Валютные клиринги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:25, доклад

Описание

Валютный клиринг включает набор обязательных элементов, таких как: систему клиринговых счетов, объем клиринга (все платежи по товарообороту или только их часть подлежит учету), валюту клиринга, объем технического кредита (предельно допустимое сальдо задолженности одной стороны другой, рассчитываемое как процент от оборота или в виде абсолютной величины), систему выравнивания платежей, схему окончательного выравнивания сальдо по окончании действия межправительственного соглашения.

Работа состоит из  1 файл

ПОНЯТИЕ ВАЛЮТНОГО КЛИРИНГА.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)


ПОНЯТИЕ ВАЛЮТНОГО КЛИРИНГА

Клиринг (англ. clearing) - система безналичных  расчетов по ценным бумагам, товарам  и услугам посредством зачета встречных требований и обязательств; внутри страны осуществляется через  специальные расчетные палаты (межбанковский  К.); в международной торговле - в форме межгосударственных (межправительственных) клиринговых валютных соглашений, (Валютный К.) о взаимном погашении задолженности друг другу, возникающей из проводимых операций по внешнеторговым договорам. См. также клиринг валютный.

Клиринг валютный (англ. currency clearing) - клиринг  в международной торговле; осуществляется в форме межправительственных соглашений, оговаривающих: 1) систему клиринговых  счетов; 2) объем К.в. 3) клиринговую  валюту (согласованную валюту расчетов); 4) объем технического кредита (предельно допустимое сальдо торгового баланса); 5) систему выравнивания платежей по товарообороту (погашение задолженности при помощи только товарных поставок - К.в. без права конверсии) либо с привлечением клиринговой и свободно конвертируемой валюты (К.в.с ограниченной или полной конверсией); 6) схему окончательного погашения сальдо по истечении срока межправительственного соглашения.

 Клиринговая деятельность —  деятельность по определению  взаимных обязательств сбор, сверка, корректировка информации по и зачету по поставкам товаров и услуг  и расчетам по ним.

Клиринг валютный   применяется   при  межгосударственных расчетах на основе соглашения правительств этих государств. Отношения сторон строятся на взаимном зачете встречных  требований и обязательств, вытекающем из стоимостного равенства товарных поставок и оказываемых услуг.

 

Валютный клиринг включает набор  обязательных элементов,  таких как:  систему клиринговых счетов, объем  клиринга (все платежи по товарообороту или только их часть подлежит учету), валюту клиринга, объем технического кредита (предельно допустимое  сальдо  задолженности  одной стороны другой,  рассчитываемое  как  процент от оборота или в виде абсолютной величины), систему выравнивания платежей, схему окончательного  выравнивания  сальдо  по окончании действия межправительственного соглашения.

Процесс клиринга очень важен для  развития  международной торговой деятельности   . Чем  выше  степень  организации рынка, тем важнее роль клиринговых систем для его участника .

Процесс клиринга важен тем , что  он обеспечивает не только расчеты  между участниками клиринга,  но и содержит  в  себе механизм гарантии  выполнения  обязательств сторон на  рынке, тем самым улучшает качество рынка ,  повышает его  ликвидность и  сохраняет целостность . Клиринговая палата выступает гарантом выполнения обязательств по сделкам.  Контрактные обязательства  заключаются  с  клиринговой палатой ,  а не друг с другом. Это уменьшает затраты на совершение сделок и позволяет рынкам эффективно действовать.

Процесс клиринга обеспечивают клиринговые  палаты, которые могут быть организованы как государственные или    как  коммерческие  организации.  Статус  клиринговой  палаты определяется тем, какие функции она будет  выполнять.

Развитие торговой деятельности    в России требует создания клиринговых учреждений т.к в условиях нестабильности курса национальной валюты , кризиса неплатежей , общего кризиса банковской системы , клиринг порой единственное средство для проведения торговых операций .

Целью валютного клиринга  является  обеспечение  соблюдения валютного  законодательства при осуществлении  валютных операций.

