Экологический туризм как концепция и компонент имиджевой политики туристского региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 07:39, творческая работа

Описание

Под экологическим туризмом мы предлагаем понимать туристские посещения малоизмененных или неизмененных территорий, обладающих уникальными природными и историко-культурными ресурсами, которые отвечают основным принципам устойчивого развития туризма; всячески способствуют социально-экономическому развитию регионов посещения; включают образовательный и познавательный компоненты; содействуют повышению уровня экологической культуры путешествующих и жизненного уровня местного населения, а также соблюдению достаточно жестких правил поведения в природной среде.

Работа состоит из  1 файл

Экологический туризм как концепция и компонент имиджевой политики туристского региона.doc

— 217.50 Кб (Скачать документ)

6 Проектирование экотуров

Для отечественных  турфирм очевидна целесообразность выхода на этот новый сегмент туристского  рынка только для опытных операторов, имеющих эффективные наработки, опыт и резервы в менеджменте  и маркетинге. Единственным сложным моментом для менеджеров таких фирм является разработка экотуристского продукта и непосредственное обслуживание туристов на маршруте и вне его. 
Требования к проектируемой туристской услуге делятся на обязательные и рекомендуемые. К обязательным относятся требования безопасности жизни, здоровья туристов, сохранности их имущества и охрана окружающей среды. Рекомендуемые требования - это соответствие назначению, точность и своевременность исполнения, комплексность, этичность обслуживания, комфортность, эстетичность, эргономичность. 
Проектная документация должна основываться на маркетинговом исследовании туристского рынка и спроса, определении и описании технологий обслуживания экотуристов, требованиях безопасности, обеспечивающих в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" безопасность жизни, здоровья и имущества туристов, охрану окружающей среды. 
На практике наибольшее распространение получили визуальные методы (осмотр экспертами турфирмы маршрута, гостиницы, транспорта, объектов экскурсионного показа), аналитические методы (анализ представленных поставщиками услуг документов, проспектов, меню и т.д.) и социологические методы (опрос и анкетирование туристов после экспериментального внедрения тура, опрос персонала). 
Транспорт для туристских перевозок по маршруту подбирается с учетом развития дорожно-тропиночной сети, возможностями транспортных организаций, природоохранных требований администраций ООПТ. Например, в США все природные резерваты связаны прекрасными автострадами. В других странах, например Китае, Непале, Кении, используются джипы, Приэль-брусье - микроавтобусы или, например, в горах Южной Америки (Аконкагуа) - лошади. 
Выбор средств размещения определяется с учетом уровня развития предприятий индустрии гостеприимства в конкретном горном районе. Это могут быть как горные отели, так и горные приюты или палаточные лагеря. 
Необходимо также предусмотреть возможность доставки багажа туристов транспортом или носильщиками (портерами), выбрать приемлемую схему страхования туристов и их имущества. 
Выбор гида-проводника - чрезвычайно важный этап формирования тура. Прежде всего он должен знать маршрут и гарантировать безопасность группы на нем. Кроме того, гид должен быть коммуникабельным человеком и тонким психологом. Умение улавливать настроение группы, доброжелательно и без высокомерия относиться к туристам - основные профессиональные навыки гида. Для него очень важно иметь хорошие отношения с местными жителями, а при сопровождении иностранных туристов - умение выступить переводчиком. И, конечно же, он должен обладать знаниями природы, культуры местных жителей района путешествия и быть прекрасным рассказчиком, экскурсоводом. Во многих европейских странах горные гиды-проводники объединены в специальные ассоциации. Для получения сертификата гида необходимо закончить учебные курсы, школу гидов и сдать государственный экзамен (тест) на знание иностранных языков, флоры и фауны района, климата, геологии, продемонстрировать навыки доврачебной и первой медицинской помощи, техники преодоления различных форм горного рельефа, педагогики. Количество туристов, приходящихся на одного гида, определяется исходя из сложности маршрута.

