Экономико-географическая характеристика заданного экономического Поволжского района Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:26, курсовая работа

Описание

Транспорт, являясь одной из наиболее фондоемких отраслей хозяйства, требует для своего развития крупных долгосрочных инвестиций. В последние десятилетия удовлетворение потребностей в перевозках шло за счет использования созданных ранее резервов пропускной и провозной способности транспортной системы страны, которые были, в конце концов, исчерпаны.

Содержание

Введение_____________________________________________________ 3
Раздел 1_____________________________________________________ 5
1.Характеристика Населения_____________________________________ 6
2.Ресурсы_____________________________________________________12
2.1 Водные____________________________________________________12
2.3 Полезные ископаемые_______________________________________13
2.4 Промышленность___________________________________________15
3.Энергетика_________________________________________________20
4. Сельское хозяйство__________________________________________21
5. Перспективы развития региона_________________________________23
Раздел 2____________________________________________________23
1.Характеристика всех видов транспорта___________________________23
1.1.Автомобильный транспорт___________________________________25
1.2.Водный транспорт__________________________________________26
1.3.Трубопроводный транспорт__________________________________26
1.4.Воздушный транспорт_______________________________________28
1.5.Железнодорожный транспорт_________________________________28
2.Описание приволжской железной дороги_________________________29
3.Грузопотоки по каждому виду транспорта________________________32
4.Перспективы и проблемы развития транспорта в Поволжье____________34
Раздел 3________________________________________________________35
Заключение_____________________________________________________36
Список литературы_______________________________________________37

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа регионалистика.doc

— 252.00 Кб (Скачать документ)

       Важную роль в перевозках играет река Кама. Крупнейшими портами на Волге и Каме являются Астраханский (в устье Волги начал действовать морской порт в поселке Оля), Волгоградский, Самарский, Казанский и др.

        На район приходится примерно 1/4 грузооборота речного транспорта страны.

1.3. Трубопроводный транспорт

       В Поволжье сформирован мощный трубопроводный транспорт, по которому нефть из районов добычи направляется во все районы страны и на экспорт.

        С помощью трубопроводного транспорта перемещаются миллионы тонн нефти, миллиарды кубометров газа и продукты их переработки.

        Даже без учета трубопроводного транспорта Поволжский район имеет активный транспортный баланс, на долю которого приходится более половины общих перевозок нефти и нефтепродуктов. Поставка продукции в 1,5 раза превышает поступление грузов из других районов.

       В Поволжье переплетаются крупнейшие нефтепроводы, идущие из Западной Сибири, и нефтепроводы, проложенные из Поволжья в европейскую часть Российской Федерации и в Западную Европу.

       Основные направления: Альметьевск – Нижний Новгород – Ярославль – Москва – Рязань; Самара – Новороссийск; Альметьевск – Самара – Брянск – Мозырь и далее в страны Восточной Европы (нефтепровод «Дружба»).

        В настоящее время в районе перерабатывают не только поволжскую нефть, но и поступающую по нефтепроводам Актау – Самара, Самотлор – Тюмень – Курган – Уфа – Альметьевск.

       Развитие трубопроводного транспорта в Поволжье связано с быстрым ростом добычи нефти и нефтепереработки.

       Стремительный рост добычи нефти в Среднем Поволжье вызвал необходимость дальнейшего развития нефтепроводного транспорта. Эксплуатируются  магистрали: Туймазы – Уфа, Самара – Саратов, Туймазы – Бугуруслан – Самара, Шкапово – Ишимбай.

       Для формирования разветвленной сети нефтепроводов имело особое значение создание следующих систем межрайонного значения:

       Центральной системы трубопроводов, берущих начало в Татарстане и соединяющих нефтепромыслы республики с городами Рязань, Москва, Ярославль и далее на северо-запад до Санкт-Петербурга.

        Западной системы, объединяющей Россию с Польшей, Венгрией, Чехией, Словакией, Германией.