 

Основными направлениями валютного  клиринга являются:

а) определение соответствия проводимых  валютных  операций действующему  законодательству  и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами  обязательств в  иностранной валюте перед  государством,  а  также  обязательств  по  продаже иностранной  валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и  объективности  учета  и  отчетности  по валютным  операциям,  а  также  по операциям  нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный клиринг  в  Российской  Федерации  осуществляется органами валютного контроля и их агентами.

Органами валютного контроля в  Российской Федерации являются Центральный  банк  Российской  Федерации,  а  также  Правительство Российской  Федерации  в  соответствии с законами Российской Федерации.

Агентами валютного  клиринга являются организации, которые  в соответствии  с законодательными актами Российской Федерации могут  осуществлять функции валютного  контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам  валютного контроля.

Уполномоченные банки  являются агентами валютного  контроля, подотчетными Центральному банку Российской Федерации.

Органы  валютного  клиринга  в  пределах  своей  компетенции издают  нормативные  акты, обязательные к исполнению всеми  резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

Органы  и  агенты  валютного  клиринга  в  пределах своей компетенции:

а) осуществляют контроль за проводимыми  в Российской Федерации резидентами  и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству,  условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

б) проводят проверки валютных операций резидентов   и нерезидентов в  Российской Федерации.

Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности  и  документации  по  валютным  операциям  резидентов и нерезидентов.

Резиденты  и  нерезиденты,  осуществляющие в Российской Федерации валютные операции,  а также нерезиденты,  осуществляющие операции с валютой  Российской  Федерации  и  ценными  бумагами  в валюте Российской Федерации, имеют право:

а) знакомиться  с  актами  проверок,  проведенных  органами  и агентами валютного клиринга;

б) обжаловать   действия   агентов   валютного клиринга   соответствующим  органам  валютного  контроля,  а также действия органов   валютного   контроля   в   порядке,   установленном законодательством Российской Федерации;

в) на другие права,  установленные  настоящим Законом  и  иными  законодательными актами Российской Федерации.

Резиденты  и  нерезиденты,  осуществляющие в Российской Федерации валютные операции,  а также нерезиденты,  осуществляющие операции с валютой  Российской  Федерации  и  ценными  бумагами  в валюте Российской Федерации, обязаны:

а) представлять  органам  и  агентам  валютного  контроля  все запрашиваемые  документы  и  информацию  об осуществлении валютных операций;

б) представлять органам  и агентам валютного контроля объяснения  в  ходе  проведения  ими  проверок,  а  также  по их результатам;

в) в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной органами и агентами валютного контроля, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;

г) вести  учет  и  составлять  отчетность  по  проводимым  ими валютным операциям, обеспечивая  их сохранность не менее пяти лет;

д) выполнять требования (предписания) органов  валютного  контроля об устранении выявленных нарушений;

е) выполнять другие   обязанности,   установленные  законодательством Российской Федерации.

Резиденты,  включая  уполномоченные  банки,  и нерезиденты, нарушившие  положения статей  2  -  8  настоящего  Закона,  несут ответственность в виде:

а) взыскания  в  доход  государства всего полученного  по недействительным в силу настоящего Закона сделкам;

б) взыскания в доход  государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

2. Резиденты,  включая  уполномоченные банки,  и нерезиденты  за отсутствие учета валютных  операций,  ведение  учета   валютных операций с нарушением  установленного порядка,  непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации в  соответствии  с  пунктом  2  статьи  13 настоящего  Закона несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы,  которая не была учтена,  была учтена ненадлежащим  образом или по  которой документация и информация не были представлены в установленном порядке.  Порядок привлечения к ответственности в случаях, предусмотренных настоящим пунктом,  устанавливается Центральным банком Российской Федерации в соответствии с  законами Российской Федерации.

 

 

 

3. При  повторном   нарушении  указанных  в   настоящей статье положений,  а  также  за  невыполнение  или ненадлежащее выполнение  предписаний  органов валютного  клиринга резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

а) взыскания в доход  государства сумм,  указанных  в  пункте  1 настоящей статьи,  а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого  Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации;

б) приостановления действия или  лишения  резидентов,  включая  уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного клиринга лицензий и разрешений;

в) других санкций,  установленных  законодательством Российской Федерации.

