Таможенные органы как субъекты таможенно-правовых и иных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:24, контрольная работа

Описание

Последнее десятилетие убедило всех в том, что таможенное законодательство касается не какой-то ограниченной прослойки общества, не какого-то отдельного сектора экономики, а непосредственно затрагивает интересы большей части российского общества. Таможенный кодекс регламентирует интересы бизнес-сообщества и граждан, пересекающих таможенную границу с самыми разными целями (туризм, гуманитарные контакты, деловые поездки и т.д.).

Содержание

Введение 3
Таможенные органы как субъекты таможенно-правовых и иных правоотношений 4
Заключение 17
Список используемой литературы 18

Работа состоит из  1 файл

наше_готовое.docx

— 34.89 Кб (Скачать документ)

     Правоотношения  представляют собой различного рода связи их участников, реализующих  субъективные права и выполняющие  юридические обязанности.

     Государственное обеспечение является одной из основ  складывающихся правоотношений, которое  предполагает возможность принуждения  к должному поведению и поддержанию  установленного правопорядка.

     Для раскрытия характера таможенных правоотношений следует учитывать  сферу их возникновения и особенность  правового регулирования. Рассматриваемые  правоотношения возникают в сфере  повышенной заинтересованности государства  в создании соответствующего правопорядка на таможенной границе, который бы позволял осуществлять перемещение товаров  с соблюдением государственной, общественной, экологической безопасности, интересов федерального бюджета, что  оказывает влияние на метод правового  регулирования отношений.

     Возникновение, развитие, прекращение таможенных правоотношений связано с осуществлением таможенного  контроля, являющегося одним из видов  государственного контроля. Таможенные органы, осуществляющие такой контроль, как участники правоотношений наделены государством властными полномочиями, т.е. они занимают доминирующее положение, в то же время другие участники  рассматриваемых отношений находятся  в подчиненном положении. Наиболее наглядно это проявляется в том, что таможенные органы вправе потребовать представления документов, товаров, транспортных средств, другие участники правоотношений обязаны выполнить такие требования, неисполнение которых может повлечь принуждение. Таким образом, таможенные правоотношения характеризуются юридическим неравенством их участников, для регулирования которых со стороны государства применяется властный метод.

     Отнесение правоотношений к категории таможенных предполагает их классификацию исходя из отраслевой принадлежности, поскольку  они регулируются нормами таможенного  права.

     Если  таможенные правоотношения рассматривать  с точки зрения формы распределения  прав и обязанностей их участников, то указанные правоотношения можно  распределить на простые, т.е. когда  одна сторона правоотношения обладает правами, а другая - обязанностями, и  сложные, когда каждая из сторон наделена как правами, так и обязанностями. В таможенной сфере преобладают  сложные правоотношения, т.к. их участники, как правило, выполняют ряд действий, связанных с перемещением товаров  и транспортных средств через  таможенную границу, в связи с  чем они наделяются как правами, так и обязанностями.

     Таможенные  правоотношения всегда имеют двусторонний характер, т.е. праву одного из участников этого отношения соответствует  обязанность другого, и наоборот. Так, лицо, перемещающее товары, вправе обратиться в таможенный орган для  проведения соответствующей таможенной процедуры, таможенный орган, в свою очередь, обязан принять решение  по такому обращению. При рассмотрении обращения таможенный орган вправе потребовать от лица, перемещающего  товары, представления документов и  самого товара для проведения таможенного  контроля. На лицо, перемещающее товары, законом возложена обязанность  представить такие документы и товары. Взаимная связь прав и обязанностей участников правоотношения присутствует до завершения таможенных процедур.

     Характер  обязанности участника таможенного  правоотношения позволяет провести еще одну классификацию таких  правоотношений, поскольку наличие  обязанности служит поводом к  совершению соответствующих правомерных  действий и такие правоотношения можно отнести к активным. Например, лицо, переместившее товары через  таможенную границу, обязано доставить  их в таможенный орган для осуществления  таможенного контроля. Наличие правоотношений активного типа предполагает существование  правоотношений пассивного характера, когда, например, лицо обязывается воздержаться от ввоза на таможенную территорию Российской Федерации определенных товаров, которые могут причинить  вред окружающей природной среде  или здоровью населения.

