Применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 00:10, курсовая работа

Описание

Практика работы таможенных органов при использовании СУР состоит в том, что от контроля за всеми товарами, перемещаемыми через границу, современная таможня переходит к выборочному контролю, сосредотачивая свое внимание на предотвращении правонарушений, имеющих наиболее негативные последствия для экономики и безопасности страны. Стоит отметить, что применение такого метода таможенного администрирование было введено относительно недавно, поэтому остро стоит вопрос о создании эффективных условий функционирования системы и непрерывного ее совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ КАК НОВЫЙ МЕТОД ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 5

История внедрения системы управления рисками в деятельность таможенных органов 5
1.2. Элементы системы управления рисками 8

1.3. Цели, задачи и принципы СУР 11

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ 15

2.1. Применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками 15

2.2. Управление рисками 20

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ 23

3.1. Основные проблемы системы управления рисками и способы их решения 23

3.2. Пути совершенствования таможенного контроля с применением системы управления рисками 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Работа состоит из  1 файл

ОТК КУРСОВАЯ.docx

— 178.59 Кб (Скачать документ)

       На  сегодняшний день основы применения системы управления рисками определяются Таможенным кодексом Таможенного Союза. Глава 18 раздела «Таможенный контроль»  включает в себя основные понятия  и термины, цели применения системы  управления рисками, устанавливает  объекты анализа риска, а также  регламентирует деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками. 

    1. Элементы  системы управления рисками

       Применение  системы управления рисками предполагает собой осуществление должностными лицами ряд последовательных операций, которые оговорены в Приказе  ГТК России от 26.09.2003 № 1069 «Об утверждении  концепции системы управления рисками  в таможенной службе Российской Федерации».

       Основными элементами системы управления рисками являются:

       1) Сбор и обработка информации  о товарах и транспортных средствах,  перемещаемых через таможенную  границу Российской Федерации. 

       Данный  элемент предусматривает сбор и  обработку всей существующей информации из различных источников о товарах  и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в том числе информации:

  • статистической о перемещаемых товарах и транспортных средствах через таможенную границу Российской Федерации, а также сравнение внутренней статистики Российской Федерации со статистикой стран-контрагентов;
  • о производственно-экономическом потенциале стран-контрагентов;
  • поступающей от иных правоохранительных и контрольных органов Российской Федерации, в том числе от таможенных органов иностранных государств;
  • о результатах оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, а также специальной статистики о нарушениях таможенных правил;
  • о правонарушениях и преступлениях в сфере таможенного дела;
  • о деятельности лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;
  • о деятельности таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;

               - о расчетно-платежных отношениях  по совершаемым внешнеэкономическим  сделкам; 

  • о транспортных логистических схемах.

       2) Выявление и анализ рисков.

       Основные  действия, связанные с анализом рисков, состоят из определения:

  • совокупности условий и факторов, влияющих на риски;
  • таможенных операций, при осуществлении которых существует вероятность совершения таможенного правонарушения;
  • объектов анализа;
  • критериев и параметров, характеризующих риски (количество перемещений, номенклатура товаров, получатель товаров и т.д.);
  • индикаторов риска (граничных количественных показателей, определяющих необходимость применения мер по предотвращению или минимизации рисков);
  • оценки возможной величины ущерба в случае возникновения рисков.

       3) Разработка и реализация мер  по управлению рисками. 

       При разработке и реализации мер необходимо учитывать:

  • прогноз результатов и определение возможных последствий планируемых мер и вероятности наступления этих последствий;
  • анализ возможных мер по предотвращению или минимизации рисков, а по результатам - выбор оптимальных, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

       4) Обобщение результатов принятых  мер и подготовка предложений. 

       Функционирование  СУР невозможно без отлаженной системы "обратной связи". Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков необходимо на постоянной основе осуществлять контроль за применением соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам - их корректировку3.

    1. Цели, задачи и принципы СУР

       Как любая организованная система СУР  имеет свои определенные цели, задачи и принципы.

       Таможенные  органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной  перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного  контроля, применяемых к таким  товарам, транспортным средствам международной  перевозки, документам и лицам, а  также степени проведения таможенного  контроля.

       Стратегия и тактика применения системы  управления рисками определяется законодательством  государств - членов таможенного союза.

