Система охлаждения, жидкостная и воздушная

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:45, курсовая работа

Описание

Жидкостная и воздушная системы охлаждения двигателей применяются для охлаждения различных двигателей. Из названий этих систем явствует, что в них принудительный отвод теплоты осуществляется с помощью жидкости или воздуха. Но ряд нюансов не явствует из названий и их можно понять только при ближайшем рассмотрении той или иной системы охлаждения двигателей.

Содержание

2. Список рекомендуемой литературы………………………………...…5
3. Введение……………………………………………………………....…6
4. Система охлаждения, жидкостная и воздушная………………………7
a. Назначение системы охлаждения……………………………….…..7
b. Устройство системы охлаждения……………………………..…....8
c. Жидкостная система охлаждения……………………………..……8
d. Как устроена и работает воздушная система охлаждения…….…15
e. Принцип работы системы охлаждения……………………………16
f. Основные неисправности системы охлаждения. Способы устранения неисправностей системы охлаждения……………….17
g. Техническое обслуживание, системы охлаждения………………..21
5. Охрана труда и санитарные требования……………………………….24
6. Заключение………………………………………………………………26
7. Список источников.(литературы, сайтов)……………………………..27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа, по теме система охлаждения.doc

— 492.00 Кб (Скачать документ)

 

Рис. 5. Неразборный радиатор (а) и кожух (б) вентилятора двигателя: 1 — пробка; 2 — горловина; 3,4— бачки; 5 — сердцевина; 6 — патрубок; 7, 8 — клапаны; 9 — кожух; 10 — уплотнитель

Для направления воздушного потока через радиатор и более  эффективной работы вентилятора  за радиатором установлен стальной кожух  9 вентилятора (рис. 5, 6), состоящий из двух половин. Обе половины кожуха имеют резиновые уплотнители 10, которые уменьшают проход воздуха к вентилятору помимо радиатора и предохраняют от поломок кожух и радиатор при колебаниях двигателя на резиновых опорах крепления. Радиатор не имеет жалюзи и утепляется в случае необходимости специальным съемным чехлом-утеплителем. Радиатор автомобиля, приведенный на рис. 6, — разборный, с горизонтальным расположением трубок и вертикальным расположением охлаждающих пластин. Радиатор не имеет заливной горловины и выполнен двухходовым — охлаждающая жидкость входит в него и выходит через левый бачок, который разделен перегородкой. Бачки радиатора пластмассовые. Левый бачок 8 имеет три патрубка, через которые соединяется с расширительным бачком, термостатом и выпускным патрубком головки блока цилиндров. Правый бачок 1 имеет сливную пробку 10, в нем установлен датчик 3 включения вентилятора. К бачкам через резиновые уплотнительные прокладки Скрепится сердцевина 2радиатора. Она состоит из двух рядов алюминиевых круглых трубок и алюминиевых пластин с насечками. В части трубок вставлены пластмассовые турбулизаторы в виде штопоров. Двойной ход жидкости через радиатор, насечки на охлаждающих пластинах и турбулизаторы в трубках обеспечивают турбулентное движение жидкости и воздуха, что повышает эффективность охлаждения жидкости в радиаторе. Алюминиевая сердцевина и пластмассовые бачки существенно уменьшают массу радиатора. Радиатор установлен на трех резиновых опорах 9. Две опоры находятся снизу под левым и правым бачками, а третья опора — сверху. Резиновые опоры и прокладки между сердцевиной и бачками делают радиатор нечувствительным к вибрациям.

 

Рис. 6. Разборный радиатор (а) и электровентилятор (6) двигателя: 1, 8— бачки; 2 — сердцевина; 3 — датчик; 4 — прокладка; 5 — вентилятор; 6 — электродвигатель; 7 — кожух; 9 — опора; 10 — пробка

 

Вентилятор увеличивает скорость и количество воздуха, проходящего через радиатор. На двигателях автомобилей устанавливают четырех- и шестилопастные вентиляторы. Вентилятор 15 двигателя (см. рис.3) — шестилопастный. Лопасти его имеют скругленные концы и расположены под утлом к плоскости вращения вентилятора. Вентилятор крепится накладкой 16 и болтами 17 к ступице и приводится во вращение от шкива коленчатого вала. На некоторых двигателях (см. рис. 6) применяется электровентилятор. Он состоит из электродвигателя 6 и вентилятора 5. Вентилятор — четырехлопастный, крепится на валу электродвигателя. Лопасти на ступице вентилятора расположены неравномерно и под углом к плоскости его вращения. Это увеличивает подачу вентилятора и уменьшает шумность его работы. Для более эффективной работы электровентилятор размещен в кожухе 7, который прикреплен к радиатору. Электровентилятор крепится к кожуху на трех резиновых втулках. Включается и выключается электровентилятор автоматически датчиком 3 в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.

