Архитектурный облик Парфенона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 19:45, курсовая работа

Описание

Греция – государство, которое с древних времен славось своими замечательными математиками, такими как Аристотель, скульпторами, такими как Фидий, писателями, такими как Гомер. Но также же Греция славится своими мифами о великих героях и всесильных богах. И что бы еще более возвысить своих богов, греки создавали в их честь величайшие храмы и комплексы.

Содержание

Введение………………………………………………… 2-3
Глава 1: Архитектурный комплекс Акрополя………... 4-12
Глава 2: Парфенон и его значение на Акрополе……... 13-18
Глава 3: Строительство Парфенона…………………… 19-26
Глава 4: Архитектурный облик Парфенона…………... 27-30
Глава 5: Скульптура Парфенона………………………. 31-33
Заключение……………………………………………… 34

Список используемой литературы……………………... 35-36

Работа состоит из  1 файл

готовый курсовик.doc

— 1.06 Мб (Скачать документ)

    Остается  представить себе красочное торжественное шествие афинян по дороге, ведущей от города к Акрополю. Это шествие, проводившееся раз в четыре года, было посвящено Афине. Называли его праздником Великих Пана-финей. А Малые Панафинеи проводили ежегодно. Кульминационный момент торжества происходил у алтаря перед восточным фасадом Парфенона, где передавали жрецам новую одежду для статуи Афины.

    И в наши дни греки, почитающие древние  традиции, устраивают подобные Панафинейские  шествия. По священной Панафинейской  дороге они поднимаются к Акрополю и заполняют всю его площадь и храмы. Конечно, внутреннее убранство храмов не сохранилось, и лишь немногое можно увидеть в небольшом музее, расположенном за Парфеноном. В той или иной степени пострадали и сами здания храмов. Особенно это относится к длительному периоду турецкого ига. Например, турки разобрали храм Ники Аптерос и сделали из его блоков укрытие для пушек. Однако позднее греки нашли почти все блоки и сложили храм заново. Два тысячелетия простоял почти невредимым и Парфенон, превращенный сначала в христианскую церковь, а затем в мусульманскую мечеть. Но во время одной из войн турок с венецианцами, в 1687 г., венецианское ядро попало в Парфенон, где турки устроили пороховой склад. Произошел сильный взрыв, в результате которого 14 из 46 колонн были разрушены. Колоннаду затем удалось частично восстановить, но здание так и осталось без крыши. В самом начале XIX в. лорд Эльджин, британский посол в Оттоманской империи, под властью которой тогда находилась Греция, купил 17 фигур, украшавших фриз Парфенона. Вскоре он продал их английскому правительству, и они были выставлены в лондонском Британском музее, составив гордость его экспозиции и привлекая многочисленных туристов. С тех пор Греция не раз предъявляла свои права на мрамор Парфенона, однако официальный Лондон отвергает даже такое компромиссное предложение, как создание филиала Британского музея в Афинах. Так что частичную реставрацию Парфенона пришлось производить при помощи не подлинников, а слепков. А в последние десятилетия злейшими врагами Акрополя стали кислотные дожди, ядовитый смог, которые разъедают мрамор, превращая его в гипс. В этих условиях тем более важно включение Акрополя - эталона гармонии, естественности и красоты - в Список объектов Всемирного наследия.

    Парфенон  расположился на прямоугольной платформе (68,4х30,38 м.). По периметру идут колонны по 8 колонн в коротком фасаде и по 17 колонн в каждом длинном. Высота колонн по 11 м., диаметр их нижнего разреза 1,8 м.

    Внутренность  храма состояла из двух частей: из целлы, длиной в 100 футов (отсюда — другое название Парфенона, Гекатомпедон, то есть стофутный храм), и из заднего, менее обширного помещения, или описфодома. Два ряда колонн разделяли целлу на три нефа: на средний — широкий, и на два боковых, более узких. Над архитравом этих колонн стояли другие колонны меньшего размера, подпиравшие сложенную из мраморных плит крышу и устроенную в ней гипефру над срединой главного нефа.

    В целле красовалась колоссальная статуя Афины (12 метров), одно из великолепнейших  произведений Фидия. Богиня была представлена стоящей в простой, но величественной позе, в панцире, с эгидой на груди. У ее ног находился щит, слегка прислоненный к левой ноге. На нем покоилась левая рука богини, придерживавшая копье. На ладони правой руки стояла фигура Победы, величиной в человеческий рост, державшая лавровый венок. Высокий шлем Афины был украшен в середине изваянием сфинкса, а по бокам фигурами грифов. Вокруг копья, внизу, обвивалась змея — эмблема мудрости. На внутренней стороне щита была изображена рельефом гигантомахия, а на внешней — битва амазонок. Даже края одежды и сандалии богини были украшены изображениями битвы кентавров с лапифами. Вся статуя была исполнена на деревянной основе из чистого золота и слоновой кости, а не из бронзы и мрамора, как обычно. Так же — из чистого золота Фидий выполнил одежду и шлем богини, волосы и щит образовывали золотые пластины, а в глазницы были вставлены сапфиры.

    Описфедом храма, лежавший позади целлы, представлял  собой помещение, сообщавшееся с  ее боковыми нефами посредством двух небольших дверей. Большая дверь вела из него в задний наружный портик, потолок этого помещения поддерживали четыре колонны. Здесь хранились храмовые драгоценности и утварь, равно как и государственная казна и важные общественные документы.

    Великолепные  скульптурные работы, исполненные Фидием и учениками этого мастера  под его руководством, украшали различные  части здания. Тимпаны обоих фронтонов  были заняты группами, изображавшими, на восточном фронтоне «Рождение  Афины из головы Зевса», а на западном — «Спор Афины с Посейдоном из-за обладания Аттикой».

    Внешние стены целлы и описфодома украшал  барельефный фриз работы Фидия, изображавший торжественную — в присутствии  богов — процессию последнего дня панафинейского праздника, в  которой в акрополь относился драгоценный пеплос, изготовленный для подарка Афине искуснейшими девушками Аттики. По своей величине, по гармоничной стройности архитектонических линий, по благородству целого, Парфенон представлял собой самое блестящее из произведений аттическо-дорического зодчества. Его красоту и живописность возвещала разноцветная, но не режущая глаз, окраска различных его частей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Глава  2: Парфенон и его  значение на Акрополе 
 

Священный холм и храм 
Божественной Афины, 
Великолепный Парфенон, 
Похоронив забытые руины, 
К богам Олимпа устремлен

                                                                                  (Николай Васюткий)

    Древние греки оставили нам великолепные памятники архитектуры, которые  доставляют современным людям такое  же эстетическое наслаждение, как и их далеким предкам. И среди них первое место по праву принадлежит Парфенону.

    Парфенон (греч. Parthenon, от parthenos - дева), храм богини Афины Парфенос в Афинах. Величайший памятник древнегреческого искусства, построен на Акрополе в 447-438 до н. э. Иктином и Калликратом. Скульптурная отделка велась под руководством Фидия, окончена в 432 до н. э. Парфенон представляет собой дорический периптер с элементами ионического ордера. Он стоит на стилобате (69,5 м в длину и 30,9 м в ширину) — трёх мраморных ступенях, общая высота которых составляет около 1,5 метров, и был покрыт с черепичной кровлей. Со строны главного (западного) фасада прорублены более частые ступени, предназначенные для людей. Храм имеет по 8 колонн на фасадах и по 17 по бокам (учитывая угловые). Это одна из ионических черт Парфенона: для дорического периптера обычным было отношение 6 на 13. Высота колонн равна 10,4 м, они составлены из 10-12 барабанов. Диаметр их основания — 1,9 м, у угловых колонн — 1,95 м. Кверху диаметр сужается. На каждой колонне выточено по двадцать каннелюр. План Парфенона основан на известном отношении длины к ширине, которое определяется диагональю четырехугольника.

    Внутреннее  помещение (59 м в длину и 21,7 м  в ширину) имеет ещё две ступени (общая высота 0,7 м) и является амфипростилем. На фасадах имеются портики с колоннами, которые чуть ниже колонн перистиля. Восточный портик был пронаосом, западный — постикумом.

    Целла, располагавшаяся с востока, имела длину в 29,9 м (ширина 19,2 м), что составляло 100 греческих футов. Поэтому её часто называли гекатомпедон (стофутный храм). Два ряда дорических колонн (по 9 в каждом) заканчивались у стены поперечным рядом с тремя дополнительными колоннами и образовывали три нефа, средний из которых был значительно шире двух других. Считается, что на архитраве первого яруса колонн стоял второй, поддерживавший перекрытия. В центральном нефе стояла статуя Афины Парфенос работы Фидия. Над статуей был устроен гипефр.

    В опистодоме (19,2 м в длину и 13,9 м в ширину), называвшимся Парфеноном (затем это название распространилось на весь храм), стояли четыре высоких колонны, скорее всего, ионических. Две небольших двери вели отсюда в боковые нефы целлы. Изначально здесь хранились дары богине. В 464 году до н. э. сюда была перевезена казна Делосского союза. Долгое время в опистодоме располагался также государственный архив.

    Парфенон  самое большое сооружение в Акрополе и самое прекрасное создание греческой  архитектуры. Он стоит не в центре, а несколько сбоку, так что  можно сразу охватить взглядом передний и боковой фасады, понять красоту  храма в целом. Древние греки  верили, что храм с основной культовой статуей в центре представляет собой как бы дом божества, и потому в его наосе, окруженном с трёх сторон двухъярусной колоннадой, находилась хрисоэлефантинная (выполненная из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе) статуя Афины с Никой на правой руке была изготовлена самим Фидием. С запада к наосу примыкала сокровищница, где хранилась казна Афинского морского союза.

    Строительство Парфенона связано с драматическими страницами истории Древней Эллады. В 480 г. до н.э. армия персов во главе с царем Ксероксом вторглась в Грецию. Полчища варваров двигались с севера и остановились у Фермопильского ущелья. Их путь преградили 300 спартанских воинов, прикрывавших отход основных войск. В результате предательства все они пали вместе со своим предводителем - царем Леонидом. Персидская армия захватила и разгромила Афины.

    Но  эллины с честью выдержали тяжелое  испытание, разгромив персидский флот и армию. Победа греков над персами  означала торжество принципов демократии и свободы; она привела к новому плодотворному импульсу в греческом искусстве, к эпохе искусства высокой классики. В произведениях этого периода преобладают чувства величия и радости. Формы художественных произведений отличаются высокой гармоничностью, пластикой, гуманизмом. Воплощением этих качеств является храм Афины Парфенон - великолепное сооружение афинского Акрополя.

    На  протяжении 15 лет правления Перикла  в Афинах сооружали необыкновенные по красоте храмы, алтари, скульптуры. Руководителем всех работ был  назначен выдающийся греческий скульптор Фидий.

    Всю вторую половину 5-го века до н.э. на Акрополе шло строительство храмов, пропилей (преддверий), алтаря и статуи Афины  Воительницы. В 447 г. началась работа над  храмом Афины - Парфеноном и продолжались до 434 года до н.э. Для создания гармонической композиции на холме его строители увеличили холм, соорудив при этом мощную насыпь. Современные исследователи установили, что протяженность холма перед Парфеноном, длина храма Афины и участка Акрополя за Парфеноном соотносятся как отрезки золотой пропорции. Таким образом, золотая пропорция была использована уже при создании композиции храмов на священном холме.

    Результатом совместных усилий архитекторов, скульпторов  и всего народа Древней Греции явилось создание храма богини Афины Парфенос - "великолепного Парфенона" который по праву считается величайшим памятником древнегреческой архитектуры.

    Древние греки оставили нам великолепные памятники архитектуры, которые  доставляют современным людям такое  же эстетическое наслаждение, как и их далеким предкам. И среди них первое место по праву принадлежит Парфенону.

    Строительство Парфенона связано с драматическими страницами истории Древней Эллады. В 480 г. до н.э. армия персов во главе  с царем Ксероксом вторглась  в Грецию. Полчища варваров двигались с севера и остановились у Фермопильского ущелья. Их путь преградили 300 спартанских воинов, прикрывавших отход основных войск. В результате предательства все они пали вместе со своим предводителем - царем Леонидом. Персидская армия захватила и разгромила Афины.

    Но  эллины с честью выдержали тяжелое  испытание, разгромив персидский флот и армию. Победа греков над персами  означала торжество принципов демократии и свободы; она привела к новому плодотворному импульсу в греческом  искусстве, к эпохе искусства высокой классики. В произведениях этого периода преобладают чувства величия и радости. Формы художественных произведений отличаются высокой гармоничностью, пластикой, гуманизмом. Воплощением этих качеств является храм Афины Парфенон - великолепное сооружение афинского Акрополя.

Информация о работе Архитектурный облик Парфенона