Шпаргалка по дисциплине "Таможенная система"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:41, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Таможенная система".

Работа состоит из  1 файл

Таможенное дело в России в годы промышленного подъема 1909-1913 .doc

— 217.50 Кб (Скачать документ)

 

9. Таможенное законодательство Алексея Михайловича.

В 1648 г. царь Алексей Михайлович повелел подготовить новый документ о порядке государственного устройства России (собрать все грамоты, указы, статьи правящих до него царей и создать новый правовой документ по управлению). После принятия Соборного уложения государство осуществляет ряд мер, которые вошли в историю как таможенные реформы. Это диктовалось потребностью в развитии торговли, необходимостью отмены привилегий иностранцам, совершенствования таможенного обложения. В 1649 г. произошла отмена привилегий иностранцам в вопросах торговли. Им разрешалось торговать по особым государственным грамотам. Пошлину иностранные купцы платили гораздо большую, чем русские. Русский таможенный тариф отстаивал интересы государственности. Однако он был настолько сложным и запутанным, что объективно требовал коренных изменений. В годы правления Алексея Михайловича государство стремилось к совершенствованию таможенного законодательства, в котором видело защиту национальных интересов России. Они вошли в историю как годы таможенных реформ: Именной указ 1653 года, Именной грамоты 1654 года. Отменена откупная система. В это время широко велась борьба со "лжетаможенниками", за которыми часто высылались целые стрелецкие полки.

 

10. Таможенный тариф 1922 года.

После того, как 9 марта 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили первый таможенный тариф по европейской привозной торговле, 23 февраля 1922 г. был ут­вержден Таможенно-тарифный комитет (ТТК), а чуть позже первый советский тариф по вывозной торговле. В его компе­тенцию входили: составление новых и изменение старых спис­ков запрещенных товаров; решение вносимых Таможенным управлением вопросов по применению тарифа; разрешение жалоб на решения Таможенного управления по вопросам применения тарифа; дача заключений по всем проектам за­конов, торговых договоров, конвенций и соглашений, имею­щих отношение к таможенно-тарифному делу. ТТК играл важную роль в выработке таможенной поли­тики и в управлении таможенным делом. Многие положения и инструкции по таможенному регулированию содержат ссыл­ки на его решения. Важными  элементами активной таможенной политики СССР в 20-е годы явился таможенный  тариф  1922г., который не только защищал  советскую промышленность от конкуренции иностранных товаров, но и стимулировал развитие советского экспорта за счет снижения или отмены вывозной пошлины на значительную часть товаров.   Почти полностью отсутствовала торговля внутри страны, и внешнеторговая деятельность была незначительной. Возврат к таможенно-тарифным методам во внешней торговле произошел в связи с переходом к новой экономической политике. СНК утвердил Таможенный тариф по европейской торговле, по азиатской торговле и по отпускной торговле. В данный период были запрещены к вывозу многие продукты питания "первой необходимости".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Учреждение и функционирование таможенно-пограничной стражи.

Среди всех мероприятий по снижению масштабов контрабанды наиболее действенным было понижение таможенных пошлин. Однако избавиться от контрабанды не удалось. Это послужило причиной создания на границе нового органа по борьбе с контрабандой на основании указа Екатерины II, подписанного в 1782 году. В соответствии с положениями манифеста была учреждена Таможенная пограничная стража из надзирателей (чиновников) и объездчиков. Но и подобная организационная структура не обеспечивала надежную борьбу с контрабандой. Учитывая слабость Таможенной пограничной стражи, в 1811 году было введено "Положение об устройстве Пограничной казачьей стражи", На каждые 150 км границы выделялся Донской казачий полк.

Границы охранялись в две линии. В первой охрану осуществляли казачьи команды, во второй - вольнонаемные таможенные объездчики. Практика охраны границы смешанным способом не всегда оправдывала себя. Следует отметить, что и среди казаков было много злоупотреблений. Они подчас потворствовали контрабанде, а в ряде случаев и сами занимались незаконным провозом товаров через границу. Отрицательно сказывалась и двойная подчиненность. В 1822 году правительство принимает решение об упразднении Таможенной пограничной стражи и создании Пограничной таможенной стражи из полковых воинских чинов, преимущественно кавалерийских полков, и выдвижении ее в первую линию, казачьи полки переводились во вторую линию. Однако вскоре практика охраны границы указанным способом показала, что надзиратели и объездчики, подчиненные гражданским лицам, не оправдывают своего назначения, они сблизились с контрабандистами и потворствовали им. Казачьи полки, оторванные от Дона, разлагались. Назрела необходимость новой реформы в области защиты экономических интересов Российского государства на государственной границе. 5 августа 1827 года была учреждена новая Таможенная пограничная стража на твердых воинских началах с военной организацией по типу регулярной армии. В соответствии с Карантинным уставом 1832 года Таможенная пограничная стража была переименована и получила название "Пограничной стражи". Основной обязанностью Пограничной стражи являлась борьба с контрабандой, то есть защита экономических интересов России на государственной границе.