   

        Как устроена и работает воздушная система охлаждения.

     Цилиндры двигателей с воздушной системой охлаждения (автомобили ЗАЗ, ЛуАЗ, мотоциклы, мотороллеры, мопеды) охлаждаются встречным потоком воздуха и потоком воздуха, создаваемого специальной воздушной турбиной (вентилятором). (Рис.7)

Рис. 7. 1-турбина, с вентилятором.

     В таких двигателях цилиндры и головки цилиндров с внешней стороны имеют ребра с целью увеличения поверхности, обдуваемой воздухом. Турбина создает воздушный поток, который обдувает цилиндры с головкой и картер. Для направления воздушного потока устанавливают направляющие кожухи (дефлекторы). В направляющем кожухе может устанавливаться специальная заслонка, соединенная с термостатом. Это позволяет автоматически регулировать воздушный поток в зависимости от температуры двигателя. Такие двигатели не имеют рубашки охлаждения, радиатора и других приборов, присущих жидкостной системе охлаждения. Поэтому они легче двигателей с жидкостным охлаждением, проще в обслуживании из-за отсутствия жидкости, у них меньшая чувствительность к колебаниям температуры, особенно в районах с холодным климатом. К недостаткам двигателей с воздушным охлаждением относится неравномерность охлаждения цилиндров многоцилиндрового двигателя по окружности, что вынуждает изготавливать их в отдельности и затем собирать в блок; большая тепловая напряженность, приводящая к ухудшению весового наполнения цилиндров, что ведет к снижению мощности и экономичности двигателя, ускоренному его износу; повышенный шум при работе; расход мощности на привод воздушной турбины больший, чем на привод вентилятора.

 

 

 

    1. Принцип работы системы охлаждения.

 

        При непрогретом двигателе основной клапан термостата 19 (рисунок 2) закрыт, и охлаждающая жидкость не проходит через радиатор 10. В этом случае жидкость нагнетается насосом 17 в рубашку охлаждения 8 блока и головки цилиндров двигателя. Из головки блока цилиндров через шланг 3 жидкость поступает к дополнительному клапану термостата и попадает вновь в насос. Вследствие циркуляции этой части жидкости двигатель быстро прогревается. Одновременно меньшая часть жидкости поступает из головки блока цилиндров в обогреватель (рубашку) впускного трубопровода двигателя, а при открытом кране - в отопитель салона кузова автомобиля.

       При прогретом двигателе дополнительный клапан термостата закрыт, а основной клапан открыт. В этом случае большая часть жидкости из головки блока цилиндров попадает в радиатор, охлаждается в нем и через открытый основной клапан термостата поступает в насос. Меньшая часть жидкости, как и при непрогретом двигателе, циркулирует через обогреватель впускного трубопровода двигателя и отопитель салона кузова. В некотором интервале температур основной и дополнительный клапаны термостата открыты одновременно, и охлаждающая жидкость циркулирует в этом случае по двум направлениям (кругам циркуляции).

 

     Количество циркулирующей жидкости в каждом круге зависит от степени открытия клапанов термостата, чем обеспечивается автоматическое поддержание оптимального температурного режима двигателя. Расширительный бачок 6, заполненный охлаждающей жидкостью, сообщается с атмосферой через резиновый клапан, установленный в пробке 7 бачка. Бачок соединен шлангом с наливной горловиной радиатора, которая имеет пробку 9 с клапанами. Бачок компенсирует изменения объема охлаждающей жидкости, и в системе поддерживается постоянный объем циркулирующей жидкости.

 

 

 

2.4. Основные неисправности системы охлаждения. Способы устранения  неисправностей системы охлаждения.

        Жидкосная система ожлаждения.(смотри  табл.1)

Таблица 1.

ПРИЧИНА

СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ

 

Перегрев двигателя (по указателю  температуры)

Низкий уровень  охлаждающей жидкости

Восстановить уровень охлаждающей жидкости.

Ослабление  ремня вентилятора

Отрегулировать натяжение ремня вентилятора.

Пережатие шлангов

Заменить шланги системы охлаждения.(патрубки.)

Отсутствует доступ потока воздуха к радиатору

Очистить радиатор или убрать препятствия (противотуманные фары и др.)

Неисправна  пробка горловины радиатора

Заменить пробку горловины радиатора.

 

Образование воздушных  пробок в системе охлаждения

Удалить воздух из системы охлаждения.

Неисправен  термостат

Заменить термостат.

Поломка валика насоса или срыв крыльчатки

Заменить насос.

Засорение радиатора

Промыть радиатор.

Засорение каналов  системы охлаждения

Промыть систему охлаждения.

