Характеристика международного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:01, реферат

Описание

Начало современного туризма было заложено в 40-е годы XIX века, когда английский предприниматель Т. Кук организовал внутри страны несколько экскурсий и путешествий, а затем в 1885 году и первую зарубежную поездку в Париж на Всемирную выставку. Год спустя начинаются постоянные организованные путешествия англичан в Европу, а в 1868 году – в США. В 1882 году организация Кука устраивает первое кругосветное путешествие.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА 5
1.1 Международный туризм: понятие и классификация 5
1.2 Этапы развития международного туризма 6
1.3 Анализ теоретических идей международного туризма 8
2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА 16
2.1 Развитие международного туризма в отдельных регионах 16
2.2 Факторы, влияющие на развитие туристской отрасли 24
2.3 Прогнозы и перспективы развития мирового туризма 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

Характеристика международного туризма.doc

— 352.00 Кб (Скачать документ)

4. Инфраструктура  места отдыха – наземные и  подземные сооружения, необходимые для удовлетворения потребностей туристской индустрии (коммуникации, подъездные пути, освещение, пляжи, стоянки, садово-парковые хозяйства и пр.). 
5. Туристское предложение (ресурсы гостеприимства) – культурное богатство туристского центра. Гостеприимству в туризме придается большое значение. Успеху туризма способствуют: искусство, литература, музыка, театр, имеющиеся в туристском центре. Ресурсами гостеприимства могут служить фольклорные праздники, национальные галереи искусств, фестивали и многое другое, способное заинтересовать, привлечь туриста, в том числе экскурсионное, познавательное, спортивное, развлекательное, курортное, рекреационное предложения. [25, с. 67]

Мировой туризм развивается довольно интенсивно. При этом в туризме складывается высокая конкуренция. И поэтому факторы развития и успеха предпринимательства волнуют все туристские предприятия. Специалисты выделяют семь факторов, влияющих на конкурентоспособность туристского обслуживания:

  1. качество;
  2. надежность;
  3. безопасность;
  4. оправданность цены;
  5. сегментация потребителей;
  6. сезонная дифференциация цен;
  7. дифференцированная система скидок.

Качество – один из основных факторов, без которого нет спроса и клиентуры. Качество – довольно сложная величина в туризме, имеющая комплексный характер. Что касается туристского продукта (тура), то как минимум в понятие качества входят: потребительское качество каждой отдельной услуги, соответствие набора услуг типу и виду путешествия, оптимальность программы и технологии обслуживания, соответствие всех услуг уровню обслуживания и т. д.

Надежность – соответствие реального обслуживания рекламе и информации. Клиент должен быть уверен в том, что получит во время обслуживания именно то, за что заплатил. При некоторых изменениях в программе предоставления услуг, которые могут произойти по разным, в том числе и по объективным причинам, ему должны быть гарантированы соблюдение стандартов обслуживания и, в крайнем случае, соответствующие компенсации.

Безопасность – важный момент, оказывающий большое влияние на выбор направления и вида отдыха, путешествия. Безопасность в туризме зависит от многих факторов (политической обстановки, состояния окружающей среды и др.), которые необходимо учитывать при планировании туристского обслуживания. В систему мер по обеспечению безопасности туристов входят: предотвращение рисков для туристов, связанных с природными и техногенными катастрофами в туристских центрах; предупреждение эпидемиологических, бактериологических и других медицинских рисков и соблюдение соответствующих формальностей; организация безопасности туристов во время перевозки; страхование туристов в путешествии, а также страхование ответственности туристских организаций; создание специальной туристской полиции и секьюрити. И не-маловажным при этом является полное информирование туристов о возможных рисках, правилах их предупреждения, а также о гарантиях их безопасности.

Оправданность цены. Цена должна соответствовать уровню услуг и обслуживания. Ценообразование является наиболее важным вопросом рыночной политики предприятия. Ведь в туризме в большей части именно по цене определяется выбор товара. Ценовая конкуренция увеличивает внимание потребителей к вопросам цен.

