Технические средства таможенного контроля в оперативной работе таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 22:38, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение темы «Технические средства таможенного контроля в оперативной работе таможенных органов».
В рамках достижения поставленной цели мной были поставлены следующие задачи:
Анализ используемых современных технических средств таможенного контроля;
Определить основные задачи таможенных органов, применяющих ТСТК;
Обозначить тенденции развития ТСТК.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Технические средства таможенного контроля:
1.1 Определение, задача, цель и основные преимущества ТСТК ………6
1.2 Классификация ТСТК…………………………………………………..7
1.3 Использование технических средств при проведении таможенного контроля………………………………………………………………………10
2. Задачи должностных лиц таможенных органов, требующие применения технических средств …………………………………………………………....20
3. Направления развития технических средств таможенного контроля…..22
Заключение
Список используемых источников
Приложение

Работа состоит из  1 файл

ТСТК2.docx

— 81.41 Кб (Скачать документ)

Применяемые способы и средства различаются  по научно-техническому принципу, положенному  в их основу, по конструктивным особенностям, по способу применения и по условиям эксплуатации, что требует от таможенников определенных теоретических знаний и необходимого практического опыта  в использовании этих способов и  средств, а также знания и соблюдения основных норм и правил по технике  безопасности и охране труда и  т.д.

Таможенная  диагностика представляет собой  сложившейся процесс научно-практического  познания, подчиняется определенным закономерностям, которые предусматривают  поэтапное (стадийное) изучение характерных  признаков объекта с целью  его достоверного и всестороннего  исследования. При диагностировании учитываются как объективные  свойства, так и субъективные признаки. Основная задача заключается в том, чтобы их знать, уметь выявить  и правильно охарактеризовать и  классифицировать (разделить).

Таможенную  диагностику (так же, как досмотр  и поиск) можно проводить с  помощью бесконтактных (дистанционных) и контактных методов, органолептических  и инструментальных способов неразрушающего контроля.

Органолептический способ основан на использовании  знания предметов контроля и органов  чувств для распознавания их диагностических свойств и признаков. Таможенник может воспользоваться при этом мысленным образом подлинных объектов, запечатленных в его памяти, что является результатом его энциклопедических знаний, профессионального опыта и навыков, а также в случае необходимости методом сравнения с образом аналогичных объектов.

Инструментальный  способ основан на определении конкретных параметров физико-химических свойств  с помощью инструментально-аналитических  средств, например ТСТК.

Инструментальные  методы также подразделяются на контактные и дистанционные, причем последние, в свою очередь, делятся на пассивные и активные.

Предмет распознавания (диагностики) находится  как в самом объекте (в его  внешнем виде, назначении, свойствах), так и на его поверхности, отображающей ею дефектное состояние. Для их обнаружения (выявления) бесконтактные и контактные методы используют регистрацию исходящих  от диагностических признаков сигналов соответствия, которые могут быть самой разнообразной природы: в  виде теневой картины внешнего облика объекта при его просвечивании, электромагнитного, теплового, звукового, ионизирующего излучения, физических или химических параметров, запаховых, вкусовых особенностей и т.д. Главное, чтобы этот сигнал хорошо улавливался, был максимально информативным  и легко расшифровывался.

Результаты  определения диагностических признаков, получаемых с помощью контактных методов, наиболее объективны и достоверны, поскольку эти методы, как правило, заимствованы из других отраслей науки  и техники, где прошли хорошую  практическую апробацию.

Среди ограничительных  условий для тех и других методов  следует отметить соблюдение безопасности лиц, их применяющих, и сохранность  самих объектов. Поэтому основные требования, предъявляемые к диагностическим  техническим средствам, — безопасность, информативность, простота конструкции, надежность, экспрессность и удобство эксплуатации, особенно в оперативных условиях.

 

 

 

 

2. Задачи  должностных лиц таможенных органов,  требующие применения технических  средств

 

Анализ  различных форм таможенного контроля в условиях модернизации таможенных органов, а также характеристики преступлений, расследование которых  отнесено к компетенции таможенных органов, позволяют выделить две  группы и шесть типов взаимосвязанных  оперативных задач (Приложение В), требующих применения технических средств.

1) Охранительные задачи контрольно-поисковой группы.

