Применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 00:10, курсовая работа

Описание

Практика работы таможенных органов при использовании СУР состоит в том, что от контроля за всеми товарами, перемещаемыми через границу, современная таможня переходит к выборочному контролю, сосредотачивая свое внимание на предотвращении правонарушений, имеющих наиболее негативные последствия для экономики и безопасности страны. Стоит отметить, что применение такого метода таможенного администрирование было введено относительно недавно, поэтому остро стоит вопрос о создании эффективных условий функционирования системы и непрерывного ее совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ КАК НОВЫЙ МЕТОД ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 5

История внедрения системы управления рисками в деятельность таможенных органов 5
1.2. Элементы системы управления рисками 8

1.3. Цели, задачи и принципы СУР 11

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ 15

2.1. Применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками 15

2.2. Управление рисками 20

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ 23

3.1. Основные проблемы системы управления рисками и способы их решения 23

3.2. Пути совершенствования таможенного контроля с применением системы управления рисками 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Работа состоит из  1 файл

ОТК КУРСОВАЯ.docx

— 178.59 Кб (Скачать документ)

       Выявление рисков основано на практическом использовании  и анализе различного рода информации, имеющейся в таможенных органах. К основным источникам такой информации относятся базы данных электронных копий, межгосударственного и межведомственного информационного обмена, специализированные базы данных. Также используется информация, полученная в результате оперативно-розыскной деятельности, учитываются обращения и жалобы граждан, запросы контролирующих органов, информация, представленная участниками внешнеторговой деятельности на добровольной основе, информация СМИ и сети Интернет, а также иные источники8.

       Уполномоченные  должностные лица, осуществляя анализ информации из выше перечисленных источников, производят его по направлениям деятельности подразделений таможенных органов  и в соответствии с типовыми критериями отнесения товаров и внешнеторговых операций к группам риска.

       В аналитической работе используются традиционные математико-статистические методы, а также целевые методики выявления рисков, которые вырабатываются структурными подразделениями ФТС  России и РТУ по соответствующим  критериям. Целевые методики призваны обеспечивать единообразное выявление  рисков и применение мер по их минимизации  с минимальным участием интуитивного человеческого фактора.

       В ходе анализа выявляется наличие  взаимосвязей индикаторов и области  риска, а также выявляются тенденции, закономерности и зависимости индикаторов  и области риска от следующих  показателей: в отношении таможенных органов, в отношении участников внешнеторговой деятельности, в отношении товара.

       Степень выявленного риска определяется уполномоченным должностным лицом  экспертным методом исходя из суммы  предполагаемого ущерба, частоты  проявлений и других показателей. Она  может быть высокой, средней или  низкой. Если степень риска определена как низкая, то эта информация доводится  до непосредственного руководителя. В случае если степень выявленного  риска является высокой или средней, формируется проект профиля риска  с приложением к нему пояснительной  записки. Профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторов  риска, а также указания о применении прямых мер по его минимизации9. После утверждения профиля риска в установленном порядке, правовым актом ФТС России он доводимая до таможенных органов и дублируется в электронном виде.

       В зависимости от региона применения профили рисков могут быть трех видов:

       1. Общероссийский – действует на всей таможенной территории России.

       2. Региональный – действует в регионе деятельности одного РТУ.

       3. Зональный – действует в регионе деятельности одной таможни10.

       Решение об отнесении профиля риска к  одному из вышеперечисленных видов  принимается ФТС России. Правовой акт ФТС России, содержащий профиль  риска, в зависимости от вида утверждает:

  • общероссийский – руководитель ФТС России или лицо им уполномоченное;
  • региональный – заместитель руководителя ФТС России, курирующий Главное управление организации таможенного контроля ФТС России либо курирующий структурное подразделение, по направлению деятельности которого выявлен риск.
  • зональный – начальник Главного управления организации таможенного контроля (лицо, им уполномоченное), либо начальник Главного управления (управления) ФТС России по направлению деятельности которого выявлен риск, по согласованию с Главным управлением организации таможенного контроля.

       В зависимости от сроков действия профили рисков делятся на такие виды, как краткосрочный (действует от 1 дня до 1 месяца); среднесрочный (от 1 до 3 месяцев); долгосрочный (от 3 до 6 месяцев); постоянный (более 6 месяцев)11.

       Конкретный  профиль риска исполняется на бланке установленной формы, в электронном  виде исполняется в среде Microsoft Word с использованием функции создания форм. Информация, представленная в профиле риска условно делится на четыре раздела: "Общие сведения", "Область риска", "Прямые меры по минимизации рисков" и "Контактная информация"12.

       Итак, внедрение системы управления рисками предполагает введение в действие новых и модификацию существующих программных средств, применяемых для таможенного контроля. Создание и внедрение в практику работы таможенных органов автоматизированной информационной системы управления рисками (СУР) является приоритетным направлением развития информационно-технической составляющей ФТС России в настоящее время и на ближайшие годы. Опыт создания и внедрения аналогичных систем в таможенных службах других стран показывает, что разработка СУР - это комплексная задача, объединяющая в себе методологические, технологические, нормативно-правовые, информационно-технические, организационные и кадровые аспекты. 

    2.2. Управление рисками

     Одной из задач, решаемых в рамках управления в таможенной системе, является управление рисками. Данная задача не является изолированной, обособленной, от большинства других функций управления. При этом, поскольку  риски присутствуют на всех фазах  и этапах таможенной деятельности, функция управления рисками не исчезает до реализации и контроля решений.