 

12. Основные тенденции таможенной политики СССР в 60-80 годы 20 века.

К 1964 году СССР стал сильным, уверенным в себе государством со сложившимися внешнеэкономическими связями и таможенной системой. В это время ГТУ было подчинено Министерству внешней торговли, а в феврале 1986 года было образовано Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров и выведено из состава Министерства внешней торговли. Три послевоенных десятилетия не были отмечены серьезными изменениями в организации таможенного дела. Таможенный кодекс СССР, утвержденный в 1964 г., юридически закреплял сложившуюся практику и подтверждал, что  управление таможенным делом относится к ведению Министерства внешней торговли и осуществляется через входящее в его состав ГТУ. Определялась двухзначная система управления таможенным делом, при  которой ГТУ замыкало на себя таможни. При этом функции таможенных учреждений сводились к контролю за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершению таможенных операций и борьбе с контрабандой. На протяжении 70-х – начала 80-х гг. таможенное законодательство пополнялось отдельными правовыми актами, направленными на предотвращение контрабанды валюты и культурных ценностей, уточнение таможенного тарифа. Середина 80-х гг. ознаменовалась началом реформы системы таможенных органов. В начале 1986 г. ГТУ было преобразовано в самостоятельный орган государственного управления (ГУГТК). С этого времени таможенная служба обрела определенную самостоятельность.

   

13. Таможенная политика России при приемниках Петра.

Преемники Петра I стремились продолжить политику поощрения вывоза российских товаров и увеличивать доходы Казны взиманием таможенных пошлин и борьбой с контрабандой. Таможенная политика при преемниках Петра I. Корректировка меркантильно-покровительственного курса в сторону ослабления таможенного покровительства. Таможенный тариф 1731 г. Морской пошлинный регламент или устав 1731 г. «Патриотизм» в направленности таможенной политики в период царствования Елизаветы Петровны (1741–1761). Таможенная реформа П. И. Шувалова в 1753–1757 гг. Ликвидация внутренних таможенных пошлин. Перенос тяжести таможенного обложения на внешние границы Империи. Учреждение института «пограничных таможенных объездчиков» (1754). Таможенный устав 1755 г. Таможенный тариф 1757 г. Передача таможенного управления по западной сухопутной границе в частные руки (1758). Откуп Н. Шемякина (1758–1762). Восстановление в 1762 г. отданных на откуп таможен в казенном управлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Структура таможенных органов СССР в послевоенный период.

С 1958 по 1985 год Министерство внешней торговли возглавлял Н.С. Патоличев. При нем и при его непосредственном участии был проведен ряд мероприятий по упрощению таможенных формальностей при пропуске грузов и граждан через границу, таможенное законодательство получило свое развитие в совместных документах стран-участниц СЭВ, в соглашениях о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, произведено техническое переоснащение таможенных органов. Изменения в таможенном деле нашли свое отражение в Таможенном кодексе 1964 года. В кодексе нашли отражение три главные задачи: контроль за государственной монополией внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с нарушением таможенных правил и контрабандой. Кодекс законодательно закрепил усилившуюся централизацию управления таможенным делом, подчинив центральной власти таможенную деятельность союзных республик. Роль министра внешней торговли в организации работы таможни была значительно расширена. Решением Совета Министров от 12 февраля 1986 года на базе ГТУ, выведенного из подчинения Министерства внешней торговли СССР, было учреждено Главное управление государственного таможенного контроля (ГУГТК) при Совете Министров СССР. Оно являлось самостоятельным государственным органом, организовывало свою работу в тесном взаимодействии с компетентными органами при осуществлении ими пограничного, санитарно-карантинного, контроля, а также контроля за вывозом ценностей культуры и произведений искусства.

 

15. Формирование идеи промышленного капитализма.

Реформой  Канкрина  1839-1843  годов  были  изъяты  из обращения ассигнации и выпущены т.н.  кредитные  билеты.  Формально  реформа установила  серебряный  монометаллизм,  поскольку   серебряный   рубль   был объявлен основой денежной системы России. В дальнейшем наряду со  свободной  чеканкой  серебра  происходила  свободная чеканка и золота; кредитные же билеты разменивались на золото и на  серебро. Поэтому в действительности этого монометаллизма не существовало. В конце 40-х годов  начались  значительные  колебания  денежного  курса; цены возросли, и  в  1854  году  был  запрещен  вывоз золота за границу. Кредитные билеты, несмотря на попытки  восстановления  их размена, в силу своего  обесценения  вытесняли  из  обращения  металлическую монету. Развивавшемуся капитализму требовалось устойчивое  денежное  обращение,  без которого трудно было получать займы за границей, без  которых  не  мог  быть организован капиталистический кредит. Отсутствие твердой  валюты  затрудняло прилив иностранного капитала в Россию. В 1862 году  правительство  разрешило размен кредитных билетов на золото и серебро, однако, он был отменен  уже  в конце следующего года. После отмены крепостного права развитие промышленного капитализма в России пошло довольно быстро, несмотря на остатки крепостничества, еще задерживавшие это развитие. Еще быстрее стала развиваться капиталистическая крупная промышленность в России в 90-х годах. Промышленность не могла удовлетворить требований населения, что приводило к значительному увеличению цен на товары. В результате развилась промыслово-коммерческая контрабанда, которую осуществляли хорошо вооруженные профессионалы – контрабандисты. Промышленный капитализм, как известно, предполагает, как основную предпосылку, развитие товарного хозяйства, возникающего на почве разложения натурального хозяйства и развития общественного разделения труда. В конечном счете это сводится к возникновению рынка в национальных масштабах, обеспечивающих возможность капиталистического формирования народного хозяйства. В свою очередь это может быть создано лишь на технической базе усовершенствования путей сообщения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Структура таможенной службы в конце 20 века.

В период внешнеэкономической реформы (1986—1991 гг.) начинается новый этап развития таможенной системы, осо­бенности которого связаны с попыткой трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую уп­равленческую структуру, ориентированную на функциони­рование в условиях свободного рынка и демократического режима. Наиболее радикальный этап реформы систе­мы таможенных органов приходится на начало 1986 г., когда ГТУ МВТ было преобразовано в ГУГТК при СМ СССР самостоятельный орган го­сударственного управления со статусом союзного ведомства. Несмотря на то, что тамо­женная служба стала самостоятельной отраслью государст­венного управления, функции таможенных органов фактически остались прежними, так как почти не изменился порядок экс­портно-импортных операций. Во-вторых, новый механизм регулирования внешнеэкономических связей на практике не действовал. Поэтому новые юриди­чески закрепленные функции таможенных органов имели декларативный характер. В-третьих, отсутствовала законодательная база для пере­стройки системы управления таможенным делом. Развитие таможенного дела вплоть до принятия в 1991 г. нового Таможенного кодекса и Закона СССР о таможенном тарифе определялось подзаконным нормотворчеством Во главе таможенной системы стояло Главное управле­ние государственного таможенного контроля при совете Ми­нистров СССР — центральный таможенный орган. ГУГТК имело право: участвовать в разработке предложений о создании на государственной границе пунк­тов пропуска,; разрешать ввоз и вывоз имущества, не являющегося предметом опера­ций по внешней торговле; создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные учреждения в установленном порядке. Основными структурными единицами были управления и отделы. В целом компетенция каждого из управлений носила комплексный характер. Полномочия одного управления тес­но переплетались с полномочиями других. Таможни и таможенные посты по их дислокации дели­лись на пограничные и внутренние. По специфике деятель­ности местные таможенные учреждения можно было под­разделить на сухопутные, воздушные, морские (речные). Зоны деятельности таможен были неодинаковы по размерам, поэ­тому и число таможенных постов, входивших в ту или иную таможню, было различным. В ходе реформы внешнеэкономической деятельности многим предприятиям и организациям было предоставлено право самостоятельно проводить экспортно-импортные опе­рации. Чтобы увеличить пропускную способность таможен и таможенных постов, а также освободить местные таможен­ные учреждения от существенного объема работ по офор­млению грузов, предусматривалась возможность проведения досмотра и таможенного оформления грузов непосредствен­но в месте расположения участника внешнеэкономических связей. Логическое завершение данного этапа — принятие в 1991 г. нового Таможенного кодекса и Закона СССР "О та­моженном тарифе". Таможенный кодекс СССР и Закон СССР о таможенном тарифе, принятые в 1991 г., внесли существенные изменения в организацию таможенного управления. Предусматривалось создание двух координационных органов — таможенно-та­рифного совета и Координационного совета. Несмотря на известный радикализм законодательных актов нового Таможенного кодекса и Закона СССР "О та­моженном тарифе", создать принципиально новую тамо­женную систему на практике так и не удалось.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Таможенная система"