Брестский железнодорожный вокзал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 11:50, доклад

Описание

Десять видов мрамора на Брестский вокзал везли со всей страны.
Странная, удивительная судьба у этой станции, этого вокзала, этого города. Даже название его и то менялось неоднократно: Брест-Литовск, Брест-над-Бугом,Брест.

Работа состоит из  1 файл

Сама курсовая2.docx

— 48.32 Кб (Скачать документ)

    Брестский железнодорожный  вокзал

    Итак, знакомство со старой исторической частью города начнем с Брестского железнодорожного вокзала. Брест – крупный транспортный узел страны. Именно здесь, сходятся железнодорожные  пути разной ширины и производится перестановка вагонов с узкой колеи на широкую и обратно. Здание вокзала (1886 г.) современный облик приобрело в 80-е годы ХХ века. Это один из красивейших вокзалов Республики Беларусь.

    Десять  видов мрамора на Брестский вокзал везли со всей страны. 
Странная, удивительная судьба у этой станции, этого вокзала, этого города. Даже название его и то менялось неоднократно: Брест-Литовск, Брест-над-Бугом,Брест.  
        На скрижалях истории Брест остался Брестским миром, героической обороной Брестской крепости, которая дала миру фантастический образец мужества и стойкости. А для всех послевоенных поколений советских людей Брест был желанной калиткой в железном занавесе. Калиткой в Европу. 
        А еще гордость Бреста – цари. Здесь прошлись и проехались все русские и многие нерусские самодержцы, начиная с Петра Великого. Некоторые промчались мимо, оставив только имя в воспоминаниях горожан. Иные, как экзотичный руководитель Северной Кореи Ким Ир Сен, – имя на карте. Для бронированного состава Ким Ир Сена за сотню километров от Бреста с путей были убраны и спрятаны в тупиках все прочие поезда. И проложена тайная дорога для выезда с территории вокзала. Она до сих пор в народе называется дорогой Ким Ир Сена. 
        Если корейский вождь немедленно отбыл с вокзала, то Леонид Ильич Брежнев, часто посещавший в 60-е и 70-е годы прошлого века страны народной демократии, Брестский вокзал просто обжил. Для него здесь всегда были готовы специальные апартаменты, Леонид Ильич с народом был ласков и всегда любопытствовал, угостят ли его любимыми драниками. В общем, добрую память оставил. 
          Кстати, именно на время правления Брежнева и приходится самая оживленная эпоха Брестского вокзала. До 4,5 миллиона пассажиров в год! Потому как тогда в половине Европы стояли не войска НАТО, а наши родные. И Брест, а точнее его вокзал, был для военных почти домом родным.             

    Причем  тем домом, где деньги лежат. Именно на вокзале существовал особый зал, где военнослужащим, возвращавшимся из Германии, Польши, Чехословакии, выдавали заработную плату за несколько лет. Конечно, мимо таких сумм не могли  пройти лихие люди. И бывало, что  под утро явится в комнату дежурной плачущий полковник с историей про  коварную деву, которая черт знает что подсыпала в брудершафтную чарку солидному и усталому от службы человеку. К таким жертвам на вокзале относились с пониманием и всегда отправляли до дому.

    А однажды к дежурной по вокзалу  вошла прекрасная тихая женщина. Она искала мужа-офицера, неделю как  пропавшего по дороге к родному Челябинску. Работники вокзала мужа нашли  сразу, в ресторане «Брест». Положили к ногам красавицы. Как она  кричала и била об гуляку казенные вазы! И никто ведь ее не попрекнул, а побоище помнят до сих пор.

    Но  вообще на Брестском вокзале военных  любили и на снятие стресса после  службы смотрели снисходительно. Для  них даже уничтожили гордость вокзала  – розарий.

    Вокзал  построен буквой П. И вот в середине этого П росли отличные розы. И в этих розовых кустах сидели в ожидании поезда солдатики: больше негде было. А Брест – не пустыня Сахара, здесь дожди случаются и даже снег. И кому-то стало солдатиков жаль – построили над розарием крышу. Вышло совсем отвратительно: сидеть в розах под крышей оказалось невозможно – получился сильнейший сквозняк. Тогда на месте розария быстро поставили павильон -«стекляшку». «Стекляшку» уже много лет все ненавидят, потому как смотрится она, врезанная в вокзал, как помятая пластмассовая клипса к бриллиантовому ожерелью.

    А Брестский вокзал роскошен (рис.1). И таким роскошным он был всегда, хоть и менял лицо за 120 лет трижды. Первый поезд пришел в Брест в 1869 году из польского Тересполя. Поезда же до Москвы стали ходить в 1871-м. Причем построена была дорога Москва – Брест за 18 месяцев! Товарно-пассажирский поезд № 1 шел по этому пути почти 80 часов, останавливался каждые 20 километров для заправки водой и дровами. Уже к 1873 году Брест работал на четыре направления. Сегодня их пять. Кстати, и пять станций. Та, на которой вокзал, называется Брест-Центральный.  
 
       Когда стало понятно, что вот-вот в Российскую империю пойдут поезда прямо из Парижа, решено было построить здание вокзала. Такое, чтобы перед Европой не стыдно. В 1882 году решили, а в 1886 открыли в присутствии императора Александра III. 
 
        Это был огромный средневековый замок с четырьмя башнями (водонапорными), многочисленными арками и изящными зубцами. Здание стояло словно на острове – с двух сторон к нему шли железнодорожные пути. Отопление – водяное. Полы паркетные – для пассажиров 1-го и 2- го классов, дощатые – для 3-го и асфальтовые – в подсобных помещениях. Вскоре впервые на российских железных дорогах именно на Брестском вокзале появилось электрическое освещение – 160 лампочек по 20 свечей было установлено в залах и на перронах и 12 фонарей по 50 свечей разгоняли мрак на привокзальной площади.  
 
       Только простояла эта красота чуть больше тридцати лет. Во время Первой мировой войны, в 1915 году, отступающие русские войска этот замок начисто разрушили, чтобы врагу не достался (рис.2) . А в 1919-м в Брест вошли поляки. Они быстро начали перестраивать широкую колею на узкую, переименовали город в Брест-над-Бугом и сделали его центром одного из своих воеводств. Поляки вокзал отстроили на свой вкус. По объему вроде здание осталось прежним, но имперскую мощь и имперский шик утратило.

    В 1939-м Брест вошел в состав СССР. Опять стали перешивать колею. До вокзала руки не дошли. 22 июня 1941 года гитлеровцы заняли вокзал. Но еще 9 дней железнодорожники и милиционеры  держали оборону в подвалах здания. Про Брестскую крепость знают  все. Про великое мужество брестских  железнодорожников – почти никто. Подвалы вокзала, сделанные еще  при первом строительстве, представляли собой сложнейший лабиринт с несколькими  выходами. И ничего фашисты не могли  сделать, пока просто не затопили подземелье водой. Кто знал о секретных выходах  – спасся, но большая часть брестских  защитников погибла. Останки некоторых  были найдены при перестройке  вокзала в конце 50-х. Во многие помещения  уже лет 60 никто не входил.

    Белорусские железнодорожники ценность свою осознают. Только музеев железнодорожных в  городе с 300-тысячным населением – четыре. Экспонатами Музея железнодорожной  техники (а проще – музея паровозов) пользуются съемочные группы всего  СНГ. А музей вокзала знаменит своим директором Саввой Тихоновичем  Шпудейко. Савва Тихонович, в прошлом проводник, знает о железных дорогах всё, а о своем Брестском узле – больше чем всё. Савва Тихонович видел на вокзале множество знаменитых людей: от Хрущева до завсегдатаев «Кабачка «13 стульев». Про всенародный «Кабачок» у него есть даже анекдот. 
 
– Ехали наши телевизионные паны и пани из Польши. Ночью в Бресте остановка долгая. Голодные артисты – в ресторан. А ресторан на Брестском вокзале как из старого кино: лепной потолок, хрусталь, крахмал. Дело было ночью, ресторан уже закрыт, но телезвездам стол накрыли. И тут пани Моника – Ольга Аросева – спрашивает у официантки: «А что это у вас утка какая-то неощипанная?» А та не задумываясь: «Так парикмахерская напротив только до семи работает».

    [Автобус  направляется в  парк имени 1 мая.]

Парк  культуры и отдыха имени 1 мая

      Самобытность и красоту городу придает Парк культуры и отдыха имени 1 мая (рис.3), отпраздновавший свое 100-летие. На территории парка площадью 50 га, насчитывается около 100 пород деревьев. Здесь создана озерная система с фонтанами, перепадами, мостиками. Парк - место проведения традиционных карнавалов и праздников.

    Первые  сведения о нем мы нашли в очерках  известного белорусского этнографа  Павла Шпилевского «Путешествия по Полесью и Белорусскому краю», которые в 1853 году начали печататься в санкт-петербургском журнале «Современник» (его, кстати, редактировали И. Панаев и Н. Некрасов). Описывая свой приезд в Брест-Литовск, Шпилевский сообщает:

    «Я отправился в Кобринское предместье – взглянуть на археологическую редкость, о которой я столько раз слышал в Минске и Варшаве. Эту редкость составляет огромный курган на правом берегу Мухавца, окруженный многочисленными насыпными кольцами и наполненный странной формы камнями. Народное предание гласит, что этот курган – остаток древнего языческо-литовского или ятвяжского капища богини Мажаны. То же предание гласит, будто следы крови на камнях от приносимых жертв этому кровожадному божеству сохранились до сих пор. Но я напрасно старался проверить это предание: я не нашел камней – их нет в настоящее время; говорят, все они лежат внутри кургана; да и сам курган и копцы приняли вид далеко не мифологический и получили назначение более общежитейское: вокруг кургана и копцов разводят публичный сад, или парк; главный, большой курган превращен в какой-то Парнас с извилистыми, спиралеобразными дорожками, обсаженными цветами и маленькими деревцами».

    Отсюда  можно услышать и другое название парка – городской сад. Вскоре городской сад стал популярным местом отдыха горожан. Он занимал достаточно большую площадь. Там были установлены многочисленные скамейки, работал буфет, летний театр, вечером главная аллея освещалась фонарями. (рис.4)

    Парк  официально открывал свой сезон 1 мая. В этот день в него устремлялись множество людей, участвовавших  в первомайской демонстрации. Это  уже в 1970-е годы можно было просто коллективом слегка «расслабиться». А в 1950-е же ещё желательно было засняться на фоне портрета лидера государства. Ну а потом уже с чистой совестью и отдохнуть.

    Сегодня городской парк культуры и отдыха пользуется большой популярностью у молодёжи и у гостей города. Он «вырос» из старого Либавского, заложенного еще в 1906 году. После Великой Отечественной войны был возрожден и доныне является излюбленным местом променада горожан. Хотя свой облик изменил значительно.

             В парке находится Стрелковый тир с четырьмя стрелковыми залами и стрелковым оборудованием швейцарской фирмы «Аскор». Тир соответствует всем требованиям мировых и олимпийских стандартов (рис.5).

    Улица Леваневского

    За парком нас встретит улица Леваневского, сохранившая облик 20-х годов ХХ столетия. На этой улице находится «Музей истории города Бреста» (рис.6). Сама улица  расположена в центральной части города. Протяженность около 500 м - от улицы Ленина до парка культуры и отдыха им. 1 Мая. Названа в 1939 году в честь С.А. Леваневского. Прежние названия - Вспольна, Пулавского (1921-1939 гг.), Левоневского (1939-1941 гг. и с 1944 г. по настоящее время), Комендантштрассе (нем. - Комендантская) (1941-1944).  

    Сигизмунд Александрович Леваневский(1902 - 1937) - советский летчик, Герой Советского Союза. Получил звание за участие в операции по спасению участников экспедиции и членов экипажа затонувшего в Арктике парохода «Челюскин» в апреле 1934 года.   

    Начало  проектирования и строительства  связано с интересным направлением в польской архитектуре, получившем название «национального стиля» (Styl Narodowy). Как справедливо писал один из ведущих польских исследователей истории архитектуры того времени «... высокие крыши или аттики, колоннады и пилястры, порталы и обрамления окон... одинаково присутствуют как в жилых домах, так и в новых общественных зданиях». 
   
      В 20-х годах XX века стал возводиться жилой поселок для польских чиновников в границах современных улиц Ленина, Леваневского, Мицкевича, Воровского и др. 
       
Работы возглавлял архитектор Юлиан Лисецкий. Он предложил оригинальное архитектурно-планировочное решение всего нового района, расположенного к юго-западу от современной улицы Ленина. В его основу была положена получившая в те годы распространение концепция города-сада.

    Площадь Свободы

    Много раз меняла свое название самая старая в городе - площадь Свободы (бывшая Думская, Ратушная, Пилсудского). В1965 г. на площади установлен памятник, посвященный  освобождению Бреста.

     Начала формироваться в первой половине XIX века. Имеет форму треугольника. Застроена в основном двухэтажными домами. Когда город входил в состав Российской империи, эта площадь была его административным центром. В 1913 г. здесь располагались городские дума и управа, ратуша, публичная библиотека-читальня имени Н.В. Гоголя, булочные, общество покровительства животных, работали судья и агент страхового общества. 
      Юзеф Пилсудский - польский государственный деятель. Родился 5 декабря 1867 г. в литовском г. Зулове. Учился в первой Виленской гимназии. В 1887 г. за причастность к заговору против царя Александра III приговорен к пяти годам ссылки в Сибирь. Один из основателей Польской социалистической партии. Организатор партийных боевых групп, активно действовавших во время революции 1905 г. 
   
        После 1918 г. - руководитель польского государства. Неоднократно бывал в Бресте. В 1922 г. передал власть первому президенту Польши Габриелю Нарутовичу. В результате политического переворота вернулся к власти в должностях военного министра и премьер-министра. Умер в Варшаве 12 мая 1935 г. 
         На площади в 1965 г. установлен памятник в честь войск I Белорусского фронта, освободивших город от немецко-фашистских захватчиков. Несколько лет назад проведена реконструкция площади, ставшей сегодня любимым местом отдыха горожан. На площади Свободы находятся брестские областной и зональный центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, лечебно-консультативная поликлиника, ясли-сад № 12, Брестский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды, унитарное предприятие «Логовест».

Информация о работе Брестский железнодорожный вокзал