Техническое обслуживание электрооборудования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 14:35, реферат

Описание

Техническое обслуживание электрооборудования проводят одновременно с техническим обслуживанием всего автомобиля и выполняют его автоэлектрики в зонах обслуживания.

Техническое обслуживание электрооборудования проводят, как правило, без снятия с автомобиля отдельных приборов и агрегатов.

Работа состоит из  1 файл

плотников.doc

— 797.50 Кб (Скачать документ)
                                                                                                                                     1. Техническое обслуживание электрооборудования.

        Техническое обслуживание электрооборудования проводят одновременно с техническим обслуживанием всего автомобиля и выполняют его автоэлектрики в зонах обслуживания.

        Техническое обслуживание электрооборудования  проводят, как правило, без снятия с автомобиля отдельных приборов и агрегатов.

        Однако  если на посту невозможно установить их исправность, приборы и агрегаты электрооборудования снимают для всестороннего контроля на специальных стендах.                                                                                                                                    

        1.1 Основные неисправности и техническое обслуживание аккумуляторной батареи.

        Основные  неисправности. К числу основных неисправностей аккумуляторной батареи относят повышенный саморазряд, короткое замыкание, коробление, разрушение и сульфатацию пластин, трещины и истирание моноблока.

        При бездействии аккумуляторной батареи происходит ее естественный с а м о р а з р я д, который, согласно ГОСТ 959.0—84, при температуре хранения батареи (205) °С за 28 суток не должен превышать 20% ее номинальной емкости (для батарей высшей категории качества— 10%). Саморазряд необслуживаемой батареи после бездействия в течение 90 сут не должен превышать 10%, а после бездействия в течение года 40% ее номинальной емкости.

        Повышенный  саморазряд аккумуляторной батареи может происходить по следующим причинам: наружная поверхность аккумулятора покрыта грязью, влагой и электролитом, что приводит к разряду батареи по поверхности крышек; в электролит попали вредные примеси (особенно железо и меды: замыкание пластин шламом, незначительные разрушения сепараторов.

        Короткое  замыкание пластин происходит вследствие непосредственного соприкосновения пластин при разрушении сепаратора, а также из-за образования игольчатых наростов между кромками положительных

Письменная  экзаменационная работа_______________________

_______________________________________________________

       Лист
          4
 
      и отрицательных  пластин. Короткие замыкания могут  также происходить при заполнении пространства между опорными ребрами  шламом.

      Коробление пластин, как правило, объясняется большой силой зарядного или разрядного тока.

      Р а з р у ш е н и е  п л а с т и н происходит за счет коррозии решеток, оплывания  активной массы положительных пластин, ведущее к замыканию нижних кромок электродов. Оплыванию активной массы способствует эксплуатация батареи с низкой степенью заряженности (50% и ниже), особенно в зимнее время. Оплыванию активной массы также способствуют глубокие разряды большими токами при низких температурах и высокой плотности электролита.

      Разрушение  активной массы пластины и ее решетки является естественным процессом, однако его ускоряет неправильный режим эксплуатации батарей — ее перезаряд, особенно при высоких температурах и напряжении генератора. для предохранения аккумуляторной батареи от перезаряда необходимо правильно выбирать пределы регулировки регулятора напряжения.

      Сульфатацией  пластин называется образование на их поверхности и в активной массе крупных кристаллов сернокислотного свинца, которые не растворяются при заряде. Применение синтетических сепараторов в аккумуляторах резко снижает сульфатацию пластин. Поэтому это явление теперь может наблюдаться только при небрежном обращении с аккумуляторной батареей (длительное хранение при высоких температурах без подзаряда и оголение пластин при низком уровне электролита).

      Трещины и истирание моноблока могут произойти из-за небрежного обращения или плохого крепления аккумуляторной батареи на автомобиле. При наличии трещин в перегородках моноблока электролит соседних ячеек сообщается между собой и такие аккумуляторы не развивают необходимого напряжения. Напряжение батареи при этом резко снижается (например, при

Письменная  экзаменационная работа_______________________

_______________________________________________________

      Лист
          5
 
      замыкании двух аккумуляторов уменьшается с 12 до 8 В).

      Техническое обслуживание. Работы по техническому обслуживанию включают проверку уровня электролита и измерение его плотности, определение напряжения аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой.

      Проверку  уровня электролита производят стеклянной трубкой диаметром 5—6 мм. Чтобы измерить уровень электролита, опускают трубку в наливную горловину крышки до упора о предохранительную сетку, закрывают ее сверху большим пальцем, затем вынимают и определяют высоту столбика электролита в трубке. Уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше предохранительной сетки или соответствовать уровню, указанному в инструкции. Повышать уровень следует дистиллированной водой. Зимой, чтобы избежать замерзания воды, рекомендуется доливать ее непосредственно перед выездом или при работающем двигателе.

       Измерение плотности  электролита позволяет определить степень заряженности аккумуляторной батареи. Плотность электролита  измеряют специальным прибором (см. рис. 1) — денсиметром. При измерении плотности также определяют температуру электролита батареи. Если температура электролита выше +30°С или ниже +20°С, то следует привести плотность электролита к +15°С или +25°С. При изменении температуры на 15°С плотность электролита изменяется приблизительно на 0,01 г/см3: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.1 проверка плотности электролита:

1-стеклянный  цилиндр, 2 – денсиметр.

Письменная  экзаменационная работа_________________________

_________________________________________________________

    Лист
         6
 
        Проверка  нагрузочной вилкой позволяет определить состояние аккумуляторной батареи в режиме ее разряда, соответствующего пуску горячего двигателя.

         При определении  степени заряженности аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой (рис. 2) показания вольтметра под нагрузкой, соответствующей емкости проверяемой батареи, должны соответствовать данным, приведенным ниже: 
     
     

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис. 2 Проверка состояния  аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой:

    1,3 – нагрузочные резисторы, 2, 9- ножки  вилки, 4,8- гайки, включающие нагрузочные резисторы, 5- вольтметр, 6-рукоятка, 7- защитный кожух. 

    Срок  службы батареи в эксплуатации гарантируется  при соблюдении п р а в и  л у х о д а за ней и исправности электрооборудования автомобиля. Поэтому при обслуживании автомобиля необходимо очищать батарею от пыли и грязи. Электролит, пролитый на поверхность батареи, вытирать чистой ветошью, смоченной растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды (10%-ным раствором). Окислившиеся выводные зажимы батареи и наконечники проводов очищать, проверять плотность крепления батарей в гнезде. Не допускать натяжения проводов чтобы предупредить порчу выводных зажимов и

Письменная  экзаменационная работа________________________

________________________________________________________

       Лист
         7
 
        образование трещин в мастике, проверять и при необходимости прочищать вентиляционные отверстия в пробках аккумуляторов. Необходимо регулярно подзаряжать аккумуляторную батарею. Эксплуатация разряженной батареи снижает срок ее службы. Поэтому не реже чем через 10—15 дн или после 3000 км пробега необходимо проверять степень разреженности батареи по плотности электролита или нагрузочной вилкой. Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50 % летом, следует снять с автомобиля и поставить на подзаряд. В эти же сроки проверяют уровень электролита в каждом аккумуляторе батареи. Если на поверхности мастики появились трещины, их необходимо устранить оплавлением.

