Автомобильный общественный транспорт в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:27, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования заключается в том, что проблемы городского общественного транспорта стали предметом пристального исследования ученых во многих странах мира, независимо от политической системы, размеров территории, численности населения и т.п.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 92.04 Кб (Скачать документ)
      1. Контроль транспортных тарифов осуществляется по направлениям:

- Определение порядка построения тарифов в различных секторах транспортного рынка

- Установление общего уровня тарифов на отдельные виды перевозок и других транспортных услуг

- Ограничение сверху или в ряде случаев снизу отдельных тарифов и расценок на транспорте.

    1. Налоговое регулирование – через систему федеральных, местных и специальных налогов (на топливо, дорожный налог, выполненный грузо- и пассажирооборот и т.д.)

    Основная  цель налогового регулирования –  стимулировать или, напротив, ограничить приток предпринимателей в те или  иные секторы транспортного рынка.

    Государство может осуществлять финансирование крупных проектов в области транспорта или покрытие текущих убытков  транспортных предприятий, рентабельность которых не может быть обеспечена – городские автобусные перевозки  и т.д.

    Государственные органы осуществляют разработку и контроль выполнения экологических стандартов и норм безопасности и охраны труда  на транспорте.

    К основным формам государственного контроля относятся:

  1. Проверка исполнения – наиболее распространенная форма, является необходимым элементом оперативного руководства и связана с выработкой практических рекомендаций и предложений по своевременному и точному выполнению решений
  2. Инспектирование – контроль над соблюдением установленных государством правил, стандартов в отдельных сферах деятельности, отраслях экономики
  3. Ревизия – контроль над соблюдением установленных государством правил хозяйствования
  4. Надзор – форма контроля, наиболее тяготеющая к государственному правовому регулированию. Используется для контроля над соблюдением законов, установленных государством норм, правил, стандартов.

  Лицензирование на автомобильном транспорте осуществляется во многих странах Западной Европы, а также в США, Канаде, Японии. При этом в различных странах имеются свои особенности в определении объекта лицензирования. В Англии действуют три вида лицензий:

      1. А - дает право выполнять перевозки грузов по заказам клиентов и за их счет
      2. В – перевозить не только грузы по заказам сторонних клиентов, но и собственные грузы
      3. С – только собственные грузы.

    В Бельгии, Дании и Нидерландах  лицензии должны иметь только профессиональные перевозчики. В Швейцарии различий между профессиональными и ведомственными перевозчиками не проводится. Во Франции  лицензируется деятельность транспорта общего пользования по зонам перевозок:

Дальние (по всей территории страны)

Средние (обычно около 200 км)

Местные.

    В Германии при выполнении перевозок  на расстояния более 50 км лицензии обязаны  получить профессиональные перевозчики, с подвижным составом любой вместимости  и грузоподъемности, ведомственные  перевозчики при эксплуатации подвижного состава грузоподъемностью свыше 4 тонн. При выполнении перевозок  местного назначения (до 50 км) лицензирование необходимо только для профессиональных перевозчиков. В Финляндии лицензируются только коммерческие перевозки. В США для выполнения перевозок в местном сообщении лицензии обязаны получить профессиональные перевозчики (лицензированию перевозка  сельскохозяйственных грузов не подлежит). Для перевозки внутри штата лицензируется деятельность не только профессиональных, но и ведомственных перевозчиков. Лицензии за рубежом выдаются, как правило, исполнительными органами государственной власти или их полномочными представителями. Требования к предпринимателю сводятся к подтверждению его хорошей репутации и профессиональной пригодности. Среди требований к транспортному предприятию – финансовая состоятельность, наличие производственно-технических возможностей для выполнения заявленной деятельности (в том числе сервисные обслуживания автомобилей). При выдаче лицензий во всех странах практически, проверяется профессиональная подготовка заявителя. Лицензии являются платными, стоимость конкретной лицензии зависит от типа подвижного состава, его пассажировместимости или грузоподъемности, вида выполняемых работ, а также сроков действия лицензии.

    Основными документами являются разрешение на выполнение перевозок (лицензия)  и  документ индефикации автотранспортного  средства (регистрационный ярлык-знак). Регистрационный документ должен находиться в кабине водителя и содержать, как  правило, информацию о типе, марке  и регистрационном номере автомобиля. При нарушении правил пользования  лицензией перевозчик может быть предупрежден, оштрафован или лишен  лицензии.

    При работе без лицензии – наказывают крупным штрафом, а в Финляндии  могут быть заключены перевозчики  в тюрьму сроком до шести месяцев. 
 

2. Анализ системы  городского общественного  автомобильного транспорта  в Республике Башкортостан  и ГО г. Уфы 

2.1 Рынок городского автомобильного транспорта в РБ 

Переход к конкурентным условиям предоставления населению социально-значимых товаров  и услуг – смешанных и частных  благ обозначил ряд общих проблем: трудности финансирования, недостаточно эффективная структура производства, неспособность государственных  предприятий конкурировать с  рыночными агентами и т.д. Среди  смешанных благ особая роль принадлежит  общественному транспорту, создающему социально-значимые услуги. В России он обеспечивает 85% подвижности населения  по сравнению с 3% в США и 20% в  странах западной Европы. На перевозки  пассажиров в городском и пригородном  сообщении приходится более 98% объема всех пассажирских перевозок страны[9, с7].

