Этнокультурный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:37, реферат

Описание

Актуальность темы среди разновидностей туризма в последние годы внимание привлечено к такому его, виду как этнографический туризм. Этнографический туризм вид туризма, связанный с посещением объектов традиционной культуры, этнографических деревень, а также с целью знакомства с этническими культурами и промыслами.
В России этнический туризм в его организационном виде, по существу делает первые шаги, чего не скажешь о зарубежных странах, особенно экономически развитых.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 49.61 Кб (Скачать документ)

Введение

Актуальность темы среди  разновидностей туризма в последние  годы внимание привлечено к такому его, виду как этнографический туризм. Этнографический туризм вид туризма, связанный с посещением объектов традиционной культуры, этнографических  деревень, а также с целью знакомства с этническими культурами и промыслами.

В России этнический туризм в его организационном виде, по существу делает первые шаги, чего не скажешь  о зарубежных странах, особенно экономически развитых.

В принятом в 1996 году Законе Российской Федерации «О национально-культурной автономии» заложены правовые основы национально-культурного самоопределения  граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, открыты возможности  для их добровольной самоорганизации  в целях самостоятельного решения  вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Базовая культура личности есть гармония культуры знаний, культуры творческого действия, культуры чувств и общения. Базовую культуру личности справедливо ассоциирует с некой  целостностью, включающей в себя оптимальные  свойства, качества, ориентации, позволяющие  ей индивидуально развиваться в  гармонии с общечеловеческими ценностями и культурой своего народа. Это  придает индивидууму большую  социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь, труд, творчество.

Базовая культура личности обнаруживает резервы ее развития в  диалоге со многими представленными  в регионе культурными пластами, субкультурами и мультикультурами. Базовая культура не монологична, а  разнообразна, она выступает как  общение разных культур, где каждая из исторически сосуществующих культур  имеет свое решение проблемы.

Проблема этнографического туризма может заключаться в  объективно существующем противоречии между социально-культурным потенциалом, которым обладает туризм как форма  организации этнографических туров, с одной стороны, и недостаточной  реализацией этого потенциала в  практической деятельности турфирм, с  другой стороны.

Объектом исследования является формирование туристическая  деятельность.

Предмет исследования реализация этнокультурных ресурсов в Ленинградской  области средствами туризма.

Цель настоящей работы сформулировать основные использования  этнокультурных ресурсов в туристической  деятельности

Гипотеза исследования этнокультурных ресурсов при следующих  условиях:

- выявление и систематизация  досуговых интересов молодежи;

-создание туристского  продукта, соответствующего интересам  молодежи;

-использование специфических  духовных и материальных ценностей  культуры, истории этносов (вепсы,  ижоры, кореллы, финны).

Методологическая база исследования: туризм может быть рассмотрен с точки зрения структурно-функционального  подхода, при котором раскрывается взаимосвязь ресурсов, функций и  инфраструктуры туризма (Квартальнов  В. А., Сенин В. С. и др.)

С точки зрения социально-культурного  подхода, туризм анализируется как  средство распространения, освоения и  сохранения ценностей культуры, реализация познавательных, рекреативных, эстетических потребностей человека (Ариарский М. А., Новикова И. А.)

Степень изученности проблемы: теоретическое осмысление основных положений и понятий настоящей  дипломной работы осуществлялось на основе изучения необходимого массива  специализированной литературы. Так  понятие «этнокультура» подробно представлена в работах Агеевой Р.А., Бубриха  Д. В., Лурье С. В. Выявлению особенностей этнографии способствовали труды Арутюнова  С. А., Гусева В. Е., Разумовой И. А. Кроме  того, характеристика организационных  особенностей этнографического туризма  осуществлялась на основе публикаций в специализированных журналах: «Туризм», «Тур Навигатор», «Вояж».

База исследования турфирма «АртФестиваль».

Методика и организация  исследования:

1. Теоретико-аналитический,  на котором производится отбор  и теоретический анализ различных  источников по изучаемой проблеме, дается исторический обзор.

2.Диагностический этап. С помощью контент-анализа, анкетирования  изучались основные тенденции  развития спроса и предложений  в области этнографических туров,  с целью составления их сравнительной  характеристики.

3.Проективный этап. Предполагает  обоснование и разработку технологий  по организации, совершенствованию  различных этнографических туров.

Глава 1. Основные аспекты изучения этнографических туров

1.1 Особенности организации этнографических туров

этнокультурный  тур ленинградский

В последнее время туризм получил значительное развитие и  стал массовым социально-экономическим  явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных  и культурных связей между государствами  и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам  людей расширить знания по истории  своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны. Туризм - термин, не имеющий  корней и истоков в русском  языке, пришел из других языковых систем, в частности из французского языка. Аванесова Г. А. Сервисная деятельность: историческая и современная практика, предпринимательский менеджмент. - Москва: 2005. - C/106

С экономической точки  зрения туризм - это особый вид потребления  туристами материальных благ, услуг  и товаров, который выделяется в  отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными  средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, туризм входит в число наиболее перспективных  отраслей национальной экономики (в  некоторых странах).

Путешествия и туризм - два  неразрывно связанных понятия, которые  описывают определённый образ жизнедеятельности  человека. Это отдых, пассивное или  активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, наука, лечение и др. Однако всегда при  этом присутствует характерное действие, определяющее и обособливающее собственно путешествие от иных сфер деятельности, - временное перемещение человека в иную местность или страну, отличные от его обычного местонахождения  или проживания.

Путешествие - термин, обозначающий перемещение людей в пространстве и времени независимо от цели такового.