Сегментация потребителей. Туристское обслуживание и услуги должны быть направлены на определенные целевые группы туристов (молодежь, людей преклонного возраста, богатых или не очень богатых людей, родителей с детьми, спортсменов и т. д.) и ориентироваться на потребности определенных групп. Поскольку потребности различных групп потребителей значительно отличаются, туристский продукт не может быть унифицированным. Напротив, он должен быть дифференцированным, разнообразным и адреснонаправленным (по составу и уровню услуг) конкретной группе потребителей. 
Сезонная дифференциация цен необходима в туризме, так как для этой сферы деятельности характерны сезонные колебания спроса. В целях привлечения потребителей в несезонный период и выравнивания туристских потоков в различные периоды года необходимо дифференцировать цены в зависимости от сезонного спроса. В так называемые пиковые (высокие) сезоны цены могут повышаться, а в не сезон (низкий сезон) – понижаться. Это служит дополнительным привлекательным фактором для туристов.  
Дифференцированная система скидок – очень привлекательный фактор для приобретения туров, особенно распространенный в плане скидок для семей, путешествующих с детьми. Кроме этого в туризме представлен целый ряд разнообразных скидок, применяемых комбинированно или дифференцированно: на групповые туры, за предварительное бронирование, повторное обращение, а также для постоянных клиентов и т. д.

Учет  данных факторов при планировании своей  деятельности позволяет туристскому  предприятию устойчиво пользоваться спросом туристов и быть конкурентоспособным. [26, с. 211]

 
2.3 Прогнозы и перспективы развития мирового туризма

 

Согласно  прогнозам специалистов темпы роста  международного туризма в первые 10–20 лет XXI в. будут несколько снижаться. Если на уровне 1999 и 2000 гг. мировые темпы  роста составляют чуть более 5 %, то в  следующие пять лет ожидается  их снижение до 4,4 % к 2005 г. и до 4,3 % к 2010 г.

Большие изменения прогнозируются и в  структуре выезда. Доля межрегиональных  поездок на дальние расстояния растет: в 1995 г. она составляла 15 %, а к 2010 г. предположительно увеличится до 25 %. Такая  тенденция объясняется не только тем, что люди путешествуют все больше и больше, но и тем, что современная туристская индустрия может предложить туристам разнообразные возможности путешествий при довольно высоком уровне гарантий безопасности.

Специалисты прогнозируют, что число зарубежных туристских поездок к 2010 г. достигнет 964 млн человек в сравнении с 657 млн в 1999 г., но расти оно будет значительно меньшими темпами. К 2020 г. количество международных туристских прибытий достигнет 1,6 млрд человек и в три раза превысит показатели 1995 г. 
ВТО прогнозирует бурное развитие выездного туризма. Крупнейшими странами – поставщиками туристов в 2020 г. будут: Германия (около 163 млн поездок), Япония (141 млн), США (123 млн), Ки-тай (100 млн) и Великобритания (96 млн). Россия, жители которой получили возможность массовых выездов за рубеж только в 1991 г., поставит на международный рынок путешествий к 2020 г. около 30 млн туристов. 
Рост выездного туризма из стран Европы и Средиземноморья будет замедляться, тогда как темпы увеличения числа поездок за границу в странах Юго-Восточной Азии останутся довольно высокими, несмотря на экономические трудности в регионе.

В прогнозе развития туристских направлений, сделанном  ВТО по результатам исследования «Tourism: 2020 Vision», определены самые перспективные направления и виды туризма XXI столе-тия. Наиболее популярными видами туризма к 2020 г. станут: приключенческий, экологический, культурно-познавательный, тематический и круизы. 
ВТО также прогнозирует, что время, которое люди будут выделять на свой отдых, будет сокращаться. Согласно исследованиям путешественники XXI в. будут «богаты деньгами, но бедны временем». В результате они будут искать туристский продукт, включающий в себя максимум удовольствий в минимальный отрезок времени. Будут процветать тематические парки и круизные путешествия, поскольку люди смогут посетить несколько мест за короткий срок.

Таблица 6. Самые популярные туристские направления мира в 2020 г., по прогнозу ВТО

В ближайшие  десять лет туризм останется крупнейшим источником создания новых рабочих  мест в европейских странах и  в ряде стран других регионов. Прогнозируется дальнейшая дифференциация предложения туристского продукта, имеющая целью все более широкий охват потребителей с разнообразными возможностями и потребностями. Например, есть немало людей, которым требуется отдых с полным отключением от каждодневных забот, поэтому возрастает популярность курортов, работающих по системе «all-inclusive». Прогнозируется дальнейший процесс концентрации капиталов, создание крупных интернациональных компаний и корпораций. Сохранится тенденция интеграционных процессов в сфере туризма. [27, с. 154]

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Со временем туризм превратился  в самостоятельное межотраслевое  хозяйство, в индустрию. Он играет очень  серьезную роль в экономике многих государств. На его развитие выделяются крупные ассигнования. Создаются  специализированные туристические центры - комплексы для отдыха с широкой сетью развлечений.

