Фальсификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:35, доклад

Описание

Фальсификация товаров появилась на заре развития человечества с возникновением сначала товарного, а затем и товарно-денежного обмена. В основе этого социального явления лежало стремление определенной части людей побольше взять, поменьше дать. Однако обман не всегда был преднамеренным, а являлся следствием незнания одной из сторон действительной ценности обмениваемых товаров.

Работа состоит из  1 файл

Фальсификация товаров появилась на заре развития человечества с возникновением сначала товарного.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)

Фальсификация товаров появилась на заре развития человечества с возникновением сначала  товарного, а затем и товарно-денежного  обмена. В основе этого социального  явления лежало стремление определенной части людей побольше взять, поменьше дать. Однако обман не всегда был преднамеренным, а являлся следствием незнания одной из сторон действительной ценности обмениваемых товаров. 

Так, в древнейшей и более поздней истории немало фактов такой неосведомленности  одной из сторон и преднамеренного  обмана другой. Достаточно вспомнить индейцев Южной и Центральной Америки, обменивавших золото на малоценные испанские товары, а то и просто приносящих его в дар испанцам еще до завоевания их земель. Русские купцы в обмен на металлические изделия, продукты питания, «огненную воду» (водку) за бесценок скупали у народов Восточной Сибири и Крайнего Севера дорогие меха (соболя, куницы и т. п.). Европейские мореплаватели обменивали дешевые бусы, зеркальца и другие недорогие товары на натуральный жемчуг, раковины у народов Африки и Юго-Восточной Азии. 

Перечень товаров, неравноценно обмениваемых путем обмана купцом покупателя, можно еще продолжить. Постепенно появляется сословие купцов (торговцев), основным видом деятельности которых становится торговля. При  этом наиболее успешно она идет у тех купцов, которые обладают знаниями свойств товаров и на этой основе могут распознавать их разные виды, подвиды, сорта и места происхождения. Такие знания позволяют предотвратить риск от обмана продавцов, так как наряду с честными ремесленниками — производителями и продавцами товаров заявленного вида, наименования и надлежащего качества появляются обманщики, изготавливающие и реализующие подделки. К наиболее фальсифицируемым товарам древности следует отнести золото, серебро, ювелирные изделия, драгоценные и полудрагоценные камни, вино, мед. 

Отсутствие единых и поверенных средств измерения (мер, весов и т. п.) служило основанием для обмеров и обвесов, т. е. количественной фальсификации. 

Увеличение объемов  реализуемых фальсифицированных товаров  вызывало необходимость распознавать разные виды и сорта подлинных товаров, знать способы их производства, а также преднамеренные (субъективные) и непреднамеренные (объективные) отклонения от них, вследствие чего появлялся товар с ухудшенными свойствами. Иногда применяемые способы фальсификации были опасны для потребителя, так как фальсификаторы не осознавали степень вреда, а при отсутствии строгих мер наказания чувствовали свою безнаказанность. 

Первые попытки  предотвратить фальсификацию товаров  и средств измерения предпринимались в библейских заповедях Моисея и других пророков. Заповеди Иисуса Христа: «...не кради; не лжесвидетельствуй; не обижай...» (Евангелие от Марка. Гл. 10) также можно отнести к нравственно-этическим способам воздействия на ту часть людей, которые приходили послушать Христа, но в земной жизни были не всегда праведны. Фальсификация товаров рассматривалась как обман ближнего, как воровство с помощью недостоверной информации. 

Несмотря на сильное воздействие религиозных  заповедей в древности и Средневековье, обман ближнего с помощью различного рода подделок был распространен достаточно широко. В определенной мере этому способствовало и отсутствие или недостаточность правового регулирования в области производства и торговли фальсифицированными товарами. 

Возникновение и развитие в Средние века ремесленничества, объединение отдельных ремесленников  в цеха, а купцов — в гильдии  дали импульс к разработке и применению определенных цеховых или городских  норм и правил, в том числе и  морально-этических, устанавливающих определенные требования к товарам и торговле ими. Так, в Германии существовали цеховые уставы и распоряжения городских властей, согласно которым запрещалось продавать некачественные пищевые продукты (непропеченный, подгоревший, черствый хлеб, мясо падших или слишком молодых животных и т. п.). Надзор за продажей пищевых продуктов осуществляли рыночные смотрители. При приеме в отдельные цеха ремесленников (мясников, булочников), купеческие гильдии давалась присяга на честность. 

