Экономико-географическая характеристика заданного экономического Поволжского района Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:26, курсовая работа

Описание

Транспорт, являясь одной из наиболее фондоемких отраслей хозяйства, требует для своего развития крупных долгосрочных инвестиций. В последние десятилетия удовлетворение потребностей в перевозках шло за счет использования созданных ранее резервов пропускной и провозной способности транспортной системы страны, которые были, в конце концов, исчерпаны.

Содержание

Введение_____________________________________________________ 3
Раздел 1_____________________________________________________ 5
1.Характеристика Населения_____________________________________ 6
2.Ресурсы_____________________________________________________12
2.1 Водные____________________________________________________12
2.3 Полезные ископаемые_______________________________________13
2.4 Промышленность___________________________________________15
3.Энергетика_________________________________________________20
4. Сельское хозяйство__________________________________________21
5. Перспективы развития региона_________________________________23
Раздел 2____________________________________________________23
1.Характеристика всех видов транспорта___________________________23
1.1.Автомобильный транспорт___________________________________25
1.2.Водный транспорт__________________________________________26
1.3.Трубопроводный транспорт__________________________________26
1.4.Воздушный транспорт_______________________________________28
1.5.Железнодорожный транспорт_________________________________28
2.Описание приволжской железной дороги_________________________29
3.Грузопотоки по каждому виду транспорта________________________32
4.Перспективы и проблемы развития транспорта в Поволжье____________34
Раздел 3________________________________________________________35
Заключение_____________________________________________________36
Список литературы_______________________________________________37

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа регионалистика.doc

— 252.00 Кб (Скачать документ)

       Явным лидером по уровню развития топливное промышленности является Самарская область (почти 45%), второе место занимает Татарстан (около 30%).

2.4  Промышленность

       По удельному весу в общем объеме промышленного производства среди субъектов района резко выделяются Татарстан (25%) и Самарская область (24%). Наименее развита промышленность в Калмыкии (около 1%).

      Во всех субъектах района, кроме Астраханской области, преобладают обрабатывающие отрасли промышленности.

Топливная промышленность

       Топливное производство размещено по всей территории района.

         Район имеет самый богатый в России комплекс мощностей по нефти и газопереработке. Нефтеперерабатывающие заводы построены в Волгограде, Новокуйбышевске, Самаре, Саратове и Сызрани.

        Основные центры переработки природного газа - Альметьевск, Отрадный и Саратов. На юге действует крупнейший Астраханский промышленный узел по переработке газового конденсата, повышенное содержание сероводорода (до 25%) в котором требует исключительного внимания при эксплуатации месторождений с точки зрения экологии.

Металлургия

         Черная металлургия представлена всего несколькими предприятиями. В Волгограде работают крупный передельный завод "Красный Октябрь" и сталепроволочноканатный.

         Волгоградская область производит более 80% продукции черной металлургии.

         Цветная металлургия в районе развита незначительно. В Волгограде расположен алюминиевый завод, в Самаре выпускаются твердые вольфрамо-кобальтовые сплавы и металлокерамические смеси.

        Как и в случае с черной металлургией, цветная металлургия района в основном сосредоточена в Волгоградской области 80%).

         Трубопрокатное производство действует в Волгограде и Волжском.

         Небольшие предприятия находятся в Вольске (передельная металлургия), Камышине (кузнечно-литейный завод), Фролове (сталелитейный завод).

Машиностроение и металлообработка

         Машиностроительный комплекс, на который приходится треть производимой промышленностью продукции, объединяет разнообразные машиностроительные производства. В Поволжье выпускают значительную часть общероссийского производства станков, автомобилей, подшипников, электротехнических изделий, приборов, вычислительной техники, сельскохозяйственных машин, оборудования для нефтехимии, строительной техники. Особое место в комплексе занимает транспортное машиностроение, представленное производством самолетов и вертолетов, грузовых и легковых автомобилей, троллейбусов, велосипедов, пассажирских и сухогрузных судов, танкеров.

         Авиационная промышленность возникла в годы войны в городах Самаре и Саратове. В настоящее время она специализирована на производстве самолетов и вертолетов (Самара, Саратов, Казань, Ульяновск).

        Поволжье – крупнейший в стране производитель автомобилей. На него приходится более 15% российского выпуска грузовых и 78,3% легковых автомобилей. Для развития этой отрасли в районе имеются все необходимые предпосылки: он находится в зоне концентрации основных потребителей продукции, хорошо обеспечен транспортной сетью, уровень развития промышленного комплекса позволяет организовать широкие связи по кооперированию.

       Волжский автозавод в г. Тольятти выпускает более 700 тыс. автомобилей в год. По технической оснащенности цехов, уровню механизации и автоматизации, производительности труда он ведущий в автомобильной промышленности страны. ВАЗ имеет обширные связи по кооперации.

