Характеристика международного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:01, реферат

Описание

Начало современного туризма было заложено в 40-е годы XIX века, когда английский предприниматель Т. Кук организовал внутри страны несколько экскурсий и путешествий, а затем в 1885 году и первую зарубежную поездку в Париж на Всемирную выставку. Год спустя начинаются постоянные организованные путешествия англичан в Европу, а в 1868 году – в США. В 1882 году организация Кука устраивает первое кругосветное путешествие.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА 5
1.1 Международный туризм: понятие и классификация 5
1.2 Этапы развития международного туризма 6
1.3 Анализ теоретических идей международного туризма 8
2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА 16
2.1 Развитие международного туризма в отдельных регионах 16
2.2 Факторы, влияющие на развитие туристской отрасли 24
2.3 Прогнозы и перспективы развития мирового туризма 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

Характеристика международного туризма.doc

— 352.00 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Начало современного туризма было заложено в 40-е годы XIX века, когда английский предприниматель Т. Кук организовал внутри страны несколько экскурсий и путешествий, а затем в 1885 году и первую зарубежную поездку в Париж на Всемирную выставку. Год спустя начинаются постоянные организованные путешествия англичан в Европу, а в 1868 году – в США. В 1882 году организация Кука устраивает первое кругосветное путешествие. Новый бизнес начал приносить своим владельцам неплохие доходы, к нему стали проявлять интерес и другие предприниматели. Постепенно в разных странах образуются туристические компании, занимающиеся организацией экскурсией и путешествий во все части Света.

Достижения в области  транспорта в начале XX века отразились и на развитии туризма. Для путешествий и экскурсий начали использовать пароходы, железные дороги, а уже потом и автомобильный транспорт. Скорость, дальность, комфортность передвижений постоянно росли. На своей ранней стадии заграничные путешествия были уделом представителей аристократии и буржуазии, так как именно эти социальные группы располагали достаточными для этого доходами.

Сложные политические, экономические  и социальные процессы, произошедшие в мире в XX веке (две мировые войны, революции, кризисы, научно-технический прогресс, «холодная война» и т.д.), изменили общество. Оно стало более развитым в промышленном и культурном отношении, более мобильным, демократическим. Туризм стал массовым, демократичным, рассчитанным на различные интересы, вкусы, доходы, на самый разный контингент (от школьников и студентов до военных и ветеранов).

Туризм  превратился  практически в самостоятельное  межотраслевое хозяйство, в индустрию. Он играет очень серьезную роль в  экономике многих государств. На его  развитие выделяются крупные ассигнования. Создаются специализированные туристические центры – комплексы для отдыха с широкой сетью развлечений.

Актуальность  работы. Последние десятилетия XX и XXI века характеризуются глубокими изменениями в мировой экономике.  Происходит интенсивное расширение торговых, культурных, научно-технических связей и развитие туризма. Экономический и социальный прогресс во многих странах планеты приводит к расширению межгосударственных поездок с различными целями. Всё это  превращает контакты между деловыми людьми и большими группами населения в постоянный фактор экономического развития. На этой основе, свидетельствует статистика, чрезвычайно перспективным направлением экономической деятельности становится международный туризм. Он превратился в экономически прибыльную сферу деятельности. Естественно, что на этой основе развиваются и совершенствуются все формы планирования, организации, контроля и мотивации туристического менеджмента. В нём находят отражение в административный, финансовый, стратегический вид деятельности туристических фирм и предприятий.

Так как  туризм занимает важное место в экономике многих стран, то  проблемы совершенствования международного туризма являются актуальными. Над этими проблемами работают специалисты всех стран. Важная роль в решении названных проблем принадлежит финансовому менеджменту. Проекты развития отрасли предусматривают умелое планирование, организацию работы, усиление  мотивации работников и совершенствование  контроля.

Этим и обуславливается цель курсовой работы: дать характеристику международного туризма.

Задачи:

- рассмотреть характеристику международного туризма: понятие и классификация, этапы развития, раскрыть теоретические идеи международного туризма.

- исследовать  тенденцию  развития международного туризма  в отдельных регионах, факторы, влияющие на развитие мирового туризма,  перспективы и прогнозы.

