закономерностей  изменения потребностей туристов в  перевозках связана прежде всего  с исследованием фактора «подвижность населения», организацией систематических  наблюдений за этим процессом для получения достоверной информации. Создание развитой транспортной сети на территориальном уровне способствует развитию системы туристских зон.

   Ряд факторов влияют на пассажиропоток. К важнейшим следует отнести такие, как общественная стабильность, состояние макроэкономики и уровень доходов населения, межтранспортные факторы (уровень конкуренции, качество обслуживания), внутриотраслевые факторы (неравномерность спроса по периодам времени, безопасность поездки).

   Развитие современной транспортной системы характеризуется в мире тремя основными тенденциями. Первая связана с повышением качества перевозок, комфортабельности и безопасности поездок, снижением расходов энергии и уменьшением уровня экологического воздействия на окружающую среду. Вторая тенденция определяется существенным влиянием научно-технического прогресса на технологию и организацию перевозок. Показательным примером в этом отношении является воздушный транспорт. Развитию международного туризма способствовало создание новых типов широкофюзеляжных самолетов, организация чартерных рейсов, возникновение транспортно-распределительных центров, внедрение логистических систем управления транспортом. Третья тенденция в развитии транспортных систем связана с влиянием государства на этот процесс. В развитых индустриальных странах транспорт в большей мере, чем другие отрасли хозяйства, подвержен управлению, контролю и регулированию со стороны государства. Это, в первую очередь, объясняется тем обстоятельством, что стабильное функционирование рынка, транспортных услуг является необходимым условием экономического роста всей экономической системы, обеспечения целостности, национальной безопасности и обороноспособности страны. Общество нуждается в обеспечении социально-значимых перевозок, соблюдении норм по охране окружающей среды, в снижений социальных издержек. А это может обеспечить только регулируемый рынок. Современная система управления рынком транспортных услуг должна сочетать государственное регулирование с конкурентно-рыночным механизмом взаимодействия: субъектов хозяйствования, оказывающих транспортные услуги, потребителей на рынке транспортных услуг и разного уровня органов исполнительной власти.

   Современные мировые тенденции, связанные с расширением международного сотрудничества и углублением интеграционных  процессов, оказали решающее влияние на разработку программ,  целью которых является формирование международных транспортных коридоров (МТК). Развитие МТК позволит решить ряд транспортных проблем, связанных с обеспечением межгосударственных экономических, культурных и иных связей, а также с целесообразностью создания международной транспортной инфраструктуры, имеющей согласованные технические параметры и обеспечивающей применение совместимых технологий перевозок. Это создаст основу для интеграции национальных транспортных систем в Мировую транспортную систему. Причем МТК формируются для развития и улучшения как грузового, так и пассажирского международного сообщения.

   На стадии подготовки международного поезда, необходимо заложить в него целый комплекс максимальных удобств для потенциальных пассажиров, начиная с привычной для европейцев комфортабельности вагонов и удобного расписания и заканчивая конкурентоспособными ценами на билеты и оптимизацией процедур пограничного и таможенного досмотра пассажиров.

Транспортное обслуживание туристов - одна из составных частей индустрии туризма. В настоящее время на туристическом рынке сложилась не очень благоприятная ситуация. Перевозчики на рынке транспортных путешествий сами определяют цены на туристические услуги.

В режиме внутреннего туризма  железнодорожный транспорт конкурентоспособен при реализации познавательного  туризма, поездках выходного дня, экскурсиях.

Сокращение доли автомобильных  перевозок идет за счет увеличения удельного веса в транспортных путешествиях воздушного транспорта. Тем не менее, автомобильный транспорт является лидером туристических перевозок, выполняя две основные функции:

  1. самостоятельный вид путешествии и экскурсии;
  2. вспомогательный (трансферный) транспорт.

 

Тема 2. Роль «Великого  Шелкового Пути» в развитие международного туризма

   Одним из замечательных  достижений древних цивилизаций  по праву считается Великий  шелковый путь. Впервые в истории  человечества на гигантских просторах  от Средиземноморья до Тихого  океана он соединил различные  страны и народы, связал их  материальную, художественную и  духовную культуры. Многие века  по этому пути осуществлялся  обмен ремеслами, идеями, технологиями, верованиями.

Начало возникновения  Шелкового пути во всей его протяженности - 12800 километров - историки относят  ко второй половине II века до н.э., когда  китайский дипломат и разведчик  Чжан Цзян впервые открыл для своих  соотечественников неизведанный ранее  западный край - Центральную Азию.

Понятие "Великий шелковый путь" связано с драгоценным  в те времена товаром - шелком, познакомившим  два разных мира: Запад и Восток. Рост научного и общественного интереса к Великому шелковому пути, его  месту и значимости в мировой  цивилизации не случаен, так это  понятие гораздо более емкое, чем просто караванная дорога. Как  считают исследователи, именно благодаря  распространению духовных ценностей, научных и технологических знаний, религий и культур вдоль всех ее маршрутов возникали крупные  торговые города. Шелковый путь оказал огромное влияние на формирование политического, экономического, культурного устройства стран, через которые он проходил. Здесь не раз проносились завоевательные и междоусобные войны, создавались  и рушились великие державы и  мелкие государства, прежние столицы  уступали место новым.

   Народы многих  стран сегодня стремятся изучить  корни своей истории, понять  истоки духовности, своей национальной  причастности к мировой культуре. Такую возможность дает решение  о возрождении Великого шелкового  пути во всей его многогранности  как важнейшего канала углубленного  международного сотрудничества  в области дипломатии, культуры, науки, торговли, туризма. Оно  было принято в 1993 году на  Генеральной Ассамблее ООН, прошедшей  в Индонезии.

Мировое сообщество придает  большое значение этому процессу. В 1988 году ЮНЕСКО приступила к осуществлению  десятилетнего проекта "Интегральное изучение Шелкового пути - пути диалога". Он включал в себя действия, направленные на широкое и всеобъемлющее изучение истории древней трассы, установление и развитие тесных культурных контактов  между Востоком и Западом, улучшение  взаимоотношений между народами, населяющими Евразийский континент. Реализация проекта оказалась настолько  результативной, что было принято  решение о его продолжении. Сегодня  все собранные и накопленные  данные служат дальнейшему, более конкретизированному  взаимодействию для восстановления и консервации уникальных объектов, которые находятся на Великом  шелковом пути и включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Много  таких объектов в государствах Центральной  Азии, в Азербайджане, Иране.

   Больше всего их  расположено на территории современного  Узбекистана. К памятникам мирового  значения отнесены комплекс Ичан-кала  в Хиве, исторические центры Бухары, Шахрисабза и Самарканда. Уникален  также старейший и хорошо сохранившийся  город-оазис Мерв, находящийся в  нынешнем Туркменистане.

Информация о работе Транспортный туризм