        П р и г о т о в л с  н и е э л е к т р  о л и т а желательно производить  из промежуточного раствора плотностью 1,4 г/см3, так как на охлаждение приготовленного из него электролита требуется меньше времени. После наполнения несухозаряженной батареи электролитом ее можно поставить на заряд через 3 ч. Температура батареи при заряде не должна превышать +45°С (+50°С для жаркой, теплой и влажной зон). В случае необходимости в конце заряда производят корректировку плотности и уровня электролита. Сухозаряженные батареи заливают электролитом с плотностью согласно данным прил.1. При необходимости срочного ввода в эксплуатацию батарея может быть установлена на автомобиле через 20 мин после наполнения электролитом, если температура электролита в батарее не ниже —15°С и срок хранения батареи перед наполнением был не более одного года. Если батареи хранились более одного года, то необходимо через 20 мин после заправки электролитом проверить его плотность. Если плотность снизилась не более 0,03 г/см3 против плотности заливаемого электролита, то батарея может быть установлена на автомобиль. Если плотность электролита снизилась на большее значение, батарею необходимо зарядить.  

Письменная  экзаменационная работа_________________________

_________________________________________________________

    Лист
          8
 
          Не залитые электролитом аккумуляторные батареи рекомендуется хранить в неотапливаемых помещениях при температуре до —30°С. При этом щ5обки должны быть плотно ввинчены, а герметизирующие детали не должны удаляться. Минимальный срок сохранности не залитой электролитом батареи — 3 года. При этом минимальный срок сухозаряженности один год. Минимальный срок сохранности необслуживаемых батарей, залитых электролитом с промежуточным зарядом в пределах минимального срока службы, установлен 2 года.

    Батареи с электролитом хранятся полностью  заряженные и по возможности в прохладном помещении при температуре не выше 0°С. Минимальная температура помещения должна быть не менее 130°С. Допустимый срок хранения батарей с электролитом не более 1,5 года, если батареи хранятся при температуре не выше 0°С, и не более 9 мес, если батареи хранятся при положительной температуре.

Письменная  экзаменационная работа__________________________

__________________________________________________________

Лист
        9
 
        1.2 Основные неисправности  и техническое  обслуживание генераторов постоянного и переменного тока.

        Основные  неисправности генераторов. К основным неисправностям генераторов постоянного тока относят: усиленное искрение под щетками, нарушение контакта между щетками и коллектором в результате загрязнения щеток и коллектора, неплотного прилегания щеток к коллектору, слабого натяжения пружин и износа щеток, заедания их в щеткодержателе; перегрев коллектора и сильный износ щеток, как правило, из-за чрезмерного нажатия щеток на коллектор; обрывы и замыкания в обмотках возбуждения и якоря: обрыв обмотки возбуждения, межвитковое замыкание в катушках обмотки возбуждения, замыкание обмотки возбуждения на корпус генератора, замыкание обмотки якоря на «массу», межвитковое замыкание обмотки якоря (как правило, в лобовых частях), обрыв в обмотке якоря (нарушение контакта между концом секции и петушком коллектора); замыкание изолированной щетки на «массу» в результате разрушения изоляции щеткодержателя; замыкание смежных пластин коллектора графитовой пылью; выработка посадочных мест в крышках генератора под шарикоподшипник; выход из строя шарикоподшипников, как правило, из-за отсутствия смазки в них.

        Указанные неисправности относят и к  электродвигателям, применяемым в  электрооборудовании автомобиля.

      К основным неисправностям генераторов переменного тока относят: быстрый износ щеток и контактных колец за счет увеличения биения контактных колец (ротора), а также при попадании масла с пылью на кольца; ненормальный шум и стук генератора из-за износа и заедания подшипников, выработки посадочных мест под подшипники, недостаточного количества смазки в подшипниках, чрезмерного натяжения или перекоса ремня, причинами стука могут быть также ослабление крепления шкива и вентилятора на валу ротора и задевание ротора за полюсы статора; зависание щеток в щеткодержателе; подгорание контактных колец; выработку посадочного места

Письменная  экзаменационная работа__________________________

__________________________________________________________

    Лист 
        10
 
    под шарикоподшипник  в крышке со стороны контактных колец; обрыв или короткое замыкание в фазных обмотках статора; отпайку концов обмотки возбуждения от контактных колец, обрыв или короткое замыкание в обмотке возбуждения; пробой диодов или обрыв в них; нарушение контакта в соединении диода с «массой», обрыв цепи между генератором и аккумуляторной батареей в местах соединений с зажимами и на перегибах проводов.

    Техническое обслуживание. Обратный ток в каждом плече выпрямителя определяют выпрямителя по схеме, изображенной на рис. 3, а, исправность отдельных вентилей — измерением падения напряжения на зажимах каждого плеча выпрямителя (рис. 3, б). В этом случае поочередно в каждом плече реостатом устанавливают ток согласно техническим условиям для данного типа выпрямителя и замеряют падение напряжения.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 3. Схема  проверки выпрямителя:

а- определение  обратного тока в плечах схемы, б  — определение падения напряжения в плечах схемы

Письменная  экзаменационная работа________________________

________________________________________________________

      Лист
        11
 
    Исправность вентилей определяют по схеме, изображенной на рис. 4,а. Вентиль исправен, если лампочка горит при соединении «+ источника с «+» вентиля. Если вентиль пробит, то лампочка горит в обоих положениях переключателя. При обрыве вентиля лампочка не горит ни в одном положении переключателя. Напряжение на вентиле не должно превышать установленною для него предельно допустимого значения.

           
     
     
     
     

      Рис. 4. Схема проверки кремниевых вентилей:

      а- проверка отдельного вентиля

Письменная  экзаменационная работа________________________

________________________________________________________

Лист
       12
 
        1.3 Основные неисправности  и техническое  обслуживание реле  регуляторов.

        Основные  неисправности. При внимательном ежедневном наблюдении за работой приборов электрооборудования на автомобиле можно достаточно точно установить, когда регулятор напряжения имеет завышенное или заниженное значение регулируемого напряжения.

        К признакам, указывающим на завышенное значение регулируемого н а п р я ж е н и я, относят: систематическое разбрызгивание электролита через вентиляционное отверстие в крышках аккумуляторной батареи и при условии нормального уровня электролита; зарядный ток более 5А, не снижающийся в течение 4—6 ч, в условиях непрерывной дневной езды; частое перегорание ламп в осветительных приборах (в случае интенсивной ночной езды); белый налет на металлической рамке крепления батареи.

        Признаками, указывающими назаниженное значение регулируемого  н а п р я ж е н и  я, являются быстрый разряд аккумуляторной батареи на автомобиле, что вызывает необходимость в ее частом подразряде на зарядной станции; быстрое снижение частоты прокручивания коленчатого вала двигателя от стартера.

