Факторы, влияющие на развитие спроса в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 15:39, курсовая работа

Описание

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) рост туристической индустрии будет необратим в ХХ1 веке, и к 2020 году количество международных туристических посещений составит 1,6 биллиона единиц.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа туризм 21 век.doc

— 318.00 Кб (Скачать документ)

      Таким образом, экономические кризисы  все же затрагивают спрос на туристические  услуги, но в гораздо меньшей степени, чем многие другие отрасли. И вызвано  это, в первую очередь, тем, что туризм стал практически необходимой потребностью массового потребителя. А также тем, что эластичность спроса и многообразие форм туризма обеспечивают в период экономических спадов возможность перелива спроса от дорогостоящих видов туризма к более дешевым. 

1.2. Социо-демографические  факторы  
 

      Значительное влияние на формирование туристического спроса оказывают в основном следующие социо-демографические факторы:

-возрастная  и социальная структура общества;

-структура семьи;

-уровень доходов  различных слоев общества;

-соотношение  городского и сельского населения.  
 
 

1.2.1. Возрастная  структура  

 

      Как известно, в настоящее время растет перспективность для международного туризма людей старших возрастных групп, и в первую очередь группы людей в возрасте «от 50 лет и  старше».

      В основе повышения интенсивности туризма во всех старших возрастных группах лежат следующие причины:

-повышение материального  благосостояния всех групп общества;

-увеличение  продолжительности жизни и снижение  пенсионного порога;

-изменение психологического  отношения к старению.

      В результате, в настоящее время  в западных странах достаточно велико количество самостоятельных пожилых  людей, которые стремятся к активному  наслаждению жизнью и имеют достаточные  материальные средства, которые они  с большей охотой готовы отдать на собственное потребление, чем оставить в наследство; они считают, что следует не экономить имеющиеся в их распоряжении денежные средства, а тратить их « на красивую жизнь».

      Вследствие  этого, сейчас в туристическом спросе сформировался новый и очень  перспективный сегмент «сениоров»-возрастная группа «от 50 лет и старше», который в будущем, по мнению специалистов, будет оказывать очень существенное влияние на развитие спроса туристических услуг и займет свое выдающееся положение на рынке международного туризма.   

1.2.2. Структура  семьи 

      Очень актуальной целевой группой современного туристического рынка является и  несемейная молодежь до 35 лет – так  называемые «одиночки». Их доля в крупных  промышленных городах и агломерациях оценивается практически в 50% от общей численности населения.

      Этим  людям свойственны, как правило, высокий уровень образования, стремление к успеху в профессиональной деятельности, повышенные требования к комфорту и  качеству жизни, индивидуализм. Они  уделяют много внимания организации  своего свободного времени, стараясь наслаждаться жизнью в полной мере.

      Соответственно, объем и величина спроса на данном сегменте туристического рынка достаточно велики. И по мнению специалистов в  будущем эти показатели будут  расти.

      Очень существенным дополнением к вышеизложенному является тот факт, что по статистике в данной целевой группе очень велико количество одиноких женщин. Так, по некоторым прогнозам, число женщин, совершающих туристические поездки в одиночку, к концу 2000 года и к началу третьего тысячелетия будет составылять практически 50% от общего количества путешествующих. И с этим фактом, несомненно, придется считаться туристическим операторам, гостиницам и национальным офисам по туризму, так как, по проведенным опросам, одинокие путешествующие дамы очень ценят высокий комфорт и трепетное к себе отношение. Они уделяют повышенное внимание расположению и обустройству номеров, наличию в них шампуней, скрабов, гелей, проявлению уважения со стороны персонала и личной безопасности.  

1.2.3. Уровень  доходов и образования населения 

      Как известно, спрос – это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую  потребители могут и намерены заплатить за нужные им товары и  услуги. Таким образом, туристическая  активность находится в прямо  пропорциональной зависимости от уровня доходов, а также от образования потенциальных потребителей. Учитывая тот факт, что оба эти показателя в конце 80-х годов в запвдных странах имели тенденцию к росту, интенсивность туризма также увеличилась.

      Но  вместе с тем, в тот же период стала наблюдаться и активизация туристического спроса среди населения с невысоким уровнем доходов и образования. Следует отметить и то, что на Западе существует немалое число фирм, специализирующихся только лишь на образовательном туризме, успешно работающих и получающих достаточно высокую прибыль в этом сегменте рынка туризма.  

1.2.4. Соотношение  городского и сельского населения 

      На  сегодняшний день в силе пока еще  остается следующее правило: чем меньше населенный пункт, тем ниже интенсивность туризма среди его жителей и тем ближе выбираемые ими цели туристических поездок

      Однако, многие западноевропейские эксперты утверждают, что в последнее время значительно  увеличилась туристическая активность жителей сельских областей западноевропейских стран и возросла интенсивность потребления ими туристических продуктов и услуг, что позволяет прогнозировать возможное в будущем добавление к традиционно активным группам потребителей туристических услуг нового и достаточно перспективного  сегмента на туристическом рынке Европы.  

1.3.Факторы  культурного порядка  

1.3.1. Международная  культура и культурный национализм 

      Основную  тенденцию развития общественной психологии потребления на современном Западе можно обозначить как: трансформация общества производительности и благосостояния в «общество свободного времени».

      А поскольку это самое «свободное время» является необходимым и важнейшим  компонентом существования и  процветания туристической отрасли, то параллельно этой тенденции проходит и другая не менее значимая – увеличение количества путешествующих.

