Специфика организации агротуризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:16, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучение технологических подходов к организации агротуризма в России.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития российского и зарубежного агротуризма;
2. изучить возможности использования зарубежного опыта в России по организации агротуризма;
3. выявить особенности использования информационных технологий в агротуризме;
4. сформулировать перспективы развития российского агротуризма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………….……………..………………………...............................3
1 СУЩНОСТЬ И РАЗВИТИЕ АГРОТУРИЗМА……………………………………5
1.1 Современное состояние и тенденции развития агротуризма в мире ……….8
1.2 Ключевые факторы развития агротуристских комплексов…………………14
2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЕ АГРОТУРИЗМА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
2.1 Особенности развития российского и зарубежного агротуризма ….......…21
2.2 Возможности использования зарубежного опыта в России по организации агротуризма ………………………………………26
3 СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ РОССИЙСКОГО АГРОТУРИЗМА
3.1 Использование информационных технологий в агротуризме …………......31
3.2 Перспективы развития российского агротуризма ………………………......39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………......46

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

Система информационных технологий, используемых в туризме, состоит из компьютерной системы резервирования, системы проведения телеконференций, видеосистем, компьютеров, информационных систем управления, электронных информационных систем авиалиний, электронной пересылки денег, телефонных сетей, подвижных средств сообщения и т.д. При этом необходимо отметить, что эта система технологий развертывается не турагентами, гостиницами или авиакомпаниями каждым в отдельности, а всеми ими. Более того, использование каждым сегментом туризма системы информационных технологий имеет значение для всех остальных частей.

Кроме того, отдельные компоненты туристической отрасли тесно взаимосвязаны друг с другом - ведь многие тур производители вертикально или горизонтально вовлечены в деятельность друг друга. Все это позволяет рассматривать туризм как высоко интегрированную услугу, что делает его еще более восприимчивым для применения информационных технологий в организации и управлении.

В последнее время центральной темой публикаций не только компьютерной прессы, но и массовых изданий, стала сеть Internet, приковав к себе внимание специалистов по информационным технологиям, бизнесменов, рядовых пользователей и всего цивилизованного мира. В настоящее время у Internet свыше 40 миллионов подписчиков в более чем 100 странах мира на всех семи континентах. О популярности Internet говорит хотя бы тот факт, что число подписчиков сети удваивается каждые 10 месяцев. Обмен информацией через сеть ежегодно возрастает почти в 10 раз. Каждую секунду по сети передается свыше 4000 электронных сообщений. Все информационные технологии Internet можно условно разделить на системы информационного обеспечения и системы информационного обмена. Стремительный рост числа пользователей сети начался после появления нового сервиса - WWW (World Wide Web) - распределенной гипертекстовой системы для доступа к различной информации, расположенной по всему миру. Всемирная компьютерная сеть Internet развивается столь стремительно, что ежегодно число ее подписчиков и объем информационных ресурсов практически удваиваются. Не остается в стороне от этого бума и туристический бизнес. Только в 1996 году в Internet появились тысячи самостоятельных разделов турагентств, гостиниц, авиакомпаний, десятки систем бронирования туристических услуг. Турагентствам не стоит игнорировать Internet в своей работе. Тем более Internet нельзя рассматривать только как конкурента в бизнесе, сеть может оказать неоценимую информационную помощь и добавить к традиционным новый канал реализации туристических услуг - электронный.

Туризм - информационно насыщенная деятельность. Существует немного других отраслей, в которых сбор, обработка, применение и передача информации были бы настолько же важны для ежедневного функционирования, как в туристической индустрии. Услуга в туризме не может быть выставлена и рассмотрена в пункте продажи, как потребительские или производственные товары. Ее обычно покупают заранее и вдали от места потребления. Таким образом, туризм на рынке почти полностью зависит от изображений, описаний, средств коммуникаций и передачи информации.Однако выделяется одна особенность - связующим центром, удерживающим различных производителей в рамках туристической отрасли, является информация. Именно информационные потоки, а не товары обеспечивают связи между производителями туристических услуг; они идут не только в виде потоков данных, но выступают также в форме услуг и платежей. Услуги (например, ночевка в гостинице, аренда автомобиля, комплексные туры и места в самолетах) не пересылаются турагентам, которые, в свою очередь, не хранят их до тех пор, пока не продадут потребителям. Передается и используется информация о наличии, стоимости и качествах этих услуг. Точно так же реальные платежи не переводятся от турагентов турпоставщикам, а комиссионные - от турпоставщиков турагентам [2,30].

