Таможенный союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 19:36, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы выяснить для каких целей государства заключают между собой Таможенные союзы, какие преследуют при этом цели, узнать, на каких правовых актах основываются эти союзы, а также изучить порядок таможенного оформления и контроля.

Работа состоит из  1 файл

сам курсовик2.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

    а) неприменение тарифных и количественных ограничений в отношении товаров, происходящих с таможенной территории одной Стороны и вывозимых (ввозимых) на таможенную территорию другой Стороны, и предназначенных для свободного обращения на таможенной территории Сторон;

    б) применение единой системы взимания косвенных налогов;

    в) ничто не препятствует одной Стороне временно применять защитные меры в отношении ввоза товаров из другой Стороны в соответствии с общепринятыми международными нормами и правилами или национальным законодательством;

    г) непредоставление без согласия Сторон любому третьему государству, не являющемуся участником настоящего Договора, торгового режима, более благоприятного, чем Стороны взаимно предоставляют друг другу;

    д) устранение ограничений конкуренции, вызванных поведением хозяйствующих  субъектов или вызванных вмешательством общегосударственных и территориальных органов, в той мере, в какой это может воздействовать на взаимную торговлю хозяйствующих субъектов Сторон;

    е) взаимное неприменение Сторонами каких-либо мер (в том числе и коллективных) ограничительного либо фискального характера, которые прямо или косвенно могут привести к дискриминации в отношении товара, происходящего с таможенной территории одной из Сторон, по сравнению с аналогичными товарами, происходящими с таможенной территории другой Стороны.»15

    В дальнейшем к договору были выпущены решения, одно из которых "О толковании Соглашения о Таможенном союзе между РФ и РБот 6 января 1995 года" (принято в г. Минске 15 сентября 1997 года) указывается, что Соглашением о Таможенном союзе от 6 января 1995 года установлен правовой режим, в соответствии с которым образована единая таможенная территория и отменен таможенный контроль при перемещении товаров между государствами - участниками. 
Высший Совет Союза Беларуси и России в своем решении N 2 от 28 апреля 
1999 года "О завершении формирования единого таможенного пространства Союза Беларуси и России" установил, что таможенная территория Республики Беларуси таможенная территория РФ образуют таможенное пространство Союза Беларуси и России, на котором не применяются таможенный контроль и таможенное оформление, взимание пошлин, другие ограничительные меры во взаимной торговле в отношении товаров гражданского назначения, происходящих из этих территорий, а также приняты идентичные меры по регулированию каждым государством-участником Союза взаимной торговли и торговли товарами, происходящими с территории третьих стран16.

    Стоит отметить, что государства активно проводят встречи, в ходе которых решают вопросы о Таможенном союзе, одна из них произошла 26 января 2008 года, как пишет «Российская газета» «Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана состоялся. Правда, если точнее, то премьеры трех стран на Межгоссовете Евразийского экономического сообщества подписали лишь пакет соглашений, формирующих международно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. В реальности же Таможенный союз может появиться лишь к 2010 году. Это означает, что только через три года у Москвы, Минска и Астаны могут появиться общие внешние границы. Но главное все же случилось: спорный вопрос, который не могли решить с 1999 года, когда Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали Договор о таможенном Союзе и Едином экономическом пространстве, наконец закрыт. Правда, некоторых членов ЕврАзЭС - Киргизию, Таджикистан и Узбекистан - союзники в своих рядах не досчитались. Но российский премьер-министр Виктор Зубков надеется на то, что совсем скоро и они присоединятся к тройственному союзу17

    А причины здесь разные, практически у каждой неприсоединившейся страны не то, чтобы свой взгляд на образование подобного союза, а скорее "личные" причины на отсрочку. Свое вступление в тройственный союз, к примеру, Киргизии пришлось отложить лишь потому, что сначала Бишкеку предстоит урегулировать вопросы со Всемирной торговой организацией, в которой эта страна состоит почти 10 лет. Впрочем, еще перед вступлением в ВТО Киргизия, которая, кстати, состояла в задекларированном Таможенном союзе, резко снизила таможенные пошлины, ввела единый законодательный режим для местных и зарубежных предпринимателей.

§2 Из судебной практики

    Мною  было рассмотрена дело, в котором общество с ограниченной ответственностью "Квадро-Ойл» обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Смоленска в части отказа в возмещении НДС в сумме 487 758 руб. и в части отказа в возмещении НДС в сумме 1 381 225 руб. 

    Инспекцией  ФНС России по Ленинскому району г. Смоленска по результатам камеральных налоговых проверок представленных ООО "Квадро-Ойл" деклараций по НДС по налоговой ставке 0 процентов за март и апрель 2007 г., а ФНС приняла решения, которыми обществу отказано в возмещении НДС в сумме 487 758 руб., также, обществу отказано в возмещении НДС в сумме 1 381 225 руб. Что является недействительным, так как ООО "Квадро-Ойл" действовало в рамках соглашение между РФ и РБ. Дело в том, что налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 процентов при экспорте товаров в РБ при условии документального подтверждения факта экспорта18.

    Арбитражного  суда Смоленской области признал решения Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Смоленска недействительными в части отказа в возмещении НДС в сумме 487 758 руб. и в части отказа в возмещении НДС в сумме 1 381 225 руб.  И обязал возместить необходимые суммы19.

А в  скором времени ФНС России по Ленинскому округу г. Смоленска подала кассационную жалобу в Федеральный арбитражный  суд, где ей было отказано.