        В случае быстрого разряда батареи  необходимо проверить уровень и плотность электролита, состояние бака и крышки батареи, проводников и зажимов в цепи генератор — аккумуляторная батарея, напряжение на каждом элементе, а также соединение батареи, генератора и реле-регулятора с «массой» автомобиля, исправность генератора.

Письменная  экзаменационная работа________________________

________________________________________________________

Лист
        13
 
      Техническое обслуживание. Для обеспечения правильных условий заряда аккумуляторной батареи на автомобиле и предохранения генератора от перегрузки (для реле-регулятора, имеющих ограничитель тока) необходимо периодически проверять, а в случае отклонения от нормы — регулировать отдельные элементы реле-регулятора.

      Проверка  реле-регулятора заключается в определении  напряжения, поддерживаемого регулятором (прил. 2), напряжения включения контактов реле обратного тока и силы тока их размыкания, а также силы тока, ограничиваемого ограничителем тока. Для нормальной работы генератора и реле-регулятора важное значение имеет состояние электропроводки между генератором, реле-регулятором и аккумуляторной батареей, а также надежность их соединения с «массой». Падение напряжения между корпусом генератора и клеммой «масса» реле-регулятора не должно превышать 0,04 В. Поэтому, прежде чем проверять и регулировать реле-регулятор, необходимо тщательно проверить состояние указанной электропроводки и правильность схемы соединения проводов.

      Дефекты, обнаруженные при проверке (обрывы, нарушение изоляции, загрязнения и ослабления контактных клемм, короткие замыкания и др.), должны быть устранены до начала проверки i4 регулировки элементов реле-регулятора. У бесконтактных регуляторов напряжения необходимо также проверять контакты выключателя зажигания. Если контакты выключателя подгорели (падение напряжения при токе 12 А более 0,15 В), то регулируемое напряжение будет возрастать. Увеличение сопротивления в цепи обмотки возбуждения генератора приводит к снижению частоты регулирования напряжения, что выражается колебанием стрелки амперметра. Колебание стрелки амперметра и мигание контрольной лампы также наблюдается в случае периодических нарушений в цепи зарядного тока (слабое натяжение ремня привода генератора, нарушение контакта между щетками и кольцами за счет износа щеток или уменьшения давления пружин на щетки).

Письменная  экзаменационная работа________________________

________________________________________________________

Лист
       14
 
        В процессе эксплуатации генератор автомобиля не требует смазки, так как смазка заложена на весь срок службы, до капитального ремонта двигателя. При техническом обслуживании генератора проверяют высоту щеток, которая должна быть не менее 7 мм от пружины до основания щетки (допустимый износ щеток до 40% высоты новой щетки). Нельзя допускать работу щеток до заделки канатика в щетку, так как это приводит к усиленному износу коллектора или токосъемных колец. При замене щеток проточить контактные кольца, если их износ превышает 0,5 мм.

        Генератор переменного тока — сложное устройство с элементами электроники, поэтому  при эксплуатации ее необходимо соблюдать следующие правила:

        1. Перед снятием генератора с  двигателя отключить батарею, так как клемма «+» генератора находится под напряжением.

        2. Запрещается пуск двигателя при  отключенном плюсовом проводе  генератора. В противном случае это приведет к возникновению на генераторе повышенного напряжения, опасного для выпрямителей.

        З. Запрещается приводить во вращение генератор на двигателе без присоединения  к нему регулятора напряжения, так  как при этом могут выйти из строя диоды выпрямителя. Нельзя. отсоединять регулятор напряжения, когда генератор вращается.

        4. Запрещается проверять состояние  элементов генераторной установки  соединением гнезда штепсельных  разъемов.

        5. Запрещается присоединять и отсоединять  штепсельные разъемы генераторной установки при работающем двигателе и выключенных аккумуляторных батареях.

        6. Присоединять провода к генератору  и регулятору следует в строгом  соответствии с маркировкой, указанной  на этих изделиях.

        7. При срабатывании предохранителя  от короткого замыкания необходимо найти и устранить неисправность в цепи, а затем заменить или включить предохранитель.

Письменная  экзаменационная работа________________________

________________________________________________________

Лист
       15
 
          8. Нельзя отключать батарею при работающем двигателе во избежание повреждения диодов выпрямителя и регулятора напряжения.

        9. При установке батарей на автомобиль  строго соблюдать полярность  подсоединения клемм.

        10. При присоединении проводов к  зажимам генератора и подтяжке гаек необходимо отсоединить батарею.

        11. Во избежание повреждения диодов  генератора при подзарядке батареи  от внешнего источника необходимо  батарею отключить от сети  автомобиля.

      12. Необходимо постоянно следить  за чистотой корпуса регулятора  напряжения и надежностью его подсоединения к генератору.  
 
 
 
 
 
 

    
Письменная  экзаменационная работа________________________

________________________________________________________

Лист
      16
 
        1.4 Основные неисправности  и техническое  обслуживание стартеров.

          Основные неисправности  стартера. К ним относят загрязнение и подгар коллектора, износ и зависание щеток, разрушение щеток и выпадение канатика и из тела щетки, пробуксовку или заклинивание муфты свободного хода, разнос обмотки якоря, подгорание контактов включения стартера в тяговом реле, ослабление затяжки крышек стяжными винтами, выгорание изоляционных шайб и пластин щеткодержателей, заедание якоря тягового реле во втулке катушки электромагнита, износ подшипников, заедание привода на валу якоря стартера, обрыв обмоток тягового реле, ослабление буферной пружины, замыкание на «массу» обмотки возбуждения или якоря; замыкание между пластинами коллектора; ненормальный шум стартера во время работы.

    Техническое обслуживание. При техническом обслуживании стартера следует вначале проверить состояние проводов и клемм цепи стартера, затем состояние коллектора и щеток стартера. Рабочая поверхность коллектора должна быть гладкой и не иметь значительного подгорания. В случае загрязнения рабочую поверхность надо протереть чистой тряпкой, смоченной в бензине. Если грязь и следы подгорания не удастся устранить, то коллектор следует зачистить мелкой стеклянной шкуркой (зернистостью 80-100). Если и при этом следы подгорания не будут устранены, стартер необходимо разобрать и коллектор проточить на станке.

    Щетки должны свободно, без заеданий перемещаться в щеткодержателях и не должны иметь чрезмерного износа.

    Проверяют состояние контактов реле стартера, а контактную коробку очищают от пыли. В случае значительного подгорания контактов их следует зачистить мелкой стеклянной шкуркой или плоским бархатным напильником. Если контактные болты имеют значительный износ в месте соприкосновения с контактным диском, их следует повернуть на 180°. Проверку снятого с двигателя стартера производят в режиме холостого хода и полного торможения. В режиме холостого хода проверяют потребляемый стартером ток и частоту.

