Этнокультурный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:37, реферат

Описание

Актуальность темы среди разновидностей туризма в последние годы внимание привлечено к такому его, виду как этнографический туризм. Этнографический туризм вид туризма, связанный с посещением объектов традиционной культуры, этнографических деревень, а также с целью знакомства с этническими культурами и промыслами.
В России этнический туризм в его организационном виде, по существу делает первые шаги, чего не скажешь о зарубежных странах, особенно экономически развитых.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 49.61 Кб (Скачать документ)

Введение регионального  компонента в учебные планы школьного  и высшего образования стимулирует  поиск новых методов и технологий организации учебного процесса. На рубеже двух тысячелетий не возникает  сомнений в необходимости активной разработки и уточнения целей, задач, функций, содержания, технологий этого  важного компонента образования.

Школа как основа социокультурной  сферы деятельности и этнокультурного  образования в достижении социумом региона этнокультурной идентичности играет особо важную роль. Первый опыт осознания себя неповторимой индивидуальностью  ученик получает в школьной жизни. Развивая природные способности учащихся, обогащая культурой в культуросообразных условиях, школа создает основные предпосылки самореализации личности.

Цель и назначение осуществления  программы возрождения национальной культуры в школе - приобретение учениками  понимания смысла жизни и выработка  жизненной позиции с детских  лет. Школа является каналом формирования у молодого поколения в своей  национальной культуре, в языке, стремления идентифицировать себя со своим народом. Она воспитывает гражданское  отношение к истории родного  края, духовно нравственным ценностям  своего народа, национальным традициям  как части мировой культуры.

Духовная среда школы - мощный фактор, влияющий на развитие личности учащихся и на их последующую  судьбу. Цель парадигики, культурологи, юриспруденции, психологии, в школе - сформировать в ребенке, подростке  интеллигентность в высоком значении этого слова. Как интегративное  качество личности, характеризующееся  культурно-личностными ценностями; диалектичность мышления как постоянно  действующий метод и инструмент познания и преобразования действительности; самооценку интеллектуального творчества и сознательного служения общечеловеческим идеалам; чувство собственного достоинства  свободной личности.

Перестраивать содержание образования в школах следует  с позиции базовой культуры личности и стандарта образования Биржаков М. Б. Введение в туризм. - Санкт-Петербург.: «Издательский дом Герда», 2002. - С.188.

Базовая культура личности есть гармония культуры знаний, культуры творческого действия, культуры чувств и общения. Базовую культуру личности справедливо ассоциируют с некой  целостностью, включающей в себя оптимальные  свойства, качества, ориентации, позволяющие  ей индивидуально развиваться в  гармонии с общечеловеческими ценностями и культурой своего народа. Это  придает индивидууму большую  социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь, труд, творчество. Приоритетное направление базовой  культуры: культура жизненного самоопределения (система отношений к окружающим, своему таланту, притязаниям, стилю  своей жизни).

Базовая культура личности обнаруживает резервы ее развития в  диалоге со многими представленными  в регионе культурными пластами, субкультурами и мультикультурами. Базовая культура не монологична, а  разнообразна, она выступает как  общение разных культур, где каждая из исторически сосуществующих культур  имеет свое решение проблемы.

Стратегия педагогического  процесса школы (в широком смысле этого понятия) как центра возрождения  духовной культуры своего региона нам  представляется так: школа должна сделать  для учащихся престижной сферу нравственного  самоутверждения, благодаря развитию их интеллектуальных, художественных, технических, спортивных, коммуникативных, творческих способностей.

1.3 Этнокультурные ресурсы региона (на примере Ленинградской области)

Традиционно считается, что  присутствие в терминах, обозначающих научную дисциплину, греческого гсЬцщ (пишу) определяет ее как описательную науку, отличную от тех наук, которые  обозначены через греческое лугпт (понятие, учение), и поэтому являющихся теоретическими. Вместе с тем такое  представление, справедливое для поры становления наук как самостоятельных  отраслей знаний, когда собирался  эмпирический материал и осмысление его несколько отодвигалось во времени, не соответствует современному уровню наук, имеющих в своем наименовании «графо» или «логос». Предлагаемое некоторыми советскими исследователями  изменение названия «этнография» на «этнология» либо выделение на основе теоретических аспектов этнографии той же «этнологии» не оправдано  и не способствует терминологической  ясности, так как под термином «этнография» давно уже понимается не столько «народо (этнос) - описание (графо)», сколько «народоведение», что практически является русским переводом термина «этнология».