      В настоящее время огромные расстояния уже не являются тем ограничивающим и тормозящим путешественников фактором как прежде. От Нью-Йорка до Парижа также легко долететь, как и  до Калифорнии. Рекламные объявления на всю страницу в газете «Нью-Йорк таймс» соблазняют американцев делать покупки а Лондоне в магазине «Хэрродз».

      «Джет-сэт» открыл дорогу богатеющему среднему классу новобрачных, бабушек, семей, студентов, деловых людей западного общества. В начале 90-х годов количество путешествующих по сравнению с прошлым десятилетием значительно увеличилось. По статистике в США 90-х годов 23 тысячи

рейсовых полетов  перевозили в день 450 млн пассажиров. К началу 2000 года это число составило  уже 750 млн пассажиров. В 1990 году авиалиниями мира летало около миллиарда пассажиров, С началом года 2000 это число составило 2000 млрд пассажиров, то есть увеличилось ровно в два раза.

      Таким образом, каждый день из одного места  нашей планеты в другое летают свыше 3 млн человек. И как известно, к числу факторов, наиболее существенно влияющих на развитие международного туризма и увеличение числа путешествующих, относят культурный фактор, а именно: рост культурного уровня различных стран мира и стремление в связи с этим к ознакомлению с культурой других стран.

      Поэтому сегодня, благодаря этому стремлению, а также увеличению количества поездок  и путешествующих, глобальным телекоммуникациям  и так далее, беспрецедентным  стал темп обмена между Европой, Америкой и другими странами мира. Почти во всех городах мира присутствуют черты международной культуры. Люди с таким энтузиазмом обмениваются едой, музыкой, модой, что новый универсальный образ жизни стал господствовать в Осаке, Мадриде и в Сиетле.

      Он  стимулируется потребительским  спросом: люди пьют кофе-каппучино и родниковую воду Перрье, обставляют квартиру мебелью фирмы ИКЕЯ, едят суси, носят одежду фирмы «Бенеттон», слушают англо- американский рок, когда едут на автомобиле компании «Хенде» в «Макдональдс».   

___________________________________________________________________

Джет-сэт» - светская элита, смысл жизни для нее  – развлечения 
 

      Но  по мере того как образы жизни различных  стран становятся все более схожими, по мере того как люди все ближе  знакомятся  с культурой других народов, появляются черты сильной противодействующей тенденции: протест против единообразия, желание утвердить уникальность своей культуры и языка, своеобразная борьба с иностранным влиянием.

      В каждом уголке мира происходят взрывы такого культурного национализма:

      -После  многих лет обучения английскому  языку своего населения Сингапур  развернул кампанию «Говорить  на мандаринском» – это попытка  возродить «старые ценности». 

      -Борьба  уэльсцев, в основном не агрессивными  методами, по поддержанию своего  языка и литературы.

      -В  северо-восточной части Испании  каталанский язык, запрещенный во  время диктатуры Франсиско Франко, был восстановлен в качестве  официального языка. 

      -Власти  Квебека наказывают тех, кто  говорит по-английски, запрещают  писать указатели на английском языке и так далее.

      Таким образом, чем больше наши образы жизни  становятся схожими, тем более прочно, как утверждают футурологи, будем  держаться за такие ценности, как  религия, язык, искусство, литература и  национальная культура в целом. По мере того как внешние стороны нашей жизни сближаются, мы будем все больше дорожить традициями, порождаемыми внутри нашего собственного общества.  

1.3.2. Возрождение  культуры и искусств 

      По  мнению футурологов с началом  нового тысячелетия произойдет коренная и революционная смена приоритетов в проведении досуга и затратах на него. Дело в том, что постепенно искусства и культура придут на смену спорту как основные способы проведения досуга. Эта удивительная мегатенденция уже просматривалась в 90-х годах во  взрыве интереса к изобразительному и исполнительскому искусствам:

      -С  70-х по 90-е годы посещаемость  музеев в США возросла с  200 млн человек до 500 млн в год. 

      -В  течение этого же периода аудитория  оперных театров США почти  утроилась. 

      -Сезон  1989/90 годов на Бродвее побил рекорды посещаемости за всю его предыдущую историю и так далее.

      В результате, 90-е годы вызвали к  жизни своеобразный ренессанс изобразительных  искусств, поэзии, танца, театра и музыки практически во всем мире. И теперь на смену увлечению спортом постепенно приходит увлечение искусством и достояниями культуры, которое, по мнению футурологов, в наступающем тысячелетии станет  одним из самых популярных способов проведения досуга.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ОСНОВНЫЕ  ЧЕРТЫ НОВОГО ТИПА ПОТРЕБИТЕЛЯ  ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ  

      Итак, значительное влияние на спрос в  сфере туристических услуг будут  оказывать такие изменения, произошедшие в общественной психологии потребления, как: усиление в общественной психологии системного, комплексно-концептуального подхода к восприятию проблем сосуществования человеческого общества, то есть усложнение восприятия мира: явление рассматривается теперь не как простая сумма элементов, а как сложная взаимосвязанная система, где каждый элемент является частью целого и связан с ним, а целое неотделимо от составляющих его компонентов; гедонизация потребления – это значит, что гедонизм предполагает спрос на удовольствия и смену впечатлений, причем наибольшую значимость приобретает процесс, а не объект получения удовольствия; и экологизацию мышления массового потребителя: осознание хрупкости окружающей среды и ее неразрывного единства с человеческим обществом.

      Новый тип потребителя туристических  услуг, наряду с названными выше особенностями  восприятия мира, отличают еще и  следующие психолого-поведенческие черты:

      -информированность,  высокий уровень образованности;

Информация о работе Факторы, влияющие на развитие спроса в туризме