Этика и социальная ответственность специалиста в сфере социально – культурного сервиса и туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание

Применительно к сфере социально-культурного сервиса и туризма профессиональная этика специалистов, работающих в ней, представляет совокупность специфических требований и норм нравственности, реализующихся при выполнении ими профессиональных обязанностей по обслуживанию клиентов. Профессиональная этика преследует своей целью сформировать у работников понятие своего профессионального долга и чести, привить навыки культуры общения, как с клиентами, так и со своими коллегами.

Содержание

Введение
Глава 1. Этика специалиста в сфере социально-культурного сервиса и туризма
1.1 Особенности происхождения этики
1.2 Принципы и нормы профессиональной этики
1.3 Кодексы профессиональной этики
1.4 Этика делового общения
Глава 2. Социальная ответственность специалиста в сфере социально-культурного сервиса и туризма
2.1 Характеристика социальной ответственности
2.2 Параметры социальной ответственности
Заключение
Литература
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 68.94 Кб (Скачать документ)

 

· Моральное обязательство социального  ответственного поведения. Предприятие  является членом общества, поэтому  нормы морали должны управлять его  поведением. Подобно индивидуальным членам общества компания должна действовать  социально ответственным образом  и способствовать укреплению моральных основ общества. Поскольку законы не могут охватить все случаи жизни, предприятия должны исходить из правил социально ответственного поведения, чтобы поддерживать общество, основанное на упорядоченности и законности. Несмотря на все вышесказанное, многие выступают против социальной ответственности, ссылаясь на следующие обстоятельства:

 

· Нарушается принцип максимизации прибыли. Направление части ресурсов на социальные нужды уменьшает влияние  принципа максимизации прибыли. Предприятие  ведет себя социально ответственно, сосредоточиваясь только на экономических  интересах и оставляя социальные проблемы государственным учреждениям  и службам, благотворительным институтам и просветительским организациям.

 

· Расходы на социальную вовлеченность. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия  дополнительными издержками. В конечном счете, эти издержки переносятся  на потребителей в виде повышения  цен. Фирмы, участвующие в конкурентной борьбе с другими фирмами, которые  не несут затрат на социальные нужды, оказываются в неблагоприятном  положении в конкурентной борьбе. В результате снижается их сбыт на внутренних и международных рынках, что ведет к ухудшению их экономического положения.

 

· Недостаточный уровень отчетности для широкой общественности. Рыночная система хорошо контролирует экономические  показатели деятельности предприятий  и плохо - их социальную вовлеченность. Пока общество не разработает порядок  прямой отчетности перед предприятием, последние не будут участвовать  в социальных действиях, за которые  они не считают себя ответственными.

 

· Недостаток умения разрешать социальные проблемы. Персонал любого предприятия  подготовлен к деятельности в  сферах экономики, рынка и техники. Он в то же время не имеет опыта, позволяющего вносить вклад в  решение проблем социального  характера. Решению социальных проблем  обязаны способствовать специалисты, работающие в соответствующих государственных  учреждениях и в благотворительных  организациях. [22, с.116-118]

 

На разных этапах развития организации  ее социальная ответственность выражается по-разному. На этапе начального становления, когда организация вынуждена  решать такие задачи, как выживание  и адаптация к изменяющимся внешним  условиям, ее социальная ответственность  сводится, прежде всего, к сохранению рабочих мест. С наступлением более  благоприятного с позиций экономики  периода развития у организации  появляется возможность повысить свою социальную ответственность путем  вложения части средств в социальные программы, учитывающие потребности и ожидания различных общественных групп как внутри организации, так и за ее пределами. [17]

 

Деятельность организации в  области социальной ответственности  должна быть направлена на достижение следующих целей:

 

· Соблюдение трудовых и социальных прав человека;

 

· Производство продукции и оказание услуг надлежащего качества;

 

· Исключение несчастных случаев в  производстве;

 

· Защита жизни, здоровья и имущества  потребителей продукции или услуг  организации;

 

· Оказание помощи малоимущим группам  населения.

 

Успешное достижение этих целей  должно способствовать:

 

· Повышению качества жизни и  персонала, местного населения и  общества в целом;

 

· Повышению авторитета организации  у потребителей, партнеров по бизнесу  и других заинтересованных сторон;

 

· Улучшению отношений с центральными и местными органами власти;

 

· Улучшению отношений с населением, общественностью и средствами массовой информации. [26]

 

1.2 Параметры социальной ответственности

 

 

Социальная ответственность возникает  при выполнении служебных обязанностей. Она отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в обществе социальных норм и отвечать за результаты их исполнения. Социальная ответственность может быть индивидуальной, групповой и общественной. Она  неразрывно связана с реализацией  социальных инициатив в рамках принятых социальных целей.