Экотуризм является новым видом бизнеса для российских турфирм. Заманчивые перспективы "захвата" нового рынка не всегда превалируют над чувством страха перед неудачей. Особенно это касается малых и средних операторов. Даже в экономически благополучной и стабильной Австралии ежегодно разоряется до 30 000 турфирм. Установлено 6 основных причин неудач в тур-бизнесе: 
1) проблемы в финансовом менеджменте; 
2) нестабильность рынка и внешней среды фирмы, инфляция; 
3) недостатки в учете; 
4) проблемы в маркетинге; 
5) проблемы в управлении человеческими ресурсами; 
6) неправильное использование внешнего консультирования. Помимо этого в семейных турфирмах часто возникают проблемы эмоционального характера. 
Для отечественных турфирм очевидна целесообразность выхода на этот новый сегмент туристского рынка только для опытных операторов, имеющих эффективные наработки, опыт и резервы в менеджменте и маркетинге. Единственным сложным моментом для менеджеров таких фирм является разработка экотуристского продукта и непосредственное обслуживание туристов на маршруте и вне его. Данный момент будет подробно рассмотрен далее. 
Согласно ГОСТ Р 50681-94, "Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг" проектирование тура - согласование возможностей предприятия, осуществляющего проектирование, с запросами туристов. 
Требования к проектируемой туристской услуге делятся на обязательные и рекомендуемые. К обязательным относятся требования безопасности жизни, здоровья туристов, сохранности их имущества и охрана окружающей среды. Рекомендуемые требования - это соответствие назначению, точность и своевременность исполнения, комплексность, этичность обслуживания, комфортность, эстетичность, эргономичность. С точки зрения туристов, они также очень важны, поэтому рассмотрим их подробнее. 
- Соответствие назначению - услуга должна отвечать ожиданиям и физическим возможностям потребителей. Трудно себе представить, что люди с ограниченными физическими возможностями, хроническими заболеваниями сумеют совершить восхождение на пятитысячник или пройти в день более 20 км по пересеченной местности. Поэтому туроператору необходимо составить список требований к физической подготовке экотуристов. 
- Точность и своевременность исполнения - предоставляемые услуги по объему и срокам должны соответствовать отраженным в договоре и программе обслуживания, путевке, ваучере и т.д. Это означает, что транспорт, как и еда, должны подаваться во время и соответствовать классу обслуживания, гостиница должна быть установленной в договоре категории и ни звездой меньше, а экскурсии должны быть проведены в полном объеме. 
- Комплексность - предоставляемые услуги должны обеспечивать возможность получения других услуг, создающих нормальные условия для жизнедеятельности экотуристов. Например, услуги по размещению в горном приюте обязательно должны включать приготовление пищи (кухня, газ, плита), а перемещение туристов по маршруту невозможно без оказания услуги по транспортировке, эвакуации заболевших или пострадавших от несчастного случая. 
- Этичность обслуживания - экотуристу должна быть гарантирована вежливость, доброжелательность, коммуникабельность персонала и гидов, которые в свою очередь должны быть образцом для подражания. Трудно ожидать, что туристы проникнутся заповедями экотуризма, если гиды сами разбрасывают пластиковые пакеты, оберточную бумагу. 
- Комфортность - любой вид туризма, даже экстремальный, это прежде всего отдых. А отдыхать нужно хотя бы с минимальным, но комфортом. 
- Эстетичность - экотуристский маршрут должен быть проложен по наиболее эстетически привлекательным местам, с прекрасными пейзажам и интересными объектами экскурсионного показа. 
- Эргономичность - предоставляемое туристам снаряжение, оборудование должно соответствовать возможностям последних при его эксплуатации. Нет необходимости вручать туристам радиостанции, если они не умеют ими пользоваться. В то же самое время обувь, одежда, коврики и спальные мешки, рюкзаки должны быть адекватны размерам обуви и одежды туристов, их физической конституции. 
Проектная документация должна основываться на маркетинговом исследовании туристского рынка и спроса, определении и описании технологий обслуживания экотуристов, требованиях безопасности, обеспечивающих в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" безопасность жизни, здоровья и имущества туристов, охрану окружающей среды. 
Итогом проектирования тура являются правильно и полностью заполненные: 
- технологическая карта туристского путешествия; 
- график загрузки предприятий - поставщиков туристских услуг; 
- информационный листок к туристской путевке; 
- программа обслуживания туристов. 
В завершении необходимо также предусмотреть методы контроля качества обслуживания, соответствия услуг ожиданиям экотуристов. На практике наибольшее распространение получили визуальные методы (осмотр экспертами турфирмы маршрута, гостиницы, транспорта, объектов экскурсионного показа), аналитические методы (анализ представленных поставщиками услуг документов, проспектов, меню и т.д.) и социологические методы (опрос и анкетирование туристов после экспериментального внедрения тура, опрос персонала). 
Некоторые этапы проектирования экотуров рассмотрим на основе горного приключенческого туризма. В основе этого материала лежит опыт немецких фирм по развитию экотуризма в Альпах. 
Исходных предпосылок формирования тура три: 
1) природные туристские ресурсы (горы); 
2) целевая аудитория; 
3) предприятия туриндустрии (транспорт, средства размещения, питание, гиды, спасатели, рейнджеры (егеря) и т.д.). 
На первом этапе необходимо оценить природные ресурсы развития экотуризма на избранной территории. Технологический аспект такой оценки позволит выделить наиболее перспективные виды туристской деятельности в различные сезоны. Например, устойчивый снежный покров в сочетании с рельефом дает возможность развивать зимой горнолыжные туры. А летом на ледниках и скалах возможно скало- и ледолазание. Высокая степень биоразнообразия - основа развития туров истории природы, наблюдения за птицами, животными. 
Итог этого этапа - составление карты-схемы районов экоту-ристской деятельности и маршрутов. После этого производится физиологическая оценка природных ресурсов. Определяются опасные и неблагоприятные погодные явления, степень их повторяемости. Здесь же разрабатывается программа высотной акклиматизации туристов и строится высотный профиль маршрутов. Отдельный момент - формирование списка необходимого для путешествия группового и индивидуального снаряжения. 
Следующий этап включает разработку требований к физической подготовке туристов. В случае с трекинговыми турами и турами истории природы достаточно простого допуска врача к путешествию в горы и способности преодолевать пешком 8-12 км вдень. Экстремальные виды приключенческого туризма предъявляют более серьезные требования к физической, технической и моральной подготовке участников. 
 
