Специфика организации агротуризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:16, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучение технологических подходов к организации агротуризма в России.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития российского и зарубежного агротуризма;
2. изучить возможности использования зарубежного опыта в России по организации агротуризма;
3. выявить особенности использования информационных технологий в агротуризме;
4. сформулировать перспективы развития российского агротуризма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………….……………..………………………...............................3
1 СУЩНОСТЬ И РАЗВИТИЕ АГРОТУРИЗМА……………………………………5
1.1 Современное состояние и тенденции развития агротуризма в мире ……….8
1.2 Ключевые факторы развития агротуристских комплексов…………………14
2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЕ АГРОТУРИЗМА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
2.1 Особенности развития российского и зарубежного агротуризма ….......…21
2.2 Возможности использования зарубежного опыта в России по организации агротуризма ………………………………………26
3 СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ РОССИЙСКОГО АГРОТУРИЗМА
3.1 Использование информационных технологий в агротуризме …………......31
3.2 Перспективы развития российского агротуризма ………………………......39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………......46

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

- необходимый минимум оборудования и экипировки (которые признаны гарантировать качество);

- классификации для отдельных структур, обслуживающих туристов (гостиницы, мотели, рестораны и др.);

- количество и качество услуг для отдельных структур размещения;

- качество отдельных элементов инвентаря (мебель, оборудование для альпинизма, экотурзима, спелеологии и др.);

- качество определенных товаров и продуктов (меры предписанные для защиты потребителя);

в) определение тарифов для туризма в сельской местности:

- не наблюдается единая политика практикуемых тарифов, они могут существенно отличаться (от полной свободы цен – Германия, Бельгия, Италия до регламентирования на национальном – Франция, региональном – Испания – уровне или тарифы, навязываемые государством – Греция);

- поставщики услуг в зависимости от случая могут практиковать или нет фиксированные цены;

г) налоговая система:

- в некоторых странах (Франция, Ирландия и др.) практикуется специальный налоговый режим для сельских структур размещения и размещения в жилищах граждан;

- во взаимоотношениях с налоговыми структурами интересы поставщиков туристических услуг представляют Национальные Ассоциации (в Испании кемпингам предоставлен особый налоговый режим поскольку они обслуживают членов местных профсоюзов);

д) подготовка персонала, задействованного в сфере туризма:

 - сертификация профессиональных качеств некоторых категорий работников (менеджеров, гидов, поваров, и т.д.) на национальном уровне (бревет по туризму в Румынии, Молдове и др.);

- профессиональное усовершенствование членов национальных специализированных/ профессиональных ассоциаций (Ассоциация Гидов, Гостиничная Ассоциация, Ассоциация Сомелье и т.д.);

- периодическая обязательная переподготовка специалистов в сфере туризма (Румыния, Венгрия, Польша, Франция и др.);

е) прямые субсидии из бюджета:

- финансирование учебных программ и рост качества труда;

- прямые инвестиции в обустройство, модернизацию и строительство коммерческих структур;

- рекламирование посредством издания „Путеводителя сельского туризма” на региональном и национальном уровне, создание единой региональной марки/бренда, объединяющей владельцев сельских туристических структур и т.д. 

Таким образом,  сельский зеленый туризм следует рассматривать как одно из средств диверсификации источников доходов сельского населения, как компонент комплексного развития сельских территорий и сельской инфраструктуры, а также как один из факторов стратегии преодоления бедности в сельской местности. Именно поэтому, в странах, которые развиваются, сельский зеленый туризм всячески поддерживается и поощряется государством, доступ к деятельности в этой сфере максимально упрощен, а субъекты, которые предоставляют услуги в этой сфере, получают всевозможные преференции, в том числе и налоговые.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ АГРОТУРИЗМА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

2.1 Особенности  развития  российского и зарубежного агротуризма

Согласно экономической теории, важным фактором развития любого продукта является спрос на него на рынке. Спрос же определяется, во-первых, потребностями субъекта, во-вторых, наличием возможностей реализации, т.е. применительно к туристическому бизнесу — наличием свободного времени и средств для потребления услуг. Данные возможности появляются по мере роста производительности труда и его оплаты. Для развития туристской сферы необходимо также определенное изменение условий общественно-культурной среды. Так, с повышением уровня жизни должны меняться стереотипы мышления и культура поведения, в противном случае наблюдаются разрушение социально-экономической среды и наступление кризиса структуры потребления.

