Таможенный союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 19:36, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы выяснить для каких целей государства заключают между собой Таможенные союзы, какие преследуют при этом цели, узнать, на каких правовых актах основываются эти союзы, а также изучить порядок таможенного оформления и контроля.

Работа состоит из  1 файл

сам курсовик2.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

     «Что такое таможенный союз? Существует экономическая теория таможенного союза, впервые разработанная в XIX век юристом, философом, экономистом Фридрихом фон Листом. Издательством 'Европа' была выпущена его книга 'Национальная экономика'. Лист спорит с Риккардо и Смитом, либеральными экономистами. Согласно Смиту и Риккардо, если две страны снимают между собой таможенные барьеры и полностью освобождают внешнюю торговлю, то это приводит к уравновешиванию экономического уровня жизни обеих стран. Лист сказал, что на практике это не так, поскольку когда мы видим подобного рода снятие ограничений с разделения труда, самый тяжелый и мало оплачиваемый труд перемещается в неразвитую страну, а дивиденды получает развитая. При снятии всяких таможенных барьеров получается диспропорциональное развитие экономик: богатые богатеют, бедные беднеют. Но если государство, которое отстает в экономическом развитии, вообще никак не участвует во внешней торговле, оно также деградирует. Лист предложил третий путь: не интеграция и не изоляция, когда стране нельзя открываться полностью, но нельзя и не открываться. Это называлось таможенным союзом. Таким образом, философия таможенного союза состоит в том, чтобы объединить между собой максимальное количество экономик стран со сходным уровнем развития, с общими культурными и историческими ценностями, и таким широким фронтом вступать во внешнюю торговлю, очень разумно контролируя то, что проходит через границы таможенного союза. То есть, полное освобождение экономики и, в том числе, торговли, транспортных тарифов внутри таможенного союза и установка фильтра у его границы. Это означает некую глобализацию, то есть открытость во внешней торговле, но не полную, а относительную.»1                                                                                                 Цель данной курсовой работы выяснить для каких целей государства заключают между собой Таможенные союзы, какие преследуют при этом цели, узнать, на каких правовых актах основываются эти союзы, а также изучить порядок таможенного оформления и контроля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава1. Правовая база в РФ

§1 Таможенное дело в РФ

     Таможенное  дело тесно связано с международными отношениями. 
Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой - основное направление развития таможенного дела России на современном этапе, о чем прямо указано в ст. 2 Таможенного кодекса. В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции 
РФ2 создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права. При этом согласно Таможенному кодексу РФ применяется принцип приоритета международного договора над внутренним российским таможенным законодательством3, т. е. если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ и иными актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются правила международного договора.

     Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимает 
Таможенный кодекс. Настоящий Кодекс определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской 
Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.
 
 

§2 Таможенная политика в РФ

     Понятие таможенной политики РФ раскрывается в статье 2 Таможенного кодекса РФ через определение ее основных целей: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведению структурной перестройки и других задач экономической политики РФ4.

     Цели  таможенной политики, реализуемой посредством  таможенного тарифа5, закреплены в рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ, поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ, создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров, защита российской экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

     Отнесение таможенного дела к ведению федеральных  органов государственной власти гарантируется также и особенностями законодательного процесса в отношении федеральных законов по вопросам таможенного регулирования. В соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции РФ такие нормативные акты подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

     В Концепции национальной безопасности РФ6 закреплено, что "обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства". При этом особо отмечается необходимость усилить защиту интересов отечественных производителей "в условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг"7.

     Подобная  норма содержится и в Федеральном  законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"8: "В целях интеграции экономики РФ в мировую экономику, РФ в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенно - тарифного и нетарифного регулирования торговли между странами-участницами этих союзов и странами-участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При этом у стран-участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран – участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами"9. 
 
 
 
 
 
 

Глава2. РФ и международное сотрудничество

§1 Международная экономическая интеграция.

     Таможенное  дело в РФ осуществляется в строгом соответствии с законодательством о таможенном деле. Общее направление развития таможенного дела - гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой.

Международно-правовое сотрудничество РФ в таможенной сфере развивается по трем основным направлениям:

1) взаимодействие со странами СНГ;

2) сотрудничество со странами "дальнего  зарубежья";

3) участие в работе международных организаций (Всемирной таможенной организации и др.).

