Состояние и перспективы развития детского туризма в Приморском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:13, курсовая работа

Описание

Детский туризм занимает наиболее благородный сектор рынка туриндустрии. Программы отдыха, призванные расширить детский кругозор, укрепить здоровье или раскрыть таланты, нацелены в конечном итоге на развитие молодого поколения - в ближайшем будущем потенциально наиболее активного в российском обществе. Цель данной курсовой работы – изучить вопросы возникновения и развития детского туризма, проанализировать его состояние на сегодняшний день, показать актуальность изучаемого вопроса.

Содержание

Введение 3
1 Обзор истории развития детского туризма в России 6
1.1 Современный детский туризм 9
1.2 Классификация видов детского туризма и организаций, им занимающихся 10
2 Состояние и перспективы развития детского туризма в Приморском крае 12
2.1 Региональные особенности туризма в Приморском крае 12
2.2 Маршруты детского туризма в Приморском крае 14
2.3 Проблемы и перспективы развития детского туризма 17
3 Разработка мероприятий для эффективного развития детского туризма 20
3.1 Перспективные маршруты детского туризма на территории Уссурийского городского округа 22
3.1.1 Барановский вулкан 22
3.1.2 Озеро Солдатское 23
3.1.3 Памятник Ли Сонг Солу 24
3.1.4 Краснояровское городище 25
3.1.5 Заповедник им. Комарова 26
3.1.6 Дендрарий 27
3.1.7 Обзорные экскурсии по городу 29
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Приложение 33

Работа состоит из  1 файл

детский туризм.docx

— 85.96 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки российской федерации

Федеральное агентство образования  РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Уссурийский филиал ДВГУ

Институт международного туризма и гостеприимства

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «_________________________________»

Тема:

Состояние и перспективы  развития детского туризма в Приморском крае

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент 3 курса группы

Бартовщук В.И.

                                                                              Руководитель:  

 

Уссурийск

2011

Введение 3

1 Обзор  истории развития  детского туризма в России 6

1.1 Современный детский туризм 9

1.2  Классификация видов детского  туризма и организаций, им занимающихся 10

2 Состояние и перспективы развития  детского туризма в Приморском  крае 12

2.1 Региональные особенности туризма   в Приморском крае 12

2.2  Маршруты детского  туризма в Приморском крае 14

2.3  Проблемы и перспективы  развития детского туризма 17

3 Разработка мероприятий для  эффективного развития детского  туризма 20

3.1 Перспективные  маршруты детского туризма на территории Уссурийского городского округа 22

3.1.1 Барановский вулкан 22

3.1.2  Озеро Солдатское 23

3.1.3 Памятник Ли  Сонг Солу 24

3.1.4  Краснояровское городище 25

3.1.5 Заповедник им. Комарова 26

3.1.6 Дендрарий 27

3.1.7  Обзорные экскурсии по  городу 29

Заключение 30

Список использованной литературы 31

Приложение  33

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Детский туризм занимает наиболее благородный сектор рынка туриндустрии. Программы отдыха, призванные расширить  детский кругозор, укрепить здоровье или раскрыть таланты, нацелены в  конечном итоге на развитие молодого поколения - в ближайшем будущем  потенциально наиболее активного в  российском обществе.

К сожалению, за годы экономических  реформ разрушительному удару подверглась  система социального туризма, в  том числе и детско-юношеского.

На государственном уровне резко сократилось финансирование детских путешествий всех видов  – экскурсионно-туристских, спортивных, оздоровительных и т.д.  Закрывались  и перепрофилировались учреждения дополнительного образования –  Станции юных туристов, Центры детско-юношеского туризма, кружки и секции юных краеведов, юных натуралистов, юных экологов и  т.д.

Резко подорожали экипировка и снаряжение для спортивно-туристских походов. Практически прекратилось издание методической литературы по туризму, картографических материалов и описаний популярных маршрутов.

Один из самых массовых видов туризма -  это детский  туризм, т. е. путешествия детей, в  т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 15 лет с различными целями [12]. 