Можно выделить три характерные черты туризма. Во-первых, это - разнообразная и интегрированная торговля услугами. Во-вторых, это - комплексная услуга, как с точки зрения производителя, так и потребителя. Наконец, это - информационно насыщенная услуга. Поэтому туризм - как международный, так и внутренний, - сфера растущего применения информационных технологий. Система информационных технологий, используемых в туризме, состоит из компьютерной системы резервирования, системы проведения телеконференций, видеосистем, компьютеров, информационных систем управления, электронных информационных систем авиалиний, электронной пересылки денег, телефонных сетей, подвижных средств сообщения и т.д. При этом необходимо отметить, что эта система технологий развертывается не тур агентами, гостиницами или авиакомпаниями каждым в отдельности, а всеми ими. Более того, использование каждым сегментом туризма системы информационных технологий имеет значение для всех остальных частей.

Такие образом, из вышеизложенного становится ясно, что в туристической индустрии распространяются не компьютеры, не телефоны, не видеотерминалы сами по себе - здесь функционирует система взаимосвязанных компьютерных и коммуникационных технологий.отдельные компоненты туристической отрасли тесно взаимосвязаны друг с другом - ведь многие турпроизводители вовлечены в деятельность друг друга. Все это позволяет рассматривать туризм как высоко интегрированную услугу, что делает его еще более доступным для применения информационных технологий в организации и управлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Перспективы развития российского агротуризма

 

              Агротуризм, являясь относительно новым видом отдыха, играет все более важную роль в структуре въездного и внутреннего туризма. Его развитие актуально и перспективно практически для всех регионов России. Подтверждая этот тезис, остановимся на состоянии сельского хозяйства, как одного из важных компонентов агротуризма.

              За период реформ доля сельского хозяйства в экономике народного хозяйства России существенно снизилась при относительной стабильности численности занятого в отрасли населения, более чем пятикратного сокращения общего объема инвестиций в отрасль и резкого снижения уровня оплаты труда работников сельского хозяйства. В России доля ВВП, приходящаяся на сельское хозяйство, составляет 7 процентов. С этим результатом Россия занимает 131-135 место в мире.

              Начиная с 1991 года, ежегодно происходит не только общее сокращение гос поддержки сельхоз сектора экономики, но сокращение доли поддержки животноводства в пользу растениеводства. В целом, удельный вес сельского хозяйства в ВВП страны сократился с 1990 по 2004 г. В 3,7 раза.

              Сложившаяся тенденция к падению основных экономических показателей сельскохозяйственного сектора страны к началу нового столетия заставила обратить на себя внимание грозящей перспективой разрушения всего аграрного сектора, потерей продовольственной безопасности страны и, как следствие, - разрушением довольно зыбкой социальной и политической устойчивости в стране. В отсутствии стратегии развития села и снижения уровня жизни в сельской местности необходимы действенные механизмы, способные за короткое время и при относительно небольших инвестиционных вложениях положительно повлиять на сложную ситуацию в отрасли.
Интересна также корреляция падения сельхозпроизводства с существенным изменением потребления основных продуктов питания в России за тот же период (1990-2000 гг.). За это время снизилось потребление мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, овощей, фруктов и сахара, и возросло потребление хлеба и изделий из муки. При этом структура потребления основных продуктов питания граждан России значительно не соответствует физиологическим нормам питания по основным позициям, отражающим качество питания. Причем показательно, что ежегодно этот показатель ухудшается [9,27].

              Потери экономического потенциала России, и, в первую очередь сельскохозяйственного производства были предопределены отсутствием созидательной цели и идеи системного реформирования экономических регуляторов, отсутствием оптимальной методологии реформирования экономики. Новации не были ориентированы на устойчивое развитие общества на основе взаимосвязи с экономической и социальной системами.

              Несмотря на наличие целого комплекса проблем, обуславливающих развитие кризисных составляющих аграрного рынка России, он имеет огромные потенциальные возможности и большие перспективы. Россия может производить конкурентоспособную продукцию, но для этого нужен комплекс мер по восстановлению и развитию агропромышленного производства.

Несмотря на наличие целого комплекса проблем, обуславливающих развитие кризисных составляющих аграрного рынка России, он имеет огромные потенциальные возможности и большие перспективы. Россия может производить конкурентоспособную продукцию, но для этого нужен комплекс мер по восстановлению и развитию агропромышленного производства.

При сохраняющейся тенденции роста спроса на туристские услуги в мире и в России услуги сельского туризма занимают все большее место. Это связано и с предпосылками урбанистического характера, и с ростом продолжительности отпусков и с усилением интереса людей к путешествиям, добавляют интерес незначительные доходы большинства населения России, делающие сельский туризм зачастую единственно возможным способом получить полноценный отдых за весьма умеренную плату [4,76].