     "РФ стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. Таможенное дело в РФ развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой"10.

     Государственный суверенитет предполагает, что каждое государство может регулировать таможенные вопросы односторонним путем с помощью внутреннего законодательства. В то же время очевидным является международное значение таможенной политики, вследствие чего эти вопросы становятся предметом договорного регулирования. Если государство при решении таможенных вопросов не принимает во внимание интересы других стран или проводит таможенную политику, наносящую им ущерб, могут возникнуть "таможенные войны", осложняющие внешнеэкономические связи и международные отношения в целом. Необходимость международно-правового сотрудничества в таможенной области продиктована также сложностью современных таможенных тарифов, существованием многочисленных обременительных таможенных формальностей, препятствующих развитию международной торговли.

     Развитие  внешнеторгового оборота, туристического обмена, гуманитарных контактов обусловило необходимость проведения работ по унификации таможенного законодательства, предполагающей координацию основных направлений таможенной политики и соответствующих нормативных актов различных государств, содействие сближению национальных норм, создание такого международного таможенного режима, который базировался бы на принципах международного права и достигнутых межправительственных договоренностях. Унификация национальных таможенно - правовых систем создает благоприятные условия для расширения международного экономического сотрудничества и углубления интеграционных процессов.

     Основными инструментами унификации таможенных правил являются международные договоры и рекомендации специализированных международных организаций.

     Международно-правовое сотрудничество в таможенной сфере  в первую очередь затрагивает процедуру досмотра международных почтовых отправлений; унификацию таможенных правил в морском, железнодорожном, воздушном, автомобильном сообщении и в смешанных перевозках; таможенное оформление контейнеров; правовой статус лиц, выезжающих за границу на постоянное местожительства, и таможенный режим багажа, следующего отдельно от пассажиров.

     В статье 6 Таможенного кодекса РФ закреплен принцип приоритета международного договора перед внутренним таможенным законодательством: 
"Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства РФ по таможенному делу, то применяются правила международного договора"11.

     Положения статьи 4 Таможенного кодекса РФ о создании таможенных союзов и зон свободной торговли с участием РФ нашли свое развитие в статьи  Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности": "В целях интеграции экономики РФ в мировую экономику, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенно - тарифного и нетарифного регулирования торговли между странами - участницами этих союзов и странами- участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При этом у стран-участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран-участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами"12.

     Особо следует остановиться на определении  таможенного союза, который является международно-правовым инструментом согласования таможенной политики группой стран, заключивших соответствующий договор. В статье XXIV Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) таможенный союз определяется как замена одной таможенной территорией двух или нескольких таможенных территорий. Таможенный союз предполагает формирование общей (единой) таможенной территории, на которой осуществляется свободное обращение товаров (внутренний аспект), устанавливается общая внешняя граница для принятия мер по тарифному и нетарифному регулированию торговли со странами – не членами таможенного союза (внешний аспект).

     Как уже отмечалось (при цитировании  ст. 5 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"), таможенный союз представляет собой более высокий уровень экономического сближения по сравнению с зоной свободной торговли, в которой устраняются таможенные тарифы и количественные ограничения во взаимной торговле при сохранении и самостоятельности стран-участниц в таможенно - тарифном регулировании внешней торговли с третьими странами. Создание таможенного союза означает, что наместо национальной таможенной политики приходит согласованная межгосударственная политика, которая, в свою очередь, приводит к появлению единого таможенного законодательства, действующего на таможенных территориях стран-членов союза13.

     В подписанном в ходе Московской встречи  глав государств и правительств стран-участниц СНГ (сентябрь 1993 года) Договоре о создании Экономического союза обозначены основные этапы развития интеграционных процессов в рамках СНГ (ст. 4): "Договаривающиеся Стороны согласились, что Экономический союз создается путем поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ через межгосударственную (многостороннюю) ассоциацию свободной торговли; таможенный союз; общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; валютный (денежный) союз".

     Существует договором между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и РФ14, а также был заключён договор от 26 февраля 1999 года «О присоединении республики Таджикистан к соглашениям о Таможенном союзе».

     В соответствии со статьёй 9 «Стороны провозглашают следующие цели функционирования режима свободной торговли товарами:

Информация о работе Таможенный союз