       Быстрое развитие трубопроводного транспорта связано с его высокой экономической эффективностью транспортировки нефти, нефтепродуктов и природного газа.

Значение газопроводов состоит в том, что они положили начало созданию крупнейшей газопроводной  сети в России и широкому внедрению высокоэффективного газового топлива в быт и промышленность страны.

       Введены в эксплуатацию газопроводы Туймазы – Уфа, Арчеда – Волгоград, Арчеда – Коробки -  Череновец.

       В настоящее время газопроводная система магистральных трубопроводов производительностью более 20 млрд. куб.м соединена с Центральной, Среднеазиатской и Уральской системами.

    1. Воздушный транспорт

       Воздушные перевозки осуществляются через аэропорты Астрахани, Волгограда, Самары, Пензы, Саратова, Ульяновска, Элисты, Казани и Набережных Челнов, где установлены таможенные посты.

       Авиационный транспорт осуществляет внутрирайонные, межрайонные и зарубежные пассажироперевозки.

       Воздушный транспорт Поволжья имеет межрайонное значение. Территорию его пересекают авиалинии, идущие из Москвы на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток и за рубежи России – в Иран, Индию и другие страны. Крупнейшими  аэропортами на этих линиях являются Самара, Казань и Волгоград.

1.5 Железнодорожный транспорт

       Среди отраслей транспорта первое место в Поволжском районе по грузообороту занимает железнодорожный транспорт.

       Из шести железнодорожных магистралей, соединяющих западные и восточные районы страны, пять пересекают Поволжский район. Они проходят через Казань, Бугульму, Самару, Саратов, Астрахань. Самое мощное и загруженное Самарское направление – важное звено Транссибирской магистрали. У Кинеля к нему примыкает Среднеазиатское направление. Загрузка транспортной сети на Самарском участке превышает средние показатели примерно в пять раз. Железнодорожная сеть района улучшилась благодаря укладке вторых путей на магистрали Москва – Казань – Екатеринбург. Внутрирайонные связи осуществляются по меридиональной железной дороге Свияжск – Ульяновск – Сызрань – Саратов – Иловля, которая имеет выход на Волгоград и Казань.

       Важнейшие железнодорожные магистрали: Москва — Казань — Свердловск; Москва — Сызрань — Самара — Кинель — Челябинск; Ртищево — Саратов — Уральск, которая связывает Нижнее Поволжье с Донбассом, Центральной Россией, Уралом и Казахстаном; Инза — Ульяновск — Мелекесс — Уфа; железнодорожные магистрали, соединяющие Волгоград с Тихорецкой, Лихой и Грязями, построенные в годы Великой Отечественной войны, была построена и функционирует меридиональная дорога Свияжск — Ульяновск — Сызрань — Петров Вал — Иловля, имеющая выход на Казань и Волгоград, она проходит параллельно Волге, принимая на себя частично ее грузы в период прекращения навигации; железные дороги Кизляр — Астрахань — Агрыз и Бугульма — Пронино — Сургут (последняя соединила рельсовые дороги, идущие на Урал, и прошла через важнейшие нефтяные районы); Элиста — Дивное и Астрахань — Гурьев.

       Эксплуатационная длина железных дорог составляет около 10 % от длины железных дорог России, наибольшая ее часть размещена в Саратовской, Волгоградской областях и Республике Татарстан. В расчете на 10 тыс. км2территории района приходится 160 км железных дорог, что в 3 раза больше, чем в среднем по РФ.

       Железнодорожные и автомобильные магистрали связывают центры областей и республик района с центральными, северо-восточными и южными районами европейской части России.

       Основную часть территории Волго-Вятского района, а также часть Центрального,Уральского и Поволжского экономических районов обслуживает Горьковскаяжелезная дорога. Из общей эксплуатационной длины дороги на Волго-Вятскийрайон приходится около 60%.

