Ценообразование в сфере туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:43, доклад

Описание

Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, отсюда цена — денежная стоимость товара. В ней фокусируются практически все основные экономические отношения в обществе. Прежде всего это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений.

Работа состоит из  1 файл

доклад ценообразование.doc

— 45.50 Кб (Скачать документ)

Ценообразование в сфере  туризма

Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, отсюда цена — денежная стоимость товара. В ней фокусируются практически все основные экономические отношения в обществе. Прежде всего это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений.

Ценообразование — процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование —формирование цен государственными органами. При этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены закладываются издержки производства и обращения.

Как устанавливают цены? Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели ― ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они в конце концов сходились на взаимоприемлемой цене.

Установление единой цены для всех покупателей ¾ идея сравнительно новая. Распространение она получила только с возникновением в конце XIX в. крупных предприятий розничной торговли. Фирмы «Тиффани энд Ко», «Джозеф. Хадсон» и др. рекламировали «строгую политику единых цен», потому что предлагали большое разнообразие товаров и держали большое количество наемных работников.

Фирмы подходят к проблемам ценообразования  по-разному. В мелких цены часто устанавливаются  высшим руководством. В крупных компаниях  проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие по товарным ассортиментам. Но и здесь высшее руководство определяет общие установки и цели политики цен и нередко утверждает цены, предложенные руководителями нижних эшелонов. В отраслях деятельности, где факторы ценообразования играют решающую роль (аэрокосмическая промышленность, железные дороги, нефтяные компании), фирмы часто учреждают у себя отделы цен, которые либо сами разрабатывают цены, либо помогают делать это другим подразделениям. Среди тех, чье влияние также сказывается на политике цен, управляющие службой сбыта, заведующие производством, управляющие службой финансов, бухгалтеры.

В туристском бизнесе вопрос правильности формирования цены стоит довольно остро. Обусловлено это особенностями  данного бизнеса, а именно: сезонность, природно-климатические условия, одновременное оказание комплекса услуг одному туристу, разнообразный их спектр, численность группы, возрастной состав группы и другое. Очень важно назначить цену туристского продукта таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой, поэтому многие туристские фирмы волнуют вопросы ценообразования.

Ценообразование в сфере туризма  имеет характерные особенности:

- разрыв во времени между  моментом установления цены и  моментом купли-продажи туристского продукта;

- цены на туристский продукт  являются розничными ценами, так  как турпродукт предназначен  непосредственно для потребления;

- неспособность туристских услуг  к хранению, вследствие чего розничные  торговцы не разделяют с производителями риска, связанного с образованием нереализованных запасов. Высокая степень влияния конкурентов. На одни и те же туристские услуги действуют два уровня цен — внутренние и внешнеторговые, например тарифы на транспорт, на гостиничные услуги, услуги по обслуживанию туристов; поэтому с учетом международных требований цены на туристские услуги для иностранных туристов устанавливаются на более высоком уровне, чем для отечественных туристов;

- спрос на туристские услуги  носит ярко выраженный сезонный  характер, поэтому в сфере туризма применяется сезонная дифференциация цен и тарифов;

- значительная стоимость операций  с туристскими услугами.

Цена на услуги туризма включает следующие элементы:

1) стоимость сырья и материалов (продукты для приготовления пищи, постельные принадлежности);

2) текущие расходы на производство, реализацию и организацию потребления  услуг;

3) прибыль туроператора;

4) косвенные налоги по видам  услуг (НДС, таможенные пошлины);

5) скидки для отдельных групп  туристов;

6) надбавки или скидки (комиссионное  вознаграждение) в пользу турагента.

Факторы ценообразования — движущие силы, существенные обстоятельства, основные причины, оказывающие определяющее воздействие на формирование цен. Прежде чем разработать стратегию формирования цены, турпредприятие должно проанализировать все факторы, влияющие на принятие решения по ценам, осознать положение на рынке в целом, попытаться предсказать реакцию потребителя на предлагаемую цену. Целесообразно использовать гибкий подход к ценообразованию, т. е. цена должна быть маневренной и динамичной.

Принято выделять пять основных факторов, оказывающих наибольшее влияние  на процесс ценообразования: потребители, правительство, участники каналов сбыта, конкуренты, издержки производства. Все эти факторы можно условно разделить на две основные категории — внутренние и внешние.

Внутренние связаны непосредственно с деятельностью самого предприятия (фирмы). Наиболее существенным из этих факторов является себестоимость. Поэтому при определении цены необходимо сопоставлять величину затрат с возможностью их покрытия. Выживаемость фирмы зависит от степени покрытия не только текущих расходов, но и расходов, связанных с капитальными вложениями, рассчитанными на длительный период. К внутренним факторам относятся:

  • особые свойства товара;
  • вид и способ производства (его трудоемкость, качество материалов и труда);
  • мобильность производства;
  • себестоимость продукции;
  • рекламное обеспечение;
  • ориентация на сегменты рынка;
  • жизненный цикл товара;
  • организация сервиса;
  • репутация предприятия (фирмы) на рынке.

Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия и учитывают изменения общеэкономических процессов, условий в стране и за ее пределами. Внешние факторы определяются рынком, на котором работает фирма. Если на рынке существует сильная конкуренция, имеется большое количество товаров аналогичного качества, то фирма для его завоевания обычно устанавливает более низкие цены, иногда даже меньше полной себестоимости.

Структура внешних факторов может быть представлена следующим образом:

  • политическая стабильность в стране;
  • обеспеченность основными ресурсами;
  • масштабы государственного регулирования экономики и, соответственно, цен;
  • общий уровень инфляции;
  • внешнеэкономическая политика государства;
  • совершенство налогового законодательства;
  • характер спроса на продукцию (предпочтение потребителем высокого качества или низкой цены; сезонность покупательского спроса).

Факторы внешней среды, влияющие на процесс ценообразования  на предприятии, можно представить в виде четырех основных групп: потребители, рыночная среда, участники каналов товародвижения, государство.

Внешние факторы:

- соотношение спроса и предложения;

- уровень и динамика конкурирующих  цен. Узнав цены конкурентов  и их предложения, турфирма может использовать эту информацию как отправную точку для принятия решения о цене;

- государственное регулирование  как экономики в целом, так  и сферы туризма в частности;

- политическая ситуация;

- потребители, их платежеспособность, интересы, привычки, вкусы.

 

Внутренние факторы:

- максимизация текущей прибыли  от формирования и реализации  турпродукта;

- удержание позиций на рынке;

- достижение лидерства в качестве  турпродуктов;

- завоевание и поддержка лидерства  на рынке туристских услуг;

- стремление туристской организации к увеличению темпов роста формирования и реализации, даже за счет снижения доходов;

- желание поднять свой имидж  (престиж);

- заинтересованность туроператора  и турагента в увеличении своей  доли на рынке туристских услуг;

- желание туроператора уклоняться от обвинения в монополизации;

- стремление избежать банкротства.




Информация о работе Ценообразование в сфере туризма