1.1 Досмотрово-поисковые, включающие поиск, досмотр и обнаружение при досмотре:

- тайников  и сокрытых вложений;

- предметов  контрабанды и нарушений таможенных правил.

1.2 Контрольные,  включающие:

- таможенное  наблюдение;

- контроль  массы (веса), объема и количества  перемещаемых товаров;

  • контроль носителей аудио- и видеоинформации;
  • контроль атрибутов таможенного обеспечения (средств идентификации).

2) Регулятивные задачи аттестационной группы.

2.1 Оперативная  диагностика:

  • перемещаемых через таможенную границу товаров и предметов;  - таможенных документов и атрибутов таможенного обеспечения (средств идентификации);
  • таможенных правонарушений и контрабанды.

2.2 Оперативная  классификация перемещаемых через  таможенную границу товаров.

2.3 Идентификация  товаров и транспортных средств.

2.4 Таможенное  опробование товаров и предметов.

Технические средства таможенного досмотра и  поиска применяются для решения  группы охранительных оперативных  задач, которые могут одновременно использоваться как с целью досмотра, так и поиска (например, досмотровая  рентгеновская техника).

Однако  поисковые технические средства нацелены главным образом на поиск  и обнаружение тайников и сокрытых вложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Направления развития технических средств таможенного контроля

     

       Продолжено совершенствование таможенного контроля. Унифицированы правила перемещения товара в соответствии с процедурой таможенного транзита по единой таможенной территории Таможенного союза, форма и порядок заполнения транзитной декларации, порядок совершения таможенных операций, деятельность таможенных перевозчиков на единой таможенной территории Таможенного союза. За 11 месяцев 2010 года в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществлен контроль за перевозкой более 2,3 млн. партий товаров. Процент недоставки не превысил 0,01%.[37]

        За названный период таможенными органами возбуждено и передано в Росфиннадзор более 11 тысяч дел об административных правонарушениях на сумму более 200 млрд. рублей, из которых около 70% в стоимостном выражении составили нарушения, связанные с незаконными валютными операциями, проводимыми на основании поддельных таможенных деклараций.[37] В 2010 году таможенные органы выявили свыше 8 тысяч недействительных документов, представленных для целей таможенного декларирования в части соблюдения запретов и ограничений. 

        Важную роль в борьбе с контрабандой и другими нарушениями играет техника, позволяющая контролировать провоз товаров. В таможенные органы поставлено 32 единицы досмотровой рентгенотехники, 109 единиц досмотровых средств и средств поиска, 337 технических средств контроля.[37]

        Оснащенность пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации стационарными таможенными системами обнаружения делящихся и радиоактивных материалов в 2010 году достигла 96%. Благодаря их использованию в 180 случаях, по согласованию с органами Роспотребнадзора, принималось решение о запрете ввоза в Россию опасных товаров и их возврате в сопредельные государства.[37]

 

       В таможенных органах функционируют 42 мобильных и 9 стационарных инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК), которые зарекомендовали себя как эффективный инструмент выявления и предупреждения таможенных правонарушений. В МАПП Озинки (Саратовская таможня) введен в эксплуатацию стационарный ИДК. Проводятся мероприятия по вводу в эксплуатацию еще 6 стационарных ИДК. [37]

      С применением ИДК за 10 месяцев 2010 года проведено 680 тыс. осмотров товаров и транспортных средств. По их результатам возбуждено 1884 дела об административных нарушениях и 30 уголовных дел. В частности, с помощью ИДК за три последних года из незаконного оборота изъято более 1,6 тонн наркотических средств, из которых половина приходилась на долю героина. [37]

      18 января 2011 года в Южном таможенном управлении состоялось расширенное совещание, в котором приняли участие руководители ЮТУ и начальники таможен региона.

      Один из наиболее актуальных вопросов, вынесенных на повестку дня, касался вопросов осуществления таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами (ДРМ).

        История создания подразделений по контролю за ДРМ в российских таможенных органах началась с 1994 года, когда германскими спецслужбами в мюнхенском аэропорту был задержан транзитный пассажир, прилетевший из России, который в чемодане с двойным дном вез 263 грамма ядерного материала Плутоний-239. Это событие вызвало широкий международный резонанс, поскольку Российская Федерация, являясь правопреемницей Советского Союза, обладала мощнейшим ядерно-оружейным комплексом и развитой сетью предприятий атомной промышленности. Российское правительство и заинтересованные ведомства сделали соответствующие выводы и в 1995 году было дано поручение Государственному таможенному комитету о развертывании работ по пресечению незаконного перемещения ДРМ через таможенную границу РФ.