Третий этап формирования тура - наиболее емкий и ответственный. Здесь собственно и начинается обычная, привычная работа оператора по сбору туруслуг в "один пакет". Программа тура должна включать не только его общую продолжительность и протяженность, но и график движения по дням с указанием сложности рельефа, набора высоты, мест для отдыха. Выбор вида транспорта для прибытия туристов диктуется возможностями регулярных и чартерных пассажирских линий, сложностями организации встречи группы и трансферта (при обслуживании иностранных туристов следует предусмотреть и сложности с прохождением туристских формальностей). 
Транспорт для туристских перевозок по маршруту подбирается с учетом развития дорожно-тропиночной сети, возможностями транспортных организаций, природоохранных требований администраций ООПТ. Например, в США все природные резерваты связаны прекрасными автострадами. В других странах, например Китае, Непале, Кении, используются джипы, Приэль-брусье - микроавтобусы или, например, в горах Южной Америки (Аконкагуа) - лошади. 
Выбор средств размещения определяется с учетом уровня развития предприятий индустрии гостеприимства в конкретном горном районе. Это могут быть как горные отели, так и горные приюты или палаточные лагеря. 
Необходимо также предусмотреть возможность доставки багажа туристов транспортом или носильщиками (портерами), выбрать приемлемую схему страхования туристов и их имущества. 
Выбор гида-проводника - чрезвычайно важный этап формирования тура. Прежде всего он должен знать маршрут и гарантировать безопасность группы на нем. Кроме того, гид должен быть коммуникабельным человеком и тонким психологом. Умение улавливать настроение группы, доброжелательно и без высокомерия относиться к туристам - основные профессиональные навыки гида. Для него очень важно иметь хорошие отношения с местными жителями, а при сопровождении иностранных туристов - умение выступить переводчиком. И, конечно же, он должен обладать знаниями природы, культуры местных жителей района путешествия и быть прекрасным рассказчиком, экскурсоводом. Во многих европейских странах горные гиды-проводники объединены в специальные ассоциации. Для получения сертификата гида необходимо закончить учебные курсы, школу гидов и сдать государственный экзамен (тест) на знание иностранных языков, флоры и фауны района, климата, геологии, продемонстрировать навыки доврачебной и первой медицинской помощи, техники преодоления различных форм горного рельефа, педагогики. Количество туристов, приходящихся на одного гида, определяется исходя из сложности маршрута. В треккинг-турах их может быть от 5 до 20 человек на одного проводника.