Объектом исследования является международный туризм, его характеристика и перспективы развития.

Предмет исследования: понятие международного туризма, его становление и развитие.

 

1. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

 

1.1 Международный  туризм: понятие и классификация

 

Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики.

 Однако информация  о развитии международного туризма  не является абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных между странами.

 Кроме того, понятие  «туризм» имеет несколько расплывчатый  характер. Во-первых, туризмом считается временное перемещение людей из мест, где они обычно проживают и работают, в другие места. Под "временным перемещением" условно понимается период до одного года. Во-вторых, согласно международной статистике к иностранным туристам относятся лица, посещающие другую страну (как минимум с одним ночлегом) с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране.

В настоящее время  туризм классифицируется:

По целям: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровительный; самодеятельный, в том числе с активными способами передвижения; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыжный; фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; религиозный; учебный и др.;

 по степени мобильности: передвижной; стационарный; смешанный;

 по форме участия: индивидуальный; групповой; семейный;

 по возрасту: зрелый; молодежный; детский; смешанный; по продолжительности: однодневный; многодневный; транзитный;

 по использованию транспортных средств: автомобильный; железнодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; комбинированный;

по сезонности: активный туристский сезон,  межсезон (полусезон), несезон;

 по географии: межконтинентальный; международный (межрегиональный); региональный; местный; приграничный;

 по способу  передвижения: пешеходный; с использованием традиционных транспортных средств; с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан).

 Международный туризм  оказывает влияние на развитие  как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм также будет развиваться.

Международный туризм - это  система путешествий, осуществляющаяся на базе межгосударственных договоров  с учетом действующих международных норм и местных обычаев. [27, с. 24]

 

Функции международного туризма.

1) туризм представляет  собой вид отдыха. Он способствует  восстановлению сил и трудоспособности  человека и соответственно -психофизиологических  ресурсов общества;

2) важную роль туризм выполняет в деле трудовой занятости и повышения жизненного уровня местного населения;

3) туризм можно считать  экологически безопасной сферой  деятельности людей;

4) туризм обогащает  социально - экономическую инфраструктуру  и межрегиональное сотрудничество стран, государств и народов.

Значение туризма в  общегосударственном масштабе заключается  в возможности приносить поступления  от прибыли в Госбюджет и местный  бюджет через налоги, а также пополнять  внебюджетные фонды. [3, с. 78]

 

1.2 Этапы развития международного туризма

 

Возникновение организованного туризма.

Становление и развитие капиталистических отношений в  мире способствовали возникновению  организованного туризма. Капиталистическое  общество сыграло важную роль в формировании экономических, политических и социальных предпосылок, необходимых для международного туризма. Одной из первых стран , в которой победила буржуазная революция и начал развиваться капитализм, была Англия. Именно здесь и образовались первые туристские организации, развившие свою деятельность сначала внутри страны, а затем и за ее пределами.

Начало современного туризма датируется 1841г. До наших  дней дошло описание первой туристской поездки 570 членов общества трезвости  из Лейстера в Лафоборо, организованной Т.Куком.

В 1854 г. в Англии издается первый справочник по гостиницам, адресованный путешественникам и туристам. В нем было указано около 8 тыс. гостиниц.

С 1856г. он начинает организовывать туристские путешествия в другие европейские государства.

В 50-70-х годах XIX в. англичане составляли большую часть иностранных туристов, которые посещали Европу. Для этого периода характерно появление в европейских странах гостиниц с названиями “Англегер”, “Британик”, “Лондон”, “Виндзор” и т.д., а в лексиконе появляются английские слова “экспресс”, “лайнер”, “комфорт”, “бой” и т.д. Большую роль в развитии туризма в Европе во второй половине XIX в. сыграло увеличение протяженности железных дорог.

В 1888г. на европейском  континенте побывало уже около 500 тыс. туристов из Англии.

С середины 60-х годов начинает развиваться туризм между Англией и США.

Несколько позже туристические  фирмы и агентства появляются во Франции, Италии, Швейцарии и других странах европейского континента. В 1885 г. В Петербурге начинает свою деятельность первая туристская компания Л.Липсона.

