Экономико-географическая характеристика заданного экономического Поволжского района Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:26, курсовая работа

Описание

Транспорт, являясь одной из наиболее фондоемких отраслей хозяйства, требует для своего развития крупных долгосрочных инвестиций. В последние десятилетия удовлетворение потребностей в перевозках шло за счет использования созданных ранее резервов пропускной и провозной способности транспортной системы страны, которые были, в конце концов, исчерпаны.

Содержание

Введение_____________________________________________________ 3
Раздел 1_____________________________________________________ 5
1.Характеристика Населения_____________________________________ 6
2.Ресурсы_____________________________________________________12
2.1 Водные____________________________________________________12
2.3 Полезные ископаемые_______________________________________13
2.4 Промышленность___________________________________________15
3.Энергетика_________________________________________________20
4. Сельское хозяйство__________________________________________21
5. Перспективы развития региона_________________________________23
Раздел 2____________________________________________________23
1.Характеристика всех видов транспорта___________________________23
1.1.Автомобильный транспорт___________________________________25
1.2.Водный транспорт__________________________________________26
1.3.Трубопроводный транспорт__________________________________26
1.4.Воздушный транспорт_______________________________________28
1.5.Железнодорожный транспорт_________________________________28
2.Описание приволжской железной дороги_________________________29
3.Грузопотоки по каждому виду транспорта________________________32
4.Перспективы и проблемы развития транспорта в Поволжье____________34
Раздел 3________________________________________________________35
Заключение_____________________________________________________36
Список литературы_______________________________________________37

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа регионалистика.doc

— 252.00 Кб (Скачать документ)

 

 

ВЫВОЗ. Рисунок 3

Вид транспорта

Товар

Куда

Откуда

Автомобильный

Легковые автомобили, пиломатериалы, деловая древесина, продукты питания.

Центральная Россия, Урал, Сибирь, Северо-Запад, Северо-Кавказский район, Прибалтийский район.

Самара, Ульяновск, Татарстан, Пенза, Саратов, Волгоградская область.

Водный

Грузовые автомобили, Металлорежущие станки, пиломатериалы, продукты питания, деловая древесина, нефть, каменный уголь.

Центральная Россия, Урал, Кавказ, Северо-Запад

Волгоград, Казань, Астрахань.

Трубопроводный

Нефть,газ, их продукты переработки.

Центральная Россия, Северный район, Северо-Западный район, страны Восточной Европы (нефтепровод «Дружба»).

Самара, Альметьевск,

Республика  Татарстан.

Воздушный

Непродовольственные товары, продукты питания, строительные материалы.

Центральная Россия, Казахстан,

Урал,

Центральная Европа,

Западная Европа.

Астрахань Волгоград, Самара, Пенза,

 Саратов,  Ульяновск, Элиста, Казань и Набережные  Челны.

Железнодорожный

Грузовые авто,Легковые авто,Тракторы, пиломатериалы, деловая древесина, непродовольственные товары, уголь.

Донбасс, Центральная  Россия, Урал и Казахстан, Урал,

Западная Европа

Самарская, Ульяновская, Татарстан, Волгоградская область, Пензенская, Саратовская области.


 

  1. Перспективы и проблемы развития транспорта Поволжского района.

       В перспективе возможно существенное улучшение транспортного положения района в связи со строительством двух новых железнодорожных мостов через р. Волгу – ус. Пристанное в Саратовской обл. и у г. Ульяновска.

       Железнодорожный транспорт остаетсяи далее будет оставаться ведущим видом транспорта Поволжья, однако темпы его развития  могут быть меньшими, чем автомобильного, трубопроводного и воздушного, ввиду их недостаточного развития не только в Поволжском районе но и во всей стране. Кроме того, следует учитывать усиливающуюся конкуренцию на транспортном рынке, технический прогресс и некоторые недостатки железных дорог. К таким недостаткам следует отнести, прежде всего, капиталоемкость сооружения железных дорог и относительно медленную отдачу авансируемого капитала (6-8 лет, а иногда и больше).

       Железные дороги являются крупными потребителями металла. Кроме того, железнодорожный транспорт является весьма трудоемкой отраслью, производительность труда в которой ниже, чем на трубопроводном, морском и воздушном транспорте (но выше, чем на автомобильном).

       К недостаткам железной дороги следует отнести также пока невысокий уровень качества транспортных услуг, предоставляемых клиентам. Вместе с тем хорошая техническая оснащенность и прогрессивные технологии железных дорог Поволжья и всей России позволяют оставаться им вполне конкурентоспособным видом транспорта.