Развитие агротуризма поднимает экономику села, совершенствуется хозяйственная структура сел, стимулируется развитие отраслей, задействованных в индустрии гостеприимства, задействуются в экономике те села и деревни, которые ранее считались депрессивными, бесперспективными для развития других видов деятельности.

Большая социальная значимость, делает агротуризм социально ответственным видом деятельности. При расширении спектра туристических услуг увеличивается число рабочих мест, растет благосостояние сельских жителей, расширяются возможности получить интересную, творческую работу. Возможность самореализации на селе за счет общения, связи с внешним миром, саморазвития и самообразования иногда более значимый аспект, чем дополнительный заработок.

По оценкам специалистов, регионы России имеют все необходимые ресурсы для развития агротуризма. Разнообразие природных условий, множество лесов, рек, озер, полей привлекают любителей охоты, рыбалки, пешеходного туризма, верховых прогулок - и все это на расстоянии не более 3-4 часов езды от Московского Кремля.
Множество памятников истории и культуры, музеев, исторически значимых мест позволяет сочетать агротуризм с активным отдыхом и культурно-познавательной программой.

Основной функцией агротуризма является эффективное улучшение психического и физического восстановления человека. Среди экономических функций необходимо выделить создание рынка для реализации специфических ресурсов сельских местностей, что формирует финансовые средства для их деятельности и стимулирования экономического роста сельских территорий, с одной стороны и развитие нового сегмента рынка туристских услуг, с другой [11,47].

Среди преимуществ агротуризма отметим следующие:

- создание новых рабочих мест для сельского населения;

- развитие производства экологически чистых продуктов питания;

- увеличение финансовых потоков на селе, в том числе и иностранной валюты;

- приток инвестиций как в инфраструктуру и сервис на селе, так и в охрану природы;

- увеличение благосостояния сельского населения, создание современной социально-бытовой инфраструктуры на селе, отвечающей требованиям сегодняшнего дня;

- повышение интеллектуального уровня сельских жителей на базе развития специального образования, направленного на приобретение новых сервисных профессий;

- развитие ремесел;

- повышение роли и значимости местного самоуправления;

- формирование планов развития «изнутри» с учетом интересов местных жителей;

- профессиональная переориентация с сельскохозяйственного труда на обслуживание туристов;

- улучшение традиционной структуры сельскохозяйственного производства.

Анализ сложившейся практики агротуризма в России показал, что перечень услуг в этой сфере может быть буквально бесконечным. Это выгодно отличает агротуризм от других сегментов рынка туристских услуг. Вот некоторые из них:

- проживание в сельском доме;

- ночевка на сеновале;

- катание на лошадях, оленях, собаках, сельскохозяйственной технике;

- дегустация домашних вин и самогона;

- рыбалка, охота;

- различные сельхозработы (сенокос, стрижка овец, дойка и т.д.)

- приобщение к различным культурам в регионе (казачьей, старообрядческой)

- занятие живописью;

- народные промыслы (плетение кружев, ткание полотна, обработка янтаря и т.д.)

- посещение бани, особенно привлекает баня «по черному».

Таким образом, экономический подъем деревень – одна из важнейших государственных задач, решение которой повлияет на уменьшение оттока жителей, особенно молодежи в города, позволит разнообразить выбор сфер профессиональной деятельности в сельской местности. Развитие агротуризма поднимает экономику села, совершенствуется хозяйственная структура сел, стимулируется развитие отраслей, задействованных в индустрии гостеприимства, задействуются в экономике те села и деревни, которые ранее считались депрессивными, бесперспективными для развития других видов деятельности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Агротуризм ориентирован на ознакомление со спецификой (с особенностями) местного сельскохозяйственного природопользования, традиционным деревенским бытом и создает экономические предпосылки для развития дружественных природе методов ведения сельского хозяйства.

Сельский туризм для жителей деревень – это дополнительный заработок и возможность улучшить свое жилье. Для местных властей и региона в целом – приток дополнительных средств, развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест. Для страны в целом – возможность развития туризма за пределами городов, где полностью отсутствуют гостиницы, снятие противоречий между городом и деревней. Ну а для туристов – возможность недорогого отдыха в экологически чистой среде.

Сельский зеленый туризм следует рассматривать как одно из средств диверсификации источников доходов сельского населения, как компонент комплексного развития сельских территорий и сельской инфраструктуры, а также как один из факторов стратегии преодоления бедности в сельской местности. Именно поэтому, в странах, которые развиваются, сельский зеленый туризм всячески поддерживается и поощряется государством, доступ к деятельности в этой сфере максимально упрощен, а субъекты, которые предоставляют услуги в этой сфере, получают всевозможные преференции, в том числе и налоговые.

Информация о работе Специфика организации агротуризма в России