       Горьковская железная дорога вытянута в основном с запада на восток и состоитиз двух широтных магистралей: северной (Петушки – Нижний Новгород – Киров) июжной (Черусти – Арзамас – Казань). Эти линии связывают Центр с Уралом,электрифицированы, двух путные. По ним выполняется основной объемтранспортной работы дороги. Протяженность электрифицированных участковсоставляет 32,5% ее длины. Более половины грузооборота дороги осваиваетсяэтими участками.

       Грузами ввоза на дорогу является каменный уголь, нефтепродукты, черныеметаллы, стройматериалы.

       На формирование и развитие железнодорожной сети Поволжского района оказало решающее влияние его транзитное положение на путях Запад- Восток. Главные железные дороги пересекают Поволжье в широтном направлении, соединяя восточные районы с районами Европейской части России.

        Сооружение железнодорожной линии Белорецк – Чишмы обеспечит выход магнитогорскому металлу в районы Поволжья и Центра.

       С сооружением плотины Нижнекамской ГЭС создается новый железнодорожный переход через Каму.

  1. Описание Приволжской железной дороги

      Приволжская железная дорога (филиал ОАО «РЖД») — железная дорога, расположенная на юго-востоке Европейской части России, в регионе Нижней Волги и среднего течения Дона.

       Находится в основном на территории Саратовской, Волгоградской, Астраханской областей, частично проходит также по территории Ростовской области и Казахстана. Дорога награждена орденом Ленина (1970).

       Благодаря географическому положению магистраль обеспечивает пропуск грузопотока к портам Азово-Черноморского бассейна, а также включает в себя важную часть международного транспортного коридора «Север – Юг», который позволит интегрировать Россию в мировую систему грузовых перевозок между Европой и Азией.

       Ежесуточно со станций Приволжской железной дороги отправляется около 100 тысяч тонн различных грузов: нефть, черные и цветные металлы, зерно, сера, цемент, химические и минеральные удобрения. Услугами железнодорожного транспорта дальнего и пригородного сообщений в регионах обслуживания дороги пользуются миллионы пассажиров.

       Приволжская магистраль как филиал компании «Российские железные дороги» участвует в реализации проектов, предусмотренных «Стратегией развития железнодорожного транспорта России до 2030 года».

       Управление дороги находится в Саратове. До 1 сентября 2010 года в состав дороги входили отделения: Саратовское, Волгоградское, Астраханское. Ранее, до укрупнения отделений и изменения границ дороги также существовали Ершовское, Ртищевское, Арчединское отделения.

       Дорога граничит с Юго-Восточной дорогой (по станциям Благодатка, Ильмень, Дуплятка), с Северо-Кавказской дорогой (по станциям Морозовская, Котельниково, Олейниково), с железной дорогой республики Казахстан (по станциям Аксарайская, Озинки), с Южно-Уральской дорогой (по станции Новоперелюбская), с Куйбышевской дорогой (по станциям Громово, Чагра). Эксплуатационная длина дороги на 2009 год составляет 4236,8 км.

       Основные узловые станции дороги: Анисовка, им. М. Горького (бывшая Воропоново), Саратов, Астрахань, Петров Вал, Верхний Баскунчак, Аксарайская, Ершов, Пугачёвск, Аткарск, Сенная, Колоцкий.

      В состав локомотивного хозяйства дороги входят депо: Астрахань, Верхний Баскунчак, Волгоград, имени М. Горького, Сарепта, Петров Вал, Аткарск, Саратов, Сенная, Ершов. Также имеется база запаса локомотивов. Ранее на дороге также работали депо Арчеда, Палласовка, Пугачёвск.

       В период с 1948 по 1960 годы дорога поэтапно переведена с паровой тяги на тепловозную.

       Локомотивное депо Верхний Баскунчак — одно из старейших тепловозных депо сети железных дорог России, эксплуатирует тепловозы с 1948 года. На дороге внедрена технология вождения тяжеловесных поездов - до 8 000 тонн.

