Таможенные пошлины и налоги как инструменты государственного регулирования ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 00:15, курсовая работа

Описание

Внешнеторговые пошлины и налоги являются финансово-экономическим инструментом регулирования внешнеторговой деятельности. Они могут содействовать как расширению торговых связей, так и ограничению внешнеторгового оборота. Внешнеторговые пошлины используются для перераспределения доходов от внешней торговли, играют определенную роль в системе ценообразования на экспортно-импортную продукцию.

Содержание

Введение
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН И НАЛОГОВ
1.1Таможенные пошлины: понятие ,виды
1.2 НДС при перемещении товаров через границу РФ
2 ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ И НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД
2.1. Факторы, влияющие на начисление таможенных платежей
3 НАПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ И
НАЛОГИ
3.1 Теоретические аспекты тарифного регулирования в Таможенном
союзе ЕврАзЭС
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Курсовичок Матвеев20тое.doc

— 336.50 Кб (Скачать документ)
="justify">     2) паратарифные (или квазитарифные)  инструменты, использование которых  формально не связано с регулированием  внешнеторговой деятельности, но на деле оказывает на нее существенное влияние (таможенные сборы и иные таможенные платежи неналогового характера, внутренние налоги (акцизы, НДС), взимаемые таможенными органами);

     3) валютно-финансовое регулирование  (порядок совершения валютных операций и т.д.);

     4) антидемпинговые и компенсационные  пошлины, с помощью которых  осуществляется защита интересов  национальных производителей, борьба  с занижением цен экспортируемых  товаров и использованием экспортных  субсидий;

     5) государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами;

     6) технические барьеры;

     7) контингентирование (квотирование), лицензирование  внешнеторговых операций, иные административные  инструменты регулирования.

     В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного и нетарифного регулирования экспортно-импортных операций. Иные методы регулирования путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти Российской Федерации или ее субъектов не допускаются. В этом же Законе (ст. 4) в качестве важнейшего принципа государственного регулирования внешнеторговой деятельности закреплен приоритет экономических мер, среди которых центральное место занимает таможенный тариф.

     Статья 14 Федерального закона "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности" озаглавлена "Таможенно-тарифное регулирование  внешнеторговой деятельности". В  ней сущность этого метода определена следующим образом: "В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины". Таким образом, основой таможенно-тарифного регулирования являются таможенные пошлины, представляющие собой косвенный налог на импортные (экспортные) товары, включаемый в продажную цену товаров и влияющий на их конкурентоспособность на рынке. Иными словами, таможенные пошлины выступают в качестве основного стоимостного ограничения импортных (экспортных) операций: их ставки дифференцированно удорожают ввозимые (вывозимые) товары в зависимости от целей и ориентиров экономической и торговой политики государства.

     Таможенный  тариф определяется в ст. 1 Закона РФ "О таможенном тарифе" как  инструмент "торговой политики и  государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком". В п. 1 ст. 2 того же Закона отмечается, что таможенный тариф представляет собой результат систематизации ставок таможенных пошлин в зависимости от вида товара, перемещаемого через таможенную границу. Вообще под тарифом подразумевается система ставок платы за различные производственные и непроизводственные услуги (транспортные тарифы, тарифы связи, тарифы на услуги коммунально-бытового хозяйства, таможенные, страховые и другие тарифы).

     В таможенном тарифе устанавливается  соответствие между двумя структурными элементами - товарной номенклатурой  и ставками таможенных пошлин. Можно  отметить, что еще в начале ХХ в. существовали таможенные системы, обходившиеся без таможенных тарифов. Например, в Китае все товары, ввозимые и вывозимые через морские китайские таможни, облагались единой ставкой в 5% (в Индии такая ставка составляла 3,5, в Египте - 8% и т.д.). Однако с развитием экономики, диверсификацией товарной структуры внешней торговли, обострением конкурентной борьбы на мировых рынках происходит детализация и усложнение таможенных тарифов. Ставки таможенных пошлин стали зависеть не только от вида товара (его позиции в товарной номенклатуре), но и от страны его происхождения. Наряду с простыми (одноколонными) появляются и сложные (многоколонные) тарифы.

     Простой тариф содержит для каждого товара лишь одну ставку пошлины, применяемую  вне зависимости от страны происхождения. Что же касается сложного тарифа, то в нем для каждого товара устанавливаются две или более ставок таможенных пошлин. Простой тариф иначе называют одноколонным, а сложный - многоколонным. Поскольку простой тариф не обеспечивает должной "маневренности" на торговых переговорах, современный таможенный тариф является, как правило, сложным.

     По  своей правовой природе сложные  таможенные тарифы могут быть автономными  и автономно-конвенционными. Автономные тарифы предусматривают ставки таможенной пошлины, устанавливаемые компетентным государственным органом данной страны вне зависимости от имеющихся многосторонних или двусторонних международных договоренностей. Автономные тарифы не содержат конвенционных (договорных) пошлин, ставки которых определяются в ходе международных торговых переговоров. Автономные ставки могут быть изменены решением компетентного государственного органа без согласования со странами - внешнеторговыми партнерами. Автономно-конвенционные тарифы наряду с автономными ставками содержат также и ставки конвенционные (договорные). Конвенционные ставки распространяются только на те товары, которые оговорены в соответствующих торговых договорах (соглашениях). Ставка договорной пошлины не может быть изменена в одностороннем порядке. Срок ее применения определяется сроком действия соответствующего международного договора (соглашения).