     По  характеру воздействия на участников таможенные правоотношения являются регулятивными, поскольку в них устанавливаются  конкретные права и обязанности.

     Таможенные  правоотношения можно рассматривать  по способу конкретизации обязанных  лиц, в этом случае их следует отнести  к относительным, т.к. в таких отношениях участники точно определены.

     Таможенно-правовые отношения могут возникнуть при  наличии соответствующих условий, которые предусмотрены таможенно-правовыми  нормами. В качестве таких условий  выступают юридические факты, т.е. конкретные обстоятельства, с которыми нормы таможенного права связывают  возникновение, изменение или прекращение  правоотношений. Юридическими фактами  могут быть, например, подача заявления  или декларации, действие непреодолимой  силы, авария, разрешение, выдаваемое таможенным органом и т.д.

     В зависимости от правовых последствий  юридические факты можно подразделить на правообразующие, правоизменяющие  и правопрекращающие. К первой группе юридических фактов можно отнести  пересечение таможенной границы, подача заявления об осуществлении внутреннего таможенного транзита, помещение товаров на временное хранение и т.д. Ко второй группе можно отнести подачу декларации об изменении процедуры использования товаров, подачу заявления об изменении, дополнении сведений в таможенной декларации. К третьей группе можно отнести заявление об отзыве таможенной декларации.

     По  волевому признаку юридические факты  подразделяются на события и действия, в первом случае наступление правовых последствий не зависит от воли людей, например, действие непреодолимой силы, истечение установленного срока, во втором случае порождаемые правовые последствия являются результатом  волевого проявления людей, например, пересечение таможенной границы, подача таможенной декларации. Действия являются преобладающими среди юридических  фактов для возникновения, изменения, прекращения таможенных правоотношений. В свою очередь, действия могут быть правомерными, т.е. соответствующими положениям таможенно-правовых норм, и неправомерными, когда они не согласуются с  ними.

     Норма таможенного права представляет собой правило поведения участников таможенно-правовых отношений, которое  регулирует их поведение, указывая на необходимые условия, вызывающие возникновение  правового отношения, определяя  субъектный состав, устанавливая права  и обязанности, а также санкции  за ненадлежащее исполнение такого правила. Признаком таможенно-правовых норм, как и всех правовых норм, является их охрана возможностью принуждения  со стороны государства.

     В системе таможенного законодательства норма права находит свое выражение  в нормативном предписании, т.е. в  самом тексте статей, пунктов или  других частей конкретных нормативных  актов. Таможенное право содержит в  основном регулятивные нормы, определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия их возникновения  и действия. Правоохранительные нормы, т.е. нормы, определяющие условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер, занимают значительно меньшее место.

     В соответствии с методами правового  регулирования общественных отношений, к которым относятся дозволения, предписания, запреты, нормы таможенного  права можно подразделить на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

     Управомочивающими нормами выступают нормы, которые  наделяют участников таможенно-правовых отношений определенными правами, использование которых зависит  от усмотрения таких участников (например, декларант вправе подать таможенную декларацию любому таможенному органу, правомочному принимать декларации; декларант вправе произвести декларирование товаров самостоятельно или поручить его проведение таможенному брокеру).

     Обязывающими  являются нормы, предусматривающие  в соответствующих условиях определенный вид поведения (так, при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан подать таможенную декларацию и представить таможенному  органу необходимые документы и  сведения; по требованию таможенного  органа предъявить декларируемые товары; уплатить таможенные платежи или  обеспечить их уплату).

     К запрещающим нормам относятся нормы, устанавливающие в виде прямого  запрета обязанность воздержаться от совершения определенных действий (так, товары, выпуск которых осуществлен  таможенными органами без представления  документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности, запрещены к передаче третьим  лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения  на ввоз установлены в связи с  проверкой качества товаров или  безопасности их потребления, запрещены  к их использованию в любой  форме).