Отложения накипи в охлаждающих каналах

Отремонтировать или замените блок цилиндров. Накипь будет видна при снятии деталей системы охлаждения или при удалении заглушек каналов.

Концентрация  антифриза превышает 68%

Восстановить  нормальный состав охлаждающей жидкости.

Неисправность датчика или указателя температуры

Отремонтировать или заменить неисправный прибор.

Потеря охлаждающей  жидкости вследствие утечки или вспенивания

Заменить жидкость, отремонтировать или заменить неисправные детали.

 

 Двигатель не прогревается до нормальной температуры

Неисправен  термостат

Заменить термостат.

   

 

Потери охлаждающей жидкости (выброс)

Уровень жидкости выше нормы

Восстановить уровень охлаждающий жидкости.

   

Образование в  системе охлаждения воздушных пробок (иногда наблюдается "извержение" жидкости)

Удалить воздух из системы охлаждения.

Недостаточная концентрация антифриза, вследствие чего понижается точка кипения

Восстановить нормальный состав жидкости охлаждения.

Старение антифриза  или загрязнение

Заменить жидкость охлаждения.

 

 

Утечки, обусловленные  ослаблением хомутов шлангов, крепежных  элементов, сливных пробок, неисправностью шлангов или радиатора

 

 

Выполнить прессовку системы и найдите места течи, отремонтировать.

   
   

Неисправна  пробка горловины радиатора

Заменить пробку горловины радиатора.

 

 Попадание охлаждающей жидкости в масло (блок цилиндров)

Повреждение прокладки  головки цилиндров

Заменить прокладку головки целиндров.

Трещины в головке  цилиндров, всасывающем коллекторе или в блоке цилиндров

Заменить неисправные детали.

 

Уровень жидкости не восстанавливается

Низкий уровень  жидкости

Долить до отметки FULL.

Течь в системе  охлаждения

Выполнить опрессовку системы и найдите места течи, отремонтировать.

Неплотно закрывается  пробка радиатора, повреждение или  отсутствие прокладки

Отремонтировать, прокладку заменить.

Неисправна  пробка радиатора

Заменить пробку радиатора.

Засорена или  течет трубка расширительного бачка

Устранить дефекты.

Засорены вентиляционные отверстия расширительного бачка

Прочистить  вентиляционное отверстие.

 

Шумы

Задевание крыльчатки вентилятора за кожух

Отрегулировать положение кожуха, проверить состояние опор двигателя.

Ослабление  крыльчатки на валу насоса

Заменить центробежный насос.

Изношен (проскальзывает ремень привода)

Заменить или смазать ремень силиконовой смазкой.

Ослабление  ремня вентилятора

Отрегулируовать натяжение ремня.

Шероховатость шкива

Заменить шкив.

Износ подшипника насоса

Снять ремень и  убедиться, что шум исходит от насоса. Заменить насос.

Плоскости шкивов смещены (перекос ремня)

Проверить совмещение плоскостей шкивов. При необходимости отремонтировать.

 

В радиатор отопителя жидкость не поступает

   

Перегиб шлангов радиатора отопителя

Устранить перегиб или заменить шланг.

Деформация  патрубка или каналов радиатора  отопителя

Отремонтировать или заменить радиатор.

Засорен или  пережат выпускной патрубок термостата

Удалить накипь или устранить пережатие.

Засорение перепускного отверстия всасывающего коллектора

Прочистить.

Неисправен  кран отопителя

Заменить кран отопителя.

Засорение канала охлаждающей жидкости во всасывающем  коллекторе

Прочистить или замените коллектор. Сразу после остановки двигатель переходит в состояние "теплового отмокания". Это обусловлено повышением температуры охлаждающей жидкости на неработающем горячем двигателе, при отсутствии циркуляции через радиатор. Если температура двигателя превышает точку кипения, то наблюдается "переливание" жидкости. Допускается редкое проявление такого эффекта.


 

 

        Основные неисправности воздушной системы охлаждения:

Повреждение перьев охлаждение,  устранение замена поврежденных деталей.

Засорение воздушных  каналов, прочистка каналов, не работа воздушной турбины.

 

 

 

 

 

  1. Техническое обслуживание, системы охлаждения.

 

 

        Техническое обслуживание системы охлаждения заключается в проверке уровня воды в радиаторе и ее доливке, подтяжке всех соединений и сальников, смазке подшипников водяного насоса и вентилятора, регулировке натяжения ремня вентилятора и водяного насоса, проверке работы термостата, промывке и удалении накипи в  системе охлаждения.

        При контрольном осмотре перед  выездом проверяется уровень  и отсутствие течи охлаждающей  жидкости. Наиболее вероятным местом течи являются сальник водяного насоса, соединения шлангов с патрубками, радиатор и сливные краники. Герметичность системы лучше всего проверять на холодном двигателе, потому что на горячем двигателе незначительная течь воды испаряется и будет незаметна.