Цель данной курсовой работы –  изучить вопросы возникновения  и развития детского туризма, проанализировать его состояние на сегодняшний  день, показать актуальность изучаемого вопроса. Задачи исследования:

  • проанализировать этапы исторического развития детского туризма в России;
  • определить сущность детского туризма и его виды;
  • рассмотреть современное состояние индустрии детского туризма, проблемы, связанные с ним, и перспективы его развития в Приморском крае.

Объектом исследования является индустрия  туризма, предметом исследования –  детский туризм, как одна из ее составляющих.

Метод исследования – анализ литературы о детском туризме, т.е. монографический.

Проблема развития детского туризма очень актуальна на сегодняшний  день. Специалисты считают, что в  перспективе детско-юношеский туризм может и должен стать одним  из приоритетных направлений развития туризма в России.

Экономические преимущества этого вида туризма очевидны: путешествуют школьники и студенты, как правило, организованными группами, поездки  ритмично повторяются из года в год, что значительно облегчает планирование бизнеса.

Еще более важен детский  туризм с точки зрения социальной. Туризм предоставляет уникальную возможность  глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием  своей страны и других государств, пробудить у молодых людей  чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей  и народов.

Велика роль путешествий  и в обеспечении многостороннего  развития личности. Именно походы, поездки, экскурсии могут дать подрастающему  поколению возможность для повышения  своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира. Важен  туризм и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Необходимо также отметить влияние детского туризма на развитие в подрастающем поколении коммуникабельности, самодисциплины, адаптации к условиям современной жизни.

Кроме того, детский спортивно-оздоровительный  туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового  образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое  государственное значение в воспитании подрастающего поколения.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что детский туризм –  важный способ передачи новому поколению  накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного  наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного  развития нации, один из путей социализации личности.

Принимая во внимание, что  будущее поколение страны в современных  экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться  в  криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, перед российским государством и обществом сегодня стоят первоочередные задачи вернуть молодому поколению прекрасный мир детского туризма и развивать его во всех формах и видах.

Индустрия туризма отличается от других сфер экономики тем, что  доходы от туристского бизнеса носят  не одномоментный характер, а увеличиваются  по мере укрепления доверительного отношения  потребителей туристских услуг к  производителям этих услуг. Поэтому  следует ожидать, что вовлечение подростков и молодых людей в  занятия туризмом с раннего возраста, показ молодым людям лучших образцов туристского продукта в момент высокой  эмоциональной восприимчивости, свойственной юному возрасту, приведет и к увеличению их потребности в туристских поездках и путешествиях в более зрелом возрасте. Кроме того, развитие детского туризма должно привести и к увеличению числа молодых людей, решивших сделать  туризм своей основной профессией, т.е. решить проблему подготовки туристских кадров, которая сегодня также стоит достаточно остро[6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Обзор  истории  развития  детского туризма в  России

 

Истоки развития детско-юношеского туризма относятся к концу XVIII века и связаны со становлением в России системы образования.

С введением в программы  учебных заведений курсов по естествознанию появляются первые образовательные  прогулки на природу, о целесообразности которых высказывались передовые  русские педагоги. Серьезное значение принципа наглядности и предметности в системе обучения находит отражение  уже в "Уставе народных училищ" (1786г.) и в "Школьном Уставе" (1804 г.) с указаниями о проведении экскурсионных прогулок не только на природу, но и с посещением мануфактур, мастерских ремесленников.

С 60-х годов XIX века отдельные  учителя-энтузиасты начинают организовывать дальние прогулки. В их основе лежали естественно-научные экскурсии. Позже  начинают проводиться прогулки с  новой целью - гуманитарной. По собственной  инициативе учителя устраивали путешествия  для обозрения исторических и  других достопримечательностей. Расширялись  и обогащались учебные поездки  именно с образовательными целями, в основу которых был положен  экскурсионный метод познания.

В конце XIX века складываются два вида путешествий и экскурсий. Первый - ставивший цели по изучению географии, геологии, ботаники и других естественных наук, появляются также  первые технические и производственные экскурсии. Другой вид - это дальние  учебные путешествия для ознакомления с культурными и историческими  достопримечательностями [23].

