Булгаковская Москва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:35, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы определяется большим значением экскурсионной деятельности при организации отдыха туристов. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию. Экскурсия – это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке. Ежедневно туристские предприятия сталкиваются с конкуренцией и проблемой привлечения клиентов. Одним из способов повышения конкурентоспособности является внедрение новых турпродуктов, в том числе экскурсионных. Отсюда, практическая значимость разработки новой экскурсии определяется важностью нововведений в повышении конкурентоспособности туристского предприятия. Экскурсии являются одним из наиболее распространенных видов отдыха и пользуются заслуженной популярностью. Некоторые маршруты теряют популярность, и внимание туристов привлекают новые. Чтобы успешно работать на рынке, турфирмы разрабатывают и предлагают клиентам новые варианты экскурсий. Целью курсовой работы является разработка нового экскурсионного маршрута «Булгаковская Москва». Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1.СПЕЦИФИКА АВТОБУСНОЙ ЭКСКУРСИИ «БУЛГАКОВСКАЯ МОСКВА» 6
1.1. Специфика автобусных и литературных экскурсий. 6
1.2. Контрольный текст. 14
ГЛАВА2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ «БУЛГАКОВСКАЯ МОСКВА» 26
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 36
БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40

Работа состоит из  1 файл

Булгаковская Москва.doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

      Техника использования «портфеля экскурсовода». Содержание «портфеля экскурсовода», его значение и роль в использовании методических приемов показа имеет отношение к методике подготовки и проведения экскурсии. Каждый экспонат – фотография, рисунок, репродукция картины, портрета, чертежа, копия документа – имеет свой порядковый номер. Это определяет последовательность демонстрации данного экспоната экскурсантам. Экспонат может быть показан экскурсоводом с его рабочего места, передан в руки экскурсантов по рядам для более подробного ознакомления. Иногда в соответствии с методической разработкой экскурсовод организует проигрывание магнитофонных и видеозаписей. Важно заранее проверить исправность аппаратуры, наличие необходимых записей, обеспечить слышимость для всех участников экскурсии. Экскурсовод должен уметь пользоваться этой аппаратурой. Во время проведения экскурсий используются элементы ритуала (церемониала, выработанного народными обычаями). Экскурсанты в местах захоронений и мемориалов чтят память погибших минутой молчания, присутствуют при смене почетного караула, участвуют в шествиях и митингах, прослушивают траурные мелодии. Экскурсоводу необходимо знать порядок возложения цветов, прохождения экскурсантов в местах расположения братских могил и обелисков, участия в почетном карауле, в минуте молчания, правила поведения у Вечного огня и на местах захоронения героев гражданской, Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и других войн. Перед началом экскурсии экскурсовод обо всем сообщает, подчеркивая значение соблюдения ритуала при посещении исторических мест.

      Выводы

      Значение  вопросов, связанных с техникой проведения экскурсий, трудно переоценить. Ни увлекательный  рассказ об объектах, ни методические приемы показа памятников не дадут необходимого эффекта, если не будут серьезно продуманы все аспекты ее проведения, если не созданы условия для наблюдения объектов.  
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2 Контрольный текст.

      Театр Сатиры (Триумфальная пл., 2).

      Театр Сатиры – это большой серый дом, который стоит на Триумфальной площади города Москвы. Честно говоря, он стоит на площади Маяковского, что на пересечении улицы Горького и Большой Садовой, но после всех переименований он оказался почти на углу Тверской и Триумфальной. История возникновения здания театра Сатиры берется еще с далеких дореволюционных лет, когда существовал цирк братьев Никитиных. Потом, когда цирк из-за недостатка пищи для животных выехал, сюда въехал Московский мюзик-холл, потом, из мюзик-холльного цирка образовался Театр оперетты, а уже потом - театр Сатиры. В 1963 году здание подверглось капитальной реконструкции и стало в большей степени походить на театр, чем на цирк. От старого здания остался только купол, который с высоты птичьего полета напоминает летающую тарелку. В мае 2002 года в здании театра Сатиры открылся музей театра.

      Дом 302-бис (Б. Садовая, 10).  

