Характеристика международного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:01, реферат

Описание

Начало современного туризма было заложено в 40-е годы XIX века, когда английский предприниматель Т. Кук организовал внутри страны несколько экскурсий и путешествий, а затем в 1885 году и первую зарубежную поездку в Париж на Всемирную выставку. Год спустя начинаются постоянные организованные путешествия англичан в Европу, а в 1868 году – в США. В 1882 году организация Кука устраивает первое кругосветное путешествие.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА 5
1.1 Международный туризм: понятие и классификация 5
1.2 Этапы развития международного туризма 6
1.3 Анализ теоретических идей международного туризма 8
2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА 16
2.1 Развитие международного туризма в отдельных регионах 16
2.2 Факторы, влияющие на развитие туристской отрасли 24
2.3 Прогнозы и перспективы развития мирового туризма 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

Характеристика международного туризма.doc

— 352.00 Кб (Скачать документ)

 

В этих странах Азиатско-Тихоокеанского региона экспорт товаров и экспорт услуг взаимно дополняют друг друга. Развитие этих секторов базируется на стремительном подъеме телекоммуникаций, международного транспорта, в частности воздушного транспорта, и банковской сферы. Так, экспорт товаров приводит к увеличению деловых путешествий в эти страны, которые, в свою очередь, стимулируют развитие гостиничного бизнеса и индустрии развлечений, одним словом - въездного туризма. Последний увеличивает резервы иностранной валюты и стимулирует рост экономики.

Восточная Азия и Тихоокеанский регион привлекают иностранных туристов, прежде всего своей уникальной природой, но и не только этим. Например, новые индустриальные страны притягательны для деловых путешествий.

Развлекательный туризм хорошо развит в Японии, Южной Корее и Тайване, причем японская индустрия развлечений занимает второе место в мире после США. Гонконг и Сингапур предлагают отличный шоппинг-туризм. Одной из важных туристских стран в регионе стал Таиланд, особенно после того, как начал осваивать новые пляжи на южном побережье страны и организовывать культурно-познавательные поездки на север страны.

Африканский регион стабильно  развивается с ростом в 5%. Таким  образом, рост числа международных  туристских прибытий в 2003 году увеличился почти в два раза по сравнению с предыдущим годом и составил 9 миллионов человек. Доходы от международного туризма составили 12 миллиардов долларов или в среднем 405 долларов за туристическое прибытие.

Туристские потоки между африканскими странами все еще остаются очень слабыми и существенно сдерживают развитие туризма в регионе. Главный туристообразующий регион – Европа.

Больше половины общего количества гостей в регион принимают  страны Северной Африки, такие, как  Марокко и Тунис. Доля прибытий в эти страны достигает 35% прибытий в Африку. В Восточной Африке лидируют Кения, Мавритания, Танзания,  Сейшельские острова и Зимбабве,  которые успешно используют свои природные ресурсы. Некоторые из них, например Мавритания, Сейшельские острова, специализируются на превосходном пляжном  туризме  и  развивают  высококлассную  гостиничную индустрию.

Ближний Восток не пострадал  из-за неблагоприятной ситуации в  мире и показал наилучшие результаты из всех регионов, добившись роста, который составил, по оценкам Всемирной туристской организации 10%. Число международных туристских прибытий составило 28 миллионов человек. Ведущие страны данного региона увеличили показали почти в два раза, так рост туристских прибытий в Иордании составил 10%, Объединенных Арабских Эмиратов 32%. Саудовская Аравия стала одной из ключевых стран ближневосточного региона, не только по прибытиям, но и по доходам от международного туризма. (Таблица 4).

 

Таблица 4. Международные прибытия и доходы от туризма на Ближнем Востоке

 

Страна

Международные туристские прибытия

Доходы от международного туризма

1000

Изменение, %

Доля, %

Млн. долл.

Изменение, %

Доля, %

2002

01/00

02/01

2002

 

01/00

02/01

2002

Ближний Восток

27,594

-1,3

16,7

100

12,963

-5,2

10,0

100

Бахрейн

3,167

15.2

13.6

11.5

9.9

Египет

4,906

-14.8

12.6

17.8

3,764

-12.5

-0.9

29.0

Иордания

1,622

3.6

9.8

5.9

786

-3.0

12.3

6.1

Ливан

956

12.9

14.2

3.5

956

12.8

14.2

7.4

Саудовская  Аравия

7,511

2.1

11.7

27.2

Сирия

2,809

-6.9

10.2

1,366

10.5

ОАЭ

5,445

5.8

31.7

19.7

1,328

5.1

24.8

10.2

Источник: Всемирная  Туристская Организация (ВТО)

Сентябрь 2003г.


 

В целом регион в 2002 году получил 13 миллиардов долларов от международного туризма, что составляет примерно 470 долларов за одно прибытие.

Постоянные колебания  в развитии туризма региона можно объяснить политической нестабильностью, а общее сокращение притока туристов в этот регион за последние годы явилось следствием войны в Персидском заливе, от которой пострадали не только Ирак, но и некоторые соседние страны. [4, с. 75]

Рассматривая страны с переходной экономикой можно отметить, что в настоящее время туристская индустрия в этих странах переживает период своего становления как самостоятельного сектора хозяйствования.

Страны с переходной экономикой (страны бывшего СССР) занимают огромную территорию, шестую часть суши земного шара. Естественно, регион обладает огромнейшими природными и рекреационными ресурсами для развития индустрии туризма. Богатейшая природа, памятники культуры различных народов, населяющих огромную территорию и исповедующих разные религии, исторические места и монументы, созданные народами, жившими в древности, создают благоприятные условия для развития данной отрасли экономики.

