Деловой туризм и его перспективы развития в России

Автор работы: m****************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 14:39, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение делового туризма и его перспектив развития в России. Из этого следуют задачи курсовой работы:
1. рассмотреть теоретические основы делового туризма: его сущность и специфику;
2. раскрыть классификацию делового туризма;
3. выявить перспективы и проблемы развития делового туризма в России.

Содержание

Введение............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы делового туризма...................................6
1.1 Понятие и специфика делового туризма……………………………….. 6
1.2 Классификация делового туризма……………………………………...11
Глава 2. Деловой туризм в России.................................................………17
2.1 Перспективы бизнес - туризма на российском рынке………………..17
2.2 Проблемы развития делового туризма…………………………………22
Заключение……………………………………………………………….....26
Список литературы……………

Работа состоит из  1 файл

исправДеловой туризм и его перспективы развития в России 111.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

    Если  говорить о MICE, то этот рынок очень маленький для такой страны, как Россия: 80% российских компаний, планирующих корпоративную поездку, заказывают стандартный набор - визы, билеты, гостиница. 20% пользуются и другими услугами, включая организацию и проведение корпоративных мероприятий.

      За последние три года сегмент бизнес-тревел и MICE на мировом рынке вырос примерно на 30% в год. В России аналогичная тенденция – порядка 25-30% ежегодного прироста. Число поездок явно увеличивается, крупные компании стали заказывать больше инсентив-программ. Но если ездить стали чаще, то численность участников мероприятия сокращается. Заказчик стал считать деньги, его интересует, прежде всего, эффективность, а не массовость выезда. Компании стали к обширной деловой части поездки, будь то конференция или тренинги, добавлять инсентив-составляющие – тимбилдинги, а также обязательно - экскурсионно-развлекательные программы.

    Процесс глобализации мировой экономики  и связанная с этим активизация  деловых, научных и культурных связей превратили  деловой туризм в  одну из ведущих и наиболее стремительно развивающихся отраслей мирового хозяйства. По статистике, ежедневные расходы совершающего деловую поездку бизнесмена в среднем в три раза превышают затраты обычного туриста. И при этом, как показывают исследования, в отличие от других видов турпоездок в периоды любых экономических спадов и кризисов сфера делового туризма страдает менее всего, а порой даже увеличивает свои объемы. Причем, по статистике, увеличение оборота в сфере делового туризма на 1 миллиард долларов влечет за собой создание более чем 100 тысяч рабочих мест18.

    В связи с выходом Российского бизнеса на более высокие рыночные позиции все чаще возникает необходимость в оптимизации и интенсификации деловых, научных и культурных связей. В этом контексте бизнес-туризм, как одна из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей Российской экономики, призван способствовать расширению сферы бизнес-контактов, развитию экономического потенциала России и её интеграции в мировое сообщество19.

    В создании инфраструктуры въездного  бизнес-туризма в нашей стране в последние годы делаются определенные шаги. Например,  в областных центрах строятся многочисленные бизнес-отели и бизнес-центры, создаются конгрессные бюро и выставочные организации, расширяется календарь конгрессов, форумов и иных деловых мероприятий. Эта тенденция легко объяснима - за последние годы бизнес-туризм превращается в одну из самых высокодоходных отраслей мировой туриндустрии.

    В России высока популярность поездок на выставки. Новый этап развития выставочного движения в нашей стране начался в начале 90-х годов, и в период 1995-1997 годов достиг своего апогея. Особенно бурно выставочный бизнес развивался в регионах. С одной стороны выставки оказывали благотворное влияние на развитие тех или иных сегментов рынка20: предприятия налаживали системы сбыта, расширяли дилерские сети и завязывали новые контакты, а потребители получали уникальную возможность познакомиться с широким спектром новой продукции.

    Августовский  кризис 1998 года на несколько лет  отбросил развитие выставочного бизнеса. Масштабы всех выставок резко сократились, а их количество уменьшилось в несколько раз. Дефолт ярко проявил ситуацию в выставочном деле, поставив крест на неактуальных и неэффективных мероприятиях, но дав второе дыхание наиболее жизнеспособным выставкам.

    В настоящее время ситуация в России стабилизируется. Развитие выставочной деятельности вышло на новый исторической виток и нашу страну снова лихорадит выставочный бум. Однако сейчас пик активности приходится на Москву, а собственно процесс развития выставочных проектов идет по пути концептуализации мероприятий.