      Нехорошая квартира – квартира, в которой происходило действие романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и проходил «бал сатаны» (Большая Садовая, 302 бис., пятый этаж, кв.50). Дом построен в 19021903 годах в стиле модерн. Архитекторы  – Э. С. Юдицкий и А. А. Милков. Хозяин участка – меценат, владелец табачной фабрики «Дукат» Илья Давыдович Пигит. Комнаты сдавались МВЖК, а также врачам, деятелям искусства. В доме была оборудована художественная мастерская. Музей В Нехорошей квартире поселяется Воланд и его свита. Здесь происходит контакт потусторонних сил с современным московским миром. Прообразом Нехорошей квартиры послужила квартира №50 в доме №10 по Б. Садовой улице в г. Москве, где Булгаков жил в 1921-1924 гг. Первая жена Булгакова Т. Н. Лаппа вспоминала квартиру №50 и прототипа погубившей Берлиоза Аннушки Чумы: «Эта квартира не такая, как остальные, была. Это бывшее общежитие, и была коридорная система: комнаты направо и налево. По-моему, комнат семь было и кухня. Ванной, конечно, никакой не было, и черного хода тоже. Хорошая у нас комната была, светлая, два окна. От входа четвертая, предпоследняя, потому что в первой коммунист один жил, потом милиционер с женой, потом Дуся рядом с нами, у нее одно окно было, а потом уже мы, и после нас еще одна комната была. В основном, в квартире рабочие жили. А на той стороне коридора, напротив, жила такая Горячева Аннушка. У нее был сын, и она все время его била, а он орал. И вообще, там невообразимо что творилось. Купят самогону, напьются, обязательно начинают драться, женщины орут: «Спасите! Помогите!» Булгаков, конечно, выскакивает, бежит вызывать милицию. А милиция приходит – они закрываются на ключ и сидят тихо. Его даже оштрафовать хотели». В отличие от коридорной системы №50, в квартире №34 было пять комнат, в двух из которых жил богатый финансист Артур Борисович Манасевич с женой, еще в одной – их прислуга, в четвертой – Александра Николаевна Кибель с сыном Вовкой, послужившие прототипами героев рассказа «Псалом», а в пятой вместо выехавшего сына А. Б. Манасевича будущего писателя Владимира Артуровича Лёвшина (Манасевича) (1904-1984) поселились Булгаков с Т. Н. Лаппа. В Нехорошей квартире, в отличие от квартиры №50, живут относительно интеллигентные жильцы (оба – партийцы), скорее напоминающие обитателей квартиры №34 – директор Театра Варьете Степан Богданович Лиходеев, держащий прислугу Груню, и председатель МАССОЛИТа Михаил Александрович Берлиоз, имеющий общие с Булгаковым инициалы и писательскую профессию.

      Патриаршие  пруды. 

      Патриаршие пруды – общее название единственного из сохранившихся до нашего времени пруда, окружающего его сквера и жилого микрорайона, расположенного в Центральном административном округе города Москвы на территории Пресненского района. Микрорайон находится вблизи от Садового кольца между Малой Бронной улицей, Большим Патриаршим переулком, Малым Патриаршим переулком и Ермолаевским переулком. Название «Патриаршие пруды» во множественном числе напоминает, что в этом месте был не один, а несколько прудов. Площадь существующего пруда составляет 0,0099 км² (0,99 га). Когда-то на этом месте располагалось Козье болото (от которого получили своё название Большой и Малый Козихинские переулки). По одной из версий, Козьим это болото называлось от находившегося поблизости Козьего двора, с которого отправлялась шерсть к царскому и патриаршему дворам. Из Козьего болота вытекал ручей Черторый, а также левые притоки реки Пресни Бубна, образовавшая Пресненские пруды на территории Зоопарка, и Кабанка (Кабаниха). В начале XVII века это место для своей резиденции выбрал Патриарх Гермоген и на месте болота появилась Патриаршая Слобода. В состав Патриаршей слободы входили Церковь Ермолая Священномученика, что на Козьем болоте и церковь Спиридона, епископа Тримифунтского, что на Козьем болоте. В 1683-1684 годах Патриарх Иоаким для осушения болот и разведения рыбы к патриаршему столу распорядился вырыть три пруда. Такие пруды – рыбные садки – были вырыты в разных частях города. На Пресне, в Пресненских прудах, разводили дорогие сорта рыбы, на Козьем болоте – более дешевые, для ежедневного обихода. От этих трёх прудов Патриаршей слободы появилось название Трехпрудного переулка, в старину называвшегося «Три прудка». С упадком Патриаршей слободы, связанным с отменой патриаршества, пруды были заброшены и местность вновь заболотилась. И только в первой половине XIX века их зарыли, оставив один – единственный декоративный пруд, и разбили вокруг него сквер. В XIX – начале XX этот сквер назывался «Бульвар Патриаршего пруда». В начале XX века территория вокруг Патриарших прудов активно застраивалась. Среди зданий, возникших здесь в это время, можно выделить особняк Тарасова (Большой Патриарший переулок, дом 1), построенный в 1912 году архитектором И. В. Жолтовским.

      В 1924 году Советская власть в рамках борьбы с религией переименовала Патриарший пруд в Пионерский, а вместе с ним и Патриаршие переулки, расположенные по соседству. Однако, несмотря на переименование, в народе пруд продолжали называть Патриаршим.