 

К социальным целям компании относятся: достижение социальной справедливости, создание положительной мотивации  труда, формирование условий для  развития личности.

 

Социальная ответственность постепенно охватывает руководителей и подчиненных  в процессе их деятельности. Так, создавая компанию, большинство учредителей  думает, прежде всего, о реализации своих собственных интересов. Для  этого они приобретают оборудование, нанимают персонал, находят поставщиков  сырья и потребителей своей продукции. Компания становится частью местного, регионального или международного бизнеса. Многие руководители новых  компаний и сами не замечают, как  их компания начинает обрастать непроизводственными (институциональными) связями, или не придают этому большого значения. [17]

 

Социальная ответственность руководителя отражается в его решениях, поставленных целях и их приоритетах, средствах  и методах реализации решений.

 

Она реализуется в конкретных делах  компании и руководителя, направленных в первую очередь на помощь в создании приемлемого уровня жизнеобеспечения своих работников, членов их семей  и социально незащищенных групп  населения. Эта помощь может реализоваться  в прямом или косвенном виде. В  прямом виде помощь может оказываться  в форме бесплатных обедов; продажи  товаров по пониженным ценам; производства экологически чистой продукции; установления квот на прием безработных, выпускников  учебных заведений, инвалидов и  т.д. В косвенном виде — это  благотворительные взносы, поддержка  социальных инициатив других компаний или государства и т.п.

 

На практике иногда социальная ответственность  вторична по отношению к благосостоянию компании согласно девизу: Сначала  преуспевание, а потом благотворительность».

 

Социальная ответственность компании явно или неявно отражается в ее уставных документах. Особенно это  проявляется в миссии и основных целях компании. Если основная цель компании направлена на максимальное удовлетворение потребностей и интересов  персонала и клиентов, то это высшее проявление социальной ответственности. Если же основной целью является получение  максимальной прибыли в интересах  учредителей, то это означает минимальную  социальную ответственность компании. При этом руководители компании будут  сильно ограничены в попытках расширить  свою социальную ответственность.

 

Важными параметрами социальной ответственности  являются широта, временной интервал, придаваемое значение и вовлеченность  персонала.

 

Широта определяет диапазон функций  производства и управления, по которым  компания берет на себя социальную ответственность, например, техническую  безопасность, своевременную оплату труда, социальную справедливость и  др.

 

Временной интервал — это период устойчивого внимания и конкретных действий по соблюдению моральных норм во всем диапазоне заявленных функций  производства и управления компании. Временной интервал может быть бессрочным и на заданный срок, например, на период выполнения определенного задания.

 

Придаваемое значение — это важность социальной ответственности перед  технологическими целями компании. Для  этого в приоритетном порядке  выделяются ресурсы для реализации важнейших социальных целей компании.

 

Вовлеченность персонала — уровень  участия персонала компании в  реализации социальных целей. Существуют два основных варианта организации  выполнения социальных целей:

 

• путем формирования отдельных  коллективов в составе компании;

 

• путем участия всего коллектива компании на общественных началах во внеурочное время.

 

Мотивы, активизирующие социальную ответственность  компании, специалистов или руководителя:

 

· чувство долга;

 

· желание принести больше пользы своим работникам, населению, прилегающей  территории;

 

· получение удовлетворения от видимых  работниками и населением результатов (самовыражение, самопроявление);

 

· избежание общественных порицаний и взысканий;

 

· повышение имиджа или карьерный  рост;

 

· отвлечение от постоянных личных переживаний.

 

С позиций социальной этики задачей  руководителей как организаторов  трудового процесса является целенаправленное воздействие на персонал, способность  улучшить морально-психологический  климат, предупредить и устранить  серьезные конфликтные ситуации. Ничто так положительно не действует  на поведение сотрудников, как пример поведения их руководителя. [22]

 

Заключение

 

 

В данной курсовой работе мы рассмотрели  вопросы об этике и социальной ответственности специалиста в  сфере социально-культурного сервиса  и туризма. Задачи выполнены, цель достигнута.

 

После проведения исследования, мы пришли к нескольким выводам:

 

· С высокой степенью совершенства обслуживать потребителей выгодно. Напротив, отсутствие этики и социальной ответственности заметно отражается на снижении доходов предприятия.

 

· В сфере социально-культурного  сервиса важность этических норм ощущается не только во взаимодействии работников с потребителями, но и  работников между собой. Исключительно  важно создать в коллективе атмосферу  взаимопомощи, умение работников трудиться  совместно. Все это помогает общей  цели: добиться эффективного обслуживания потребителей.

 

· Несмотря на то, что социальная ответственность  связана с дополнительными расходами, ведением открытой и прозрачной публичной  отчетности и иных усложнений деятельности, быть социально ответственной организацией выгодно. Придерживаясь политики социальной ответственности, организация получает преимущества: формируется ее более  привлекательный образ в обществе, возрастает доверие к организации  со стороны широкого круга заинтересованных лиц, появляется возможность получать выгодные заказы. Демонстрация сотрудниками явной приверженности социальной политике снимает с них подозрение в  том, что они могут действовать  безнравственно или тем более  – злонамеренно.