Письменная  экзаменационная работа_______________________

______________________________________________________

Лист
       17
 
 
СОДЕРЖАНИЕ

              

      1. Техническое обслуживание электрооборудования                              4

           1.1 Основные неисправности и техническое обслуживание

                  аккумуляторной батареи                                                                 4

                  1.2 Основные неисправности и техническое обслуживание

                        генераторов постоянного и переменного  тока                              10

                  1.3 Основные неисправности и техническое обслуживание

                        реле-регуляторов                                                                               13

                  1.4 Основные неисправности и техническое обслуживание

                        стартеров                                                                                            17

                  1.5 Основные неисправности и техническое  обслуживание

                        системы зажигания                                                                           19

                  1.6 Основные неисправности и техническое обслуживание

                       приборов освещения                                                                          23

                  1.7 Основные неисправности и техническое обслуживание

                        контрольно-измерительных приборов                                            26

                  1.8 Приборы и стенды для проверки  электрооборудования

                        автомобилей                                                                                       28

            2. Основные требования безопасности при техническом

                обслуживании электрооборудования  автомобилей                                31

                Заключение                                                                                                 37

                Список использованной литературы                                                       39

                Приложение 1                                                                                             41

                Приложение 2                                                                                             42               

                     

        Письменная 

экзаменационная работа

       
       
         
Пояснительная записка 
Стадия  Лист  Листов 
Преподаватель Фамилия Подпись Дата У 3 42
  Головков А.Н.     ГОУ НПО ПУ №29 

гр. № 32

Учащийся  Фамилия Подпись Дата
  Плотников К.    
 
 
       Список  используемой литературы

       1. Ачкасов К.А. и л Справочник молодого слесаря по ремонту и регулировке приборов системы питания и гидросистемы автомобилей. М.: Высшая школа, 1988.

       2. Автомобили семейства ЗиЛ- 133: Устройства, техническое обслуживание и ремонт. М.: 1983.

       3. Боровских Ю. И. Техническое  обслуживание и ремонт автомобилей. М.: 1998.

       4. Браун В.Н. и др. Автомобили  КамАЗ: Техническое обслуживание  и ремонт М. :Высшая школа, 1998.

       5. Власов В.М. Техническое обслуживание  и ремонт автомобилей. М.: Академия, 2004. (2 издание).

       6. Власов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. М.:

       Академия, 2006.

       7. Высоцкий М. С. Автомобили МАЗ-5335 и его модификации. М., 1982.

       8. Итинская Н.И. и др. Справочник  по топливу, маслам и техническим  жидкостям. М.: 1982.

       9. Карагодин В.И. и др. Слесарь  по ремонту автомобилей. М.: Высшая школа, 1990.

       10. Ландо С. Я. Восстановление автомобильных деталей. М.: Транспорт. 1987.

       11.Пехальский  А.П. Устройство автомобилей. М.: Академия, 2005.

       12.Радин  Ю.А. «Справочное пособие авторемонтника».М.:Транспорт.

       1987.

       13.Спичкин  Г.В. и др. Практикум по диагностированию автомобилей. М:

       Высшая  школа, 1988.

       14. Тимофеев Ю .Т. и др. Электрооборудование  автомобиля неисправное i н и  техническое обслуживание. М.: Транспорт, 1991.

   
Письменная  экзаменационная работа______________________

______________________________________________________

Лист
       39
 
       15.Третьяков  А.М., Петров А.д. Справочник молодого  слесаря по техническому обслуживанию  и ремонту автомобилей. М.: Высшая  школа,1 999.

       16.Чумаченко  Ю.Т. и др. Автослесарь. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

       17.Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. М.: Академия, ПрофОбрИздат, 2002.

       18. Родичев В.А. Грузовые автомобили. М.: Академия, 2007.

       19. Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист). М.: Академия, 2006. 
     

   
Письменная  экзаменационная работа______________________

______________________________________________________

Лист
       40
 
       Приложение 1

       Плотность заливаемого электролита для новых батарей

       

     
     

Письменная  экзаменационная работа______________________

______________________________________________________

Лист
       41
 
    вращения. В режиме полного торможения замеряют потребляемый ток, напряжение и тормозной момент. длительность включения стартера в этом режиме не более 5 с.

    При проверке и регулировке вылета шестерни стартера плюсовую клемму аккумуляторной батареи надо соединить с выводной клеммой обмоток реле стартера, а  минусовую клемму — с корпусом («массой») стартера. Якорь реле при этом втягивается и выдвигает шестерню. Зазор между торцом шестерни и упорным кольцом замеряют с помощью металлической линейки.

        для удаления пыли стартер продувают  воздухом, а при сильной загрязненности внутренней полости стартера следует  его разобрать и очистить.

        При подготовке к зимней эксплуатации автомобиля (СО) проверить состояние и действие п у с к о в о г о  п о д о г р е в а  т е л я и других вспомогательных  средств облегчения пуска двигателя.

Письменная  экзаменационная работа______________________

______________________________________________________

Лист
       18
 
        1.5 Основные неисправности  и техническое  обслуживание системы  зажигания.

        Основные  неисправности. К неисправностям к а т у ш е к з а ж и г а н и я относят прогар и трещины высоковольтной крышки, межвитковые замыкания из-за повреждения изоляции первичной и вторичной обмоток, обрыв обмоток в местах соединения, нарушение контакта или обрыв добавочного резистора, электрический пробой через изоляцию в начальных рядах вторичной обмотки.

        Катушку зажигания поврежденной крышкой  и межвитковым замыканием необходимо заменить. Неисправный добавочный резистор катушки зажигания следует отремонтировать  или заменить.

        К неисправностям прерывателя-распределителя относят замасливание или обгорание контактов, недостаточный или очень большой зазор между контактами прерывателя, повреждение конденсатора (пробой или потеря контакта обкладки с выводами), загрязнение ротора и крышки, трещины в крышке, ослабление натяжения пружины рычажка, износ втулок ведущего валика, износ подушечек или втулки (оси) рычажка прерывателя, выработка участка дорожки качения шариков в подшипнике, заедание грузиков и ослабление пружин центробежного регулятора, выход из строя диафрагмы вакуумного регулятора, износ кулачка прерывателя, износ осей и отверстий грузиков центробежного регулятора, обрыв изолированного или «массового» проводника, перекрытие между электродами по внутренней поверхности крышек распределителя, выгорание выводных гнезд крышки распределителя из-за плохой посадки провода высокого напряжения в гнезда крышки.

        Основными неисправностями искровых с в  е ч е й з а ж и г  ан и я являются недостаточная  герметичность по корпусу и центральному электроду, износ центрального и  бокового электродов, разрушение теплового  конуса изолятора (юбочки), образование нагара на внутренней поверхности свечи (рис. 5), что приводит к шунтированию воздушного зазора между электродами.

    
Письменная  экзаменационная работа______________________

______________________________________________________

Лист
       19
 
        Если  двигатель, карбюратор, система зажигания, а также употребляемое топливо  и масло соответствуют нормам, то свеча, вывернутая из двигателя имеет ржаво-коричневый цвет (рис. 5, а). В зависимости от длительности работы корпус покрыт тонким слоем сажи. Центральный электрод имеет нормальный серый цвет. Такие свечи после очистки и регулировки зазора могут быть установлены вновь на двигатель.

