Валютные клиринги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:25, доклад

Описание

Валютный клиринг включает набор обязательных элементов, таких как: систему клиринговых счетов, объем клиринга (все платежи по товарообороту или только их часть подлежит учету), валюту клиринга, объем технического кредита (предельно допустимое сальдо задолженности одной стороны другой, рассчитываемое как процент от оборота или в виде абсолютной величины), систему выравнивания платежей, схему окончательного выравнивания сальдо по окончании действия межправительственного соглашения.

Работа состоит из  1 файл

ПОНЯТИЕ ВАЛЮТНОГО КЛИРИНГА.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

Проект МКС основан  на следующих принципах.

1. Членами его должны  быть центральные банки, которые должны предоставлять руководящим органам любую экономическую информацию. МКС открывал бы им текущие счета в банкорах - мировых кредитных деньгах -и выполнял взаимные безналичные расчеты между ними и, кроме того, наблюдал за обоснованным выпуском банкор.

2. МКС обязан был  выпустить вместо золотых денег  банкоры, которые приравнивались  бы к конкретному количеству  золота и служили бы базой  для определения валютных паритетов  и покрытия дефицита платежных  балансов, то есть для межгосударственных расчетов. Антизолотая направленность проекта МКС, основанного на международной валютной единице, отражала интересы Великобритании, обеспечивая независимость ее валютной политики от США, где в этот период было сосредоточено почти 75% официальных запасов золота капиталистического мира.

3. Сальдо взаимных  расчетов через МКС должно  было покрываться с помощью  взаимных кредитов стран-членов. С этой целью предусматривалось  открытие кредита странам-членам  в форме овердрафта (сверх остатка  на текущих счетах) без предварительного депонирования золота либо иностранной алюты.

4. Для каждой страны  обязана была устанавливаться  квота в количестве 75% реднего  размера ее внешней торговли  за три предвоенных года вне  зависимости от объема ее официального  золотого запаса и национального дохода. Это соответствовало интересам Великобритании.

5. В проекте Кейнса  была сделана оговорка о роли  МКС в закреплении валютных  зон, особенно стерлинговой, согласно  с интересами английских монополий.

6. По замыслу Кейнса, квота обязана была служить инструментом регулирования задолженности страны по отношению к МКС, выступающему одновременно кредитором и должником.

Основная идея проекта  МКС проста: валютная выручка одной  страны обязана использоваться другой страной, но предложенные Кейнсом пути ее выполнения сложные.

В итоге обсуждения на Бреттонвудской конференции этот проект был подвергнут острой критике со стороны США, и официально победил  план Уайта о послевоенной реформе  мировой валютной системы. Однако идеи Кейнса о необходимости государственного и межгосударственного регулирования нашли воплощение в ЕПС, в Бреттонвудской и Ямайской валютных системах и до сих пор оказывают воздействие на международные валютные и кредитные отношения.

2.2Клиринговые союзы в развивающихся странах

Новым явлением стали многосторонние взаимные расчеты развивающихся стран в рамках их региональных экономических и валютных группировок.

Характерные черты их взаимных международных расчетов следующие:

* расчеты проводятся  без валютных ограничений;

* валютой платежей служит денежная единица одной из стран-участниц или третьей страны, или транснациональная (региональная) валютная единица;

* расчеты выполняются  через центральные банки, уполномоченные  банки либо фонды;

* сальдо многосторонних  расчетов погашается путем предоставления кредитов странам-должникам.

К началу 2000-х гг. 87 развивающихся  стран заключили 148 двухсторонних  клиринговых соглашений. 4 многосторонних клиринга охватывают 13 стран Латинской  Америки, 8 - Карибского бассейна, 13 - Западной Африки, 7 - Азии. В 1961 г. создан многосторонний клиринг стран - участниц Центральноамериканского общего рынка - Центральноамериканская расчетная палата. Валюта клиринга -- региональная валютная единица - Центральноамериканское песо, приравненная к доллару США. Взаимные зачеты охватывают до 90% суммы платежей.

 

Соглашение о многосторонних платежах и взаимных кредитах (Соглашение Мехико, 1966 г.) охватывает более 20% товарооборота 12 стран - участниц Латиноамериканской ассоциации интеграции. Покрытие дебетовых  сальдо взаимных расчетов выполняется через специальный фонд. Система многосторонних зачетов и погашения сальдо разрешает экономить примерно 75% конвертируемой валюты стран-участниц.