 

· Специалист в сфере социально-культурного сервиса и туризма обязан быть образцом высоконравственного поведения, для него недопустимо пренебрежение нормами морали и этики ради увеличения своего престижа, профессионального уровня или благосостояния.

 

Таким образом, наша гипотеза: «Если  специалист в сфере социально-культурного сервиса и туризма будет обладать принципами и нормами этики и социальной ответственности, то эффективность производства организации будет повышаться, возрастет её конкурентоспособность на рынке товаров и услуг» подтвердилась.

 

Литература

 

 

1.   Аванесова Г.А. Сервисная  деятельность: Историческая и современная  практика, предпринимательство, менеджмент. – М.: Аспект Пресс. 2008. – 319с.

 

2.   Андреева И.В. Этика деловых  отношений: Учебное пособие. –  СПб: Вектор. 2005.

 

3.   Афоничкин А.И. Основы менеджмента. СПб.: Питер. 2007.

 

4.   Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб. 2003 . - 570с.

 

5.   Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика. 2002.-208с.

 

6.   Буйленко В.Ф. Туризм. – Краснодар. Феникс, Неоглори. – 2008.

 

7.   Вершигора Е.Е. Менеджмент. – М.: ИНФРА. 2006. - 125с.

 

8.   Гартман Н. Этика.- СПб.: Владимир Даль, 2002.-708с.

 

9.   Гусейнов А.А. Этика:  Учебник для студ. вузов. –  М.: Гардарика. 2008.– 470с.

 

10. Загорская Л.М. Методичка: Профессиональная этика и этикет.

 

11. Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Основы менеджмента

 

12. Лавриненко В.Н. Психология  и этика делового общения. –  М.: ЮНИТИ. 1997.– 196с.

 

13. Петрунин Ю.Б. Этика бизнеса:  Учебное пособие. – М.: Дело. 2000. – 280с.

 

14. Попов Л.А. Этика: Курс лекций.–  М.: Центр. 2003. – 159с.

 

15. Саак А.Э. Менеджмент в социально – культурном сервисе и туризме. – СПб.: Питер. 2007. – 512с.

 

16. Салмон Р. Будущее менеджмента: Пер. с англ. - СПб: Питер. 2004.

 

17. Свиткин М.З. Социально-психологические аспекты менеджмента организации // Стандарты и качество. – 2005. - №1. – с.74-79.

 

18. Семенов А.К. Этика менеджмента:  Учебное пособие. – 2 изд. –  М.: Издательско-торговая корпорация  «Дашков и К», 2007. – 272с.

 

19. Солоницина А.А. Профессиональная этика и этикет. – Владивосток.– Изд-во Дальневосточ. Ун-та. 2005.- 200с.

 

20. Спивак В.А. Современные бизнес-коммуникации. – СПб.: Питер. 2002. – 448с.

 

21. Столяренко Л.Д. Психология  делового общения и управления. Ростов-на-Дону: Феникс. 2005. – 408с.

 

22. Уткин Э.А. Этика бизнеса.  – М. 2004. – 252с.

 

23. Глобальный этический кодекс  туризма (одобрен на Генеральной  ассамблее Всемирной Туристской  Организацией (ВТО) в Сантьяго (Чили) 1 октября 1999г.).

 

24. Корпоративная социальная ответственность  // ИСО 9000 + ИСО 14000. – 2004.-№1.

 

25. Руководство по социальной  ответственности – ISO 26000.

 

26. Стандарт социальной ответственности  (ВОК КСО). 2007.

 

27. http://ru.wikipedia.org/

 

28. http://www.socioline.ru/

 

 

Приложения

 

 

 

Приложение 1

 

 

Этические аспекты взаимоотношений  мужчин и женщин на работе

 

1.   Когда у мужчины начальник  – женщина

 

Это относительно новая ситуация, требует от мужчин усвоить полностью  новый кодекс правил и подходов в  отношениях с женщинами – начальниками.

 

Ряд важнейших принципов для  мужчин, работающих под началом женщин, если они хотят исключить или  свести к минимуму возможные конфликты  и неловкие ситуации:

 

· Предлагая помощь, никогда не касайтесь разницы между полами, вроде: «Поскольку Вы дама, а дамам  нужна мужская поддержка, я всегда к Вашим услугам»;

 

· Дайте начальнице показать Вам, будет  ли характер ваших отношений чисто  официальным или нет;

 

· Не интерпретируйте ее дружелюбие как флирт или заигрывание;

Информация о работе Этика и социальная ответственность специалиста в сфере социально – культурного сервиса и туризма