        Если  все выступающие в камеру сгорания части свечи покрыты бархатистым нагаром (рис. 5,б), то это может быть вызвано слишком богатой смесью, засорением воздухоочистителя, слабой искрой, большим временем работы двигателя в режиме холостого хода, и неправильной регулировкой клапанов.

        Если свеча покрыта маслом (рис. 5, в), то это может быть вызвано изношенностью поршневых колец, высоким уровнем масла в двигателе, засорением масляного фильтра, богатой смесью в карбюраторе, неисправностью системы зажигания.

        Наличие на свече твердого нагара от серо-коричневого до серо-синего цвета (рис. 5, г) вызвано низким калильным числом свечи, бедной смесью в карбюраторе, ранним моментом зажигания, нагаром на днище поршня и головке цилиндра, подсосом дополнительного воздуха в цилиндр двигателя, отсутствием уплотнительного кольца на свече.

         Основными неисправностями  проводов высокого напряжения являются трещины и пробой изоляции, плохой контакт из-за слабой обжимки наконечников, изломы, обрывы и повышенное сопротивление провода. 
     
     
     
     
     

Рис. 5. Вид  поверхности свечи:

а -нормальный, б- свеча покрыта нагаром, в -свеча  покрыта маслом, г- перегретая свеча

Письменная  экзаменационная работа______________________

______________________________________________________

Лист
       20
 
        Техническое обслуживание.

        Распределитель  надо периодически смазывать, проверять  и регулировать зазор между его контактами, следить за состоянием и чистотой деталей.

        При обслуживании следует проверить  крепления распределителя и при необходимости надежно закрепить его. Затянуть гайки октан-корректора, предварительно проверив правильность установки зажигания.

        В случае загрязнения крышку распределителя необходимо снять и тщательно  очистить снаружи и изнутри.

        При смазке кулачка и оси прерывателя  следует соблюдать осторожность, чтобы масло не попало на контакты прерывателя. Если масло или грязь  попали на прерыватель, нужно обязательно протереть контакты замшей, смоченной в чистом бензине.

        Обгоревшие  контакты необходимо тщательно зачистить, пользуясь специальной абразивной пластиной или мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 150. При зачистке контактов следует удалить бугорок на одном из них и несколько сгладить углубление (кратер) на поверхности другого. Это углубление не рекомендуется устранять полностью. Инструмент для зачистки контактов не должен употребляться для обработки других металлов, не быть замасленным или грязным.

        После зачистки контактов нужно обдуть прерыватель воздухом, чтобы удалить пыль, протереть контакты замшей, слегка смоченной в чистом бензине, и установить требуемый зазор между контактами (или угол замкнутого состояния контактов).

        Контакты прерывателя, поверхность которых имеет сероватый цвет и незначительные неровности, чистить не надо. Чтобы проверить, не заедает ли рычажок на оси, необходимо отжать рычажок пальцем и затем отпустить его. Отпущенный рычажок под действием пружины должен со щелчком быстро возвращаться в исходное положение. Если рычажок в исходное положение возвращается медленно, то следует проверить натяжение пружины рычажка прерывателя динамометром, как показано на рис. 6.

Письменная  экзаменационная работа______________________

______________________________________________________

Лист
       21
 
        Прилагать силу к динамометру надо в направлении  оси контактов (перпендикулярно  их поверхности). Снимать показание  динамометра следует в момент начала размыкания контактов прерывателя. Натяжение пружины должно находиться в пределах, указанных в технических условиях для данного типа прерывателя-распределителя (обычно 4,9—6,4Н).

        Проверять характеристики центробежного и в а к у у м н о г о а в т о м а т о в распределителя и синхронность искр, а также установить угол замкнутого состояния контактов следует на специальном стенде СПЗ-12 или ему подобных.

        Периодически  следует поворачивать наружное кольцо шарикоподшипника с целью перемещения выработавшегося участка дорожки качения шариков.

          
     
     
     
     

Рис.6 Проверка натяжения пружины рычажка прерывателя-распределителя.

Письменная  экзаменационная работа______________________

______________________________________________________

Лист
       22
 
    1.6 Основные неисправности  и техническое обслуживание приборов освещения.

       Основные  неисправности. К ним относят перегорание нитей и потемнение колбы ламп, потускнение и загрязнение поверхности отражателя, загрязнение и трещины рассеивателя, снижение светотехнических характеристик и разрегулировка световых пучков фар, окисление и разрушение контактов в электрических соединениях из-за попадания влаги.

       Отклонение  в регулировке фар и недостаточная  сила их света значительно снижают  качество освещения дороги. Неправильная регулировка фар (пучок света  направлен вверх и влево или слишком вниз) приводит к ослеплению водителей встречных автомобилей или к сокращению длины освещаемого участка дороги. Особенно внимательно надо относиться к регулированию фар на автомобилях, оборудованных фарами с галогенными лампами, так как эти фары сильно ослепляют водителей при встречном разъезде в случае неправильной их регулировки.

       Одной из причин снижения светотехнических характеристик приборов освещения  может быть заниженная регулировка  регулятора напряжения или повышенное сопротивление цепи питания фар и других осветительных приборов. Падение напряжения в цепи питания фар не должно превышать 0,5В для 12-вольтовых систем электрооборудования. Повышенная регулировка регулятора напряжения вызывает сокращение срока службы ламп и увеличивает опасность ослепления водителей встречных автомобилей.

             Техническое обслуживание.

        Оптический  элемент является основным узлом  фары, поэтому за ним требуется  особенно тщательный уход. При попадании  внутрь оптического элемента пыли и  грязи сила света снижается. Если на зеркало отражателя осело значительное количество пыли, не следует удалять эту пыль, протирая зеркало тканью через горловину. В этом случае внутреннюю часть элемента нужно промыть водой и затем высушить на воздухе.

Письменная  экзаменационная работа______________________

______________________________________________________

Лист
       23
 
    Если рассеиватель (стекло) треснул или разбился, его  нужно немедленно сменить, так как  иначе зеркало отражателя будет  повреждено пылью и грязью, набившимися через трещины.

    При разборке и сборке оптического элемента запрещается прикасаться рукой к зеркалу отражателя.

    Для замены лампы, вставляемой с тыльной  стороны отражателя, следует снять  карболитовый патрон, предварительно нажав на него и повернув в левую сторону. После этого, не вынимая лампы, удалить пыль с ее цоколя и фланца и затем заменить лампу.

    При смене лампы необходимо следить за тем, чтобы пыль не попала внутрь оптического элемента. Зажимы и штекерные соединения рекомендуется смазывать снаружи смазкой Литол-24.

    Для регулировки света фар следует установить автомобиль (без нагрузки и с нормальным давлением в шинах) на горизонтальной площадке на расстоянии 10 м от стены или вертикального экрана, размещенного в тени перпендикулярно продольной оси автомобиля, после этого выполнить следующее:

    1. Провести линии:

    две вертикальные на расстоянии А, соответствующем  межосевому расстоянию центров фар; эти линии должны быть на одинаковом расстоянии от вертикальной линии перпендикулярной оси автомобиля (рис. 7);

         горизонтальную Б — Б на уровне высоты центра фар от земли; горизонтальную В — В на 300 мм ниже линии центров фар. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Рис.7. Проверка фар со светораспределением «европейский ассиметричный свет».