При отсутствии государственных норм ответственности и наказания за обман покупателей применялись меры общественного воздействия или наказания, порой достаточно жестокие. Так, в Германии булочников, которые подмешивали в тесто вредные примеси, сажали в клетку и до трех раз окунали в реку. Фальсификаторов других продуктов заставляли съедать поддельные продукты или выпивать некачественные напитки (вино, пиво и др.). 

Постепенно в  передовых европейских странах  общественность начинает осознавать необходимость  перехода от призывов и мер воздействия эпизодического характера к правовому регулированию установления и применения норм и правил, регламентирующих деятельность по предупреждению и наказанию за производство и реализацию фальсифицированных товаров. 

Примером такого воздействия общественности могут служить частные инициативы лондонской медицинской газеты «The Lancet» в Англии и Вольного экономического общества в России. В 1851 г. руководство газеты поручило специалистам исследовать пробы продуктов лондонского рынка. Результаты обследования, опубликованные в газете, потрясли английскую общественность. Все 49 проб хлеба были с примесями. При обследовании оказались фальсифицированными 70 % проб кофе, 65 % проб молока, сыра, какао, пива, консервов и пряностей. 

Как следствие  этого, по поручению английского парламента была создана комиссия из выдающихся физиков, химиков, медиков и промышленников для разработки проекта реформы по борьбе с подделками реализуемых товаров. Работа комиссии завершилась принятием парламентом в 1860 г. Закона о фальсификации пищевых продуктов. В 1872 г. в Закон были внесены дополнения в виде строгого уголовного наказания за подделки. Позднее в Англии был принят и Закон о пищевых продуктах в связи с массовой продажей поддельного маргарина. 
 

Однако Англия не может претендовать на пальму первенства по законодательству в области фальсификации. Впервые закон о подделках товаров был принят во Франции в 1851 г. Вызвано это было массовым распространением фальсификации товаров, а также требованиями французской общественности к ведению борьбы с подделками на государственном уровне. 

В Германии, где  борьба с фальсификацией уже производилась  с помощью цеховых уставов, распоряжений городских властей, Закон о подделках  пищевых продуктов, игрушек, красок, обоев, посуды для приготовления пищи был принят в 1879 г. Это был один из наиболее жестких европейских законов в сфере производства и реализации фальсифицированных товаров. При этом фальсификацией считалась и неумышленная реализация подделок: «Ибо по роду своей деятельности купец обязан был знать». Наказание за реализацию таких подделок было достаточно жестким. 

К концу XIX в. законы о фальсификации были приняты во многих европейских странах: Франции (1851), Англии (1872), Германии (1879), Италии (1890), Бельгии (1891), Австрии и Швейцарии (1892). Эти законы предусматривали ответственность и наказания разной степени тяжести за производство и реализацию подделок товаров (термин «фальсифицированные товары» появился значительно позднее). По-разному трактовалось и понятие о подделке товаров. 

Так, в законах  Англии и Австрии это понятие  не распространялось на неумышленную реализацию фальсифицированных товаров  по незнанию, что оставляло определенные лазейки фальсификаторам, так как  умышленную подделку порой трудно доказать. В законе Германии незнание или неумение продавца фальсифицированных товаров распознать подделку не освобождало его от наказания. 

Меры наказания, предусмотренные в законах разных стран, также были разными и зависели от степени тяжести наносимого потребителю  вреда: от штрафов до арестов, лишения гражданских прав, почетных званий и даже тюремного заключения сроком от одного до шести месяцев и более. Однако это были более гуманные меры по сравнению со Средневековьем, когда фальсификаторы предавались смертной казни. Так, в Германии за фальсификацию пива отрубали голову, в России — били кнутом, ссылали на каторгу, а при многократной вине применялась и смертная казнь. 

Борьба с фальсификацией, особенно продовольственных товаров, проводилась и в России. Первые известные меры по борьбе относились к предупреждению количественной и стоимостной фальсификации хлеба в XVII в. в Москве. Выбор продукта был неслучаен. Хлеб являлся основным продуктом питания большей части населения России. 

Поэтому в Москве, где преобладало потребление покупного хлеба, специальным указом правительства были установлены «указные» (фиксированные указом) цены на хлеб, в основном на штучные калачи. Специальный подьячий следил за тем, чтобы цены на хлеб не завышались, а калачники пекли хлеб установленного веса. Для сведения: калачи — круглый пшеничный хлеб в форме сгибеня с дужкой — пеклись только из пшеничной муки и фиксированной массой, ценой в одну или две деньги, или грош, или алтын. 

Контроль облетался  тем, что пекари-калачники селились в специальных слободах (например, в Калашной слободе на Пресне) и торговали в калашном ряду. 