    Поэтому городской пассажирский транспорт является одним из важнейших элементов социально-экономической инфраструктуры, а его устойчивое и эффективное функционирование – необходимая предпосылка формирования благоприятных условий жизни населения.

       В Республике Башкортостан городской  пассажирский транспорт (ГПТ)  является неотъемлемой частью  ее транспортной системы и  характеризуется не столько спадом, сколько стихийностью и неупорядоченностью  изменений. Организация транспортного  обслуживания населения возложена  действующим законодательством  республики на органы местного  самоуправления, но, учитывая, что городское  население составляет в Башкортостане  около 65% от общей численности  населения, проблема обеспечения  устойчивого функционирования городского  пассажирского транспорта носит  общереспубликанский характер.

Более 80 % горожан республики постоянно  пользуется услугами ГПТ. В настоящее  время на долю последних приходится около 65% общего объема перевозок пассажиров всеми видами транспорта республики и 25,5% пассажирооборота. Все города и более 10 поселков городского типа республики имеют внутригородской автомобильный транспорт, а в г. Уфа представлены также трамваи и троллейбусы, в г. Стерлитамак - троллейбусы, в г. Салават- трамваи.

           Перевозка пассажиров в городском  и пригородном сообщений осуществляется  около 5000 автобусами по 1200 маршрутам,  в том числе ГУП «Башавтотранс»  перевозит пассажиров 2235 автобусами  по 918 городским и пригородным  маршрутам. Коммерческие структуры  осуществляют  перевозку пассажиров 1423 автобусами по 73 городским и  пригородным маршрутам, индивидуальными  предпринимателями перевозка осуществляется 1700 автобусами по более 300 городским  и пригородным маршрутам.

        Легковые таксомоторные перевозки  осуществляют около 300 юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей  с использованием около 4000 тыс.  автомобилей, в том числе 3 предприятия  ГУП «Башавтотранс» на 110 автотранспортных  средствах, 54 коммерческие структуры  на 2200 автомобилях, 220 индивидуальных  предпринимателей на 1400 единицах  транспорта. 

Таблица 2.1

Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования в Республике Башкортостан, млн. человек.

  2000 2005 2006 2007 2008 2009
Транспорт – всего

В том  числе:

718,6 810,2 784,1 772,5 788,1 666,0
железнодорожный 8,9 10,2 10,6 9,7 9,3 6,9
автобусный 387,6 530,1 553,6 567,9 590,3 497,7
таксомоторный 0,4 0,2 0,4 0,2 0,1 -
троллейбусный 184,7 173,0 149,0 132,4 127,5 108,3
трамвайный 136,5 96,1 70,3 61,3 59,8 52,0
Внутренний  водный 0,2 0,2 0,2 1,0 1,1 1,1
воздушный 0,3 0,4 0,0 - - -

    Изучение динамики технико-экономических  показателей позволяет сделать  вывод о том, что, начиная  с 2000 г. тенденцией развития  городского пассажирского транспорта  стала стабилизация его деятельности (табл. 2.2).

Однако  объем перевозки пассажиров все  еще значительно ниже, чем в 1995 г. Это обусловлено рядом обстоятельств. Так, снижение численности промышленно-производственного  персонала в республике с 1959 тыс. человек в 1995 году до 1783 тыс. человек  в 2003 году повлекло за собой снижение потребностей населения в трудовых поездках и, как следствие, сокращение, а в ряде случаев и закрытие отдельных автобусных маршрутов.

 Сокращение  культурных и бытовых поездок  граждан (в первую очередь за  товарами, работами, услугами для  личного пользования) также оказало  влияние на снижение потребности  населения в услугах городского  пассажирского транспорта. При этом  нельзя не учитывать и бурный  рост автомобилизации республики. Увеличение числа легковых автомобилей  в собственности граждан повлекло  за собой изменение пассажиропотоков  на всех видах городского сообщения.

Стабилизация  работы городского пассажирского транспорта происходила на фоне продолжающегося  снижения числа автобусов, эксплуатируемых  государственными и муниципальными предприятиями и быстрого роста  числа автобусов в частной  собственности юридических и  физических лиц, получивших лицензию на перевозку пассажиров. Это также  повлияло на структуру маршрутной сети, но не столько из-за изменения структуры  собственников, сколько в результате изменения структуры имеющегося у них подвижного состава: снизилось  число автобусов большой и  особо большой вместимости, а  прирост осуществлялся за счет автобусов  малого и преимущественно малого класса. Сокращение числа автобусов  на государственных и муниципальных  предприятиях дополнялось снижением  уровня их использования. 
 

Таблица 2.2

Перевозки пассажиров транспортом общего пользования  по видам сообщения в Республике Башкортостан, млн. человек 

  1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009
Внутригородское сообщение

Всего, млн. чел.

 
 
809,7
 
 
616,2
 
 
508,9
 
 
454,9
 
 
433,4
 
 
423,8
 
 
344,8
Автобусное 467,5 294,0 239,8 234,4 239,3 235,1 184,8
Троллейбусное 207,1 184,7 173,0 148,9 132,0 127,0 108,0
Трамвайное 134,2 136,0 961,0 702,2 612,0 598,0 520,0
Таксомоторное, тыс. чел. 918,0 368,7 168,8 405,0 160,7 65,9 -
Внутреннее  водное, тыс. чел. 77,6 140,5 151,3 157,4 150,4 145,8 110,0

Информация о работе Автомобильный общественный транспорт в РБ