В историческом плане, развитие туризма в бывшем СССР берет свое начало со дня основания государства, когда идеологические догмы отделили его жителей от остального мира. В результате такой политики очень мало людей выезжало из страны, это были в основном дипломаты, люди, уезжающие по частным приглашениям к своим родственникам и друзьям, оставшимся за рубежом по разным причинам, и ограниченное число людей, выезжающих в составе туристских групп, как правило, в социалистические страны. В СССР прибывало также ограниченное число зарубежных туристов (по некоторым оценкам, 80%) в составе организованных туристских групп. Однако необходимо заметить, что в СССР развивался внутренний, социальный туризм по линии профсоюзов, стоимость которого составляла почти одну десятую часть цены, предлагаемой иностранным туристам.

Туризм в СССР не считался приоритетной сферой экономики, и ему  была предназначена роль непроизводственной индустрии. Поэтому капиталовложения в инфраструктуру международного туризма были очень низкими, хотя государство субсидировало развитие внутреннего туризма, как части всей социальной политики. Следствием такой политики было ограниченное число иностранных туристов, прибывавших в страну. Положение стало меняться с началом перестройки в 1985 г. В 1986 г., уровень прибытий сократился по сравнению с 1985 г., из-за чернобыльской аварии. Однако рост прибытий в СССР продолжился до конца 80-х годов, а самое большое число иностранцев, посетивших страну, было  в 1989 г.

Вместе с тем ухудшение  взаимодействия в области туризма  вследствие общих дезинтеграционных процессов стало определенным стимулятором для возобновления и дальнейшего развития сотрудничества в данной сфере. У него появились определенные перспективы.

В 2003 году прибытие туристов из-за границы в страны с переходной экономикой составило 76,8 млн. человек, причем в государства СНГ составило более 21 млн. человек. Этот показатель заметно вырос с 2004 г., когда он составлял 43,8 млн. человек (в 1,7 раза) в странах с переходной экономикой и 5,9 млн. (в 3,4 раза) в странах СНГ соответственно (Таблица 5).

 

Таблица 5 Международные туристские прибытия.

 
 

Международные туристские прибытия

(миллионов  человек)

Рост

(%)

Среднего-довой  рост

(%)

 

1990

1995

2000

2001

2002

00/99

01/00

02/01

90-00

В мире

456,8

551,7

696,1

692,9

702,6

6,8

-0,5

3,1

4,3

Страны с  переходной экономикой

43,8

67,1

76,8

78,0

81,1

4,1

1,6

3,9

5,8

Источник: Всемирная  Туристская Организация (ВТО)           Данные по состоянию на январь 2003г.


 

Международные туристские прибытия по странам с переходной экономикой, в период с 2002 года по 2004 год, характеризуют значительный рост в индустрии туризма. [10, с. 176]

2.2 Факторы, влияющие на развитие туристской отрасли

 

Во  многих странах сложилась и стабильно  развивается индустрия туризма, располагающая огромной материальной базой, обеспечивающая занятость миллионов людей и взаимодействующая почти со всеми отраслями хозяйства. Сегодня туризм  
по валовому доходу занимает второе место в мире после нефти и первое место в мире – по предоставлению рабочих мест.

Основные  причины бурного развития туризма во второй половине XX в. и в настоящий период:

Политические. На основной части планеты присутствовали мирные взаимоотношения, а мир –  необходимое условие развития туризма.

Экономические. Рост доходов населения в экономически развитых странах позволял им тратить деньги на путешествия. Аналогичные процессы происходят сейчас и в развивающихся странах.

Социальные. Возрастает психологическая нагрузка на работающих в связи с интенсификацией  трудовых процессов, а также на всех людей по причине урбанизации и технического прогресса. В развитых странах увеличивается средняя продолжительность отпускных и каникулярных периодов, увеличивается средняя продолжительность жизни человека. Все это вместе дает возможность удовлетворить возрастающие потребности в отдыхе и путешествиях.

Распространение культуры и образования. Повышение  культурного уровня всегда порождает  и повышает интерес к познанию своего края и отечества, а также  других народов и цивилизаций.

Успехи  в развитии транспорта. Увеличились возможности кратковременных поездок на дальние расстояния. Совершенствуются стандарты сервисного обслуживания на транспорте, который становится все более комфортным для пассажиров и туристов.  
Развитие средств информации. В силу своих особенностей развитие туризма серьезно зависит от возможностей информации туристов о местах отдыха и путешествий. Развитие печатных средств массовой информации, радио, телевидения, компьютерных систем значительно расширило возможности предложения в туризме, а также повысило оперативность решения вопросов организации путешествий. Кроме того, рекламные технологии, совершенствующиеся на основе маркетинга, также оказывают положительное влияние на развитие туризма.

В настоящее  время специалисты выделяют пять групп факторов, влияющих на формирование туристских потребностей, а значит, и на успешное функционирование туристского центра и туристского предпринимательства:

1. Природные  факторы – природные богатства,  доступные для туристов (географическое  положение места отдыха, климат, флора, фауна, близость к воде, комфортные и привлекательные, красивые природные объекты и др.).

2. Социально-экономические  факторы – развитие места отдыха (язык, экономический и культурный  уровень развития страны).

3. Материальная  база туристской индустрии – основные наземные постройки для удовлетворения потребностей туристов с точки зрения удобств и эстетического восприятия (гостиницы, предприятия питания, досуга, спортивно-курортные сооружения и т. п.). Важными являются уровень комфорта, архитектурное решение объекта материальной базы, его соответствие культуре, окружающей архитектуре или природе, национальным особенностям, а также виду туризма (отдыху, спорту, деловой поездке  
и т. д.).

Информация о работе Характеристика международного туризма