Применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 00:10, курсовая работа

Описание

Практика работы таможенных органов при использовании СУР состоит в том, что от контроля за всеми товарами, перемещаемыми через границу, современная таможня переходит к выборочному контролю, сосредотачивая свое внимание на предотвращении правонарушений, имеющих наиболее негативные последствия для экономики и безопасности страны. Стоит отметить, что применение такого метода таможенного администрирование было введено относительно недавно, поэтому остро стоит вопрос о создании эффективных условий функционирования системы и непрерывного ее совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ КАК НОВЫЙ МЕТОД ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 5

История внедрения системы управления рисками в деятельность таможенных органов 5
1.2. Элементы системы управления рисками 8

1.3. Цели, задачи и принципы СУР 11

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ 15

2.1. Применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками 15

2.2. Управление рисками 20

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ 23

3.1. Основные проблемы системы управления рисками и способы их решения 23

3.2. Пути совершенствования таможенного контроля с применением системы управления рисками 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Работа состоит из  1 файл

ОТК КУРСОВАЯ.docx

— 178.59 Кб (Скачать документ)

     АИСТ-РТ – комплексная распределенная автоматизированная информационная система, которая обслуживает  все этапы таможенного оформления на уровне поста, таможни и РТУ. При  этом АИСТ-РТ является как вертикально, так и горизонтально распределенной системой. Разделение вертикальных уровней  системы делает возможным фактическое  распределение компетенции по управлению, контролю и решению задач внутри организации. Горизонтальные же связи системы позволяют назвать ее не только административным, но территориальным распределенным комплексом, действующим в целом регионе страны.

     При этом необходимо учитывать следующие  требования:

  • все операции по анализу риска должны протоколироваться;
  • информация должна поступать в режиме реального времени;
  • дальнейшее таможенное оформление должно разрешаться только после принятия согласованного решения15.

        Максимальное использование информационных  технологий является одним из  важнейших направлений использования  методик анализа рисков в интегрированной  таможенной системе. Функциональные  задачи программного продукта  должны быть общими как для  таких макротехнологических объектов, как таможня или региональное таможенное управление, так и для таможенного поста или специальных аналитических групп и включать в себя:

  • использование нормативно-справочной информации, поддерживаемой комплексной системой АИСТ;
  • обеспечение групповой обработки данных;
  • обеспечение доступа к сети и к базам данных аналитической группы при ОРО или других подразделений таможенного органа;
  • организация доступа к программному продукту на основе персональных паролей;
  • редактирование, изменение и пополнение информации;
  • поиск по критериям риска (страна, товар, юридическое лицо и т.д.);
  • настройка пользователем полей для вывода на печать и сохранение операций.

     Немаловажным  моментом при разработке программного продукта является грамотное, удобное  и эффективное составление общего вида окон-меню.

     Методика  анализа рисков требует реорганизации  или создания новых информационных баз данных на локальном уровне отдельных  подразделений таможни. 

      1. Пути совершенствования таможенного контроля с применением системы управления рисками

     СУР является одним из основных механизмов для решения задач, стоящих перед  таможенной службой РФ, и должна способствовать выполнению контрольных  показателей ее деятельности по основным составляющим экономических, фискальных, правоохранительных и инспекционных  функций. Однако создание и внедрение  СУР является комплексной задачей, которая затрагивает всю деятельность таможенной службы РФ и объединяет в себе методологические, технологические, нормативно-правовые, информационно-технические, организационные и кадровые аспекты.

     В этих целях основными направлениями  реализации СУР являются усиление аналитической  и экспертной работы по выявлению  рисков на всех уровнях таможенных органов как в стратегическом, так и в тактическом и оперативном направлениях, а также разработка целевых методик выявления рисков.

     Ключевым  составляющим совершенствования таможенного  контроля является реализация принципа выборочности16.

     В перспективе развития технологий таможенного  контроля стоит составление и  введение в действие реестров, позволяющих  контролировать деятельность в области  таможенного дела. Данная информация будет содержаться в нормативно-справочной информации Единой автоматизированной информационной системы (НСИ ЕАИС) ФТС России и использоваться должностными лицами таможенных органов в процессе ТО и ТК. Информация же, относящаяся исключительно к ведению правоохранительного блока ФТС России, будет содержаться в составе специализированных программных средств и использоваться исключительно по направлению деятельности.

     Основными информационными источниками для  должностных лиц при осуществлении  таможенного контроля станут:

  • центральный реестр субъектов ВЭД (ЦРСВЭД);
  • реестр товаров;
  • реестр таможенных органов17.

     Наиболее  значимым среди вышеперечисленных  реестров для должностных лиц, осуществляющих таможенный контроль, является ЦРСВЭД. Он был создан в целях совершенствования  таможенного контроля и таможенного  оформления и реализации Концепции  СУР.

     ЦРСВЭД  создан на основании информации, содержащейся в едином государственном реестре  юридических лиц (ЕГРЮЛ), представляемой ФНС России, а также содержащейся в электронных справочниках ЕАИС ФТС России «Участник ВЭД», «Участники ВЭД, поставленные на учет в таможенных органах». Таким образом, лицам, осуществляющим деятельность в области таможенного дела, а также лицам, осуществляющим перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, присвоены идентификационные таможенные номера (ИТН).