    
Письменная  экзаменационная работа______________________

______________________________________________________

Лист
       24
 
      2. Включить ближний  свет фар и установить, поочередно  закрывая одну из фар, оптические  элементы, поворачивая винты вертикальной  и горизонтальной регулировки  так, чтобы горизонтальная ограничительная линия освещенного и неосвещенного участка совпадала с линией В—В; наклонные ограничительные линии обеих фар, направленные вверх под углом 15°, исходили из точек пересечения вертикальных линий центров фар с горизонтальной линией В—В (точка Р). Максимально допустимое смещение точки перегиба световой границы от точки Р в наружную сторону не должно превышать 200 мм. При такой регулировке световой пучок дальнего света будет находиться в расчетном положении.

      Регулировку света п р о т и в о т у м а н н ы х ф а р производят поворотом корпуса фары относительно болта крепления в продольной и поперечной вертикальных плоскостях. Для этого необходимо установить фару так, чтобы верхняя граница светового пятна на экране, расположенном па расстоянии 5 м перед автомобилем, совпадала с горизонтальной линией, проведенной на расстоянии 100 мм ниже линии высоты центров фар.

Письменная  экзаменационная работа______________________

______________________________________________________

Лист
       25
 
        1.7 Основные неисправности  и техническое  обслуживание контрольно- измерительных приборов.

        Основные  неисправности. К основным неисправностям спидометра относят неправильное показание скорости движения автомобиля из-за разрегулировки скоростного узла, колебание стрелки спидометра, заедание барабанчиков счетного узла. Перед устранением этих неисправностей необходимо проверить исправность гибкого вала привода спидометра: не ослабло ли крепление гаек, соединяющих гибкий вал со спидометром и с коробкой передач, и не оборван ли трос. В случае обрыва троса необходимо установить причины обрыва. Одной из причин обрыва троса может быть заедание в спидометре. для проверки этого присоединяют конец гибкого вала к спидометру и медленно проворачивают рукой свободный конец троса. При этом не должно быть никаких заеданий и стрелка спидометра не должна отходить от нулевого деления. При резком проворачивании троса в рабочем направлении стрелка должна резко отклониться от нулевого деления, затем свободно вернуться обратно.

        Колебание стрелки спидометра возникает вследствие неправильного монтажа гибкого  вала (плохое закрепление, изгибы с  радиусом менее 150 мм), недостаточного количества смазки внутри оболочки гибкого  вала и отсутствия продольного перемещения  троса внутри оболочки при затянутой до отказа гайке крепления гибкого вала к спидометру. Отсутствие продольного перемещения троса вала объясняется попаданием грязи в отверстие валика спидометра.

        Учитывая  большое разнообразие конструкций  и назначений контрольно-измерительных приборов, ниже в качестве примера приведены основные неисправности магнитоэлектрических у к а з а т е л е й т е м п е р а т у р ы: нарушение герметичности баллона датчика из-за чрезмерных усилий, прикладываемых к гайке датчика при его монтаже на двигателе; в этом случае

Письменная  экзаменационная работа______________________

______________________________________________________

Лист
       26
 
        вода, попадая внутрь датчика, выводит  из строя терморезистор; нарушение  стабильности характеристик терморезистора происходит чаще всего вследствие значительных и длительных перегревов терморезистора в процессе эксплуатации, например работа двигателя без охлаждающей жидкости; смещение стрелки приемника на оси магнита из-за вибраций или ударов; обрыв провода внутри приемника.

        Техническое обслуживание. При обнаружении неисправностей датчика или приемника рекомендуется заменить их исправными, а не подвергать ремонту, так как конструкция приемника и датчика неразборная и ремонту в эксплуатации не подлежит.

        Проверку исправности магнитоэлектрических указателей температуры рекомендуется проводить при 20°С в определенной последовательности, для чего датчик и приемник должны быть сняты с автомобиля.

        Приемник  устанавливают в приспособление в рабочем положении. Датчик помещают в специальную герметичную ванну с водой, закрытую пробкой от автомобильного радиатора, которая дает возможность повышать температуру воды выше 100°С.

        Датчики указателей, предназначенные для замера температуры охлаждающей жидкости, проверяют только в воде, так как при нагревание в масле и отсутствии интенсивного его перемешивания увеличиваются погрешности измерения в результате изменившихся условий теплопередачи.

        Датчики указателей, предназначенные для замера температур- проверяют в масляной ванне.

        П р о в е р к у п р и е м н и к а указателя осуществляют с помощью контрольно, реостата или магазина сопротивлений включенного в цепь приемника вместо датчика при температуре окружающей среды + (205)°С и напряжении 14 или 28 В.

        Перед проверкой показаний приемник выдерживают во включенном состоянии на предельной отметке 110 или 120°С в течение 2 мин. При этом фиксируют значение сопротивления контрольного реостата.

Письменная  экзаменационная работа______________________

______________________________________________________

Лист
       27
 
        1.8 Приборы и стенды  для проверки электрооборудования  автомобилей.

        Все выпускаемые отечественной промышленностью контрольно- испытательные стенды и приборы для проверки технического состояния и регулировки электрооборудования автомобиля можно разделить на две группы: стационарные стенды, служащие для проверки и регулировки приборов, снятых с автомобиля; приборы для проверки и регулировки электрооборудования непосредственно на автомобиле.

        К стационарным стендам относят стенд 532-2М (рис. 8), позволяющий осуществлять контроль технического состояния автомобильных генераторов, реле-регуляторов, реле-прерывателей, указателей поворота, изоляции проверяемого электрооборудования, сопротивление резисторов, выпрямителей и транзисторов, входящих в схемы электрооборудования. Конструкция стенда предусматривает воспроизведение рабочих режимов проверяемого электрооборудования и одновременно контроль за их работой с помощью измерительных приборов. Пределы регулирования частоты вращения 500—5000 и 1000—10000 об/мин. Масса стенда не более 350 кг.

        Анализатор  двигателя К-461 (рис. 9)предназначен для проверки электрооборудования и оценки работы цилиндров карбюраторных двигателей автомобилей. Стенд состоит из осциллографа и устройств для измерения угла опережения зажигания, угла замкнутого состояния контактов прерывателя, напряжения, сопротивления, частоты вращения. С помощью осциллографа осуществляют измерение асинхронизма искрообразования, вторичного напряжения системы зажигания и наблюдения электрических процессов первичного напряжения с наложением и разверткой цилиндров по вертикали; вторичного напряжения с наложением и разверткой цилиндров по вертикали и по горизонтали; напряжения генератора. Масса стенда 110 кг. Сравнение типовой осциллограммы с осциллограммой, наблюдаемой на экране, дает

Письменная  экзаменационная работа______________________

______________________________________________________

Лист
       28
 
         возможность быстро определить общее состояние  системы зажигания и неисправности отдельных ее элементов. 
     