Сегодня туризм получил  развитие на всей планете. Кроме Европы (традиционного туристического центра), активно посещаются страны Америки, Африки, Азии, Австралия и Океания.

Развитие эффективного туризма предусматривает разработку проектов и согласования  их целей и задач в масштабах мировой   экономики. Есть специфика в разработке таких проектов, поскольку привлекаются значительные средства не только туристических фирм, но и государственного бюджета.

По прогнозам ВТО, к 2010 г. число туристских прибытий превысит 1 млрд. человек, к 2020 г.- составит 1,6 млрд. человек; мировые доходы от туризма  в 2020 г. возрастут до 2 трлн. долл. Анализируя изменение основных экономических  показателей развития данной отрасли, можно сделать вывод, что туризм за последние 15 лет развивался высокими темпами. Даже в условиях неблагоприятной конъюнктуры и периодов экономического кризиса в мировой индустрии туризма сохранялась положительная тенденция к росту.

Туризм стимулирует развитие других сопредельных отраслей экономики: торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления и др. Наряду с высоким экономическим потенциалом, туризм играет важную социальную роль. Он оказывает значительное влияние на занятость населения. В туристской отрасли первичная занятость к 2000 г. составляла 212 млн. человек, или 10,6% общей численности занятых. С учетом высокого мультипликативного эффекта стимулируется вторичная занятость в других отраслях экономики.

В будущем прогнозируется рост туризма на 45,8%.. Следует отметить, что такой рост обеспечен благодаря  усилению материально-технической  базы размещения, повышением уровня и  культуры услуг. За последние 5 лет такая  база удвоилась.

На основании темпов роста туристических маршрутов и желающих  участвовать в этом процессе можно сделать выводы о том, туризм будет развиваться высокими темпами, превышающими темпы развития основных отраслей национальных экономик.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Азар  В.И.  Экономика и организация туризма. -М: Профиздат, 1993
  2. Азар В.И., Туманов С.Ю. Экономика туристского рынка. - М., 1998.
  3. Александрова А. Ю. Международный туризм: Учеб/ пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.
  4. Александрова А. Ю. Структура туристского рынка: Учеб/ пособие для вузов. М.: Соло-Пресс, 2002.
  5. Ананьев М.А. Международный туризм. - М.: Международные отношения, 1968
  6. Балабанов И. Т.   Экономика туризма. - М.: "Финансы и стаистика", 2001.
  7. Биржаков М. Б.    Введение в туризм СПб: "Изд. дом "Герда", 2001
  8. Борисов К.Г. Международный туризм и право: Учеб. пособие. - М.: Нимп, 1999.
  9. Владение отдыхом: новая сила в туризме. - ВТО, 1996.
  10. Годфри Харрис, Кеннет М. Кац. Стимулирование международного туризма в XXI веке. - М.: Финансы и стэ:rистика, 2000.
  11. Гостиничный и туристический бизнес под ред. профессора А. д. Чудновского. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем» - изд-во «Эксмос», 1998.
  12. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2002.
  13. Зорин И.В., Зорин А.И., Ирисова Т.А. Туризм и отраслевые системы. Учебник для вузов туристического профиля М. 2001
  14. Исмаев Д.К. Основы стратегии планирования и маркетинга в иностранном туризме. - М.: ТОО «Луч», 1993.
  15. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. - Мн.: БГЭУ, 1999.
  16. Квартальнов  В.А.,  Романов  А.А.  Международный  туризм:  политика  развития.  -  М.:2000
  17. Квартальнов В. А., Зорин И. В. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2001.
  18. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000
  19. Кириллов А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.
  20. Ковалев Д.А. Развитие таймшера в России. Ч. 1, 11. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Научная киига, 1998.
  21. Козырева Т.В. Учет издержек в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2001.
  22. Котлер Ф., Боуэн Д., Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов; пер. с англ, под ред. Р.Б. Ноздревой. - М.: Юнити, 1998.
  23. Пирожник И. И. Международный туризм в мировом хозяйстве: Учеб. пособие. Мн.: Белгосуниверситет, 2001.
  24. Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес.-М.,1997
  25. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. – М.: «Ось-89», 1997.
  26. Сенин B.C. Введение в туризм. - М., 1993.
  27. Сенин В. С. Организация международного туризма - М: Финансы и  статистика , 2003.

Информация о работе Характеристика международного туризма