 

 

 

 

Раздел 3

 

Расчет густоты железной дороги по Поволжскому району.

Административно-территориальная единица

Территория 

S,

Тыс. км 2

Население

H,

Тыс. чел.

Эксплуатационная 

Длина железных дорог, км.

Густота железнодорожной сети

Дs,

км/км2

ДH,

Км/чел.

ДSH

Республика  Калмыкия

76,1

292

165

   2,16

0,56

1,46

Республика  Татарстан

68

3780

927

13,6

0,08

1,18

Астраханская  обл.

44,1

1007

      1771

40,1

1,75

4 924,5

Волгоградская обл.

113,9

2703

1617

14,1

0,59

69,2

Пензенская  обл.

43,2

1453

828

19,1

0,56

114,4

Самарская обл.

53,6

3240

1171

21,8

0,36

61,5

Саратовская обл.

100,2

2669

1564

15,6

0,58

81,8

Ульяновская обл.

37,3

1382

729

19,5

0,52

102,8

Итого по  

экономическому  району

 

9 тыс. км

 

16527

 

8772

 

145,9

 

5

 

5 356


 

    

  Исходя из  таблицы, делаем вывод, что  наибольшая эксплуатационная длина  железных дорог Поволжья приходится  на Астраханскую, Волгоградскую  и Саратовскую области.

       Говоря о населении, следует  отметить Республику Татарстан,  где численность населения заметно опережает другие области, хотя территория Татарстана гораздо меньше соседних областей.

В республике Калмыкии хоть и не высокие показатели и  численности населения, и длины  железных дорог, но как нам уже  известно Калмыкия радует нас своими месторождениями полезных ископаемых, например запасы углеводородов, основные разведанные и эксплуатируемые — Ики-Бурульское и Ермолинское.

 

 

 

 

Заключение

    

  Поволжский экономический район, как и другой любой района имеет свои плюсы и минусы. Далее мы рассмотрим их поподробнее.

« Плюсы  » поволжского экономического района :

       На территории Поволжья очень значительные природные ресурсы, по суммарной обеспеченности водными ресурсами район уступает в европейской части страны лишь Северному и в 12 раз превосходит Центрально-Черноземный.

       Открытие в Поволжье нефти связано с именем академика И.М. Губкина, который первым дал прогноз нефтеносности девонских отложений. Девонскую нефть открыли в годы войны в Самарской Луке, а затем в Восточной Татарии. В настоящее время нефть добывают почти по всему Поволжью на более чем 150 месторождениях.

       Запасы горючих сланцев в районе достаточно велики, но себестоимость их добычи здесь высока, и их невыгодно применять как топливо.

       Поволжье – многонациональный густозаселенный район страны. Здесь проживают русские, татары, мордва, чуваши, украинцы, казахи, марийцы, удмурты, калмыки.

       А в промышленной отрасти Поволжье  не уступает ни одному другому  району.

« Минусы » Поволжского экономического района :

       В настоящее время для Поволжского района характерен процесс естественной убыли населения. Это связано с резким ухудшением экономического и социального положения, низким уровнем медицинского обслуживания, обострением экологической обстановки.

     Важной проблемой, требующей своего решения незамедлительно, остается расширение орошаемых сельскохозяйственных земель. После распада Союза роль Поволжья в обеспечении страны сельскохозяйственными продуктами усилилась.

       В то же время климатические условия района не позволяют получать в нем гарантированные урожаи без орошения. Существовавшие программы строительства новых каналов, оросительных систем в настоящее время свернуты, не финансируются.

 

 

Список  литературы

 

  1. Самарская область (география и история, экономика и культура): Учебное пособие. – Самара. 2009. 699 с.
  2. Экономическая и социальная география России: учебник для вузов / под ред. проф. Хрущева. М.: Дрофа. – 2009. – 607 с.
  3. Регионы России. Статистический сборник. М., 2005.
  4. Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2010.
  5. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2008.
  6. Сайт правительства Республики Калмыкия http://kalm.ru/ru/
  7. Регионоведение: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишов, Р.А. Исляев; - Под ред. проф. Т.Г. Морозовой.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. - 424с.
  8. Родионова И.А., Бунакова Т.М. Учебно- справочное пособие. Экономическая география. 5-е издание. Московский Лицей. - 2009. - 672с.
  9. Экономическая география России: учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова - М.: ИНФРА-М, Рос. экон. акад., 2010. - 533с.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика заданного экономического Поволжского района Российской Федерации