За многовековую историю  путешествий, географических открытий, промышленного освоения новых территорий, расширения мирохозяйственных связей были собраны многочисленные научные  литературные материалы, отчёты и дневники. Они сыграли неоценимую роль в  накоплении человеком знаний в различных  областях науки, культуры, техники. У  многих людей появляется потребность  увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Всё это послужило  причиной возникновения особой формы  путешествий - туризма.

Процесс активизации хозяйственных  связей увеличивал подвижность населения, сопровождался строительством дорог, благоустроенных гостиниц, ресторанов, созданием зон отдыха, лечения, изучением  исторических и культурных достопримечательностей и т.д. С появлением регулярного  движения пассажирского транспорта, сети предприятий питания и мест размещения отпали многие элементы риска  и трудностей, которые на протяжении многих веков были сопряжены с  путешествиями. Однако туризм был доступен в основном представителям имущих классов, которые совершали дорогостоящие  поездки для отдыха, лечения и  развлечений.

Появление туризма стало  возможным в результате коренных изменений в характере общественного  производства, развития средств транспорта и связи, налаживания мирохозяйственных  отношений в различных сферах. Туризм имеет свою историю развития.

История туризма - это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности  и до настоящего времени Балабанов  И.Т., Балабанов А.И./Экономика туризма/ Москва “Финансы и статистика”, 1999 - C.171.

В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам  туризма, можно использовать мотивационные  факторы. При такой классификации  следует исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться  в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе  его управления.

Туризм с целью отдыха. Данный вид заключается в кратковременном  или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится и курортный  отдых, при котором для лечения  или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата  и морской воды.

Туризм с целью изучения культуры. Туризм, ориентированный  на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает собой  посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными  и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.

Общественный туризм. В  качестве общественного туризма  выступают поездки с целью  посещения родственников, знакомых, друзей (в международной терминологии известен как visiting friends and relatives -- VFR), а  также клубный туризм. Клубный  туризм отличается тем, что путешествующие сознательно интегрируются в  группы. Объединение в группы происходит при наличии интересующей людей  развлекательной или спортивной программы.

Спортивный туризм. К  спортивному туризму относятся  поездки с целью активного  участия в спортивных мероприятиях, а также поездки, которые носят  пассивный характер участия в  спортивных соревнованиях.

Экономический туризм -- поездки, совершаемые из профессионального  и коммерческого интереса: посещение  бирж, выставок, ярмарок и т.д.

Конгрессовый (политический) туризм подразделяется на дипломатический  туризм, участие в конгрессах, а  также туризм, связанный с политическими  событиями и мероприятиями.

Иногда необходимость  конкретизации туризма по его  формам возникает в связи с  различной длительностью путешествий (продолжительные и непродолжительные  путешествия). В этом случае в качестве основного критерия такой классификации  выбран срок пребывания в путешествии. Если путешествия различаются по такому внешнему критерию, как длительность пребывания, то можно сказать, что  эти путешествия относятся к  различным формам туризма. Существует много возможностей, позволяющих  выделить формы туризма по внешним  критериям: по происхождению туристов; по организационной форме;

по длительности пребывания в путешествии; по возрасту; по транспортным средствам; по времени года или сезону Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. Москва.: «Нолидж», 1996. - С.99.

На первый взгляд может  показаться, что между формами  и видами туризма нет большого различия. В обоих случаях путешествия  группируются исходя из определенных точек зрения. Разница состоит  в том, что виды туризма различаются  по мотивации путешествующих, т.е. по внутренним факторам, а формы туризма -- по внешним причинам и воздействиям, что очень важно для менеджмента.

Формы туризма в зависимости  от происхождения туристов. В зависимости  от происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний и международный. В данном случае слово «происхождение»  относится не к национальности или  месту рождения человека, а к его  месту жительства и работы.

Формы туризма в зависимости  от его организации (органuзaцuoннoй  формы). В зависимости от форм организации  различают паушальный (предоставление комплекса услуг за одну стоимость) и индивидуальный туризм. Паушальный тур -- это стандартизированный, предварительно организованный комплекс туристских услуг. Индивидуальный тур имеет те особенности, что турист организует и осуществляет его самостоятельно. Подобные туры называются также одиночными, но это  не означает, что нужно путешествовать в одиночку, ведь путешествовать можно  и семьей, и при этом путешествие  называется одиночным.

Понятие «индивидуальный  туризм» чаще всего противопоставляется  понятию «массовый туризм». Массовый туризм первоначально означал, что  в туризме участвуют многие люди. С течением времени это понятие  приобрело отрицательное значение. В настоящее время с массовым туризмом ассоциируются отрицательные  воздействия прежде всего паушального  туризма, из-за чего понятия индивидуальный туризм и массовый туризм больше не подходят для выделения форм туризма  по количеству участников.

Формы туризма в зависимости  от длительности пребывания. Очень  важной классификацией форм туризма  является их классификация в зависимости  от продолжительности пребывания Илюхин М.М. Особенности и средства показа в экскурсии. Метод, рекомендации. Москва.: 1980. - С.74.

Продолжительность путешествия  относится ко времени, которое затрачивается  туристом в ходе поездки или пребывания в посещаемом месте или стране. Однодневные путешествия классифицируются следующим образом: менее трех часов; три -- пять часов; шесть -- восемь часов; девять -- одиннадцать часов; двенадцать и более часов. Путешествия с  ночевкой можно классифицировать следующим  образом:

1-3 ночи; 4-7 ночей; 8-28 ночей; 29-91 ночь; 92 - 365 ночей.

Информация о работе Этнокультурный туризм