       Идет работа по строительству второго пути и электрификации участка Сенная-Возрождение-Громово на направлении Сызрань-Сенная-Саратов-          Волгоград-Котельниково-Тихорецкая-Новороссийск. Это позволит создать единое электрифицированное направление для транспортно-экономических связей восточных районов страны и Урала, а также Волго-Вятского и Северного районов с Нижним Поволжьем, Северным Кавказом и государствами Закавказья.

       Ежесуточно по дороге отправляется более 100 тысяч тонн грузов: нефть, черные и цветные металлы, сера, зерно, цемент.

       Каждый год услугами Приволжской магистрали пользуются более 25 миллионов пассажиров. На дороге курсируют 5 фирменных поездов: "Саратов" (Саратов-Москва), "Волгоград" (Волгоград-Москва), "Лотос" (Астрахань - Москва), "Слава" (Волгоград-С.-Петербург) и "Приволжский" (Саратов-Адлер), а также международный поезд сообщением Саратов-Берлин.

       Уже более полувека действует Волгоградская детская железная дорога, воспитавшая не одно поколение юных железнодорожников.

       В 2006 году Приволжской железной дороге исполнилось 135 лет. К юбилею магистрали было приурочено открытие второго пути на перегоне Чернавка – Буровка – Кулатка участка Сенная – Громово, ввод в эксплуатацию двухпутной электрифицированной вставки на перегоне Буркин – Ивановский на направлении Саратов – Петров Вал и ПТО в локомотивном депо Астрахань-2.

       В период до 2010 года было запланировано строительство обводного железнодорожного пути Саратовского узла и вторых перегонных путей на участке им.М.Горького – Котельниково, строительство вторых путей и электрификация участка Трубная – В.Баскунчак – Аксарайская.

       Эксплуатационная длина Приволжской железной дороги 4459 км.

       Приволжская железная дорога  обслуживает в основном Астраханскую, Волгоградскую и Саратовскую области, а также Пензенскую, Воронежскую, Тамбовскую, Ростовскую области РСФСР, Уральскую и Гурьевскую области Казахской ССР. Дорога тесно взаимодействует с речным транспортом: Астраханский, Волгоградский и Саратовский узлы, Камышин и др. (на Волге); станция Донская (на Дону), порты и пристани Волго-Донского судоходного канала.

 

 

 

 

 

 

  1. Грузопотоки по каждому виду транспорта

 

ВВОЗ. Рисунок 2

Вид транспорта

Товар

Куда

Откуда

Автомобильный

Продукты питания, строительные материалы, непродовольственные товары, легковые автомобили, грузовые автомобили.

Республика  Татарстан, Ульяновская область, Самарская  область, Саратовская область, Астраханская область, Республика Калмыкия, Волгоградская область, Пензенская область.

Центральная Россия, Урал,

Дальний Восток, Сибирь, Европа.

Водный

Строительные  материалы, непродовольственные товары, нефть, деловая древесина.

Волгоград, Казань, Астрахань.

Центральная Россия, Урал, Кавказ, Северо-Запад.

Трубопроводный

Нефть, газ, их продукты переработки.

Альметьевск,

Самара,

Европейская часть  РФ, Западная Европа.

Воздушный

Непродовольственные товары, продукты питания, строительные материалы, продукция  легкой промышлености.

Астрахань Волгоград, Самара, Пенза,

 Саратов,  Ульяновск, Элиста, Казань и Набережные  Челны.

Урал, Сибирь, Северо-Запад,

Центрально- Черноземный  район.

Железнодорожный

Уголь, легковые автомобили, тракторы, грузовые автомобили.

Самара, Ульяновск, Татарстан, Волгоградская область, Пенза, Саратов.

Центральная Россия, Северо-Запад, Уральский район, Прибалтийский район, Западная Европа.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика заданного экономического Поволжского района Российской Федерации