         Целями применения системы управления  рисками являются:

       1) обеспечение в пределах компетенции  таможенных органов мер по  защите национальной (государственной)  безопасности, жизни и здоровья  человека, охране окружающей среды; 

       2) сосредоточение внимания на областях  повышенного риска и обеспечение  более эффективного использования  имеющихся в распоряжении ресурсов;

       3) выявление, прогнозирование и  предотвращение нарушений таможенного  законодательства таможенного союза  и (или) законодательства государств - членов таможенного союза: 

       имеющих устойчивый характер;

       связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

       подрывающих конкурентоспособность товаров  таможенного союза;

       затрагивающих другие виды контроля, обеспечение  соблюдения которых возложено на таможенные органы;

       4) ускорение проведения таможенных  операций при перемещении товаров  через таможенную границу.  4

       Стоит отметить, что таможенные органы осуществляют взаимный обмен информацией о  применяемых мерах по минимизации  рисков, а также иной информацией, способствующей повышению эффективности  проведения таможенного контроля, в  порядке, установленном международным  договором государств - членов таможенного  союза.

       Для достижения перечисленных целей  перед системой управления рисками  ставится множество задач. На этапе  внедрения СУР в таможенное дело Приказом  ГТК России от 26.09. 2003 г. N 1069 «Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации» определялись такие направления  деятельности:

  • создание единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование СУР;
  • разработка методик (программ) по выявлению рисков;
  • определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков;
  • выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений;
  • оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках;
  • определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению;
  • разработка и применение методик оценки эффективности применяемых мер;
  • разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков;
  • контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков;
  • оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений;
  • накопление и анализ информации о результатах применения отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений, с целью выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля5.

       Нельзя  не отметить, что система управления рисками (СУР) основывается на следующих  базовых принципах построения, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы:

  • принцип целевой направленности, заключающийся в подчинении всех задач таможенной службы и способов их решения в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;
  • принцип целостности, заключающийся в разработке и использовании структурными подразделениями ГТК России функциональных подсистем управления рисками, как элементов единой системы таможенной службы Российской Федерации;
  • принцип информационного единства, заключающийся в совместимости информационных источников и единых подходов к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации, как по вертикали, так и по горизонтали, на всех уровнях таможенного администрирования (ГТК России, РТУ, таможня, таможенный пост);
  • принцип законности, заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков действующему законодательству Российской Федерации;
  • принцип единства управления рисками, заключающийся в определении единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков.

       Таким образом, основываясь на указанных принципах, СУР обеспечит организацию эффективного таможенного контроля, осуществляемого на основе выборочности. Это позволит таможенным органам сосредоточить внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов; увеличить возможности по выявлению и прогнозированию нарушений таможенного законодательства; оказать благоприятные условия лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность. Несомненно, применение данных принципов также позволит ускорить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного Союза.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ 

    2.1. Применение должностными  лицами таможенных  органов системы  управления рисками

         Применение должностными лицами  таможенных органов системы управления  рисками в процессе таможенного  контроля регламентирован рядом актов Государственного таможенного комитета и Федеральной таможенной службы России из них, одним из основных, является – "Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками", а также письмами ФТС России о порядке отчетности и содержащих методические рекомендации по минимизации рисков.

       Основная  роль в организации деятельности должностных лиц таможенных органов  по минимизации рисков отводится  аналитической работе. На основе изучения практики таможенного контроля определяется:

  1. область риска – отдельные сгруппированные объекты анализа риска, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля или их совокупности, а также повышение эффективности таможенного администрирования;
  2. индикаторы – определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых или соответствие которым позволяет осуществлять выбор объекта контроля;
  3. профиль риска – совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков.6

       Механизмы минимизации рисков при осуществлении  таможенного контроля представляют:

  • использование различных источников информации для выявления рисков, совокупность применяемых мер по минимизации;
  • применение мер по минимизации рисков в соответствии с профилем, а также самостоятельно должностным лицом таможенного органа, если это допустимо;
  • использование информационно-технических и программных средств при осуществлении таможенного контроля, позволяющих реализовывать систему управления рисками;
  • использование системы обратной связи (функции контроля и организация отчетности).

       Выявление рисков, возникающих при таможенном контроле товаров, и формирование на их основе проектов профилей рисков осуществляется в соответствии с типовой схемой и должностными инструкциями должностные  лица, в обязанности которых входит:

  • контроль классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России и определение страны происхождения;
  • контроль применения нетарифных мер и защита интеллектуальной собственности;
  • валютный контроль;
  • контроль таможенной стоимости;
  • контроль начисления таможенных пошлин, налогов, а также обеспечения уплаты таможенных платежей;
  • контроль таможенного транзита;
  • контроль деятельности субъектов внешнеторговой деятельности;
  • формирование таможенной статистики;
  • правоохранительная деятельность7.

Информация о работе Применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля