Таможенная инфраструктура Российской Федерации: состояние и перспективы развития

Автор работы: c********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 14:02, реферат

Описание

Актуальность темы исследования. В течение последних двух десятилетий в мировой торговле протекали сложные процессы, характеризующиеся как позитивными, так и негативными факторами. В истории не было иного такого периода, когда отмечалось бы столь быстрое и масштабное развитие международной торговли. Однако наряду с ростом мировой торговли в указанный период стали развиваться и негативные процессы. В первую очередь это связано с появлением терроризма и возрождением пиратства на главных путях перемещения товаров. Это, в свою очередь, явилось причиной того, что безопасность стала одной из основных проблем мирового торгового сообщества. Зашита общества всегда была одной из главных задач таможни. Однако после событий, случившихся в США 11 сентября 2001 года безопасность приобрела еще большее значение для всех государств, их правительств и таможенных служб. Существующие инициативы по усилению безопасности торговли вновь привлекли внимание и, наряду с ними, возникли новые. И международные, и двусторонние инициативы были пересмотрены и усилены.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1. Концепция развития таможенной инфраструктуры Российской Федерации ……………….……………………………………………………….
2. Перспективы развития таможенной инфраструктуры в Российской Федерации ……………………………………….…………………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

_РЕФЕРАТ.docx

— 50.53 Кб (Скачать документ)

     Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования

     «РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

     Кафедра экономической теории 
 

     РЕФЕРАТ

     по  дисциплине «Инфраструктура таможенных органов»

     на  тему: «Таможенная инфраструктура Российской Федерации: состояние и перспективы развития»  

     Выполнил: студент 3-го курса заочной формы

     обучения  факультета таможенного дела

     группа  Т0943ВП ВД

     В.Е. Шеметов

     Проверил:_________________________

     Оценка:_________________________

     Подпись:_________________________

     «___»_______________2010г. 
 
 
 
 
 
 

     Москва

     2011 
 
 

Введение………………………………………………………………………….. 

1. Концепция развития таможенной инфраструктуры Российской Федерации ……………….……………………………………………………….

2. Перспективы развития таможенной инфраструктуры в Российской Федерации ……………………………………….…………………………….

Заключение………………………………………………………………………..

Список использованной литературы……………………………………………

3 

 

8

23 

30

32

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность  темы исследования. В течение последних  двух десятилетий в мировой торговле протекали сложные процессы, характеризующиеся  как позитивными, так и негативными  факторами. В истории не было иного  такого периода, когда отмечалось бы столь быстрое и масштабное развитие международной торговли. Однако наряду с ростом мировой торговли в указанный  период стали развиваться и негативные процессы. В первую очередь это  связано с появлением терроризма и возрождением пиратства на главных  путях перемещения товаров. Это, в свою очередь, явилось причиной того, что безопасность стала одной  из основных проблем мирового торгового  сообщества. Зашита общества всегда была одной из главных задач таможни. Однако после событий, случившихся в США 11 сентября 2001 года безопасность приобрела еще большее значение для всех государств, их правительств и таможенных служб. Существующие инициативы по усилению безопасности торговли вновь привлекли внимание и, наряду с ними, возникли новые. И международные, и двусторонние инициативы были пересмотрены и усилены.

     Традиционные  методы работы таможни в новых  исторических условиях оказались недейственными. Многие страны начали реформировать  свои таможенные службы в целях повышения  эффективности таможенного контроля на всей логистической цепи перемещения товаров путем внедрения новейших информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и технических средств, пытаясь тем самым решить задачу безопасности и упрощения торговли. Однако на практике оказалось, что по ряду причин многие проекты модернизации таможенных служб своих целей не достигли. На основе анализа проектов и их реализации были выявлены две главные причины: неприспособленность имеющихся объектов таможенной инфраструктуры (ТИ) для внедрения на их базе информационных и информационно-коммуникационных технологий; недостаточное финансирование планируемых мероприятий в рамках проектов, особенно связанных с реконструкцией и развертыванием новых объектов таможенной инфраструктуры.

     Таможенная  инфраструктура - это сеть таможенных органов в комплексе с необходимыми для нормальной жизнедеятельности  и функционирования таможенной службы вспомогательными предприятиями и  сооружениями, автоматизированной системой сбора, обработки и передачи информации, коммуникациями связи, профильными  учебными заведениями, подъездными  путями, объектами социально-бытового назначения1.

     Исследования  показали, что при проведении реформы  таможенной службы наряду с такими задачами, как создание таможенного  законодательства, соответствующего международным  нормам, подготовка современных кадров, необходимо параллельно, а может  быть даже с опережением создавать^ соответствующую новейшим технологиям таможенную инфраструктуру, а только потом внедрять новые методы таможенного контроля и таможенной очистки товаров.

     В России таможенная реформа проводится с 2002 года. Для этих целей Всемирный  банк реконструкции и развития (МБР) выделил 140 млн. дол. США. Однако реформа  не дала пока позитивных результатов. Российская таможенная инфраструктура, особенно на границе, не приспособлена  сегодня по ряду причин качественно  и быстро обслуживать участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), обеспечить должный уровень экономической и продовольственной безопасности страны.

     Сегодня тема взаимоотношений таможни и  бизнеса в части таможенной инфраструктуры актуальна, как никогда. Здесь уместно  привести слова Генерального секретаря  Всемирной таможенной организации (ВТО) Мишель Дане 12 мая 2005 года из выступления  в Москве на конференции «Таможенная  служба России: партнерские отношения  «таможня бизнес». Он так охарактеризовал  состояние таможенной службы России: «.У вас проводится модернизация таможни. Наблюдая за Россией, должен сказать, что эволюция в ней происходит постоянно, но не быстро. Значительную часть пути вам еще предстоит пройти. Сейчас главное - это /-привести вашу таможенную инфраструктуру, особенно на границе, в соответствие рекомендациям рамочных стандартов. У вас граница большая. Объектов много. Впереди предстоит большая и кропотливая работа. Потребуются большие инвестиции.» . Более определенно по этой проблеме высказался на заседании правительства в апреле 2006 г. президент В. Путин. Он потребовал от правительства прекратить "экономический экстаз" слияния таможни и бизнеса на приграничных пунктах пропуска. В этой связи в преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию настала необходимость разработки новой идеологии использования и развития таможенной инфраструктуры, превращения её в конкурентно способную среду.

     Создание  и развитие таможенной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям, является достаточно сложным процессом  и очень дорогим. В нем должны учитываться всё многообразие факторов, влияющих на обеспечение таможенных органов объектами таможенной инфраструктуры, приниматься во внимание их наличие  и состояние, тщательно определяться потребность в развитии с учетом решаемых задач, форм и способов служебных  действий и реального финансирования таможенных органов. То есть, необходима формализованная модель, опираясь на которую можно было бы автоматизировать процессы сбора и анализа данных по объектам таможенной инфраструктуры, выработки предложений для принятия решений по их развитию и совершенствованию.

     Решение названных проблем имеет важное государственное значение. Этим и  определяется актуальность темы исследования.

     Объектом  исследования является таможенная инфраструктура как материально-техническая основа безопасности и упрощения мировой  торговли.

     Цель  работы заключается в выявлении, разработке способов оценки и преодоления  ключевых проблем, препятствующих эффективной  модернизации таможни и ее инфраструктуры; выработке рекомендаций по совершенствованию  обустройства таможенной территории России.

     Для достижения поставленной цели было намечено решить следующие задачи:

     - раскрыть сущность международных  стандартов -'^^рекомендаций обеспечения безопасности и упрощения мировой торговли, разработанных после 2001 г.;

     - выявить основные проблемы модернизации  таможенной службы и ее инфраструктуры  за период с 1992 по 2005 гг., определить  экономические последствия организационных  проблем подготовки и реализации  проектов;

     - раскрыть роль и место новейших  информационно-коммуникационных технологий  и технических средств в организации  таможенного контроля и их  влияния на архитектуру развития  основных объектов таможенной  инфраструктуры;

     - обосновать необходимость учета  влияния политических, экономических  и других факторов при модернизации  ТИ;

     - проанализировать современное состояние  ТИ России и с учетом международного  опыта разработать требования  к ее объектам;

     -разработать  модель оценки состояния и  перспектив развития, таможенной  инфраструктуры и практические  рекомендации по ее применению.

     Степень разработанности темы. В последние  годы увеличилось количество исследований российских ученых, связанных с проблемами экономической безопасности государства. В одних научных трудах рассмотрены  вопросы регулирования внешнеэкономической  деятельности, в других - таможенного  права и таможенной политики. В  ряде работ исследуется состояние  внутреннего рынка страны. Однако в разработке данной темы остается пробел - отсутствуют исследования, в которых был бы изучен комплекс вопросов, связанных с развитием и совершенствованием таможенной инфраструктуры и ее роли и места в повышении эффективности внешнеторговой деятельности за счет внедрения новейших информационных, информационно-коммуникационных технологий, применения новых форм и методов таможенного контроля. Таким образом, представленное к защите диссертационное исследование может восполнить в определенной степени указанный пробел.

     Научная новизна исследования состоит в  том, что в работе впервые в  научной литературе на основе комплексного анализа международной практики модернизации таможенных служб в  условиях роста мировой торговли, терроризма и пиратства обоснована роль и место таможенной инфраструктуры как материально-технического базиса обеспечения безопасности и упрощения  торговли на всем логистическом пути перемещения товаров. Диссертационная работа отражает новые подходы к проблеме внешнеэкономической безопасности России за счет рационального обустройства таможенной территории, применения и использования её объектов.

     Наиболее  существенные научные результаты, выносимые  на защиту: - выявлены и обобщены проблемы внедрения новых рекомендаций обеспечения  безопасности и упрощения мировой  торговли, разработанных 

     Всемирной таможенной организацией, ООН, США и  Евросоюзом после 2001г.;

     - раскрыт характер и содержание  проблем модернизации таможни  и её инфраструктуры в условиях  роста мировой торговли и терроризма;

     - исследован опыт как промышленно  развитых, так и развивающихся  стран по модернизации таможенной  инфраструктуры, на основании чего  предложены пути решения проблем,  которые мешают правительствам  стран быть до конца последовательными  при выстраивании прагматичной  политики на этапах её модернизации;

     - на основе обобщения международного  и отечественного опыта исследовано  воздействие политических, экономических,  нормативно-правовых, социальных, физико-географических  факторов на развитие и совершенствование  таможенной инфраструктуры, предложены  рекомендации по их учету, на  этапах разработки и реализации  проектов модернизации 

     - комплексно исследовано современное  состояние российской таможенной  инфраструктуры и её использование  при организации таможенного  контроля, на основе чего сделан  вывод о неприспособленности  большинства ее объектов к  эффективному использованию современных  информационных, информационно-коммуникационных, технических технологий в целях  обеспечения безопасности и упрощения  торговли;

     - на основе проведенных исследований  разработаны: требования к объектам  таможенной инфраструктуры; принципы  обустройства таможенной территории  России; логико-математический аппарат  многокритериальной методики оценки  состояния и перспектив развития  таможенной инфраструктуры; практические  рекомендации таможенным органам  по внедрению и применению  указанной методики.

     Хронологические рамки исследования охватывают период 1982-2005 гг., ио для целей исследования иногда привлекались материалы предшествующих лет.

     Практическая  ценность результатов исследования состоит в том, что на основе обобщения  и анализа мировой практики предложены рекомендации по повышению эффективности  внешнеторговой деятельности в России за счет рационального создания и  использования объектов таможенной инфраструктуры, обустройства таможенной территории страны. 
 
 

     1.Концепция развития таможенной инфраструктуры Российской Федерации

     Общие положения

     Концепция определяет цель, основные задачи и  приоритетные мероприятия организации  таможенного оформления и таможенного  контроля в местах, приближенных к  государственной границе Российской Федерации, на перспективу до 2020 года и является составной частью Стратегии  развития Федеральной таможенной службы до 2020 года.

     Концепция основана на положениях Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации  на период до 2012 года, Концепции реализации государственной политики в сфере  обустройства государственной границы  Российской Федерации, Транспортной стратегии  Российской Федерации на период до 2030 года, Внешнеэкономической стратегии  России до 2020 года и других концептуальных документов стратегического характера, определяющих развитие Федеральной  таможенной службы на долгосрочную перспективу.

Информация о работе Таможенная инфраструктура Российской Федерации: состояние и перспективы развития