     ЦРСВЭД  на всех уровнях таможенной системы (ФТС России, РТУ, таможни, таможенные посты) содержит справочный, правоохранительный и аналитический разделы. Состав информации на уровне ФТС России, РТУ и таможен идентичен.

     В зависимости от вида профилей рисков, результатов анализа, информации, содержащейся в ЦРСВЭД и иных факторов, состав информации может быть дополнен другими  сведениями в соответствии с иными  правовыми актами ФТС России.

     Использование центрального реестра субъектов ВЭД при осуществлении таможенного контроля позволит должностным лицам обоснованно реализовывать принцип выборочности, так как информация, содержащаяся в реестре, облегчает и делает более аргументированным выбор объектов проверок.

     Итак, повышая таким образом эффективность таможенного контроля, таможенная служба РФ приближается к достижению показателей, установленных в соответствии с целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       В ходе данной работы были рассмотрены  основные аспекты применения системы  управления рисками при проведении таможенного контроля, основные задачи и функции системы, перспективы  ее совершенствования.

       Итак, таможенное законодательство определяет формы и порядок таможенного  контроля, а также принципы, в  соответствии с которыми этот контроль проводиться. Основываясь на мировом  опыте проведения таможенного контроля, Россия подписала Международную  Конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото), которой предусмотрено применение системы анализа и управления рисками при осуществлении таможенного  контроля.

       Практика  анализа рисков в таможенном деле показывает, что управление рисками  – это непрерывный процесс  сбора, обобщения, аналитического изучения информации, направленный на прогнозирование, выявление, предупреждение и пресечение таможенных правонарушений и обеспечивающий принятие эффективных управленческих решений. Информационное обеспечение  при внедрении метода анализа  рисков имеет, несомненно, высокую значимость и требует автоматизированного  подхода в его использовании  с целью оперативной таможенной работы в реальном времени.

       С внедрением системы управления рисками  тотальный таможенный контроль был  заменен на выборочный. Это позволило увеличить товаропоток через таможенную границу РФ при наличии тех же  ресурсах, но при этом сокращая временные издержки. Также система управления рисками пресекает незаконное перемещение товаров через таможенную границу РФ, влияет на эффективность таможенного контроля и полноту взыскания таможенных платежей.

       Однако, разработка и внедрение СУР в  таможенный контроль является  длительным и кропотливым процессом, требующий разностороннего развития таможенной службы. Для эффективного функционирования системы необходим высокий уровень обеспечения законодательного, методологического, организационного, информационного, технического, материального обеспечения на каждом из этапов внедрения СУР.

       На  основании полученных в данной работе результатов проведенного исследования, можно сделать следующий вывод  о том, что система анализа  и управления рисками является действенным  механизмом ускорения таможенного  оформления и повышения качества таможенного контроля. Однако нельзя останавливаться на уже достигнутых  результатах. Существует множество  направлений работы по совершенствованию  СУР. На данном этапе ФТС России изучает  опыт других стран в целях разумного  и рационального его применения в ходе создания национальной системы  управления рисками, развивает  информационно-техническое  обеспечение системы и повышает удобство ее использования. Только постоянное совершенствование системы управления рисками поможет  улучшать качество таможенного контроля, а тем самым  обеспечит эффективное осуществление  главной задачи таможенных органов  по защите экономических интересов  и безопасности государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 

       СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

       
  1. Конвенция от 26.06.1999 (г. Брюссель) "Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур".
  2. Таможенный кодекс Таможенного Союза
  3. Приказ ГТК России № 1069 от 26.09.2003 года «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации».
  4. Приказ ФТС от 16.09.2005 № 871 «Об утверждении типового положения об отделе применения системы управления рисками таможни».
  5. Приказ ФТС России от 3.05.2007 № 554 «Об утверждении правил взаимодействия при применении системы управления рисками».
  6. Приказ ФТС России от 11.01.2008 № 11 «Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене»
  7. Письмо ФТС от 5.03.2005 № 14-14/6786 «О применении профилей рисков».
  8. Андриашин Х.А, Свинухов В.Г., Балакин В.В. Таможенное право: Учеб. - М: Магистр, 2008.
  9. Бондарь Л.А., Шамахов В.А.  Таможенная стоимость: Учебник / Под общ. ред.. –М.: Софт Издат, 2007
  10. Гамидуллаев С. Н. Управление риском в социально-экономических системах: таможенные аспекты. – СПб.: Изд-во ИСЭП РАН, 2008
  11. Ершов А.Д., Копанева П.С. Информационное обеспечение управления в таможенной системе: Монография.- СПб.: Знание, 2007
  12. Истомин С. И. Таможенное право России: Учебник. – М.: Софт Издательство, 2007
  13. Шамахов В.А. Таможенный контроль: Учебник.- М.: Софт Издательство, 2008.
  14. www.customs.ru
  15. www.issa.ru
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОБЩАЯ СИСТЕМА  УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ 

Рис.1.1. Система  управления рисками

 

Рис.1.2.  Схема управления риском

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.  ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ  ВВЕДЕНИЯ СУР 

Информация о работе Применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля