Архитектурный облик Парфенона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 19:45, курсовая работа

Описание

Греция – государство, которое с древних времен славось своими замечательными математиками, такими как Аристотель, скульпторами, такими как Фидий, писателями, такими как Гомер. Но также же Греция славится своими мифами о великих героях и всесильных богах. И что бы еще более возвысить своих богов, греки создавали в их честь величайшие храмы и комплексы.

Содержание

Введение………………………………………………… 2-3
Глава 1: Архитектурный комплекс Акрополя………... 4-12
Глава 2: Парфенон и его значение на Акрополе……... 13-18
Глава 3: Строительство Парфенона…………………… 19-26
Глава 4: Архитектурный облик Парфенона…………... 27-30
Глава 5: Скульптура Парфенона………………………. 31-33
Заключение……………………………………………… 34

Список используемой литературы……………………... 35-36

Работа состоит из  1 файл

готовый курсовик.doc

— 1.06 Мб (Скачать документ)

    На  протяжении 15 лет правления Перикла  в Афинах сооружали необыкновенные по красоте храмы, алтари, скульптуры. Руководителем всех работ был  назначен выдающийся греческий скульптор  Фидий.

    Всю вторую половину 5-го века до н.э. на Акрополе шло строительство храмов, пропилей (преддверий), алтаря и статуи Афины Воительницы. В 447 г. началась работа над храмом Афины - Парфеноном и продолжались до 434 года до н.э. Для создания гармонической композиции на холме его строители увеличили холм, соорудив при этом мощную насыпь. Современные исследователи установили, что протяженность холма перед Парфеноном, длина храма Афины и участка Акрополя за Парфеноном соотносятся как отрезки золотой пропорции. Таким образом, золотая пропорция была использована уже при создании композиции храмов на священном холме.

    Результатом совместных усилий архитекторов, скульпторов  и всего народа Древней Греции явилось создание храма богини Афины  Парфенос - "великолепного Парфенона" (Рис.1), который по праву считается величайшим памятником древнегреческой архитектуры.

    Гармонический анализ Парфенона был осуществлен  многими исследователями. И хотя эти исследования несколько отличаются своими подходами, но все исследователи  сходятся в главном: Парфенон отличается удивительной величественностью и глубокой человечностью архитектурных и скульптурных образов и что главной причиной красоты Парфенона является исключительная соразмерность его частей, основанная на золотом сечении.Во 2 в. до н.э. здание, пострадавшее от пожара, основательно отремонтировали. В 426 н.э. Парфенон был превращен в христианскую церковь, первоначально св. Софии. По-видимому, тогда же, в 5 в., статуя Афины была перевезена в Константинополь, где впоследствии погибла при пожаре. Первоначальный главный восточной вход закрыла алтарная апсида, так что теперь главным стал западный вход через отделенное прежде глухой стеной помещение позади целлы. Были осуществлены и другие изменения планировки, а в юго-западном углу храма возвели колокольню. В 662 храм был переосвящен в честь Пресвятой Богородицы («Панагия Афиниотисса»).

    После турецкого завоевания, ок. 1460, здание было превращено в мечеть. В 1687, когда  венецианский военачальник Ф.Морозини осаждал Афины, турки использовали Парфенон как пороховой склад, что привело к гибельным для здания последствиям: влетевшее сюда раскаленное пушечное ядро вызвало взрыв, разрушивший всю его среднюю часть. Никакого ремонта тогда не проводилось, напротив, местные жители принялись растаскивать мраморные блоки, чтобы выжигать из них известь. Назначенный в 1799 послом Великобритании в Османской империи лорд Т.Эльджин получил разрешение султана на вывоз скульптур. В течение 1802–1812 львиная часть сохранившегося скульптурного убранства Парфенона была перевезена в Великобританию и помещена в Британский музей (часть скульптур попала в Лувр и в Копенгаген, хотя кое-что осталось в Афинах). В 1928 был создан фонд, задавшийся целью, по мере возможности, поставить на место упавшие колонны и блоки антаблемента, и 15 мая 1930 была торжественно открыта северная колоннада храма.  
 
 
 
 
 
 

4.Глава 3: Строительство Парфенона 

    Весной 480 года до н.э. огромное войско Ксеркса, более двух миллионов, перешло Геллеспонт по уникальному наплавному мосту  из кораблей, бревен и насыпи, пересекло  Фракию, Македонию и Фессалию. Кроме невиданного войска, у Ксеркса был флот в 1200 кораблей. Всякое сопротивление, казалось, бессмысленно. Известно, произошли два сражения. У Фермопил спартанский царь Леонид с тремя стами воинов, преданных к тому же кем-то из греков, героически погибли. По свидетельству греческих историков, противник потерял 20000 человек.

    Ксеркс  вошел в Афины, покинутый жителями, и подверг город разрушению. Дым  от пожара был виден с острова  Саламин, где в узком заливе встретились  более тысячи персидских кораблей и 300 греческих триер. За морским сражением наблюдал сам царь Ксеркс с высокого побережья. Искусство и мужество греков превзошли суетливое множество персов, которые спасались бегством на глазах у разъяренного и униженного царя. Он повернул обратно войско, которое растаяло по дороге от эпидемий.

    Греки отстояли свободу, благодаря афинскому  флоту, который возьмет на себя охрану торговых путей, с созданием морского союза с общей казной на Делосе, что будет способствовать возвышению Афин, но уже в сфере образования, искусства и мысли. У греков появляется новое имя - эллины, а Греция все чаще звучит как Эллада. Не знаю, откуда это взялось, но смысл ясен: человек или государство как чисто природное явление превращается в явление искусства и культуры. Грек - указание на этнос, эллин - на античную культуру, которая оформляется впервые и именно как классическая. За архаикой из глубин столетий в течение жизни одного поколения в V веке до н.э. рождается искусство классического стиля во всех его видах - архитектуры, скульптуры, драмы, театра и прикладного искусства. И на все времена. Как это могло быть?

    Война с персами, с разрушением Афин, и победа, невероятная, удивительная, 480 года, создали совершенно новую  атмосферу высокой гражданственности  и героизма, с самосознанием полиса и личности в условиях афинской демократии. Восстановлением Афин занялись непосредственные предшественники Перикла из поколения его отца Ксантиппа, который в юности знал Анакреонта, приехавшего в Афины уже на склоне лет, и столь почитал поэта, что его сын поставил на Акрополе рядом с памятником его отцу памятник Анакреонту, чтобы они продолжали беседы и после смерти.

    Это говорит о восприимчивости Перикла  к лирике, как и к драматической  поэзии, поскольку он выступал и  хорегом Эсхила (брал расходы на себя по постановке пьес первого трагического поэта и занимался сам с Хором). О том, что он вырос на поэмах Гомера, разумеется само собой. Хорошо известно, всегда серьезный и всецело занятый важными государственными делами первый стратег был чуток к женской красоте, чем блистали в то время прежде всего гетеры, прекрасные, свободные и образованные, когда жены в семьях жили взаперти.

    Перикл, обретя власть первого из десяти стратегов, избираемых ежегодно Народным собранием, с сохранением первенства почти  до конца жизни, восстановление разрушенных  святилищ на Акрополе взял в свои руки. Строительство нового храма для  Афины Парфенос осуществляли архитекторы Иктин и Калликрат под общим руководством Фидия и Перикла.

    Строительство Парфенона было начато в 447 году до н.э. и завершено созданием статуй, рельефов и Афины Парфенос Фидием в 438 году до н.э. Это время наивысшего могущества Афин и расцвета искусств античности связано непосредственно с именем Перикла (495?-429), аристократа, явившегося отцом демократии и самым просвещенным правителем, можно сказать, из всех времен и народов. Век Перикла и есть Золотой век Афин. В числе работников занятых при строительстве храма очень много каменотесов. Работы с камнем начинались в каменоломнях, где камень добывался, затем они продолжались на строительной площадке, где камень окончательно обрабатывался. При Парфеноне имелась специальная каменоломная мастерская, где велась работа над камнем по доведению его до необходимых кондиций. После необходимых обработок каменные блоки необходимо было установить на место, что иногда было весьма сложной инженерной работой. В процессе выполнения этой операции необходима была тщательная подтеска и подгонка, что бы блоки идеально подходили друг к другу, вырезание пазов для пиронов, которые скрепляли отдельные блоки, и наконец само скрепление. Изготовление канелюр на колоннах происходило так же на строительной площадке т.к. канелюры могли пострадать при транспортировке колонн. Большую роль играли работы по дереву. Здесь есть рабочие, которые подготавливали материал их называли пильщиками. Работы по дереву ведутся как самые простые, установка строительных лесов, так и сложные плотницкие, резьба по дереву.

    Архитектура Парфенона - ряды колонн по прямоугольнику - кажется предельно простой. Размеры  храма: 70х30х20 метров - скорее скромны. Колонны  не массивны, а легки и изящны, поскольку представляют не ровный монолит, а расширяются к середине и конусообразно сужаются к вершине и имеют наклон к центру колоннады, при этом каждая угловая колонна чуть толще остальных. И так в целом и во всех частях здания - прекрасное знание математики и оптики, что будут изучать и вновь открывать художники эпохи Возрождения тысячу лет спустя. Прямая линия для глаза - кривая на камне, что создает уникальную соразмерность в частях и в целом, материя как бы исчезает в совершенной форме идеи.

    По  сути, Парфенон - идеальное и вместе с тем реальное воплощение перспективы с достижением единства, что и воспринимается как совершенное произведение искусства. Но это лишь внешняя форма, основа для другого вида искусства - скульптуры. Здесь-то Фидий выказал свой уникальный гений, будучи уже в годах. Он в камне воссоздал, по сути, рождение и расцвет греческой цивилизации и культуры, начиная от битвы богов и титанов, лапифов и кентавров, греков и амазонок, греков и троянцев, с размещением на фронтонах целых скульптурных групп из богов и коней, своим бегом возвещающих восход солнца, со сценами рождения Афины из головы Зевса и спора Афины с Посейдоном за господство над Аттикой.

    Но  мифологией и историей Фидий не ограничивается. По фризу идет рельф длиной на 160 метров, посвященный Панафинейским  празднествам в честь Афины и города. Шествие юношей и девушек движется вдоль западной и северной сторон, а также вдоль южной, чтобы встретиться на восточном фасаде перед богиней. Шествие юношей и девушек, несущих пеплос для Афины, сопровождают конные и пешие, слуги с корзинами еды и сосудами с вином, а также жертвенные животные, здесь и Хоры, и музыканты с инструментами...

    Это реальное шествие в праздничный  день, воспроизведенное в камне и  вознесенное на такую высоту, что  снизу хорошенько и не рассмотреть, но ведь празднество посвящено богам, оправдывался Фидий, это для них.

    Вход  в храм открывался и в глубине  в сиянии золота возникала Афина, величавая, с копьем и щитом. Фидий  собирался изваять ее из мрамора, но афиняне пожелали, чтобы Афина  была вся из слоновой кости и золота, сосредоточием богатства Аттики.

    Мы  видим воочию рождение классического  стиля во всей свежести и чистоте.

    Между тем Афины отнюдь не представляли идеальное место для развития искусства и мысли. Античная лирика и философия явились на свет на островах. Лишь во времена Перикла в Афины стали приезжать философы, а Анаксагор, с которым подружился Перикл, поселился в Афинах. Именно при Перикле Афины становятся центром развития аттической трагедии и театра, что явно переживает кризис с появлением комедии. Похоже, именно демос, подпадая под влияние демагогов, постоянно проявлял консерватизм, приверженность к старинной вере предков и патриархальным нравам.

    Даже  гетеры, как поэты и философы, становились известны вне Афин и  стали приезжать в Афины впервые  не без покровительства Перикла, который ценил женскую красоту и ум. Одной из них была Аспасия из Милета. Она открыла школу в Афинах для девушек и молодых женщин. Ее школу посещали Перикл, Софокл, Еврипид, поскольку это был в своем роде салон, а молодой каменотес Сократ и вовсе учился у Аспасии красноречию, явно влюбленный в нее. И в пору строительства Парфенона, когда он мог стать первоклассным скульптором, забрасывает ваяние, весь уходя в раздумья, что ему не мешает быть храбым воином в случаях войны.

    Перикл, жена которого пожелала выйти замуж за другого, отпустил ее и женился на гетере, что вызвало немало пересудов в Афинах. Но он был последователен в его интересах и привязанностях - Фидий, Анаксагор, Аспасия. А его враги, не в силах прямо выступить против него, ополчались на его друзей. Фидий, не успел закончить Парфенон с Афиной Парфенос, был обвинен в краже золота и слоновой кости, - тут он мог оправдаться, достаточно взвесить золото и слоновую кость, наложенные на изваяние богини таким образом, по совету Перикла, что можно снять и взвесить при необходимости, но скульптора обвинили и в «нечестии» за то, что он изобразил, кроме Перикла, и себя на щите Афины, где, как в зеркале, он постоянно видел себя, да Перикла, который часто наведывался в Парфенон, пока шло строительство. Поскольку и знатные женщины наведывались из любопытства, то Фидия обвиняли и в сводничестве. Греки умели потешаться и над великими умами, и воплощением этой черты выступят комические поэты во главе с Аристофаном, которые и создали впоследствии репутацию Сократа как развратителя юношества.

    Фидий не был оправдан судом, но был отпущен  в Олимпию для создания грандиозного изваяния Зевса.

    Между тем враги Перикла обвинили Анаксагора в безбожии, поскольку он принимал Солнце не за бога, а за раскаленную  докрасна глыбу камня, в несколько раз большую, чем Пелопоннесс. Если Перикл не решился прямо вступиться за Фидия, возможно, он лишь устроил так, чтобы Олимпия поручилась за возвращение скульптора после выполнения заказа, он выступил на защиту Анаксагора, но безуспешно. Философ был осужден на смерть, Перикл помог ему покинуть Афины.

    Наконец обвинили Аспасию, в частности, в  том, что она читала книгу Анаксагора и даже в сводничестве, мол, знатных  женщин, посетительниц ее дома, она  сводила с ее мужем. Периклу пришлось употребить все свое красноречие, говорят, вплоть до слез, чтобы отстоять честь жены.

    Между тем военные конфликты с соседями, прежде всего с Спартой, не прекращались, пока не разразится Пелопоннесская война. Рассмотрим лучше напоследок жизнь  афинян в будни и праздники.

    В Афинах, кроме рынка, была площадь  Народного собрания, агора, где собирались граждане для обсуждения важных государственных  дел; был амфитеатр, где в определенные дни в году шли театральные  представления, можно сказать, театральные  фестивали-конкурсы; вход на представления был платный, поэтому государство выделяло два обола бедным гражданам, чтобы никто не остался вне праздника. На представлениях трагедий Софокла, особенно Еврипида большую роль играли хоровые партии, зачатки оперы, можно сказать, некоторые партии, особенно музыкальные, распевались всюду, даже по всему Средиземноморью, как шлягеры, если угодно.

    Естественно встал вопрос о создании музыкального театра, с крышей в виде конуса, что  и осуществил Перикл. Театр получил  название Одеон, а так как его купол напоминал голову Перикла, афиняне изощрялись в остроумии, утверждая, что он носит на голове Одеон. Впрочем, иные называли Перикла не иначе, как олимпийцем.

    В Афинах было построено здание, функция  которого вполне соответствует вкусам и характеру афинян. Это Стоя Поикиле, здание с открытым фронтоном на колоннах. На стенах большие картины с изображением трех эпизодов битвы под Марафоном учеников Полигнота и «Разорение Трои» Полигнота. Поскольку неподалеку агора и рынок, то здесь нечто вроде проходного двора и музея, где постоянно толчется публика: купцы, моряки, женщины из всех сословий, граждане Афин, метеки, рабы, - одни обделывают свои дела, другие проходят, глазея на картины, третьи беседуют, укрывшись от дождя и солнца.

Информация о работе Архитектурный облик Парфенона