         В комплектации автомобиля «Жигули» участвуют Нижнекамский завод (покрышки), Волжский завод резинотехнических изделий (прокладки, уплотнители, резиновые кольца), заводы г. Димитровграда (тканевые материалы для обивки и утепления салона, кузовная арматура, карбюраторы, вкладыши), а также предприятия, специально построенные для ВАЗа в других районах страны, например Вологодский подшипниковый завод.

         КамАЗ – крупнейшее в стране предприятие по производству грузовых автомобилей большой грузоподъемности. В его составе семь заводов: автомобильный, двигателей, прессово-рамный, кузнечный, литейный, колесный, ремонтно-инструментальный. Автомобильный завод спроектирован на выпуск в год 150 тыс. машин различных модификаций грузоподъемностью 8 т. В настоящее время производство автомобилей сократилось до 20,2 тыс. штук. КамАЗ имеет более 100 предприятий-смежников, обеспечивающих поставки необходимых комплектующих изделий.

         Ульяновский автозавод возник в 1941 г. на базе эвакуированного московского ЗИЛа. Здесь создана серия автомобилей УАЗ высокой проходимости грузоподъемностью 0,8 т, предназначенных для перевозки мелких партий грузов по дорогам не только с твердым покрытием, но также по грунтовым и проселочным. В г. Сердобске (Пензенская обл.) организован филиал ЗИЛа, а в Балашове – завод, выпускающий автомобильные прицепы. 100% российского производства троллейбусов дает завод в г. Энгельсе.

        Традиционная отрасль Поволжья – речное судостроение. Крупнейший центр судостроения и судоремонта – г. Астрахань.

        Для обеспечения сельского хозяйства и нефтяной промышленности – важных отраслей хозяйственного комплекса района – машинами и оборудованием создано сельскохозяйственное и нефтяное машиностроение. Выделяется Поволжье также производством подшипников (Самара, Волжский), станков (Самара, Ульяновск), электротехнических изделий (Самара, Казань), вычислительной техники (Казань), приборов (Пенза).

 

Электротехническая промышленость

        Предприятия электротехнической промышленности размещены во многих городах района, в частности в Набережных Челнах (крупные электрические машины и электродвигатели), Саратове (аккумуляторы), в Сердобске (электролампы).

        Электронная техника и приборы производятся не только в крупных городах, но и в малых (Сердобск, Чистополь). Различная вычислительная техника выпускается в Казани (персональные компьютеры), Котельникове и Ульяновске, лазеры и комплектующие элементы - в Саратове, роботы и манипуляторы - в Котельникове.

         Основными центрами станкостроения являются Самара, Саратов (тяжелые зуборезные станки), Ульяновск.

         Большое значение имеет производство различного технологического оборудования, ориентирующееся, в основном, на местные потребности - для нефтехимической промышленности (Волгоград, Саратов, Сызрань), цементной (Тольятти) и пищевой (Самара).

 

 

Химическая и нефтехимическая промышленность

         Химическая и нефтехимическая промышленность района занимают лидирующее положение в России.

        В промышленных узлах Самара-Тольятти, Саратов-Энгельс, Волгоград-Волжский сложились энергетический и нефтегазохимический циклы производства. В них территориально сближены выработка энергии, нефтепродуктов, спиртов, синтетического каучука, пластмасс.

         В последнее время на долю района приходилось 22,2% общероссийского производства всей продукции химической промышленности. Ресурсы углеводородного сырья, благоприятные возможности водо- и энергоснабжения и постоянно растущие потребности страны и самого района в продукции этой отрасли позволили разместить и развить здесь крупные химические и нефтехимические комплексы и предприятия.

        Развитие в районе нефтепереработки, химии органического синтеза потребовало создания мощной теплоэнергетики.Ведущий в промышленности Поволжья нефтегазохимический комплекс является крупнейшим в стране по объемам производства и его завершенности. Он включает в себя всю технологическую цепочку последовательной переработки нефти и газа — от их добычи до производства различных химических продуктов и изделий из них.Развитию этого комплекса способствовало, прежде всего, наличие мощной сырьевой базы. Нефтехимические производства смогли развиваться быстрыми темпами благодаря хорошей обеспеченности водными, топливными и энергетическими ресурсами.

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленость

         Лесная промышленность имеет низкий уровень развития. Основные центры - Астрахань, Волгоград, Самара и Саратов. Эта промышленность довольно равномерно распределена между всеми субъектами региона.

         Развитию промышленности строительных материалов в районе способствуют достаточно богатая сырьевая база, а также растущие потребности индустриального и жилищного строительства. Поволжье выделяется производством цемента (10-12% общероссийского производства), которое быстро росло в связи с большими потребностями в вяжущих материалах (строительство ГЭС, промышленных предприятий, жилого фонда и др.). Оно сосредоточено на нескольких заводах Вольска, Новоульяновска, Михайловки. Также выпускаются бетонные и железобетонные изделия, асбоцементные трубы, рубероид, силикатный кирпич.