2 часть

1 Анализ  туристского  рынка и спроса

В результате анализа  туристского рынка России, выяснены предпочтения потребителей в туристских поездках по России сравнены результаты с предпочтениями клиентов компании. В опросе приняло участие 723 респондента, из них примерно одинаковое количество женщин (53%) и мужчин (47%). Возраст участников составлял 26-35 лет (35% от общего числа респондентов), 19 – 25 лет – 34%, 36-60 – 28%. Оставшиес\ 3% приходятся на респондентов до 25 и старше 60 лет.

Что касается рода занятий опрошенных, то 36% составляет специалисты, 28% - учащиеся, 15% - руководители среднего звена, 13% -  административные сотрудники, 6% - руководители высшего  звена.

На вопрос о  том,какой регион России респонденты  выберут для следующей поездки, наибольшую популярность, как и следовало ожидать,набрал вариант «Кавказ и Краснодарский край» (40% голосов). Причем представляется, что этот вариант набрал большинство голосов благодаря черноморскому побережью краснодарского края, хотя отдых в горах тоже пользуется определенной популярностью у отечественных туристов.

Следущий по популярности вариант – Центральная  Россия (24% голосов). На третьем месте  – Урал, Алтай, Байкал, Камчатка и  Дальний Восток. Все эти регионы  обладают собственными уникальными туристскими ресурсами, они были объединены в один вариант в связи с удаленностью от крупнейших городов – генераторов туристского спроса. Учитывая, что каждое из этих направлений является самостоятельной туристской дестинацией, их популярность проигрывает Карелии, которая одна набрала 19% голосов.

Российские туристы чаще других в этом году запрашивали туры в Карелию, Архангельскую и Тверскую области, Центральную Сибирь.

Самый популярный ответ на вопрос «Какие занятия вам  наиболее интересны в путешествии по России?» был «активные занятия». Его выбрали 54% опрошенных. Примерно одинаково привлекательны для респондентов «экскурсии по историческим и культурным достопримечательностям» (29%), «экскурсии по природным достопримечательностям» (34%) и «пассивный отдых под солнцем» (35%).

В экологические  туры включены несколько направлений, что позволяет удовлетворять  разные группы любителей природы. Последнее  время набирают популярность фото-туры, которые включают мастер-классы по съемкам объектов природы. Постоянно пользуются спросом туры, приуроченные к каким-либо сезонным событиям в мире живой и неживой природы: становление льда на Байкале, весенние и осенние миграции птиц и так далее. Помимо этого, большой спрос на спокойный отдых в гостевых домах, экскурсии с посещением природных и исторических достопримечательностей какой-либо местности, активные конные, водные, пешие маршруты.

В экотурах обычно используются следующие средства размещения: гостевые дома, мини-гостиницы, турбазы. Во время многих туров, проходящих в отдаленных и диких местах, туристы размещаются в палатках.

Что удерживает российских туристов от путешествий по родной стране? Ответ на этот вопрос внушают определенный оптимизм: 49% отвечавших заявили,что их ничего не удерживает, и они путешествуют по России. Те, кто настроены более критично, отметили низкий уровень сервиса (29% от общего числа респодентов), слабо развитую инфраструктуру (14%), криминальную обстановку (7%) и недостаток красочной и доступной информации о возможностях отдыха в России (6%). Особо респоденты отметили высокую стоимость отечественного турпродукта и несоответствие цены качеству.

Исходя из анализа, можно отметить рост интереса российских туристов к отечественному продукту вообще и специализированным турам (орнитологическим, фото и тому подобное) в частности. В связи с кризисом 2009 года многие туристы, ранее выбиравшие отдых за границей, теперь стали рассматривать варианты путешествий внутри страны.

Обобщая итоги, можно сказать, что российские туристы  подбирают место для отдыха через Интернет, предпочитают путешествовать небольшими группами, выбирают активные занятия и платят за недельный тур около 25 тысяч рублей. Факторами которые ограничивают их желание путешествовать по России, являются низкий уровень сервиса и высокие цены.