      В 1945 году в Ермолаевском переулке была построена резиденция для высших военачальников СССР по проекту архитекторов М. М. Дзисько и Н. И. Гайгарова (мастерская И. В. Жолтовского), известная в настоящее время как «Дом со львами».

      В зимнее время на самом пруду был  организован каток, который пользовался  огромной популярностью. Каждый день сотни  людей отдыхали и катались на коньках.

      В 1976 году на Патриарших прудах был установлен памятник Ивану Андреевичу Крылову работы скульпторов А. А. Древина и Д. Ю. Митлянского и архитектора А. Г. Чалтыкьяна. Баснописец сидит в окружении оживших героев его произведений: мартышка перед зеркалом, лающая вслед слону Моська, ворона с сыром – всего 12 героев известных басен.

      В 1986 у пруда был построен павильон (архитектор Б. В. Палуй и другие), в котором были использованы лепнина, рельефы и модули старого павильона, поставленного еще в 1938. Ныне в павильоне расположен ресторан «Павильон».

      Особняк Маргариты (Спиридоновка, 17).

      Во  имя любви к своей жене Савва  Морозов построил в 1893 году замок, какого не бывало в Москве. Готические башенки, стрельчатые окна, зубцы на стенах от дома веяло тайной, духом средневековья. Никто не мог предположить тогда, что этот особняк – первый вестник зарождающегося в России архитектурного стиля. Спецособняк МИД РФ находится по адресу Спиридоновка, д.17 и используется для приемов на высшем уровне (в частности именно здесь в свое время заседала «Большая Восьмерка»). Особняк был выстроен талантливым архитектором Федором Осиповичем Шехтелем в модном в конце XIX века неоготическом стиле. Заказчиком особняка выступил известный промышленник и меценат Савва Морозов. Однако строился особняк исключительно по капризу его жены Зинаиды, которая денег мужа не считала и слухи о роскошестве особняка быстро облетели всю Москву (все интерьеры были тщательнейшим образом проработаны Шехтелем, при участии Врубеля). Позже, уже после смерти мужа Зинаида продала особняк Рябушинским, говорила, что дух Саввы не дает ей житья в этом доме и что якобы по ночам в кабинете Морозова перемещаются предметы на столе, слышатся его покашливания и шаркающая походка. Этот же особняк считается одним из прообразов особняка булгаковской Маргариты.

      Особняк Рябушинского (М. Никитская, 6/2).

      Особняк Рябушинского на Малой Никитской улице является классическим образцом особняка раннего модерна. В противовес «фасадной» архитектуре здесь торжествует кубический объем, подчеркнутый горизонталями сильно вынесенных вперед плит карниза и прихотливо асимметричными выступами стен, массивных крылец, балконов, всякий раз индивидуально неповторимых и потому утверждающих равноценность всех фасадов.

      Облицовка светлым глазурованным кирпичом и широкий мозаичный фриз с  изображением ирисов, охватывающий поверху  здание, выявляют эстетическую выразительность  глади стен, прорезанных квадратами больших окон.

      Рационализм планировки внутренних помещений, группирующихся вокруг парадной лестницы, сочетается с иррациональностью изощренных и изысканных форм декора (парапет  парадной лестницы, рельеф, украшающий камин, металлическая решетка в тимпане арки дверного проема столовой и его деревянное обрамление, железный каркас люстр и т. п.). Каждая комната благодаря отказу архитектора от анфиладного принципа расположения помещений обретает самостоятельность и обособленность; вместе с тем отчетливо выражено стремление к объединению внутреннего пространства, его свободной текучести. Все детали отделки интерьера, вплоть до дверных ручек, осветительной арматуры, мебели, тщательно продуманы и наделены эстетической ценностью, во всем видна забота о красоте и комфорте.

      После 1917 года особняк Рябушинского перешёл  во владения города и принадлежал  попеременно Наркомату по иностранным  делам, Государственному издательству, психоаналитическому институту, детскому саду.

      С 1931 года в особняке жил М. Горький. В наше время особняк Рябушинского занимает мемориальный дом-музей Горького.

      Литературный институт (Тверской бул., 25). 

      (Тверской  бульвар, 25), высшее учебное заведение.  Открыт в 1933 по инициативе М. Горького как Вечерний рабочий университет. С 1936 современное название. До 1992 вуз Союза писателей СССР; ныне в ведении Министерства общего и профессионального образования РФ. С 1942 приняты дневная и заочная формы обучения (в 1963—65 только заочная). Система образования предусматривает изучение курсов гуманитарных дисциплин, занятия в творческих семинарах по родам и жанрам художественной литературы, литературной критики, публицистики. При институте действуют Высшие литературные курсы (для членов творческих союзов). Институт объединяет 9 кафедр, аспирантуру. В библиотеке свыше 200 тыс. томов (1995).

Информация о работе Булгаковская Москва