Таможенные органы как субъекты таможенного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 00:53, курсовая работа

Описание

Рассматриваемые задачи:
1. Рассмотрения понятия субъекта таможенного права
2. Анализ единой системы таможенных органов РФ
Целью работы является раскрыть действующую систему таможенных органов Российской Федерации как субъектов таможенного права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ КАК СУБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА 5
1.1. Понятие и виды субъектов таможенного права 5
1.2. Единая система таможенных органов РФ 8
1.3. Основные правомочия, обязанности, функции таможенных органов 10
2. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20
2.1. Правовой статус Федеральной таможенной службы 20
2.2. Правовой статус региональных таможенный управлений 23
2.3. Таможня, таможенный пост 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Приложение 1 33

Работа состоит из  1 файл

ааа.docx

— 58.50 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

 

 

Кафедра административного и таможенного права

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине «Таможенное право»

на тему «Таможенные органы как субъекты таможенного права»

 

 

 

                                                      Выполнил: студент 3-го курса очной

                                                      формы обучения факультета таможенного 

                                                      Подпись______________________

 

 

                                                      Научный руководитель: Е. И. Сидоров,

                                                      доцент кафедры, к. ю. н., доцент

                                                      Подпись______________________

 

 

 

 

Москва

2011 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ  3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ КАК СУБЪЕКТОВ  ТАМОЖЕННОГО ПРАВА 5

1.1. Понятие и виды субъектов таможенного права 5

1.2. Единая система таможенных органов РФ 8

1.3. Основные правомочия, обязанности, функции таможенных органов 10

2. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20

2.1. Правовой статус Федеральной таможенной службы 20

2.2. Правовой статус региональных таможенный управлений 23

2.3. Таможня, таможенный пост 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Приложение 1 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Представленная работа посвящена теме «Таможенные органы как субъекты таможенного права».

Очевидна роль таможенных органов в деле обеспечения надлежащего  функционирования товарооборота и  внешнеполитических устремлений РФ в целом. Помимо значения системы  таможенных органов с точки зрения обеспечения деятельности РФ как  субъекта внешнеполитической и внешнеэкономической  деятельности, таможенные органы так  же выполняют ряд функций, значимых с точки зрения обеспечения законности и правопорядка внутри РФ, так как  они наделены полномочиями и в  сфере правоохранительной деятельности. Все вышеизложенное подчеркивает актуальность изучения понятия таможенных органов  их статуса и структуры.

Таможенные органы активно  содействуют обеспечению экономической  безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее  достаточный уровень социального, политического и оборонного существования  и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость  её экономических интересов по отношению  к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Целью работы является раскрыть действующую систему таможенных органов Российской Федерации как субъектов таможенного права.

Объектом данного  исследования является таможенные органы Российской Федерации и их правомочия, обязанности и функции.

Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач  данного исследования.

Рассматриваемые задачи:

  1. Рассмотрения понятия субъекта таможенного права
  2. Анализ единой системы таможенных органов РФ
  3. Исследование основных правомочий, обязанностей и функции таможенных органов
  4. Рассмотрение правового статуса Федеральной таможенной службы, регионального таможенного управления, таможни и таможенного поста.

Теоретико-методологическую базу исследования составили источники: авторские издания по исследуемой  теме; учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и  энциклопедическая литература); научные  статьи в периодических журналах, газетах; специализированные веб-ресурсы. Также использованы Таможенный кодекс Таможенного Союза, нормативные правовые акты, в частности, федеральные законы, федеральные конституционные законы и подзаконные акты. Структура курсовой работы состоит из 2 глав, 6 параграфов.

В исследовании применялись  методы системного анализа, статистической обработки данных, схематической  интерпретации рассматриваемых  явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

 КАК СУБЪЕКТОВ  ТАМОЖЕННОГО ПРАВА

 

    1. Понятие и виды субъектов таможенного права

Субъекты таможенного права  — это участники таможенных правоотношений, наделенные правами и обязанностями  в таможенной сфере. Именно их поведение  регулируется нормами таможенного  права, отношения между ними входят в состав предмета этой отрасли.

 

Субъекты таможенного  права делятся на две большие  группы.

Общие субъекты — физические и юридические лица, имеющие отношение  к международным коммерческим отношениям, участвующие в них прямо или  косвенно. Они рассматриваются как  общие субъекты, так как участвуют  в таможенных правоотношениях, не обладая  специальным правовым статусом.

Специальные субъекты —  это таможенные органы и лица, связанные с перемещением товаров. Специфика этого вида участников таможенных правоотношений выражается в наличии у них особого правового статуса — установленной таможенным правом компетенции таможенных органов.

Эти субъекты таможенного  права как элементы государственного аппарата обладают властными полномочиями в рамках своей компетенции, должностными функциональными обязанностями, определяемыми  этой компетенцией, а кроме того, к ним предъявляются специальные  требования.

В ТК ТС РФ под понятием “лица” понимаются физические и юридические лица, а также организация, не являющаяся юридическим лицом, а под понятием “лицо государства - члена таможенного союза” – “юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члене таможенного союза, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза”.

Под иностранными лицами понимаются все иные лица, не подпадающие под  понятие “ лицо государства - члена таможенного союза ”.

Таможенное право предоставляет  всем юридическим и физическим лицам равные права1. Они на равных основаниях вступают в таможенные правоотношения: ввозят на территорию таможенного союза и вывозят из нее товары, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Монополия государства на внешнюю торговлю в России больше не существует.

Как известно, юридическим  лицом признается организация, которая  имеет в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  иные личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Для осуществления юридическим  лицом той или иной деятельности существенное значение имеет его  правоспособность.

Различается правоспособность специальная и общая. Специальная  правоспособность означает, что юридическое  лицо обладает только теми гражданскими правами и несет только те обязанности, которые предусмотрены в его  учредительных документах и соответствуют  цели создания юридического лица. Требования специальной правоспособности распространяются на учреждения и иные некоммерческие организации, а также унитарные государственные и муниципальные и некоторые другие прямо указанные в законодательстве коммерческие организации. Следовательно, если специальная правоспособность юридического лица не включает в себя осуществление внешнеэкономической деятельности, то заниматься ею лицо не вправе.

Подавляющее большинство  юридических лиц, отнесенных к коммерческим организациям, обладает общей правоспособностью.

Физические лица - это  граждане Российской Федерации, иностранные  граждане и лица без гражданства.

Правовое положение граждан  характеризуется понятием правоспособности и дееспособности. Вопросы правоспособности и дееспособности граждан урегулированы  Гражданским кодексом РФ. Гражданский  кодекс закрепил равную для всех граждан  правоспособность. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской  правоспособностью наравне с  российскими гражданами. Им предоставляется  национальный режим. В данном случае это означает, что иностранные  граждане и апатриды имеют в таможенной сфере те же права, что и российские граждане, и не могут иметь какие-либо иные права, чем те, которые предоставлены  гражданам РФ. Однако иностранные  граждане не могут быть субъектами некоторых таможенных отношений, например, не могут быть государственными служащими. Иностранные граждане и апатриды несут ответственность за административные правонарушения в сфере таможенного  дела (нарушения таможенных правил) на общих основаниях с российскими  гражданами2.

Физические лица пользуются теми же правами по перемещению товаров  и транспортных средств через  таможенную границу, что и юридические  лица, однако при перемещении товаров  и транспортных средств физическими лицами имеют значение цели перемещения (для личного пользования или коммерческого использования), характер товаров и их количество, частота перемещения товара через таможенную границу, которые и необходимо установить: для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (для личного пользования) или коммерческих целей. Товары, предназначенные для личного пользования, подлежат декларированию, таможенному оформлению и таможенному контролю в упрощенном порядке.

В области таможенного  дела наметилась тенденция к расширению сфер деятельности физических и юридических  лиц, занимающихся профессиональным посредничеством. Посреднические функции в этой области  осуществляются таможенными брокерами, которые являются субъектами таможенных правоотношений.

В числе международных  организаций – субъектов таможенного  права могут быть названы, например, Всемирная таможенная организация, Совет руководителей таможенных служб стран СНГ и др.

 

    1. Единая система таможенных органов РФ

Термин «таможенные органы»  используется действующими законами - в Конституции в качестве особой составляющей государственного механизма  они не выделяются. Таможенные органы могут быть определены как государственные  органы, предназначенные для непосредственного  осуществления с помощью специальных  методов государственно-властной деятельности в сфере таможенного дела и  других связанных с ним областях и наделенные для этого специальными полномочиями. Таможенные органы отнесены к исполнительной ветви государственной  власти, так как их функцией является правореализация в таможенной сфере. Главной их целью является организация процесса провоза через таможенную границу товаров и транспортных средств, поддержание и охрана определенного порядка осуществления такого провоза и недопущение нарушения этого порядка. Поэтому таможенные органы можно охарактеризовать как правоохранительные. В качестве правоохранительных таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность России, права и законные интересы участников таможенных правоотношений. Таможенные органы уполномочены осуществлять государственное принуждение в целях борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере.

Единую систему таможенных органов России в общем виде можно определить как обусловленную функциональной общностью совокупность самостоятельных звеньев, характеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. При этом каждый орган в соответствии со своим местом и положением в общей системе играет определенную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные органы в целом.

Эта система имеет четыре звена:

    1. ФТС,
    2. региональные таможенные управления,
    3. таможни,
    4. таможенные посты.

Четырехзвенная структура системы таможенных органов имеет законодательное закрепление и отражена в статье 10 ФЗ от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ  "О таможенном регулировании в РФ"

Взаимоотношения в системе  таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации. Централизация выражается в строгой иерархической подчиненности и подконтрольности нижестоящих органов системы таможенных органов вышестоящим.

Децентрализация проявляется  в наличии у каждого таможенного органа строго определенной компетенции по осуществлению таможенного дела на подведомственной ему территории и сочетании единого централизованного руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций.

Информация о работе Таможенные органы как субъекты таможенного права