     В структуре нормы таможенного  права содержатся такие элементы, как гипотеза, которая определяет круг лиц, которым адресована норма, а также обстоятельства ее реализации; диспозиция, содержащая само правило  поведения, выраженное в виде обязанностей и прав участников правоотношения; санкция, указывающая на меры государственного принуждения за нарушение диспозиции. Статьи Таможенного кодекса Российской Федерации содержат в основной массе  развернутую регламентацию прав и обязанностей участников правоотношений и условий, при которых они  действуют, т.е. диспозиции и гипотезы соответствующих норм. При рассмотрении норм таможенного права с точки  зрения детальности правовой регламентации  регулируемых отношений, выбора вариантов  поведения необходимо отметить, что  в таможенном праве преобладают  императивные нормы, т.е. нормы не допускающие  отступлений от правил, содержащихся в них. Императивные нормы характерны для норм публично-правового регулирования, в том числе таможенного права, где стороны находятся в неравном в правовом смысле положении

     Преобладание  императивных норм не исключает наличие  в таможенном праве норм, предоставляющих  участникам правоотношения возможность  определить или конкретизировать права  и обязанности, так называемых диспозитивных  норм. Так, лицо вправе в любое время  выбрать таможенный режим, установленный  Таможенным кодексом Российской Федерации, или изменить его на другой. В  качестве диспозитивной нормы можно  рассматривать норму, в соответствии с которой после прибытия товаров  и представления таможенному  органу документов на товары последние  могут быть разгружены или перегружены, помещены на склад временного хранения, заявлены к определенному таможенному  режиму либо под процедуру внутреннего  таможенного транзита. В этом случае лицо, перемещающее товары само определяет свои действия. По степени определенности в таможенном праве преобладают  абсолютно-определенные нормы.

     Относительно-определенные нормы в силу публично-правового  характера таможенного права  практически не используются в регулировании  правоотношений.

     При этом необходимо отметить, что система  таможенного законодательства представляет собой совокупность нормативных  правовых актов (законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений  Правительства Российской Федерации  и др.), содержащих нормы права, регулирующие отношения при перемещении товаров  и транспортных средств через  таможенную границу и, соответственно порядок, осуществления таможенного  контроля. Таким образом, таможенное законодательство служит внешней формой существования правовых норм, имея свою внутреннюю организацию. В основе системы таможенного законодательства находится нормативный акт или  его часть, возможно статья.

     Таможенный  кодекс ТС рассматривает систему таможенного законодательства в зависимости от юридической силы нормативных правовых актов различной формы и места издающего их органа среди нормотворческих органов. Таможенный кодекс ТС и другие федеральные законы образуют таможенное законодательство. Иные нормативные акты, содержащие нормы таможенного права, образуют самостоятельную группу нормативных правовых актов, нормы которых могут регулировать таможенные отношения.

     В случаях, предусмотренных таможенным законодательством, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации  и Министерство финансов Российской Федерации вправе издавать нормативные  правовые акты по вопросам, связанным  с порядком перемещения товаров  и транспортных средств через  таможенную границу Российской Федерации, организацией и осуществлением таможенного  контроля, а так же уплатой таможенных платежей.

 

     Заключение 

     Таможенные  правоотношения являются разновидностью управленческих отношений, основываются на принципах власти и подчинения и носят публично-правовой характер. Одной стороной этих отношений всегда выступает государство. И поэтому  они складываются из очень разнородных  отношений и связей, которые регламентируются комплексным таможенным правом.

     Для таможенных правоотношений характерен ряд специфических признаков, особенностей, выделяющих их из общего комплекса  общественных отношений, урегулированных  нормами права.

     Таможенные  правоотношения неизменно представляют собой определенный блок таможенного  дела. Сфера социальной жизни, отношения  в которой могут быть определены как таможенные, представляет собой  определенный элемент внешнеэкономической  деятельности. В качестве таможенных могут быть определены только правоотношения, непосредственно связанные с  перемещением через таможенную границу  государства товаров и транспортных средств, урегулированные именно нормами  таможенного законодательства.

Информация о работе Таможенные органы как субъекты таможенно-правовых и иных правоотношений