С 1899 года правление Русского туринг-клуба  учреждает и начинает издавать журнал "Русский турист", на страницах  которого велась специальная рубрика "О школьных путешествиях и образовательных  экскурсиях". Эти публикации обобщали опыт по проведению в школах России экскурсий и организованных поездок  для знакомства с крупными городами и с природой Кавказа, Крыма, Урала  и Средней Азии.

В начале XX века путешествия и экскурсии  для учащихся становятся одним из элементов обучения, применяемых  педагогами коммерческих и реальных училищ, высших учебных заведений. Школа  оказывается в центре развития экскурсионного туризма. В этот период наибольшую активность в развитии детского туризма проявляет  Р.Р.Лейцингер. Так, только в сезоне 1905 г. им были организованы 8 специальных ученических экскурсий по Кавказским горам, в которых приняло участие 246 учащихся из различных городов России.

В 1922 году в Крыму основывается первый крупный детский оздоровительный  лагерь "Артек".

Начинается формирование органов  управления детским туризмом. В 1932 году ДЭТС ОНО сливается с Центральным  Бюро краеведения, и при ОПТ и  Э создается детский сектор, который  через сеть пионерских отрядов по всей стране вовлекает школьников в  активную туристскую работу как "юных друзей туризма". Для совместной практической работы были привлечены общество "Друг детей" и детская  комиссия при ВЦИК. Организуются курсы  для подготовки руководителей детского туризма.

После принятия в 1927 г Постановления Наркомпроса "Об усилении экскурсионной работы среди детей и подростков", в туризме появляется новое направление работы. Большое значение отводится самодеятельному туризму, как основному и наиболее ценному виду воспитательной работы и детского краеведческого образования [22].

 В   1939  году  самодеятельные  походы  были признаны  видом  туризма. 

Таким образом, первые десятилетия  советской власти для туризма  и экскурсий были годами накопления опыта, поиска организационных форм функционирования туристских сообществ  и оптимальных методов управления процессами развития детско-юношеского туризма в стране.

К концу 60-х годов в детском  туризме выделились следующие основные направления работы: молодежные и  детские лагеря отдыха, внутрисоюзные  походы и краеведческие экспедиции. Именно в этот период расширяется  география детского туризма. В 1969 году было принято постановление ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране".

В то же время, основной задачей детского туризма определялось патриотическое воспитание подрастающего поколения. Основой идеологии стали: воспитание патриотизма, знание своей Родины и  дружба народов СССР.

По указанию Центрального Совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) в 1970 году происходит реорганизация структуры  детского туризма. Разрозненные республиканские, краевые и областные детские  станции объединяются в Центральную  детскую экскурсионно-туристскую станцию (ЦЦЭТС) Министерства Просвещения СССР, которая проводила ежегодно познавательные поездки более чем для 450 тысяч  детей.

Таким образом, в социалистический период истории нашей страны детский  туризм был хорошо организован, отличался  массовостью охвата школьников и  был подчинен патриотическому и  идейному воспитанию. При этом путешествия  по СССР носили и самодеятельный, и  организованный характер [14].

К сожалению, в период начала 1990-х годов, во время экономических  реформ, советская система детского туризма руководителям того времени  показалась неэффективной и государственная  поддержка учреждений и мероприятий  этой системы была сведена до минимальных  пределов. Однако даже основ новых  экономических отношений в этой сфере создать так и не удалось. На современном этапе в индустрии  детского туризма имеется достаточная  для ее развития материально-техническая  база. В качестве субъектов, развивающих  детский туризм, появились и коммерческие фирмы, и общественные объединения.

Таким образом, возникает  необходимость изучения и обобщения  опыта развития детского туризма  не только с точки зрения дополнительной образовательной деятельности, но и  с позиций экономической эффективности  этого направления. Новые экономические  отношения, возникшие в настоящее  время в нашей стране, обострили  проблемы в детском туризме, требуют  изменений в подходах и механизмах организации деятельности по развитию массового детского туризма [11].

Информация о работе Состояние и перспективы развития детского туризма в Приморском крае