     Управление  рисками представляет собой определенную сумму знаний и набор процедур и технологий по минимизации рисков в таможенной деятельности.

     Принятие  решения - волевой акт формирования последовательности действий, ведущих  к достижению цели на основе преобразования исходной информации и представлений  о текущей ситуации. Риск решения - характеристика решения, принимаемого субъектом в ситуации, когда возможны альтернативы, которые содержат многие исходы, существует неопределенность в отношении конкретного исхода или, по крайней мере, один из исходов.

     Опасности для таможенного органа (как субъекта) - это совокупность явлений, реализация которых способна нанести вред государству, проявляющийся в провозе через  таможенные границы запрещенных  товаров, нанесение крупного финансового, материального и экологического ущерба интересам субъекта.

     Деятельность  по управлению риском включает следующие  основные направления (этапы):

     1. Идентификация (выявление) риска.

     2. Оценка риска.

     3. Выбор метода и мер (инструментов) управления риском.

     4. Предотвращение и контролирование  риска.

     5. Финансирование риска.

     6. Оценка результатов.

     Идентификация предполагает анализ всех видов рисков, независимо от того, находятся они  под вашим контролем или нет. Цель этого - составление списка возможных  рисков, которые могут иметь влияние  на работу данной организации. После  составления списка рисков необходимо определить случаи, когда эти риски  могут осуществиться.

     Для идентификации рисков могут быть использованы различные способы: данные по контролю, практика и регистрационные  записи, схемы и мозговой штурм. Идентификация  рисков помогает не только получить представление  о том, где может произойти  рисковый случай, но и понять характер риска, т.е. поддается ли он контролю и управлению или проведение контроля маловероятно.

     Методы  идентификации риска и оценки риска обычно называют анализом риска. Крайне важным является этап выбора метода и мер управления риском. «Метод»  имеет более широкий смысл, чем  «мера». В рамках выбранного метода можно использовать уже конкретные меры (инструменты). Существуют четыре основных метода управления риском:

  • упразднение;
  • предотвращение и контролирование;
  • страхование;
  • поглощение.

     Упразднение риска фактически означает запрет на данный вид деятельности (товар) или  такую существенную (радикальную) трансформацию  деятельности, после которой данный риск элиминируется13.

     Предотвращение  и контролирование риска - организация  деятельности таким образом, чтобы  участники данного процесса могли  максимально влиять на факторы риска  и имели возможность снижать  вероятность наступления неблагоприятного события; контролирование риска включает комплекс мер, направленных на ограничение потерь в случае, если неблагоприятное событие все-таки наступило.

     Страхование риска - метод, позволяющий снизить  ущерб, возникающий в ходе деятельности за счет финансовой компенсации из страховых фондов.

     Поглощение  риска - способ ведения деятельности, при котором ущерб в случае материализации риска ложится полностью на его участника (участников). Данный метод управления риском обычно применяется в тех случаях, когда вероятность риска невелика или ущербы в случае его наступления не оказывают сильного негативного влияния на участника (участников) деятельности.

     Таким образом, принятие правильного решения служит залогом успеха деятельности любого субъекта принимающего решение, потому что снижает степень риска и позволяет получить высокий конечный результат. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ 

    3.1. Основные проблемы  системы управления  рисками и способы их решения

     Анализ  и управление рисками основывается на информации. На начальном этапе  информация представляет собой необработанные данные, еще не подвергавшиеся анализу. После того как информация будет  проанализирована в целях установления тенденций, или в случае если она  была добыта специфическим образом  – проверена и использована в  определенной ситуации, она называется сведениями.

     Сведения  можно классифицировать следующим  образом:

  • оперативные сведения (ориентировки) – информация, на основании которой необходимо немедленное вмешательство без ее дополнительных проверок и дальнейшего расследования;
  • тактические сведения – проанализированная информация для обеспечения мер по контролю, планированию и проведению оперативно-розыскных мероприятий, относящаяся к товаропотокам, средствам доставки и участникам ВЭД (перевозчикам, владельцам складов временного хранения, организациям);
  • стратегические сведения – структурированная информация о методах и общих тенденциях, размещенная в специальных базах данных14.

     Важнейшее место в указанных видах сведений занимают оперативные ориентировки. Фактический анализ риска представляет собой развитие анализа оперативной  обстановки с учетом динамически  меняющихся факторов и воздействием на них. Факторами риска для проведения анализа могут являться:

  • данные о юридических и физических лицах, совершивших правонарушения при перемещении товаров через таможенную границу РФ;
  • таможенное законодательство и таможенные документы;
  • география грузопотоков;
  • товары (не типичный для страны-экспортера груз, определенная товарная группа товаров, несезонный товар и т.п.);
  • транспортные средства, контейнеры;
  • недавно образованная фирма-отправитель/получатель;
  • таможенная стоимость;
  • страна отправления, с которой связано наибольшее количество нарушений.

     Изучение  проблем управления и анализа  рисками говорит о необходимом  совершенствовании, нововведении в  работе таможенных органов. И таким  нововведением может явиться  эффективное использование информационных систем. Это объясняется тем, что  с помощью информационных систем  становится возможным осуществлять  анализы риска и более правильно  и оперативно принимать решения.

     Информационная  система управления рисками (ИСУР) представляет собой метод по улучшению таможенного  контроля. Его цель заключается в  том, чтобы в интересах более  высокой эффективности работы таможенной службы проводить контроль в тех  случаях, когда угроза возникновения  нарушений или контрабанды является выше среднего.

Информация о работе Применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля