Булгаковская Москва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:35, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы определяется большим значением экскурсионной деятельности при организации отдыха туристов. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию. Экскурсия – это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке. Ежедневно туристские предприятия сталкиваются с конкуренцией и проблемой привлечения клиентов. Одним из способов повышения конкурентоспособности является внедрение новых турпродуктов, в том числе экскурсионных. Отсюда, практическая значимость разработки новой экскурсии определяется важностью нововведений в повышении конкурентоспособности туристского предприятия. Экскурсии являются одним из наиболее распространенных видов отдыха и пользуются заслуженной популярностью. Некоторые маршруты теряют популярность, и внимание туристов привлекают новые. Чтобы успешно работать на рынке, турфирмы разрабатывают и предлагают клиентам новые варианты экскурсий. Целью курсовой работы является разработка нового экскурсионного маршрута «Булгаковская Москва». Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1.СПЕЦИФИКА АВТОБУСНОЙ ЭКСКУРСИИ «БУЛГАКОВСКАЯ МОСКВА» 6
1.1. Специфика автобусных и литературных экскурсий. 6
1.2. Контрольный текст. 14
ГЛАВА2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ «БУЛГАКОВСКАЯ МОСКВА» 26
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 36
БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40

Работа состоит из  1 файл

Булгаковская Москва.doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

      В институте издавались (до конца 80-х гг.) сборники «Писатель и жизнь» (с 1961), «Начало», альманах «Тверской бульвар, 25» (с 1987). Издательская деятельность возобновлена в 1993; выпускаются монографии, сборники научных трудов и др.

      Здание  института расположено в бывшей усадьбе XVIII – начала XIX вв. Главный дом включает палаты первой половины XVIII в. Первоначально усадьба была обращена к Большой Бронной улице. В начале XIX в., когда создавалась парадная застройка вдоль Тверского бульвара, главный дом был перестроен, при этом дворовый фасад превращён в парадный и украшен коринфскими пилястровым портиком и фронтоном. Усадьба получила въезд с бульвара, вдоль которого возведена белокаменная ограда с коваными решётками. В начале XX в. дом соединён пристройкой с боковым корпусом. В 1812 в доме, принадлежавшем А.А. Яковлеву, родился А.И. Герцен (в память о нём в 1920 на доме установлена мемориальная доска, выполненная Н.А. Андреевым, в 1959 перед главным домом установлен памятник работы скульптора М.И. Мильбергера и архитектора .М. Сапегина). В 40-х гг. XIX в. у владельца дома Д.Н. Свербеева собирался литературный салон, бывали Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский, П.Я. Чаадаев, С.Т. Аксаков и К.С. Аксаков, А.С. Хомяков, Е.А. Баратынский, М.С. Щепкин и др. В конце XIX – начале XX вв. здесь размещалось издательство братьев Гранат; в 20-х гг. здание занимали всероссийские и всесоюзные писательские организации, литературный музей. Особняк известен как «Дом Герцена»; описан как «Дом Грибоедова» и «Дом Массолита» в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». На фасаде  – мемориальные доски, посвященные А.П. Платонову и О.Э. Мандельштаму, жившим в этом здании.

      Подвал Мастера (Мансуровский пер., 9).

      Вскоре  после войны 1812 года Сергей Васильевич Мельников, титулярный советник, выгодно, и к обоюдному согласию, продал часть своего владения, что на Масальском, мещанке Прасковье Федоровне Емельяновой. Новая владелица участка, видно, не слишком была богата, потому что лишь 29 марта 1834 года подала прошение о застройке участка купленной земли; а, может, и устраивало ее все. Так или иначе, в 1834-м вдоль красной линии переулка для Прасковьи Федоровны был выстроен добротный деревянный жилой дом на белокаменном подвале. Центральная часть по фасаду на три оконных оси была выделена креповкой. Интерьер спланирован по принципу кругового обхода. Парадные помещения с лепным декором потолков и изразцовыми печами. В подвале выложен камин с чугунным прибором. В глубине же двора, справа и слева от дома, были построены деревянные сараи.

      От  Емельяновой усадьба перешла  к поручику Ивану Петровичу Полетаеву, а затем к купцу первой гильдии Сергею Владимировичу Топленинову и, по наследству, к его сыновьям Владимиру и Сергею. Владимир, старший, был актером, долгое время выступал на разных сценах, в конце жизни работал в Театре транспорта и даже дружил с самим Луначарским, который поспособствовал тому, чтобы братьям вернули реквизированный в 1918 году дом. Сергей был художником-декоратором, макетчиком-исполнителем Малого театра, МХАТа (других театров). В унаследованном доме старший брат жил с семьей наверху, а младший в нижнем полуподвальном этаже, что, похоже, обоих устраивало.

      Сергей  Топленинов был женат на дочери архитектора  Льва Кекушева, Марии, которая, несмотря на протесты родных, ушла из роскошного особняка на Остоженке, 21, к любимому. Только через несколько лет, когда  накал страстей «в благородном семействе» поугас, Мария и Сергей поженились и переехали на Остоженку. Часть дома братья сдавали драматургу Сергею Александровичу Ермолинскому и его жене Марии Артемьевне Чемишкиан.

      Михаил  Афанасьевич появился в этом доме в 1926-м. Доподлинно известно, что, когда ему было особенно трудно, он бывал здесь практически ежедневно. В это же время развивались его отношения с Еленой Сергеевной Шиловской. Как рассказывала Евгения Владимировна Власова, жена Владимира Топленинова, Булгаков часто ночевал в специально отведенной ему комнате с печкой (в правой части дома, если смотреть на фасад со стороны переулка). Тут же, сидя в полуподвальчике, Булгаков работал над своим романом «Мастер и Маргарита». И судя по всему, Мастера он «прописал» именно здесь. В 1980-х «дом Мастера» в Мансуровском реставрировался, жившим в то время в нем, художником В.А. Курским (1917-1985), и комната, в которой работал Михаил Афанасьевич, была сохранена именно как его писательский уголок. Сейчас в доме живут потомки Курского. Поставлен новый забор, плотно закрыты ставни, и лишь в заборную щель можно рассмотреть прежний двор и те самые неприметные, полуподвальные окна, за которыми рождался знаменитый роман.

      Дом Пашкова (Ул. Моховая, 26).

      Дом Пашкова – одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее Российской государственной библиотеке. Предположительно построено Василием Баженовым. Пашков дом был построен в 1784-1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, сына денщика Петра I, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. На протяжении XX века высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову, – это устная традиция и архитектурная баженовская манера. После своей постройки Пашков дом стал достопримечательностью Москвы и на протяжении многих лет вызывал удивление и считался одним из самых красивых зданий столицы.

      «На закате солнца высоко над городом  на каменной террасе одного из самых  красивых зданий Москвы находились двое: Воланд и Азазелло. Снизу их никто не мог видеть, но им самим город был виден почти весь. («Мастер и Маргарита», М. А. Булгаков)».

      Впечатляющий  вид здания вызван отчасти местом его постройки. Пашков дом стоит  на высоком Ваганьковском холме, как бы продолжая линию его  подъёма, на открытом углу двух спускающихся улиц. Главный фасад ориентирован на солнечную сторону. По отношению к улице, а также к въезду с переулка, особняк поставлен не по прямой улице, а несколько скошено. Благодаря этому он лучше воспринимается с боковых, более далёких ракурсных точек зрения.

      Место здания важно и символически: Пашков дом стоит на холме напротив Боровицкого холма, увенчанного Кремлём. Важно отметить, что Пашков дом был первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было глядеть на башни и постройки Кремля не снизу вверх, а также наблюдать Ивановскую и Соборную площади.

      Здание имеет разнообразный и интересный силуэт, благодаря тому, что оно скомпоновано из трех компактных архитектурных объёмов: центральный корпус и боковые крылья-флигеля. Упрощенно говоря, особняк, являясь одновременно городской усадьбой, имеет П-образную планировку с открытым в сторону въезда парадным двором. Оригинальность решения – въезд располагается не со стороны главного фасада, а в переулке, традиционная планировка оказывается как бы перевёрнутой. Высокий холм создает подножие зданию. Некогда перед особняком находился сад. Планировка сада, разбитого перед домом, поражала своим великолепием: «Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа. (Иоганн Рихтер, «Moskwa. Eine Skizze», 1799)». При расширении Моховой улицы участок, примыкающий к дому, сократился до одного склона.

      Единственный  въезд в Пашков дом, доступный  для карет, находится со стороны Староваганьковского переулка. Он размещён на одной оси с основным объёмом здания, которая подчеркивается всей системой застройки дворца. Широко используется принцип контраста – противопоставлено большое и малое:

  • центральный объём здания – служебным помещениям, оградам,
  • развернутый парадный двор перед главным входом – узкой трапециевидной воронке, соединяющей въезд с парадным двором,
  • раструб воронки соответствует выступу на фасаде главного корпуса,
  • прямолинейные очертания двора и воронки соединены криволинейными стенами.

      Такое построение генплана с использованием контрастов несет в себе отпечаток  предыдущего периода барокко с его любовью к сложно трактованному пространству. Создается пространственная система, полная контрастных эффектов и способствующая более сильному восприятию архитектурной доминанты всего комплексам – центрального объёма главного здания.

      К участку примыкает церковь Святого Николая Угодника, бывшая домовой. У дома Пашкова два главных фасада – один смотрит на проезжую часть и имеет дворцовый, торжественный характер, другой – ориентирован во двор и имеет более уютный, усадебный вид.

      Фасад, выходящий на Моховую, характеризуется  протяжённостью. Композиция центробежно  разворачивается во все стороны. Вправо и влево от центрального кубического  массива отходят две одноэтажные  галереи, завершающиеся двухэтажными флигелями. А в центральном корпусе с обеих сторон выдвигаются колонные портики. Ввысь поднимается цилиндрический бельведер. Это – излюбленные приемы классицизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТЕКСТ.

      Добрый  день, уважаемые экскурсанты! Вас  приветствует турфирма «Трэвэл-тур». Меня зовут Юлия. Все это время я  буду сопровождать вас по маршруту нашей экскурсии.

      Логический  переход. Я расскажу вам о Москве прошедшего столетия. Но  так ли  много в ней изменилось как нам кажется? Москвичи кажется и вовсе не изменились с тех самых времён: « Люди как люди, вот только квартирный вопрос их испортил».  В нашем путешествии вы увидите Москву такой, какой её видел Булгаков в начале прошлого века, пройдёте по тем же улицам по которым бродил автор в поисках персоналий к своему роману «Мастер и Маргарита». Добро пожаловать в мир «Мастера и Маргариты»! И будьте осторожны на этом мистическом маршруте. Одним из важных моментов во время экскурсии является соблюдение правил безопасности и Правил Дорожного Движения. Уважаемые экскурсанты! Прошу вас быть внимательными во время экскурсии.

      Логический  переход. Начнём нашу экскурсиию от станции метро Маяковская, от  «театра Сатиры», но это он сейчас так называется, а в  произведении автора он назывался «Варьете» и скоро Вы узнаете почему.

      В современном облике здания Театр  Сатиры «цирковое» происхождение  выдает только сохранившийся купол.  До революции здесь выступал театр «Летучая мышь», а после октябрьского переворота разместился первый советский мюзик-холл. Поэтому театр и послужил прообразом знаменитого «Варьете», где Воланд давал свой единственный сеанс чёрной магии. Здание перенесло множество реконструкций, и много раз меняло свое название, а когда цирк из-за недостатка пищи для животных выехал, сюда въехал Московский мюзик-холл позже здесь располагался театр Оперетты, а в 1924-м Театр Сатиры. В 1963 году здание подверглось капитальной реконструкции, и стало в большей степени походить на театр, чем на цирк. От старого здания остался только купол, который с высоты птичьего полёта напоминает летающую тарелку.

      Итак, Булгаков прожил в Москве всего двадцать лет с 1921 по 1940 год, но здесь он прошел свой путь от безвестного журналиста газеты «Гудок» до автора романа «Мастер и Маргарита», который признан шедевром мировой литературы. Булгаковская Москва достаточно компактное пространство между Тверской и Остоженкой. Экскурсия по этим местам познакомит слушателя с домами, в которых автор жил сам, и в которых поселил героев своих книг, со сложной для творческих людей эпохой 20-30-х годов, подарившей нашей культуре имя Мастера. В конце сентября 1921 года, после тяжелых жизненных потрясений и полных невзгод скитаний, Михаил Афанасьевич Булгаков «приехал без денег, без вещей в Москву, чтобы остаться в ней навсегда». Он приехал с твердым намерением писать, и здесь прошла почти вся его творческая жизнь. В Москве созданы бесчисленные фельетоны, очерки и рассказы Булгакова, и широко известные, и незаметные, и до сих пор не найденные еще в лабиринтах книгохранилищ и архивов Его Москва город необыкновенный, а главная дверь в необыкновенную Москву Арбатская площадь.

      Логический  переход. В нескольких минутах ходьбы от «Варьете» находится тот самый «дом 302-бис» по Садовой улице где  и находилась та самая «нехорошая квартира». Сегодня в здании по улице Большой Садовой,10 находится сразу два музея, посвященных творчеству М.А. Булгакова. Ничем не приметный дом номер 10 по Большой Садовой был построен в 1903 году фабрикантом Ильей Пигитом, который планировал здесь сделать табачную фабрику. Но в пределах Садового кольца это было запрещено. Кроме того, рядом находилась церковь Святого Ермолая, и опять же подобное соседство было нежелательно. Тогда Пигит решил сделать дом доходным, и почти сразу же здесь начинают появляться художественные мастерские. Таким образом, с самого начала своего существования, дом становится излюбленным местом московской творческой интеллигенции. Михаила Афанасьевича, который вместе со своей женой занимает одну из комнат 50-й квартиры, окружают пролетарии. Кругом хамство, ругань, летают пивные бутылки. Три года, по по 1924 год, Булгаков прожил в очень тяжелых условиях. Но он не отчаялся, вооружился пером, и как подобает настоящему писателю, многих своих соседей вывел, как литературных персонажей в своих произведениях. Например, его соседка из 48 квартиры была несносная грубая женщина Анна Горячева, которая в последствии станет известна в «Мастере и Маргарите», как «Аннушка-чума». Многие персонажи «Зойкиной квартиры» – это тоже реальные соседи Булгакова. Днем Булгаков работает, а по ночам пишет свои произведения. Так в период с 1921 по1924 годы родились такие вещи, как «Записки на манжетах», «Записки юного врача», «Роковые яйца» и «Белая гвардия».

Информация о работе Булгаковская Москва