    Крупнейшие  выставочно-ярмарочные комплексы России расположены в г. Москва. Это –  ГАО ВВЦ,ЗАО «Экспоцентр», КВЦ  «Сокольники», СК «Олимпийский», ЗАО  «Крокус - ЭКСПО» и др.

    Крупнейшие  российские туристские выставки –  это МИТТ и «Отдых» (обе в г. Москва).  МИТТ (Moscow International Travel And Tourism Exhibition – Московская международная выставка «Путешествия и Туризм») проводится ежегодно с 1993 г. в «Экспоцентре» на Красной Пресне. Одна из ведущих по величине и значению туристских выставок, бирж и ярмарок, проводимых в мире. Выставку MITT организует английская фирма «International Trade Exhibitions Group» (ITE travel) и российская финансовая группа «Л и А. Выставки и конференции».21 Выставка "Путешествия и туризм" - особенная, это единственная туристическая выставка в России и зарубежных государств, с которой считается мировой турбизнес.

    В России проводится не только множество  крупных международных выставок, посвященных различным отраслям экономики и сферам производства, но и научные конференции и ярмарки для самого широкого круга посетителей. Они собирают массу специалистов из-за рубежа и России. В то же время в стране действуют филиалы и представительства сотен иностранных торговых фирм, авиакомпаний, банков, компаний средств связи, к которым приезжают новые сотрудники или партнеры из других городов. При необходимости туристические фирмы предоставляют своим клиентам-бизнесменам не только стандартные - транспорт, размещение, питание, экскурсии - но и специфические услуги: собрать информацию о потенциальном партнере, перевести на другой язык документы, организовать встречу и пр. Часто с бизнесменами приезжают члены их семей. Им туркомпания организовывает индивидуальные программы отдыха и экскурсий.

    Россия, следуя примеру многих стран мира, почти каждый год принимает у себя тот или иной международный форум.

    Негативное  отношение к участию в выставках провоцирует встречающаяся в выставочном бизнесе недобросовестная конкуренция. К сожалению, «горе» - предприниматели от выставочного бизнеса своими «опытами» дискредитируют все выставочное движение в целом22.

    Как и во всем мире, в России все чаще выставка воспринимается как необходимый  компонент инфраструктуры рынка: с  одной стороны - форма развития коммуникаций, а с другой - обратная связь с  потребителем. Кроме того, большое значение уделяется уникальной возможности оценить конкурентов, определить свое положение на рынке, опробовать новинку и т.д.

    Кроме того, в пользу ежегодных выставок говорит и динамика развития нашей  страны. Говорят, не побываешь в Париже полгода и найдешь все на своем месте, а если уедешь на две недели из России, то рискуешь не узнать родную улицу. Ни в одной стране структура рыночных предпочтений не меняется так быстро. 23

    Выставка  – это также и эффективный  инструмент сбыта. На выставке, возможно, не только представить свой товар во всей его красе, но также и провести исследование востребованности продукта, его эстетических и потребительских показателей24.

    То  есть выставка способствует интенсивному развитию, как делового туризма, так и всей экономики в целом.  

    Выезд российских граждан за границу с деловой целью осуществляются в основном в страны дальнего зарубежья  (см. Приложение 3). Въезд иностранных граждан в Россию со служебными целями в среднем составляет  3, 2 млн. прибытий в год (см. Приложение 4).

    Анализ  данных показал, что и на въездном, и на выездном рынках наблюдается  дальнейший рост потоков. Правда, динамика их различна.

    Объемы международных контактов, связывающих Россию с зарубежными странами, постоянно растут. Поэтому приоритетом развития гостиничного бизнеса в России считается строительство комфортабельных, удобно расположенных конгресс-отелей. Во многих крупных промышленных и культурных центрах - Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Архангельске, Самаре, Тольятти, Сочи, Екатеринбурге, Иркутске, Новосибирске, Владивостоке и других городах - с каждым годом увеличивается число гостиниц, оснащенных всем необходимым для бизнес - и конгресс- туризма, а старые модернизируются с учетом запросов бизнесменов.

    Таким образом, в России существуют серьезные предпосылки для развития делового туризма, происходит интенсивное вовлечение нашей страны в эту сферу. В течение последнего десятилетия деловой туризм в России развивается с высокой положительной динамикой. Если в 2005 г. Росстат зарегистрировал 3,2 млн. прибытий иностранных туристов со служебными целями (14,4% общего въездного потока) и 2,4 млн. деловых поездок российских граждан за границу (8,4% общего выездного потока), то уже в 2010 г. зарегистрировано 4, 4 млн. прибытий иностранных граждан в Россию со служебными целями (19, 7% общего въездного потока).