Можно также  предположить, что специальные подьячие, осуществлявшие контроль за «указными» ценами, должны были проводить и  идентификацию по качеству, проверяя по цвету наличие примесей к пшеничной муке других видов сырья (ржаной, гороховой, ячменной муки). Добавки более дешевых видов муки широко использовались не только в Москве, но и по всей России, что обеспечивало скрытое повышение цен. 

Проводя параллель  с современностью, можно вспомнить середину 90-х годов XX в., когда было введено ограничение на повышение цен на хлеб. Тогда многие хлебозаводы и мелкие пекарни стали выпускать батоны и буханки меньшей массой (примерно на 50—200 г), что позволяло скрыто повышать цены в обход указа президента. 

Архивные документы  свидетельствуют о том, что вопрос о фальсификации в нашей стране не относится к числу новых. В  правление Петра I были приняты указы о торговле пищевыми товарами на рынках столицы. Так, Сенатский Указ от 18 сентября 1713 г. предписывал: «В мясных рядах скотину бить и продавать по-прежнему здоровую, а ежели у кого явится больная, то такой не бить и не продавать и смотреть крепко, чтобы тайно того мясники не делали». 

В Указе 1718 г. запрещалась  продажа «нездорового съестного харча и мертвечины» и устанавливались жесткие меры наказания: «за первую вину будет бит кнутом, за вторую — сослан на каторгу, за третью — учинена будет смертная казнь». 

В Указе 1722 г. предписывалось «несвежее мясо бросать собакам  или велеть закапывать в землю в особливых местах, а ежели у кого для продажи явится какая мертвечина и за то таковых бить кнутом и, вырезав ноздри, ссылать на каторгу на урочные годы». Надзор за качеством продукции был возложен на полицию. Указами Сената (1756 г.) определялись права полиции, которая должна была следить также за ценами на пищевые продукты на рынках: «Пристав должен посещать рынки своей части, и буде усмотрит жалобу или дороговизну, то о том, чего сам исправить не может, предлагать управе». 

Однако несмотря на тяжесть наказаний, учреждение в помощь полиции специальных служб, осуществляющих надзор за доброкачественностью продукции, проблема оставалась острой и в середине XVI11 в., и в начале XIX в. Свидетельством этому служит принятие указов, датированных 1837, 1841, 1861, 1866 гг. Так, согласно Уставу о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1855 г.), устанавливался штраф до 100 руб. на виновных за «приготовленные к продаже или продажу съестных припасов или напитков, вредных для здоровья или испортившихся, а равно подделку посуды из вредных для здоровья материалов» (ст. 115) или предусматривался арест сроком до одного месяца. 

В Законе от 12 мая 1890 г. к приготовлению для продажи  и к самой продаже было приравнено хранение фальсифицированных товаров  в торговых и промышленных помещениях. Были увеличены наказания: штраф — до 300 руб. и арест — до 3 месяцев. 

Среди пищевых  продуктов, которые упоминались  в законодательстве, были хлеб, мясо (1845 г.), коровье масло, маргарин и  искусственное масло, жиры (1891 г.). В  дальнейшем список пополнили пчелиный мед, кофе, молоко, мука, пиво, сахарин, чай, суррогаты женского молока и др. 

В начале XX в. в России вновь поднимается вопрос о фальсификации продуктов. Профессор В. Е. Таиров, располагая информацией о фальсификациях виноградного вина, обратился к ведущим ученым страны с предложением высказать свое мнение о подделках, с которыми они встречаются по роду своей деятельности. На основе присланных материалов В. Е. Таиров разработал проект закона «О фальсификации пищевых продуктов» (см.: Материалы по вопросу о фальсификации пищевых продуктов. СПб., 1901; Частный проект законов по инициативе В. Е. Таирова. Одесса: Вестник виноделия, 1901). Однако этот закон по каким-то соображениям не был принят. Не принят он в России и до сих пор. 

В дореволюционной  России, несмотря на упомянутые меры по борьбе с фальсификацией товаров, подделывалось  значительное количество товаров, особенно реализуемых на рынках или разносчиками (например, молочницами). Грешили этим мелкие и средние купцы. Причем зачастую многие знали места и производителей фальсифицированной продукции, но должной борьбы на государственном уровне с ними на велось. 

В. А. Гиляровский  в книге «Москва и москвичи»  так описывает одно из подобных мест — Сухаревку: «Покупатель необходимого являлся сюда с последним рублем, зная, что здесь можно дешево купить, и в большинстве случаев его надували. Недаром говорили о платье, мебели и прочем «Сухаревской работы». 

Информация о работе Фальсификация