     Публикацию  национальных таможенных тарифов осуществляет Всемирная таможенная организация (Совет таможенного сотрудничества). В Российской Федерации таможенный тариф в качестве официального документа  издается по решению Межведомственной комиссии по ГАТТ. Общую редакцию публикации таможенного тарифа РФ осуществляет МЭРиТ РФ. Внесение изменений и размножение текста без согласования с данным Министерством запрещается.

     Основные  цели таможенного тарифа определены в п. 1 ст. 1 Закона РФ "О таможенном тарифе". В качестве таких целей названы:

     - рационализация товарной структуры  ввоза товаров в Россию. Как  правило, снижаются или полностью  отменяются таможенные пошлины  на товары, ввоз которых необходим  для развития российской экономики;  в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям. В интересах защиты отечественной обрабатывающей промышленности может использоваться метод построения тарифов на основе эскалации таможенных пошлин, т.е. повышения их ставок в зависимости от степени обработки товаров: сырье ввозится практически беспошлинно или по крайне низким ставкам, полуфабрикаты - по небольшим ставкам, а уже готовые изделия облагаются высокими ставками таможенных пошлин;

     - поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов;

     - содействие прогрессивным изменениям  в структуре производства и  потребления товаров в Российской  Федерации;

     - защита экономики России от  неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

     - обеспечение экономической безопасности  России, под которой понимается  состояние экономики, гарантирующее  достаточный уровень социального,  политического и оборонного существования  и прогрессивного развития Российской  Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям (ст. 2 ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности");

     - обеспечение условий для эффективной  интеграции России в мировую экономику.5 

2.1 Факторы, влияющие  на начисление  таможенных платежей 

    Рассмотрим  факторы, влияющие на начисление таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации  в режиме выпуска для внутреннего  потребления. При ввозе товаров на таможенную территорию России в режиме выпуска для внутреннего потребления необходима уплата:

    1) ввозной (импортной) таможенной  пошлины,

    2) налога на добавленную стоимость,

    3) акциза (если товар относится  к подакцизным),

    4) таможенных сборов.

    Помещение товаров под таможенный режим  выпуска для внутреннего потребления  предполагает полную уплату всех таможенных платежей. На рис. 1 представлена схема  факторов, влияющих на начисление таможенных платежей. 
 
 

                ┌────────────────────┐      ┌────────────────┐

        ┌───────┤        ТОВАР       ├─────>┤Базисные  условия│

       \│/      └──────┬────────┬──┬─┘      │ поставки товара│

┌───────┴───────┐     \│/       │  │        └┬───────────────┘

│Нетарифные меры│┌─────┴─────┐  │  │         │  ┌────────────┐

│регулирования  ││Определение│  │  └─────────┼─>┤Определение │

│ВЭД: лицензиро-││кода товара│  │            │  │ страны про-│

│вание, квотиро-││ по ТН ВЭД │  │            │  │ исхождения │

│вание, эмбарго,│└─────┬─────┘ \│/          \│/ └──────┬─────┘

│защитные меры, │      │      ┌─┴────────────┴──┐      │

│антидемпинговые│      │      │Определение тамо-│      │

│пошлины, ком-  │      │      │женной стоимости │      │

│пенсационные   │      │      └────────┬────────┘      │

│пошлины       │      │              \│/              │

└───────────────┘      │      ┌────────┴────────┐      │

                       └─────>┤  Расчет ввозной  ├<─────┘

                              │      пошлины    │

                              └────────┬────────┘

                                      \│/

                              ┌────────┴────────┐

                              │   Расчет НДС    │

                              └────────┬────────┘

                                      \│/

                              ┌────────┴────────┐

                              │  Расчет акциза  │

                              └────────┬────────┘

                                      \│/

                              ┌────────┴────────┐

                              │Расчет таможенных│

                              │      сборов     │

                              └─────────────────┘ 

    Рисунок 1- Факторы, влияющие на начисление таможенных платежей 

    Первый  фактор, влияющий на уплату таможенных платежей, - определение кода перемещаемого через таможенную границу товара по ТН ВЭД. Второй фактор, влияющий на возможность перемещения товара и уплаты таможенных платежей, - определение: попадает ли товар под нетарифные меры регулирования? К таким мерам относятся запреты и ограничения, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ (Федеральный закон от 8.12.03 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"). К запретам и ограничениям Закон относит: лицензирование, квотирование, эмбарго, защитные меры, компенсационные, антидемпинговые пошлины и др. Таким образом, товар в ряде случаев может попадать под нетарифные меры регулирования, и на него могут быть начислены антидемпинговые или компенсационные пошлины.

    Следующим фактором, влияющим на расчет ввозной (импортной) таможенной пошлины, является определение таможенной стоимости товаров.

    Начисление  таможенной пошлины на товары, подлежащие таможенному оформлению, производится на базе их таможенной стоимости. Это  правило касается адвалорных и комбинированных пошлин. Размер же специфических пошлин, исчисленных в фиксированном денежном размере за единицу товара (либо единицу веса, объема, других количественных характеристик), не зависит от таможенной стоимости.

Информация о работе Таможенные пошлины и налоги как инструменты государственного регулирования ВЭД