В Беларуси происходит рост уровня жизни населения. С повышением уровня жизни в стране возрастает и потребность населения в агротуристических услугах. Агротуризм является весьма перспективной нишей для такого вида деятельности, на сегодняшний день слабо освоенного, как плановый бизнес. Согласно исследованиям, проведенным ООН, 82 % минчан хотели бы совершить экологические путешествия, что свидетельствует о наличии 118 на внутреннем рынке спроса на агротуристические услуги. В отношении внешнего спроса необходимо отметить следующее. По данным Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, в 2005 г. в Беларусь въехали 2 млн иностранцев, из которых 460 тыс. указали туризм целью своей поездки.

Существует немало мотивов выбора горожанами отдыха в сельской местности:

- отсутствие средств на путевку на дорогой фешенебельный курорт;

- устоявшийся у определенной категории людей независимо от достатка (например, в силу семейных или иных традиций) стереотип отдыха в сельской местности;

- необходимость оздоровления в местных, рекомендованных врачом климатических условиях;

- возможность питаться достаточно дешевой, выращенной в условиях органического земледелия продукцией;

- реальная возможность приобщиться к сельскохозяйственным работам для собственного удовольствия;

- потребность в спокойном размеренном ритме жизни, что отличает сельские условия от городских;

- возможность приобщения к другой культуре и обычаям, участие в местных праздниках и развлечениях, общение с людьми иной общественной формации.

Кроме того, такую организацию отдыха, как агротуризм, можно эффективно использовать для детей дошкольного и подросткового возраста в выходные и праздничные дни, а также в период летних каникул.

Таким образом, отдых в деревне — это кардинальная смена обстановки, позволяющая снять стресс, накопившийся за год работы в напряженных городских условиях.

Одним из важнейших ресурсов внутреннего и въездного туризма является богатая и самобытная национальная культура. Фольклорно-этнографический потенциал республики включает большое количество центров народных промыслов и ремесел, в том числе традиционного творчества, вышивки, гончарства, плетения.

Важным фактором развития агротуризма является географическое положение страны. Ежегодно в качестве транзитных пассажиров Беларусь пересекают около 10 млн иностранцев, в том числе 5,5 млн — на автотранспорте и 4,5 млн – по железной дороге, что свидетельствует о значительном потенциале транзитного туризма. Благодаря тому, что через Беларусь проходят две международные автомобильные трассы, агротуристические объекты могли бы включиться в обслуживание транзитных водителей и пассажиров. Данный аргумент приобретает особую актуальность в связи с тем, что в апреле 2007 вступило в силу новое положение Европарламента и Евросовета, ужесточающее временные рамки перерывов и ежедневного отдыха водителей автотранспорта [8,24].

Особо следует указать на экономические выгоды развития в республике сельского туризма. Во-первых, это возможность увеличить долю услуг в производстве АПК, во-вторых, улучшить сальдо платежного баланса за счет превращения агротуристических услуг в экспортный продукт. Агротуризм как услуга позволяет оптимизировать сельскохозяйственное производство и повысить его эффективность, благодаря тому что услуга в структуре затрат имеет более высокую долю добавленной стоимости. Это особенно актуально в отношении продукции сельскохозяйственных предприятий, характеризующейся высокой материалоемкостью. Так, в 2005 г. удельный вес валовой добавленной стоимости сельского хозяйства в ВВП составил всего 7,5 % и снизился по сравнению с предыдущим годом на 0,8 процентных пункта.

Для сельских регионов Беларуси агротуризм предоставляет значительные потенциальные выгоды:

      способен стать важным источником трудоустройства проживающих здесь людей, особенно в экономически малоразвитых районах. Местные жители могут работать в качестве официантов, розничных торговцев, работников системы гостеприимства;

      открывает сельскому населению возможности для бизнеса;

      повышает доход местных бюджетов;

      сохраняет местную культуру и обычаи, поддерживает реставрацию имеющихся исторических достопримечательностей;

      оказывает благоприятное влияние на проведение мероприятий, связанных с защитой окружающей среды, так как индустрия туризма по сравнению с другими видами деятельности является более экологически чистой.

Экономическая выгода для сельских районов от развития агротуризма заключается в возможности использования в туристском бизнесе людей старше трудоспособного возраста, которые в структуре сельского населения составляют 31 %.

В ноябре 2002 года отечественные энтузиасты зарегистрировали общественную организацию «Агро- и экотуризм». 2 июня 2006 года был подписан президентский Указ №372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь». Что изменилось за это время?

С 2008 года в Беларуси агротуризмом могут заниматься жители не только сельской местности, но и малых городов с численностью населения до 20 тыс. человек [8,45].