 

Промышленность строительных материалов

         Промышленность строительных материалов относится к старейшим в районе и представлена крупным производством цемента в Вольске, Жигулевске, Михайловке и Сенгилее, базирующимся на местных запасах мергелей. В Инзе работает крупнейший в стране диатомовый комбинат по производству термоизоляционных материалов. Также получили развитие производство шифера, стекла, кирпича, сборного железобетона.

        Промышленность строительных материалов в основном сосредоточена в Татарстане, Самарской, Волгоградской и Саратовской областях (примерно по 20%).

Легкая промышленность

        Большая часть продукции легкой промышленности вырабатывается на предприятиях Ульяновской области (около 30%) и Татарстана (более 20%).

        В легкой промышленности важное место занимает текстильная, представленная производством шерстяных (суконных) и хлопчатобумажных тканей. Старейшее в районе шерстяное производство возникло еще до революции. Его центры находятся в Ульяновской и Пензенской областях (Барыш, Языково, Сурск и др.). Крупный Камышинский хлопчатобумажный комбинат в Волгоградской области обеспечивает потребности района в своей продукции. Синтетические ткани из капрона выпускают в г. Балашове (Саратовская обл.).

         С начала 90-х гг. XX в. промышленность всех субъектов РФ в районе переживает резкий спад производства, объясняемый изменением экономической ситуации, появлением новых форм собственности, слабыми темпами проведения экономических реформ. Сказывается отсутствие и государственной, и региональной политики развития района. Проведению региональной политики должно способствовать создание ассоциации «Большая Волга», которая включает Волго-Вятский и Поволжский районы. Основная ее задача – объединение финансовых, промышленных, сырьевых ресурсов в рамках единого экономического пространства. Предусматривается проведение единой экономической политики структурных преобразований, крупных финансовых и коммерческих операций, совместного промышленного строительства, реализации крупных научно-технических проектов.

         Динамичное развитие промышленности невозможно без формирования банковско-финансовой инфраструктуры – финансово-промышленных групп, корпораций, консорциумов, транснациональных компаний. Такую инфраструктуру уже начали создавать. Одна из первых финансово-промышленных групп в районе – АО «Волжский оргсинтез», ставший соучредителем трех банков и владельцем крупных пакетов акций некоторых предприятий и фирм городов Волгограда и Волжского.

3. Энергетика.

      Поволжье занимает одно из ведущих мест в стране по выработке электроэнергии, однако ее значительная часть передается в другие регионы. Дальнейшее развитие отрасли может быть связано со строительством тепловых и атомных электростанций, так как возможность использования потенциальной гидроэлектроэнергии исчерпана.

     Электроэнергетика — одна из важнейших отраслей хозяйства региона, причём Поволжье выделяется развитием всех видов энергетики и особенно гидроэнергетики. Крупнейшими ГЭС в районе являются Волгоградская и Волжская, ТЭС — Заинская, работают две АЭС — Балаковская и Димитровградская.

       Самарская область и Республика Татарстан значительно опережают другие регионы по уровню развития электроэнергетики (по 28%).

       Тепловые электростанции (ТЭС) и тепловые электроцентрали (ТЭЦ) района работают на энергетических углях Кузбасса, Караганды и др., на Оренбургском газе, поступающем по магистральному газопроводу.

        В перспективе существенных изменений в структуре топливного баланса не ожидается.

       Предполагается более активное использование избыточного топлива восточных районов. Поволжье в 1995 г.выработало около 100 млрд кВт/ч электроэнергии, занимаяпо этому показателю пятое место в России. В Поволжьеэлектроэнергетика представлена тремя видамиэлектростанций: ГЭС, ТЭС и АЭС. Энергетика района имеетреспубликанское значение. Поволжье специализируется напроизводстве электроэнергии (более 10% общероссийскогопроизводства), которой снабжает и другие районы России.

       Основу энергетического хозяйства составляют ГЭСВолжско-Камского каскада (Волжская около Самары,Саратовская, Нижнекамская, Волгоградская и др.). Попредварительной оценке, общая выработка электроэнергиина всех ГЭС Поволжья может составить более 30 млрд. кВт/ч в год. Себестоимость энергии, вырабатываемой наэтих ГЭС, самая низкая в европейской части РФ.Одной изкрупнейших является ГРЭС в республике Татарстан, работающая на газе.

       ГЭС Волжско-Камского каскада играют большую роль в покрытии пиковых нагрузок в энергетической системе европейской части страны. Электроэнергию передают по ЛЭП-500 переменного тока Тольятти – Москва и Волгоград – Москва. Устойчивы связи с Уралом, осуществляемые по ЛЭП-220. Построены ЛЭП-500 Нижнекамская ГЭС – Чебоксары – Нижний Новгород.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика заданного экономического Поволжского района Российской Федерации