В 1968 г. создан Арабский платежный  союз в рамках «Общего рынка» арабских стран, организованного в 1964 г. Валютой многосторонних взаимных расчетов с 1975 г. служит региональная валютная единица - арабский динар.

С целью совершенствования  внутризональной торговли стран  Азии и Тихого океана и ослабления зависимости от доллара США и  фунта стерлингов с 1975 г. функционирует Азиатский клиринговый союз (АКС). Валютой клиринга служит азиатская валютная единица. В состав АКС входят Бангладеш, Индия, Иран, Непал, Пакистан, Шри Ланка и, кроме того, Бирма. Клиринговая палата находится при центральном банке Ирана. Банки стран - членов АКС предоставляют взаимные краткосрочные кредиты в количестве 1/12 национального экспорта и получают кредит, эквивалентный 1/24 импорта для покрытия сальдо взаимных зачетов.

Ломейские соглашения развивающихся  стран об ассоциации с ЕС к тому же устанавливают принципы регулирования взаимных платежей.

В рамках Карибского общего рынка создан многосторонний клиринг  с расчетами в национальных валютах  через центральный банк Тринидада  и Тобаго.

Экономисты обосновали, что в экономическом сообществе государств Западной Африки вместо двухсторонних клиринговых соглашений образован многосторонний клиринг с участием центральных банков ряда стран Африки. Валютой клиринга является западноафриканская валютная единица.

 

Как свидетельствует экономическая действительность, через Западноафриканскую клиринговую палату выполняются почти все расчеты по текущим операциям платежного баланса. Погашение сальдо взаимных расчетов выполняется каждый месяц любой конвертируемой валютой по соглашению стран. Многосторонний клиринг стран Западной Африки обеспечивает экономию иностранной валюты благодаря оплате импорта из стран региона национальными валютами и за счет coкрaщения курсовых потерь при обмене валют.

Взаимные расчеты стран - участниц валютно-экономических группировок регламентируются соглашениями о клиринговом, платежном либо валютном союзе. Соглашение о клиринге регулирует совместные операции на основе взаимного зачета требований, что облегчает международные расчеты, разрешает экономить официальные валютные резервы. При возникновении дополнительных экспортных возможностей страны испытывают трудности в их реализации, так как экспорт ограничен объемами импорта участников валютного клиринга. Платежный союз в известной мере компенсирует этот недостаток валютного клиринга, так как сальдо по проводимым в его рамках операциям покрывается взаимными банковскими кредитами либо через специальный фонд, созданный за счет взносов стран-участниц. Цель платежного союза развивающихся стран - обеспечить взаимную конвертируемость их валют и взаимное кредитование для покрытия дефицита платежного баланса. Операции платежного союза обычно выполняются через уполномоченный банк либо специально созданный фонд. В отличие от клирингового и платежного союза валютный союз развивающихся стран предполагает более плотное валютное сотрудничество, учитывая создание межгосударственного центрального банка для регулирования денежного обращения и международных расчетов.

 

Клиринговые и платежные  союзы ослабляют зависимость  развивающихся стран от иностранного капитала, помогают им совместно преодолевать трудности совершенствования.