     
     
     
     
     
     
     

        Рис.8 Стенд 532-2М для контроля технического состояния и регулирования приборов

        Электрооборудования

        

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

        Рис.9 Анализатор двигателя К-461  

        Для проверки электрооборудования непосредственно на автомобиле выпускается переносный прибор Э-214 (рис. 10). Прибор позволяет проверить аккумуляторные батареи, генераторы, реле, регуляторы, стартеры, прерыватели-распределители, катушки зажигания и состояние изоляции цепей высокого напряжения.

Письменная  экзаменационная работа______________________

______________________________________________________

Лист
       29
       
     
     
     
     
     
     

       Рис. 10. Прибор для проверки автомобильного электрооборудования Э-214

       Кроме указанных промышленность выпускает  переносный прибор для проверки прерывателей-распределителей Э-213. Выпускается комплект приборов для очистки и проверки свечей зажигания Э-203; автотестер К-484 для проверки электрооборудования и оценки работы цилиндров карбюраторных двигателей автомобилей и др.

        Контрольно-измерительные  приборы проверяют на переносном приборе Э-204, спидометры и тахометры проверяют на специальных контрольных стендах.

Письменная  экзаменационная работа______________________

______________________________________________________

Лист
       30
 
       2. Основные требования безопасности при техническом обслуживании электрооборудования автомобилей.

       Техническое обслуживание электрооборудования  автомобилей нужно проводить  только в предназначенных для  этого местах (постах технического обслуживания и в электроотделениях).

       При выполнении технического обслуживания электрооборудования непосредственно на автомобиле необходимо соблюдать следующие требования безопасности.

       Контрольно- регулировочные работы, выполняемые  на работающем двигателе (проверка работы генератора, регулировка релерегулятора и т. п.), следует проводить на посту, оборудованном местным отсосом отработавших газов.

       Чтобы избежать попадание частей одежды во вращающиеся детали (шкив генератора, лопасти вентилятора и т. п.), перед  началом работы необходимо обшлага  рукавов застегнуть и проверить, нет ли свисающих концов одежды, заправить волосы под головной убор.

       В работе следует применять передвижные  подставки и переходные мостики (работать сидя или стоя на крыле  или буфере запрещается), пользоваться тележкой электрика-карбюраторщика и специализированным инструментом.

       При снятии тяжелых стартеров (типа СТIОЗ, СТ142) с автомобиля необходимо использовать приспособления, облегчающие выполнение этой операции; для транспортирования агрегатов электрооборудования, имеющих значительную массу — тележки со стойками и упорами, предохраняющими агрегаты от возможного падения.

         При осмотре автомобиля следует  пользоваться переносной электрической  лампой напряжением не выше 36 В, а при работе в осмотровой канаве — не выше 12 В. Лампа должна иметь предохранительную сетку для защиты от механических повреждений и отражатель; применение переносных ламп напряжением 127— 220 В запрещается.

   
Письменная  экзаменационная работа______________________

______________________________________________________

Лист
       31
 
       Для обеспечения безопасности проведения работ с электроинструментом, питающимся от электрической сети напряжением выше 36 В, необходимо к работе допускать рабочих, прошедших специальное обучение; электроинструмент хранить отдельно от другого и выдавать его после предварительной проверки исправности;

       перед началом работы надеть защитные приспособления (диэлектрические резиновые перчатки и резиновые сапоги или галоши), имеющие отметку об испытании (штамп или клеймо);

       проверить осмотром надежность изоляции токоведущих проводов, обратив особое внимание на состояние их изоляции в месте выхода из корпуса электроинструмента и не работать им до устранения неисправности; проверить надежность заземления; ремонтировать и смазывать электроинструмент только после отключения его от электрической сети; присоединять электроинструменты к сети только через штепсельные соединения, имеющие заземляющий контакт; не допускать их перегрузки или перекоса сверла; не держать электроинструмент за провод и не касаться рукой вращающихся его частей до полной остановки.

       Во  время проверки генератора, стартера и прерывателя-распределителя на контрольно-испытательных стендах необходимо правильно центрировать и надежно закреплять их в зажимных устройствах во избежание поломок механизмов и нанесения травм работающим.

       Рабочие места слесарей-автоэлектриков необходимо оборудовать верстаками, надежно  закрепленными на полу. Одна половина верхней части верстака должна быть покрыта листовой сталью, а другая — любым не проводящим электрический ток материалом (линолеумом, текстолитом и т. п.). Кроме того, верстак должен иметь свободно выдвигающиеся ящики для хранения инструментов. Со стороны, обращенной к проходам, рабочим местам и окнам, верстаки должны иметь защитную металлическую сетку. Устанавливаемое на них оборудование (тиски, пресс и т. д.) должно быть надежно на них закреплено.

Письменная  экзаменационная работа______________________

______________________________________________________

Лист
       32
 
       Паяльные  работы необходимо проводить в специально отведенных местах, оборудованных местной вентиляцией, удаляющей пыль газы непосредственно от места их образования. Для этого целесообразно применять специальные устройства (вытяжные шкафы), внутри которых размещается ванна с расплавленным припоем. Рабочий, выполняющий паяльные работы, должен иметь защитные очки и резиновый фартук.

       При работе с аккумуляторными батареями необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

       1: Все лица, соприкасающиеся в работе с аккумуляторными батареями, обязаны пройти специальный инструктаж по технике безопасности.

       2. Лица, производящие приготовление  электролита, должны быть проинструктированы о правилах смешивания кислоты с водой в порядке оказания первой помощи при ожогах.

       3. При попадании электролита или кислоты на кожу необходимо немедленно смыть ее обильной струей воды, 10%-ным раствором соды или нашатырного спирта в воде.

       4. После работы с аккумуляторами  и перед принятием пищи необходимо полоскать рот, тщательно вымыть руки горячей водой с мылом. Посещение столовой в спецодежде запрещается. Ежедневно утром, по окончании работы и вечером чистить зубы.

       5. В рабочих местах должны быть  аптечка, содержащая йод, вату, марлю и 10%-ный раствор соды или нашатырного спирта.

       6. Питьевая вода должна быть кипяченой, помещаться в закрытой посуде и храниться в шкафу.

       7. Запрещается курить, а также хранить  продукты и еду в рабочих помещениях.

       8. Уборку полов, столов, верстаков и инструментов нужно производить влажным способом в каждую смену.

       9. При аккумуляторном цехе должна быть оборудована раздевалка и

   
Письменная  экзаменационная работа______________________

______________________________________________________

Лист
       33
 
       умывальное  помещение со шкафом для хранения домашней одежды и отдельно спецодежды.

       10. Транспортирование аккумуляторных батарей вручную независимо от их количества запрещается.

       11. Аккумуляторные зарядные мастерские должны иметь открывающиеся окна.

       12. Пол рабочего помещения (аккумуляторного цеха), где выполняют ремонт аккумуляторов, должен быть кирпичный или бетонный, нескользкий и без выбоин.