2

Технологическая карта

Приложение 1 Технологическая карта туристского путешествия

 

                                                наименование туристского  предприятия, обслуживающего маршрут  
                            
          ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  
туристского путешествия по маршруту _________
«Вулканы и реки Камчатки» 
                                                                                                                                            
наименование маршрута  
1.            Основные показатели маршрута  
Вид маршрута ______________треккинг___
сплав по реке (3 дня), полет на вертолете ________________________________________________  
Категория сложности__умеренный_______________________  
Протяженность маршрута (км) 400___________________________________________________  
в т.ч. пешком (на лыжах) ____________________________________14___________________  
          на лодках (плотах) ___________________________6_____________________________  
Продолжительность путешествия (сут.) ________________________11___________________  
Число туристских групп ___________________1_____________________________________  
Всего туристов по маршруту __________________10 человек____________  
Всего человеко-дней обслуживания _____________________________110_________________  
Начало обслуживания на маршруте первой группы ___________________01.09.12______________  
Начало обслуживания на маршруте последней группы_____________-----___________  
Конец обслуживания последней группы _________________----_____________  
Стоимость путевки ______________70800______________________________________________

Месяц Число туристов в месяц  График заезда туристских групп по месяцам Число групп  в месяц
Июль 20 С 1 июля по 12 июля, с 14 июля по 25 июля 2
Август 20 С 1 августа по 12 августа, с 14 августа по 25 августа 2
Сентябрь 20 С 1 сентября по 12 сентября, с 14 сентября по 25 сентября 2

Адрес туристского  предприятия, с которого начинается путешествие.__________________ _____________________________________________________________________________  
2. Программа обслуживания туристов в путешествии по маршруту________________

Населенные  пункты, расстояния между ними, способы передвижения, время прибытия в пункт и выезда из него Наименование  туристских предприятий и условия размещения Запланированные туристские услуги.  
Наименования экскурсий (с перечнем основных объектов показа), туристских прогулок и походов
Внутримаршрутные  перевозки  Экскурсионные расходы на 1 чел.
Петропавловск-Камчатский, прибытие в 14.00  
___________
 
______________
Перевозка на автобусе  
Лагерь  «Сибирский клык», прибытие в 15.00, 4 км на автобусе, выезд в 9 утра Палаточный  лагерь «Сибирский клык», размещение в палатках на открытом воздухе Отправление на экскурсию по городу и посещение Этнографического музея, галереи искусств, центрального рынка. Перевозка на автобусе 650 р
Палаточный  лагерь у вулкана, прибытие в 11.00 на внедорожнике, 150 км, выезд в 9 утра Палаточный  лагерь на открытом воздухе По пути остановка, во время которой можно искупаться в термальном источнике и увидеть Вилючинский водопад, находящийся неподалеку от вулкана Вилючинский. Прибытие на плато. Возможность совершить прогулку и понаблюдать за вулканом. Восхождение на вулкан. Пикник в живописном месте. Переезд на внедорожнике 450 р
Лагерь  «Сибирский клык», прибытие в 11.00, 150 км на внедорожнике, выезд в 9.00 Палаточный  лагерь «Сибирский клык», размещение в палатках на открытом воздухе Восхождение на вулкан Горелый (1829 м). Достопримечательность - горячее озеро в одном из кратеров вулкана. После пикника - прогулка по тропинкам вулканического плато. Полет на вертолете в Долину Гейзеров. «Инопланетный» пейзаж долины с раскрашенными в фантазийные цвета скалами, кипящими грязевыми источниками, брызгами воды и клубящимся паром представляет собой незабываемое зрелище. Поход по организованной специально для туристов тропе, обед в долине. Переезд на внедорожнике, полет на вертолете 2750 р
Поселение Малки, лагерь на берегу реки, прибытие в 12.00, 250 км на автобусе, выезд в 7.00 Палаточный  лагерь на открытом воздухе Сплав по реке Быстрая. Остановка для ловли рыбы, сбора ягод и грибов. Осмотр местности. Переплав на лодке 500 р
Лагерь  «Сибирский клык», прибытие в 10.00 на внедорожнике, 150 км, выезд в 9.00 Палаточный  лагерь «Сибирский клык», размещение в палатках на открытом воздухе Прогулки у  озера, посещение водопадов. Переезд на внедорожнике  
 
 
___________
Петропавловск-Камчатский, 4 км на автобусе, прибытие в 10.00  
 
___________
Экскурсия на лодке  по заливу Авача, цель которой - осмотреть Камчатку с моря.  Посещение острова Старикова, где можно увидеть морских птиц и млекопитающих. Поход по магазинам, обед в городе. Переплав на лодке, переезд на автобусе 1600 р

Информация о работе Экологический туризм как концепция и компонент имиджевой политики туристского региона