Развитие валютного  клиринга в России

С начала 1991 года получил  бурное совершенствование внутренний валютный клиринг - межбанковский и  биржевой, который ранее находился в зачаточном состоянии. Стимулирование совершенствования и упорядочение деятельности валютного клиринга в стране явилось знaчительным направлением в работе Центрального банка Российской Федерации в области валютного регулирования. В течение двух лет (начало 1991 года - начало 1993 года) были созданы и получили лицензии Банка России на организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шесть специализированных межбанковских валютных бирж: Московская межбанковская валютная биржа, Санкт-Петербургская валютная биржа, Уральская региональная межбанковская валютная биржа. Сибирская межбанковская валютная биржа. Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа и Ростовская межбанковская валютная биржа. Были сняты многие ограничения с операций по купле-продаже наличной иностранной валюты физическими лицами через уполномоченные банки (телеграмма Банка России от 27 июля 1992 года № 162-92).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не можно не признать, что ускоренное совершенствование  валютного рынка "подогревалось" механизмом обязательной продажи части валютной выручки организаций (учреждений, предприятий), который был введен с начала 1991 года соответствующим Указом Президента СССР (Указы Президента Российской Федерации от 30 декабря 1991 года № 335 "О формировании Республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 году" и от 14 июня 1992 года № 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин") и, кроме того, изданные на основании этих Указов Инструкции Банка России от 22 января 1992 года » №3 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями и гражданами валюты в Республиканский валютный резерв Российской Федерации, валютные фонды республик, краев и областей в составе Российской Федерации, стабилизационный валютный фонд Банка России" и от 29 июня 1992 года № 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, утвержденными письмом Банка России от 15 сентября 1992 года № 17, телеграммой Банка России от 31 декабря 1992 года № 286-92 и письмом Банка России от 28 июня 1993 года № 41. В последствии, требования содержащиеся в вышеназванной инструкции претерпевали неоднократные изменения. В настоящее время действующим нормативным актом, регламентирующим порядок продажи предприятиями части экспортной выручки является Инструкция ЦБ Pоссийской Федеpации №7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" в редакции от Указаний ЦБР №580-У от 18/06/1999г.

 

Анализируя названные нормативные акты, можно сделать вывод о поступательном совершенствовании механизма обязательной продажи в сторону унификации применяемых при совершении разных операций курсов рубля к иностранным валютам, сближения уровней этих курсов, возрастания в пользу рынка доли валютной выручки, подлежащей продаже в обязательном порядке и, кроме того, юридически более точной и экономически более обоснованной регламентации правил совершения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.

В настоящее время  можно с уверенностью сказать, что внутренний валютный рынок в России вышел на качественно новый уровень своего совершенствования, когда каждый субъект хозяйственной деятельности или гражданин (а не только производитель экспортной продукции) имеет свободный доступ к нужным ему ресурсам валютного рынка, обслуживаемого достаточно развитой банковской инфраструктурой и, в целом, квалифицированным персоналом уполномоченных банков.

Распад Союза ССР  и образование суверенного государства  Российской Федерации привели к необходимости ведения Россией самостоятельной экономической политики, в том числе денежно-кредитной политики - и валютной, как составляющей последней. В этой связи, а, к тому же включая, что многие положения 3акона СССР ''О валютном регулировании" практически (но не юридически) перестали действовать (например, статьи 6, 7, 8, 11, 12, 19 Закона), очень актуальной стала задача разработки и скорейшего введения в действие аналогичного закона Российской Федерации.

 

 

 

 

 

Вступление в силу Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном клиринге" в ноябре 1993 года открыло новый этап валютного регулирования (сейчас он является России действующим законодательным актом в редакции Федеральных законов от 29.12.98 № 192-ФЗ, от 05.07.99 № 128-ФЗ). В названном Законе Российской Федерации с учетом накопленного опыта были уточнены и развиты некоторые основные понятия валютного регулирования, принципиально изменены структура и содержание по сравнению с Законом СССР.

Во втором разделе ("Валютное регулирование") введена новая статья "Защита валюты Российской Федерации" (ст. 2) с знaчительнейшим положением о том, что расчеты между резидентами выполняются в валюте Российской Федерации без ограничений. В статье 3 подтверждено право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в Российской Федерации, которое защищается государством наряду с правом собственности на иные объекты собственности. Установлено к тому же, что виды обязательных платежей государству (налогов, сборов, пошлин и других безвозмездных платежей) в иностранной валюте определяются законами Российской Федерации. В статье 4 более подробно регламентированы вопросы деятельности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.

Кардинально изменен  раздел о валютном контроле (раздел Ш Закона). Органами валютного контроля названы Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Впервые в юридический оборот введен институт "агентов валютного контроля". В этом разделе Закона определены к тому же функции органов и агентов валютного контроля; права и обязанности резидентов и нерезидентов, выполняющих в Российской Федерации валютные операции; ответственность резидентов, в том числе уполномоченных банков, и нерезидентов за нарушение валютного законодательства. Также, зафиксированы права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля.

Закон Российской Федерации  «О валютном регулировании и валютном клиринге», отдельные неточности и  недостатки которого еще, предстоит  исправлять, является главным источником валютного законодательства Российской Федерации и знaчительнейшим шагом вперед в совершенствовании системы валютного регулирования в стране.

Информация о работе Валютные клиринги