       13. Стеллажи, стены и пол должны иметь кислотоупорное покрытие. При этом стены должны иметь гладкую поверхность и покрытие по высоте не менее 1,75 м.

       14. Рабочие столы, где разбирают  и собирают аккумуляторные батареи, должны иметь ровную поверхность без щелей и трещин и покрытие, стойкое по отношению к серной кислоте.

       15. Свинцовый порошок, глет и сурик  для аккумуляторных мастерских необходимо доставлять в металлической, герметически закрытой таре и хранить в отдельном помещении.

       16. Негодные пластины и непригодный  к употреблению свинец и его  отходы нужно хранить в отдельном,  закрывающемся ящике.

       17. В аккумуляторном цехе необходимо  наличие водопровода, чтобы обеспечить  быстрое смывание кислоты, попавшей на рабочего при несчастном случае.

       18, 19. Электропроводка в аккумуляторной  должна быть герметичной и  выполняться в металлических  трубках, покрытых асфальтовым  лаком. Освещение аккумуляторного  цеха и зарядной, а также установки,  находящейся в зарядной, должны быть взрывоопасного исполнения. В помещении зарядной нельзя устанавливать генераторы и открытые Электродвигатели, ее следует оборудовать приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей удаление

   
Письменная  экзаменационная работа______________________

______________________________________________________

Лист
       34
 
       вредных газов, выделяемых при зарядке. Категорически  запрещается курить и пользоваться открытым огнем, так как водород, выделяющийся в процессе зарядки  аккумуляторов, соединяясь с кислородом воздуха, образует легковзрывающийся гремучий газ.

       20. Трещины в мастике аккумуляторных  баков нужно сглаживать нагретым  металлическим предметом. Не допускается  расплавлять мастику на действующей батарее пламенем паяльной лампы, так как газы, находящиеся внутри аккумулятора, могут взорваться.

       21. Электролит следует приготовлять  вливанием тонкой струи серной  кислоты (аккумуляторной) в дистиллированную  воду.

       Не  следует наливать воду в серную кислоту, так как растворение кислоты  в воде идет бурно и сопровождается разбрызгиванием, что может вызвать тяжелые ожоги. Приготовлять электролит в стеклянной нетермостойкой посуде запрещается, так как она может лопнуть от теплоты, выделяющейся при растворении серной кислоты. Хранение кислоты и электролита допускается только в специально отведенном помещении с кислотоупорным полом и стенами.

       22. В помещении для зарядки аккумуляторных  батарей не должны производиться  другие работы (разборка, сборка, ремонт). Температура в помещении зарядной  должна быть не ниже + 10°С.

       23. Зарядное помещение должно быть  оборудовано умывальниками, бачками  с раствором питьевой соды, а  также противогожарными средствами (огнетушителями, водой, песком, лопатками  и др.).

       24. При одновременной зарядке десяти  и более аккумуляторных батарей заряд должен происходить в изолированных помещениях, оборудованных стеллажами.

       25. Если одновременно под зарядкой  находится менее десяти аккумуляторных  батарей, ее можно выполнять  в общих помещениях ремонтных  цехов, но аккумуляторные батареи  обязательно должны быть установлены в вытяжном шкафу. Шкафы по своему устройству должны

Письменная  экзаменационная работа______________________

______________________________________________________

Лист
       35
 
       исключать возможность просачивания водорода в помещение.

       26. При заряде аккумуляторных батарей  нельзя пользоваться нагрузочной  вилкой.

       27. Соединение аккумуляторных батарей, находящихся под зарядкой, необходимо осуществлять посредством плотно прилегающих освинцованных зажимов, исключающих возможность искрения. Запрещается соединение аккумуляторных батарей проволокой.

Письменная  экзаменационная работа______________________

______________________________________________________

Лист
       36
 
        Заключение

       Необходимость и целесообразность  технического осмотра газораспределительного механизма и ремонт коленчатого вала обусловлено прежде всего неравнопрочностью их составных частей (сборочных единиц и деталей).

     При длительной эксплуатации газораспределительного механизма и коленчатого вала (их составных деталей) автомобили достигают такого состояния, когда техническое обслуживание и даже ремонт становится технически невозможными или экономически нецелесообразными. В этом случаи они направляются на текущий или капитальный ремонт.

     Техническое обслуживание газораспределительного механизма и своевременный ремонт коленчатого вала позволяют сохранить автомобиль длительное время в рабочем состоянии. Работы, выполняемые при техническом обслуживании обеспечивают исправность и полный (либо близко к полному) ресурс автомобиля или агрегата путем восстановления и замены любых сборочных единиц и деталей. При своевременном техническом осмотре и ремонте около 70- 75% деталей автомобилей могут быть использованы повторно, либо без ремонта, либо после небольшого ремонтного воздействия.

     Детали, полностью исчерпавшие свой ресурс и подлежащие замене, составляют 25-30% всех деталей. Это поршни, поршневые кольца подшипники качения и другие. Количество деталей износ рабочих поверхностей, которых находятся в допустимых пределах, что позволяют использовать их без ремонта, достигает 30-35% остальные детали автомобиля 40-45% могут быть использованы повторно только после их восстановления. К ним относятся большинство наиболее сложных, металлоемких и дорогостоящих деталей автомобиля, в частности блок цилиндров, коленчатый и распределительный валы, головка цилиндров и другие.

       Организация технического обслуживания и ремонтов автомобилей в нашей стране постоянно  уделялось большое внимание. Одной из прогрессивных

Письменная  экзаменационная работа______________________

______________________________________________________

Лист
       37
 
       тенденций в отечественной практике технического обслуживания и ремонта деталей и узлов автомобиля в частности газораспределительного механизма и коленчатого вала, широкое распространения получил агрегатный метод.

       Он  осуществляется путем полной замены не работоспособных агрегатов новыми или заранее отремонтированными. Агрегатный метод отделяет процессы индустриального ремонта от работ по их демонтажу и монтажу в эксплуатационных условиях, что способствует значительному сокращению простоев автотранспорта.

       Необходимость систематизации и углубления знаний о ремонте автомобилей повышает роль научных исследований в этой области.

       В 30-х годах под руководством профессора В.В.Ефремова группой сотрудников МАДИ совместно с работниками НИИАТа впервые были проведены исследования, в результате которых была разработана планово-предупредительна система технического обслуживания и ремонта автомобилей.

       В настоящие время имеется сеть ремонтных баз, автосервисов для проведения технического осмотра автомобилей. В ГИБДД МВД РФ каждый автомобиль проходит технический осмотр и диагностику на предмет исправности всех узлов т деталей с целью предупреждения дорожно-транспортных происшествий. Создана сеть учебных заведений по подготовки квалифицированных специалистов для технического обслуживания и ремонтов автомобилей.

   
Письменная  экзаменационная работа______________________

______________________________________________________

Лист
       38
 
       Приложение 2

       Данные  для проверки работы реле-регулятора

       

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      
Письменная  экзаменационная работа______________________

______________________________________________________

Лист
       42

Информация о работе Техническое обслуживание электрооборудования