До первой мировой  войны большая часть туристов и путешественников пользовалась железнодорожным  или морским сообщением.

Морской транспорт тоже совершенствовался. Увеличивалось  водоизмещение, скорость, повышалась комфортабельность кораблей, улучшалась их техническая оснащенность. В 1907 г. на воду были спущены трансатлантические лайнеры “Сириус”, “Лузитания”, "Мавритания" водоизмещением по 30 тыс. т. и скоростью 26 узлов в час; в 1912 г. - “Титаник” - 52 тыс. т. В 1914 г. “Император” - и “Фатерланд” - 50 тыс. т., которые пересекали океан практически за неделю. Начала совершать регулярные рейсы “Куин Мери”, водоизмещение которой равнялось 80 тыс. т., а скорость составляла 30 узлов в час.

Первая мировая война 1914-1918 гг. крайне негативно отразилась на развитии международных туристских связей. Можно с уверенностью сказать, что в этот период туризм приостановил деятельность. Однако следует отметить, что военные нужды привели к усовершенствованию как железнодорожного, так и автомобильного транспорта, кроме того, для перевозок людей начала использоваться авиация.

В 20-е годы значительно  расширяется географическое пространство иностранного туризма. Так, до войны  большая часть туристов направлялась в Италию и Швейцарию, а после  ее окончания практически все государства Европы оказали вовлеченными в сферу туризма.

В 1925 г. в Гааге состоялся  первый конгресс Международного союза  официальных организаций по пропаганде туризма. В нем приняли участие 14 стран.

В 1924 г. в Англии из четырех  небольших авиационных компаний образуется “Импириэл эйрвейс”, которая спустя два года перевезла 16 тыс. пассажиров, в 1932г. - 48,2 тыс., в 1935г. - 200 тыс., в 1938 г. - 222тыс.

В целом к концу 30-х  годов различные авиакомпании Европы и Америки обслуживали авиалинии общей протяженностью примерно 350 тыс. миль, а количество пассажиров достигало почти 23 млн,

Вторая мировая война  резко сократила объем международного туризма. В первые послевоенные годы остро ощущался дефицит денежных средств, топливно-энергетических ресурсов. продовольствия, квалифицированных кадров.

Только спустя несколько  лет после окончания второй мировой  войны международный туризм в  Европе начал возрождаться. Довоенный  уровень был достигнут в конце 40-х годов. В это период туристские обмены и путешествия получили широкое развитие в США и Канаде. Успешно развивался туризм в Мексике, Панаме, на Кубе. В 1948 г. были разрешены поездки зарубежных туристов в Японию. К 1950 г. общее число иностранных туристов, зарегистрированное во всем мире, начало превышать довоенный уровень и достиг 25 млн. человек. [18, с. 31]

 

1.3  Анализ теоретических идей  международного туризма

 

Миграция людей и  народов началась в глубокой древности. С годами она приобретала все  более массовый характер. В прошлом  миграция была связана с войнами, захватом чужих территорий и торговлей. С момента великих географических открытий  люди стали перемещаться на другие континенты в поисках лучших условий существования. Наконец, интересы определенных слоев населения к знаниям и новым впечатлениям возобладали над коммерческими целями. Сотни и тысячи исследователей отправлялись в другие страны с  целью знакомства с   особыми  условиями жизни и быта  народов,  их истории и культуры. Это направление получило большое развитие в ХХ веке.

Современный туризм – явление  молодое, так как массовым он стал всего лишь после Второй мировой войны. На современном этапе развития путешествия в другие страны  приобрели форму туризма, отдыха и развлечений.

Сейчас туризм – это  передвижение определенных слоев населения по странам с целью  отдыха и  поиска новых впечатлений. Термин «туризм» нельзя было найти ни в одном языке мира до середины XIX века. Но и тогда слово туризм, «tour» чаще всего ассоциировалось с поездкой, затем с фактом временного отсутствия человека в своем доме по делу или во имя приятного времяпрепровождения.  Таким образом, постепенно вырабатывалась современная интерпретация слова «tourism».

Информация о работе Характеристика международного туризма