    Несмотря  на ряд общих перспектив, бизнес - туризма на российском рынке имеется и ряд проблем. Поэтому в следующем параграфе рассмотрим проблемы развития делового туризма в России. 

                 2.2 Проблемы развития делового туризма  

    В нашей стране развитие делового туризма  началось в середине 1990-х гг., но еще  до сих пор этот сегмент туристического рынка окончательно не сформировался  и продолжает развиваться. И помимо перспектив деловой туризм в России имеет ряд проблем.

    Во-первых, круг отечественных туроператоров, специализирующихся исключительно на бизнес - туризме, достаточно ограничен. Причем практически все компании ориентированы на организацию деловых поездок за рубеж. Деловой туризм как отдельное направление предлагают очень немногие туристические компании. Турфирмы ориентируются в первую очередь на запросы потребителей.25 Они могут предоставить деловой тур или организовать коллективный выезд в рамках направления "индивидуальный туризм", но как отдельный вид туристических услуг продвигать деловой туризм невыгодно. 

    Во-вторых, почти все гостиницы, располагающие уровнем комфорта самого высокого класса, находятся в Москве, Санкт-Петербурге и в других крупных городах, а большинство же гостиниц на периферии не соответствуют по уровню комфорта даже одной звезде согласно требованиям действующих стандартов. Туристская инфраструктура  регионов практически пришла в негодность из-за недостатка финансовых средств, квалифицированных управляющих кадров.  Стоимость транспортных услуг также не может составить конкуренцию. В сфере телекоммуникаций и связи регионы находятся далеко не в лучшем положении.

      Еще одной проблемой является то, что немногие российские компании могут позволить себе дорогостоящие корпоративные выезды. В основном организуются разовые деловые поездки в страны, где работают основные партнеры компании.

    Деловой туризм в России имеет четко определенную региональную специфику. Основная доля деловых поездок и мероприятий  приходится на две столицы - Москву и Санкт-Петербург - и некоторые крупные промышленно-экономические центры Урала, Сибири и центральной части России. Санкт-Петербург, как город с большим туристским потенциалом, безусловно, является одним из самых привлекательных в России направлений делового туризма, как для российского, так и для иностранного. Сегодня развитие делового туризма в Москве ограничено целым рядом факторов. Отсутствие необходимой инфраструктуры в городе становится острее с каждым годом. Не хватает гостиниц эконом- и среднего класса - уровня 3-4 звезды, отвечающих международным стандартам. Уже 6-й год подряд Москва занимает первое место по самым дорогим в мире отелям в сегменте бизнес - класса. Не решена транспортно-дорожная проблема (не достроена кольцевая автодорога), что парализует не только центр, но и окраины города в течение всего рабочего дня.26

    Немаловажным  отрицательным фактором является отсутствие соответствующей статистики. В России подсчет деловых туристов ведётся  на основе информации заграничных источников.

    Кроме того, криминальная обстановка в стране также оставляет желать лучшего. До сих пор у зарубежных гостей есть ощущение, что в стране достаточно опасно находиться и есть риск попасть  в неприятную ситуацию. Все это, конечно, сдерживает поток клиентов из Европы и Америки.

    Нельзя  ограничиваться только строительством новых деловых центров и созданием конгрессного бюро, необходимо делать уникальные предложения потенциальным клиентам, реализовывать грамотные маркетинговые, рекламные и PR-программы, нацеленные на привлечение крупных международных мероприятий. Важно заниматься и комплексной инфраструктурой, и поддержкой, и мотивацией интереса той научной базы, которая также является одной их основных «приманок» для проведения международных научных конференций.

    Нужен комплекс мер, который обеспечит  не только возможность проведения заседаний, но и свободу передвижения, наличие  интересных событий и широкую  культурную программу. Важна каждая мелочь: как встретили в аэропорту, каким образом организована регистрация участников, насколько вовремя и т. д. И как только решатся эти «мелкие» проблемы, Россия займет на мировом рынке делового туризма подобающее ей место.

    Итак, деловой туризм в России может быть весьма прибыльным направлением, но это пока только в будущем. Пока доминируют внутрирегиональные (внутриевропейские) потоки международных деловых туристов с высокой долей прибытий из стран бывшего СССР.

Информация о работе Деловой туризм и его перспективы развития в России