 

     Целями таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами являются: участие в обеспечении выполнения международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения ядерного оружия, а также ядерных материалов и соответствующих технологий; противодействие ядерному и радиационному терроризму и обеспечение национальной безопасности России; обеспечение радиационной безопасности граждан РФ; недопущение ввоза на территорию РФ радиоактивных отходов.

      В 2010 году должностными лицами Южного и Северо-Кавказского таможенных управлений было выявлено 7311 фактов перемещения через границу товаров с повышенным уровнем ионизирующих излучений.[37] Как правило, это были керамические изделия, гранитные и мраморные плиты, изделия из фарфора и фаянса, циркониевый концентрат, минеральные удобрения, металлолом, абразивные и огнеупорные материалы, отдельные виды сырья для пищевой промышленности и пр.

      Следует отметить, что в прошлом году в сравнении с 2009 (1943 выявленных факта) наблюдалось значительное увеличение количества подобных фактов (большинство из них в Новороссийской таможне – 4951). С применением стационарных таможенных систем обнаружения «Янтарь» выявлено 7022 факта (96,1%), с использованием переносных поисковых технических средств радиационного контроля – 289 (3,9%).[37] На уровне таможенного контроля за ДРМ все более эффективным становится взаимодействие таможенников региона с Роспотребнадзором. Совместная работа ведется в рамках межведомственной комиссии, основной задачей которой является подготовка рекомендаций таможенному органу о дальнейших действиях с выявленным радиоактивным товаром. Так, например, в Астраханской таможне на протяжении 4 лет все возвраты радиоактивного металлолома в Республику Казахстан осуществлялись на основании протоколов межведомственной комиссии (при этом казахстанская сторона ни разу не опротестовала данные решения).

     Таможенная служба – главный щит России от внешних угроз радиационной опасности. Поэтому так много внимания уделяется проведению различного рода учений (например, «Рубеж»), когда проверяется работа постоянно совершенствующихся технических средств обнаружения делящихся и радиоактивных материалов, обученность таможенников грамотно пользоваться этими средствами, эффективность самой технологии пресечения незаконного оборота через государственную границу ДРМ, а также отрабатывается организация взаимодействия таможенных органов с другими компетентными в данном вопросе ведомствами и организациями. «Рубеж-2010» проводился на базе морского пункта пропуска Ростов-на-Дону. Эффективность совместных действий отрабатывали должностные лица таможенных органов, представители Администрации Ростовской области, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Федеральной пограничной службы  России, МЧС России, ФГУП «АТЦ Минатома России» (г. Санкт-Петербург), ФГУП «НПО «Радиевый институт им. В.Г. Хлопина» (г. Санкт-Петербург), Филиала «Южный территориальный округ» ФГУП «РосРАО», ЗАО «Аспект Северо-Запад». За проведением учений, которые являются одним из элементов сотрудничества России и США в области учета, контроля и физической защиты ядерных материалов, наблюдала делегация Соединенных Штатов Америки. Аналогичные учения в южном регионе планируется провести в 2012 году на базе одного из постов Сочинской таможни. Они пройдут в рамках подготовки к проведению зимних Олимпийских игр-2014.

     Чтобы не допустить бесконтрольное перемещение радиоактивных материалов и отходов между странами-участницами Таможенного союза, Федеральная таможенная служба прорабатывает различные варианты сохранения радиационного контроля на границах с Республиками Беларусь и Казахстан.

    В повышении эффективности таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами еще есть резервы. На совещании начальники таможен доложили о том, что они предпринимают для устранения недостатков в этой работе, а также обсудили меры для предстоящего внедрения Ведомственной автоматизированной управляющей информационной системы оперативного реагирования на обнаружение незаконного перемещения делящихся и радиоактивных материалов через таможенную границу Таможенного союза.

 

 

         

 

 

        

     

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Важным  фактором ускорения процесса таможенного  контроля и таможенного оформления является использование современных  технических средств таможенного  контроля, например, таких как инспекционно-досмотровые  комплексы.

Информация о работе Технические средства таможенного контроля в оперативной работе таможенных органов