Этнография как самостоятельная  отрасль знаний возникла почти полтора  века тому назад. С течением времени, если учесть, что этнографические  материалы накапливались практически  на протяжении всей письменной истории  человечества, происходили некоторые, а иногда и существенные изменения  определения самой этнографической  науки. Подобное положение не может  восприниматься как следствие неопределенности задач, методов и объектов этнографии, а является всего лишь отражением постоянно и прогрессивно меняющегося  уровня этнографических исследований. Такое состояние не уникально; нечто  подобное происходит и в точных и  в естественных науках Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. - Москва.: «Финансы и статистика», 1994. - С.96 .

Если отвлечься от несколько  необычного определения этнографии как квинтэссенции общественных наук, данного в 20-х годах советским  этнографом Л. Я. Штернбергом, современная  литература знает два типа определения: энциклопедический (содержащийся в  изданиях советской энциклопедии) и  методический (изложенный в обобщающих и учебных публикациях). В прежних  энциклопедических изданиях излагалось определение, данное этнографии советским  ученым С. П. Толстовым: «Этнография, историческая наука, изучающая путем непосредственного  наблюдения культурные и бытовые  особенности различных народов  мира, исследующая исторические изменения  и развитие этих особенностей, проблемы происхождения (этногенез), расселения (этническая география) и культурно-исторических взаимоотношений народов».

Во втором издании «Большой Советской Энциклопедии» в 1957 г. М. Г. Левин так писал об этнографии: «Этнография - отрасль истории, исследующая  культурно-бытовые особенности различных  народов мира в их историческом развитии, изучающая проблемы происхождения  и культурно-исторических взаимоотношений  этих народов, восстанавливающая историю  их расселения и передвижения». Как  можно видеть, подобное определение  мало отличается от определения С. П. Толстова.

В 1976 г. в «Советской исторической энциклопедии» Ю. В. Бромлей и  С. А. Токарев фактически избегают давать определение науки, констатируя  лишь объект ее исследования, предмет  и метод. Они пишут: «Этнография... общественная наука, основным объектом изучения которой являются народы - этносы, а также другие типы этнических (этнографических) общностей... Этнография изучает сходство и различия образа жизни народов (этнических общностей), их происхождение (этногенез) и расселение, а также культурно-исторические взаимоотношения. Основной предмет  этнографии составляют характерные, традиционные черты повседневной бытовой культуры народов, образующие в совокупности (вместе с языком) их специфический, этнический облик... В качестве главных  источников используются прежде всего  данные, полученные методом непосредственного  наблюдения современной жизни народов... Сопоставляя материал прежних свидетельств с современными фактами, этнограф воссоздает картину исторического развития быта и культуры данного народа или  группы народов. Этнографии присущи  комплексный подход к предмету исследования и использование данных, полученных смежными дисциплинами, как гуманитарными, так и естественными, со многими  из которых она тесно связана... Этнография ставит и решает весьма различные проблемы, как чисто  познавательные, так и практические: одни из них касаются прошлого, другие - современного». Продолжая характеризовать  этнографию, Ю. В. Бромлей и С. А. Токарев  излагают важнейшие проблемы, решаемые этнографами нашей страны. Данное толкование в значительной степени  является расширенным комментарием к прежнему определению С. П. Толстова (с тем существенным дополнением, что в него вошло изучение и  исторических этнических общностей, которые  нельзя наблюдать «непосредственно», а судить о которых можно по различного вида письменным и вещевым  источникам, элементам традиционной культуры). С другой стороны, как  и первое определение, оно носит  некоторый административный характер, т. е. в значительной степени совпадает  с планами научной работы ведущего этногра


Информация о работе Этнокультурный туризм