Взыскание упомянутых в  настоящей статье сумм штрафов и  иных санкций производится органами валютного клиринга,  в том  числе  по представлению  агентов  валютного контроля,  с юридических  лиц - в бесспорном порядке, а с  физических лиц - в судебном.

Должностные лица юридических  лиц - резидентов, в том числе уполномоченных банков,  и юридических лиц - нерезидентов,  а также физические лица,  виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и  гражданско - правовую ответственность в  соответствии  с законодательством  Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Должностные лица органов  и  агентов  валютного  клиринга  в    пределах компетенции этих органов имеют право:

а) проверять все документы,  связанные  с  осуществлением  ими функций валютного  клиринга,  получать  необходимые  объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о  нарушениях  в  сфере валютного законодательства;

б) приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления упомянутых в настоящей статье  документов и информации;

в) приостанавливать действие или  лишать  резидентов,  включая  уполномоченные  банки,  а также  нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций;

г) на   другие права, предусмотренные законодательством  Российской Федерации.

Органы  и  агенты  валютного клиринга, и их должностные  лица обязаны сохранять ставшую  им  известной  при  выполнении  функций валютного контроля коммерческую тайну резидентов и нерезидентов.

Органы валютного клиринга и их должностные  лица  в  случае ненадлежащего  осуществления возложенных  на них обязанностей могут привлекаться  к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

История становления  валютного клиринга

В международных расчетах используются валютные клиринги - расчеты, основанные на обязательном зачете взаимных требований и обязательств стран. Международный (валютный) клиринг отличается от национального (внутреннего) клиринга, появившегося в середине XVIII в. (Лондонская расчетная палата с 1775 г.).

Во-первых, зачеты по внутреннему  клирингу между банками производятся в добровольном порядке, а по валютному  клирингу - в обязательном: при наличии клирингового соглашения между странами экспортеры и импортеры не имеют права уклоняться от расчетов по клирингу.

Во-вторых, по внутреннему  клирингу сальдо зачета немедленно оплачивается деньгами, а при валютном клиринге возникает проблема погашения сальдо.

В-третьих, валютный клиринг  оформляется соглашением между  правительствами либо банками двух и более стран, а внутренний клиринг - соглашением между национальными  банками. Валютные клиринги впервые  стали широко применяться в международных  расчетах в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.

Причинами их введения явились: неуравновешенность платежных балансов, неравномерное распределение золото-валютных резервов, отмена золотого стандарта  во внутреннем денежном обращении, инфляция, валютные ограничения, обострение конкурентной борьбы. Цели валютного клиринга разны в зависимости от валютно-экономического положения страны: 1) выравнивание платежного баланса без затрат золото-валютных резервов; 2) получение льготного кредита от контрагента, имеющего активный платежный баланс; 3) ответная мера на дискриминационные действия другого государства (например, Великобритания ввела клиринг в ответ на прекращение платежей Германией английским кредиторам в 30-х гг.); 4) безвозвратное финансирование страной с активным платежным балансом страны с пассивным платежным балансом.

 

Фашистская Германия применяла валютный клиринг как  метод дополнительного ограбления западноевропейских, особенно оккупированных ею стран.

В начале 1942 г. клиринговые  соглашения с Германией подписали 17 из 20 стран континентальной Западной Европы. Валютный клиринг использовался ею для безвозвратного финансирования поставок сырья и продовольствия из этих стран. Задолженность в немецких марках зачислялась на клиринговой счет и не покрывалась поставками из Германии. В сентябре 1944 г. она достигла 42 млрд марок (около 2,5 млрд долл.) по сравнению с 567 млн марок в 1935 г.

Впервые валютный клиринг  был введен в 1931 г. В марте 1935 г. было подписано 74 клиринговых соглашения, в 1937 г. - 169. Они охватывали 12% размера международной торговли. После второй мировой войны в связи с кризисом платежных балансов, «долларовым голодом», усилением инфляции и валютных ограничений, истощением золото-валютных резервов большинства стран Западной Европы количество двухсторонних клирингов увеличилось с 200 в 1947 г. до 400 в 1950 г. На них приходилось 2/3 внутриевропейского товарооборота.

Информация о работе Валютные клиринги