    Да  уж, печально осознавать, что даже ФНС  России не знакома с действующими постановления и соглашениями, которые действуют в рамках Таможенного союза.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава3. Международная торговля и соглашения

     В регулировании международной торговли особую роль играют Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная таможенная организация, а на европейском уровне – Европейский союз. Уставы и правила этих организаций рекомендуется соблюдать всем странам, участвующим в них. Статья XVI Устава ВТО предусматривает, что страны – участники ВТО должны обеспечивать соответствие своих законов, нормативных и административных актов его обязательствам, взятым по соглашению о присоединении к ВТО.

В основу деятельности ВТО, сменившей  в 1995 г. Генеральное соглашение по таможенным тарифам и торговле (ГАТТ), положены принципы свободной торговли и национального режима (предоставление иностранным товарам и услугам на территории импортирующего государства того же режима, что и для национальных товаров и услуг). Целью деятельности ВТО является понижение торговых барьеров и облегчение обмена товарами и услугам между странами. 
Этим целям соответствует отстаиваемая ВТО политика постепенного снижения ввозных пошлин и постепенного устранения иных торговых барьеров20.

     В системе таможенного права можно  условно выделить две составные части- внутреннее (национальное) таможенное законодательство и международно-правовые договоры и соглашения, касающиеся таможенных вопросов, одной из сторон в которых является Российская Федерация.

     В соответствии с Конституцией РФ21 общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ становятся составной частью прямого действия и применения норм международного права органами власти, в том числе органами правосудия.

     Заинтересованные  лица могут при разрешении споров ссылаться непосредственно на нормы международного права. В той же статье Конституции РФ закрепляется: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора"22.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров 
РФ установлен Федеральным законом "О международных договорах РФ"23. Этот законодательный акт применяется в отношении международных договоров 
РФ (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол и т.д.).

     Вместе  с тем не все вопросы, относящиеся  к международным договорам, полностью урегулированы Федеральным законом "О международных договорах РФ", поэтому данный Закон должен применяться в единстве с двумя Венскими конвенциями о праве международных договоров (одна из них - Конвенция 1969 года - касается договоров с участием государств, другая - Конвенция 1986 года - касается договоров с участием государств и международных организаций) и нормами международного обычного права, которые регулируют вопросы, не нашедшие своего решения в положениях Венских конвенций.

     Нормы, регулирующие таможенные отношения, могут  содержаться как в специальных таможенных конвенциях, так и в различных договорах и соглашениях, предмет которых лишь косвенно касается таможенных вопросов. 
Примером последних могут служить международные торговые договоры и соглашения. Так, в статье 2 Торгового соглашения между Правительством 
РФ и Правительством Украины (Москва, 22 октября 1992года) устанавливается, что Договаривающиеся Стороны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации в том, что касается таможенных пошлин и сборов, применяемых в отношении экспорта и импорта, включая методы взимания таких пошлин и сборов, положений, относящихся к таможенной оценке, и т.д.

     Отдельные таможенные нормы могут содержаться  не только в двусторонних договорах, но и в многосторонних конвенциях. Например, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года в статье 36 предусматривает освобождение от таможенного обложения предметов, ввозимых дипломатами для личного пользования. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает ряд таможенных льгот для государств, не имеющих выхода к морю, и т.д24.

     Разнообразные соглашения по таможенному сотрудничеству заключаются на двустороннем уровне (например, Соглашение от 16 декабря 1994 года между Правительством РФ и Правительством США о порядке таможенного оформления и беспошлинного ввоза товаров, перемещаемых в рамках российско – американского сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях)25. 
 
 
 
 
 

     §1. Европейский союз

     Пункт 4 ст. 1 Таможенного Кодекса РФ прямо предусматривает направленность таможенной политики РФ на гармонизацию и унификацию таможенного законодательства РФ с нормами международного права и общепринятой международной практикой. Кроме того, провозглашение отношения партнерства между РФ, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами-членами26, с другой стороны27, содержит положение о том, что Россия и ЕС признают необходимость принятия мер для сближения своих таможенных законодательств, далее предусматривается, что целью сотрудничества в области таможенного дела является достижение совместимости таможенных систем России и ЕС28. Активное сотрудничество России и ЕС в таможенной сфере делает необходимым изучение российскими учеными и практиками феномена таможенного права ЕС.

     Говоря  о таможенном праве ЕС, необходимо в первую очередь обратить внимание на то, что речь идет не об отрасли  внутригосударственного (национального) права и не о простой сумме  правовых норм таможенных законодательств  всех государств, входящих в ЕС, а о правовых нормах, являющихся составной частью принципиально иной, особой правовой системы, не известной ранее, - правовой системы интеграционного объединения 25 государств, которая носит наднациональный характер и все еще находится в стадии формирования и подвержена постоянным изменениям29.  
Одним из существенных признаков данного интеграционного объединения, которым является Европейский Союз, является то, что государства, входящие в его состав, образуют между собой таможенный союз. Подписав Римский Договор об учреждении Европейского Экономического Сообщества 1957 года, статьей 9 которого предусматривалось создание данного таможенного союза, и установив во исполнение своих обязательств по созданию таможенного союза с 1 июля 1968 года общий таможенный тариф для всех государств-членов ЕС, эти государства тем самым добровольно лишили себя большей части своего таможенного суверенитета, передав полномочия по правовому регулированию в таможенной сфере «единому европейскому законодателю». С этого момента правовое регулирование таможенных правоотношений перестало быть предметом ведения государств-членов и стало исключительным предметом ведения ЕЭС. Вторым важнейшим этапом становления таможенного союза ЕС стала кодификация и систематизация правовых актов ЕС в области таможенного регулирования - принятие Таможенного Кодекса Европейского Сообщества30  и регламента 2454/93 о порядке применения Таможенного Кодекса ЕС31.

Информация о работе Таможенный союз