       В зимнее время уход за системой  охлаждения усложняется. От водителя  требуется особое внимание, чтобы  предотвратить переохлаждение двигателя  и замерзание воды, так как  это может привести к замораживанию  блока цилиндров, радиатора и других приборов системы охлаждения и выводу из строя двигателя. В зимнее время необходимо: в систему охлаждения заливать горячую воду, хорошо подогревать двигатель перед его пуском, для предупреждения переохлаждения на радиатор надевать утеплительный капот, подогревать двигатель при кратковременных остановках, сливать воду при длительных стоянках. Горячую воду перед пуском двигателя следует заливать при открытых сливных краникая блока цилиндров до тех пор, пока из них не потечет горячая вода,

     В  не утепленных гаражах или при безгаражном хранении воду из системы охлаждения после рабочего дня следует обязательно сливать. Слив воды производится при горячем двигателе. Для слива воды открываются все сливные краники и пробка радиатора. После спуска воды сливные краники оставляют открытыми.

      В движении необходимо следить  за температурой охлаждающей  жидкости, регулируя ее в пределах 75—98°С с помощью жалюзи, а в  зимнее время — с помощью  жалюзи и клапана утеплительного   капота.

       При ЕТО очищают радиатор от пыли, грязи и растительных остатков. Проверяют внешним осмотром герметичность узлов, соединений системы, исправность и работоспособность шторок или жалюзи и при необходимости устраняют подтекания и неисправности. Проверяют уровень охлаждающей жидкости в радиаторе. Доливают в систему охлаждения только чистую и мягкую воду через воронку с сеткой.

        При ТО-1 проверяется натяжение ремня и смазка подшипников вентилятора и водяного насоса, а также исправность жалюзи и пробки радиатора. Натяжение ремня проверяется путем нажатия большим пальцем на середину ремня с усилием 3—4 кгс и измерения прогиба, который должен быть 10—15 мм.

 

     При СТО проверяется работа термостатов, промывается система охлаждения. В соответствии с предстоящим сезоном заменяется охлаждающая жидкость на воду или антифриз, снимаются или надеваются утеплительные капоты, закрываются или открываются краны обогрева кабины.

     Для  проверки термостаты снимают  и помещают в сосуд с термометром  и водой, нагретой до 90—200°  С. При температуре 80— 85° С центральный клапан термостата должен начать закрываться и полностью закрыться при температуре 68—72° С. Неисправный термостат заменяется новым. Когда отложения накипи незначительны, систему охлаждения промывают чистой водой, подаваемой по шлангу из водопровода. Термостаты перед промывкой снимают.

      При большом отложении накипи  систему охлаждения промывают  2%-ным растворам соляной кислоты  с добавлением ингибитора. Ингибитором  является уротропин, добавляемый  в количестве 1,5 г на 1 л раствора. Залитый в систему охлаждения раствор должен находиться в ней в течение 15 мин при температуре 50—60° С. После этого раствор сливают, а систему охлаждения промывают чистой  водой.

 

  1. Охрана труда и санитарные требования.

 

 

        При работе на осмотровых канавах и  подъемных  устройствах  следует выполнять следующие требования при постановке машины на осмотровую канаву (эстакаду) вести машину с малой скоростью и следить за правильным  положением  колес  относительно направляющих ребер  осмотровой канавы; поставленную на  осмотровую  канаву или подъемное устройство машину следует затормозить стояночным тормозом  и установить упоры под колеса; пользоваться переносными лампами в осмотровой канаве можно только с напряжением не выше 12 В; не курить  и  не  зажигать открытого огня под машиной; не следует складывать инструмент и  детали  на раму, подножки и другие места, откуда  они  могут  упасть  на  работающих; перед съездом с канавы (эстакады) убедиться, что под  машиной  нет  людей,

      Особой осторожности требует обращение с  антифризом.  Эта  жидкость содержит в себе сильнодействующий яд — этилен-гликоль, попадание  которого в организм приводит к тяжелому отравлению.  Тара,  в  которой  хранится  и перевозится антифриз,  должна  иметь  надпись  «Яд»  и  опломбировываться.

       Категорически запрещается переливать низкозамерзающие жидкости при  помощи шланга путем засасывания ртом. Заправка автомобиля антифризом производится непосредственно  в  систему   охлаждения.   После   обслуживания   системы охлаждения, заправленной антифризом, необходимо тщательно мыть  руки.  При случайном  попадании  антифриза  в  организм  пострадавший   должен   быть немедленно доставлен в медицинский пункт для оказания помощи.

Информация о работе Система охлаждения, жидкостная и воздушная