До 2011 года в стране планируется создать 287 туристических маршрутов, в том числе 97 пешеходных, 54 велосипедных, 38 конных, 35 водных, 3 авиационных, 2 железнодорожных и 58 автомобильных. Будет создано 868 новых туристических объектов, построено 19 гостиниц, 34 гостиницы реконструировано, открыто 178 агроусадеб.

В Республике агротуризм начал развиваться не так давно, однако динамика по числу усадеб и туристов весьма внушительна.

Первым шагам развития агротуризма в Беларуси сопутствовала весьма лояльная политика государства: президентский указ, освобождавший основателей агроусадеб от налогов, постановление Совмина, льготные кредиты "Белагропромбанка.

Однако в данном сегменте туристического бизнеса есть и проблемы.

Государство не склонно смотреть на агротуризм, как на сегмент турбизнеса с большим потенциалом. Трудно предсказать, в какой плоскости будет двигаться отрасль дальше. Поскольку Беларусь все же ориентируется на сельскохозяйственный сектор, возможно, наша страна станет пионером в данной области [8,76].

Касательно иностранных инвестиций, можно отметить, что иностранцы не очень заинтересованы в этом. Учитывая уровень доходов белорусов, они не видят в белорусах крупных клиентов. Поэтому нужно организовать поток иностранных туристов в Беларусь. Однако и здесь существуют проблемы. Помимо инфраструктуры, которой в РБ пока нет, нужно организовать мотивацию для их приезда.

Говоря о привлечении иностранных туристов следует подчеркнуть, что прежде всего таких людей интересует не комфорт, а аутентика (условия для жизни, натуральная пища, местные традиции и фольклор).

Таким образом, для успешного развития нового направления деятельности в сфере туризма региона требуется мобилизация сил всех участников проекта, членов ассоциации агротуристов (организаторов проекта; владельцев средств размещения; информационно-рекламных служб; финансовых организаций; предприятий туристского комплекса). Лишь взаимодействие всех четырех взаимосвязанных структур способно обеспечить эффективное, комплексное и прогрессивное развитие агротуризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Возможности использования зарубежного опыта в России по организации агротуризма

В России сосредоточены огромные ресурсы для агротуризма, но они востребованы крайне неэффективно. Чтобы в России развивался этот вид туристического бизнеса, одной только поддержки на уровне муниципалитетов в регионах явно недостаточно.

Цели, которые необходимо поставить комитетам по туризму регионов, работая с сельскими гостевыми домами, - это обеспечить работой деревенских жителей, вернуть сельскую молодёжь на село. При соответствующем, нормально работающем законодательстве агротуризм, деятельность новая, превратится из перспективной в высокоразвитую. Для этого уже наметились все необходимые предпосылки: интерес к сельскому туризму не угаснет и со стороны владельцев усадеб, ни со стороны россиян и гостей страны [13,45].

Сегодня в сети Интернет появляются предложения фермеров, самостоятельно рекламирующих свои услуги. Несмотря на то, что жители российской глубинки недоверчивы и боязливы, все большее количество людей понимает важность и выгодность занятия сельским туризмом и при умело организованной деятельности со стороны муниципальной власти, туристских предприятий (туристских агентств, экскурсионных бюро) будет возможным разработать данный вид туризма, столь перспективный для регионов. России.

Очень важно решить проблему отсутствия нормативно-правовых актов, которые наделили бы фермеров, желающих заниматься агротуризмом каким-то определённым статусом. Завлекая роскошными пейзажами иностранных гостей в нашу страну, не мешало бы подумать о качестве предлагаемого им сервиса и жилья.

Зарождающийся агротуризм в России уже заинтересовал всевозможные категории клиентов. Не только россияне, но и зарубежные гости с удовольствием проводят как мероприятия «банно-шашлычного» типа, так и культурно-познавательного. Плавание на плотах, поездки на велосипедах или байдарках, рыбалка и охота, знакомство с местной жизнью, ремёслами и традициями - вот список того, что вы сможете сделать, помимо удачного празднования дня рождения своего друга. Хозяева усадеб стараются придумать что-то своё, особенное, что будет интересно постояльцу: от активных занятий до экскурсий к культурным достопримечательностям. Знакомиться с жизнью местного населения, общаться с ним, как правило, желают иностранцы. Для наших граждан более характерно гедонистическое стремление прочувствовать жизнь в деревне. Участие в повседневной жизни деревенской семьи (кормление птицы и кроликов, доение коров, чистка лошадей, походы на пасеку, сенокос) вызывает у городских жителей неподдельное удовольствие. Гостям сельских домов с радостью покажут грибные, ягодные, рыбные места и помогут заготовить дары природы по старинным рецептам.

Информация о работе Специфика организации агротуризма в России